АФГАНИСТАН

Найдено 1 определение
АФГАНИСТАН
Экономическая политика. Общественно-экономическая мысль. Развитие экономич. политики и экономич. мысли происходило в процессе непрерывной борьбы с империалистич. экспансией Великобритании, за становление и укрепление афг. гос-ва.
А. конца 19 в. был одной из самых отсталых стран Азии, в его с. х-ве преобладали феод. отношения с сильными пережитками общинно-родового строя. С нач. 20 в. в стране происходит постепенная специализация с. х-ва, дающего всё больше товарной продукции, растут города, появляются первые гос. предприятия фаб.-зав. типа (воен.-механич. з-д «Машинхане»; кожевенно-обувная и шерстоткацкая ф-ки и первая гидроэлектростанция). С этого же времени начался процесс первоначального накопления частного капитала в области торговли и частично в кустарно-ремесл. произ-ве. Наряду с продолжавшим занимать господствующие позиции инонациональным (в основном индийским) капиталом, возник нац. купеческий капитал и стал (хотя очень медленно) складываться внутр. общеафг. рынок, появилась небольшая прослойка нац. интеллигенции, состоявшая из людей, получивших образование за границей. Через внеш. торговлю А. постепенно втягивался в систему мирового капиталистич. х-ва.
Под непосредств. влиянием рус. революции 1905 - 07, пробудившей, по выражению В. И. Ленина, и Азию, и «сотни миллионов забитого, одичавшего в средневековом застое населения...» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 23, с. 146) и подъёма нац.-освободит. движения в Брит. Индии и Иране в А. возникло первое политически оформленное движение младоафганцев. Оно выражало интересы представителей интеллигенции, нац. купечества, либерально настроенных помещиков и передовой части офицерства. Младоафганцы выступали за ограничение власти эмира, введение конституции и восстановление полной независимости А. от англ. господства, пытаясь добиться своих целей путём заговора и гос. переворота, что вскоре привело к разгрому движения. Новая волна этого движения стала формироваться под идеологич. воздействием основателя и издателя первой афг. газеты «Сирадж уль-ахбар» (выходившей с 1911 до 1919 два раза в месяц) Махмуда Тарзи, видного публициста, просветителя, поэта, а затем и гос. деятеля. После провозглашения пр-вом Амануллы-хана независимости (февраль 1919) Советское пр-во по инициативе В. И. Ленина объявило о признании полного суверенитета афганского гос-ва. В августе 1919 Великобритания была вынуждена признать независимость. А. Всё это создало условия для осуществления реформ, вытекавших из программных требований младоафг. движения, объективно способствовавших ускорению развития в стране капиталистических производственных отношений и дальнейшему прогрессу экономич. политики и общественно-экономич. мысли. К числу этих реформ относился прежде всего принятый в 1921 «Устав о поощрении промышленности» - первый протекционистский акт афг. пр-ва, согласно к-рому для всех вновь строящихся предприятий предоставлялись бесплатно зем. участки из гос. фонда. Эти предприятия освобождались на десять лет от уплаты всех налогов и сборов, обеспечивались правительств, заказами, получали право в течение пяти лет беспошлинно ввозить необходимое оборудование и др. материалы; для защиты от иностр. конкуренции на товары, аналогичные продукции таких предприятий, устанавливались повышенные импортные пошлины.
В целях преодоления наиболее реакц. и изживших себя феод. и родовых институтов и создания благоприятных условий для накопления нац. капитала и развития производит. сил в стране тогда же были впервые формально отменены патриархальное рабство, налоговые льготы для племён, право ханов племён собирать налоги, общественные натуральные повинности; натуральные налоги на землю и скот были заменены денежными. Многочисл. внутренние и таможенные пошлины заменялись единым сбором, был введён единый таможенный тариф, выпущены новые метал л ич. деньги и упорядочена ден. система. Переданы гос-ву вакфные земли (земли, отказанные мечетям государством и верующими), начата свободная распродажа пустовавших гос. земель, юридически закреплена частная собственность на землю и разрешена её свободная купля и продажа. Была проведена реорганизация центр. гос. аппарата и его местных органов, введено ежегодное составление и утверждение смет госбюджета; открыты новые светские уч. заведения и пр.
Для объединения разрозненного торг.-ростовщич. капитала и ускорения процесса его накопления пр-во Амануллы, не ограничиваясь указанными реформами, приняло ряд особых мер. Определённая часть нац. торг.-ростовщич. капитала была объединена в специализированные, отраслевые, смешанные гос.-частные (при личном участии эмира и его ближайших сподвижников) акц. компании (ширкеты). Им была предоставлена монополия на импорт и экспорт определённых товаров с последующим использованием накопленного ими капитала для развития соответствующих отраслей экономики. За счёт бюджетных средств и внешней экономич. и технич. помощи было начато строительство ирригац. сооружений, пром. предприятий, дорог и линий связи, агротехнич. станций и опытных с.-х. ферм. Всё это привело к нек-рому расширению гос. сектора экономики и известному развитию производит. сил.
Пр-во Надир Шаха, пришедшее к власти в 1929, продолжало проводить в области экономич. политики курс, направленный на ускорение нац.-бурж. эволюции афг. общества и экономики. Оно стало в большей степени учитывать в своих мероприятиях интересы усилившейся нац. буржуазии, выразителем к-рых был один из крупнейших купцов, а затем и капиталист Абдул Меджид Заболи. Он предложил пр-ву расширить централизацию разрозненного купеч. капитала для вытеснения из сферы кредитно-ден. операций, внутр. и внеш. торговли инонациональных (в осн. индийских) элементов и превращения части накопленного капитала в промышленный. В связи с этим предлагалось заинтересовать купцов в централизации их капиталов чисто экономически, путём создания специализиров. экспортных и экспортно-импортных ширкетов (торг, компаний) с предоставлением им врем. торг, монополии и последующим использованием их накоплений для развития экспортных отраслей с. х-ва и лёгкой пром-сти. Эту же политику продолжал и пришедший к власти в 1933 Захир Шах. Центром ширкетов стал созданный верхушкой нац. торг, буржуазии во главе с Заболи Афганский национальный банк (Афганнацбанк - Банке милие афган), частью акций к-рого тогда владело афг. гос-во. Этот банк временно выполнял также функции центр. эмиссионного банка, казначейства, монопольного валютно-расчётного центра и монопольной торг, компании по импорту сахара, автобензина и смазочных масел, автомобилей и др.
В 1935 было принято «Положение об управлении и развитии промышленности», в соответствии с к-рым Афганнацбанку, его дочерним торг.-пром. компаниям и предпринимателям были предоставлены существенные налоговые и др. льготы, ещё более расширенные «Положением о промышленности», принятым в апр. 1941. Благодаря успешному использованию всех этих привилегии Афганнацбанку в короткий срок удалось создать разветвлённую сеть дочерних компаний, в т. ч. торг.-промышленных, осуществить централизацию подавляющей части нац. купеч. капитала, вытеснить из внутр. и внеш. торговли и вообще из сферы обращения крупный инд. капитал и возвратить гос-ву с большим приростом весь его капитал, вложенный в Афганнацбанк. Заболи получил в 1938 пост мин. экономики. В 1939 - 40 он возглавил составление первой пятилетней программы экономич. развития страны и последовавшую вслед за разработкой этой программы новую волну ширкетнзации ещё не охваченных ею средних и мелких купцов. С начала 2-й мировой войны 1939 - 1945 в экономич. политике афг. пр-ва проводился курс Заболи, направленный на свёртывание гос. сектора в пром-сти путём передачи большей части его предприятий (за исключением завода «Машинхане») Афганнацбанку и его дочерним торг.-пром. ширкетам с сохранением за гос-вом в лице созданного в мае 1940 гос. банка (Ды Афганистан банк) права участия в капитале последних. Это отвечало классовым интересам не только нац. буржуазии, но и мн. крупных помещиков и чиновников гос. учреждений, к-рые всё охотнее становились пайщиками этих ширкетов. Такая политика приводила ко всё большему сращиванию нац. торг, и торг.-пром. капитала с крупным землевладением и гос. аппаратом. Т. о., в экономич. политике А. наметились две офпц. концепции. Первую представлял правящий блок тесно связанных с рынком крупных помещиков и скотовладельцев и верхушки нек-рых, не подчинённых Афганнацбанку ширкетов, с преимуществ, участием гос. капитала. Представителем и проводником этой концепции был Ды Афганистан банк. Вторую концепцию представляла нац. торг, и торг.-пром. буржуазия, сформировавшаяся и действовавшая под эгидой Афганнацбанка. Первая концепция исходила из общих экономии. потребностей господствующих классов и стояла за развитие гос. капитализма и активное вмешательство гос-ва в экономич. жизнь страны в гл. её областях; вторая (особенно после изъятия гос-вом своей доли из капитала Афганнацбанка) отражала гл. обр. интересы узкого круга представителей тех же классов и буржуазии, стремящихся монопольно эксплуатировать трудящиеся массы и ограничить экономич. роль гос-ва развитием инфраструктуры и др. отраслей, создающих благоприятные условия для прибыльного частнокапиталистич. предпринимательства.
Спор между представителями этих двух концепций шёл из-за степени участия гос. и частного капитала в экономич. жизни страны и, следовательно, из-за доли извлекаемых прибылей. Вместе с тем это не мешало им взаимно сотрудничать в смешанных гос.-частных пром. и торг, компаниях и специализиров. банках.
С приходом в сент. 1953 к власти пр-ва Мухаммеда Дауда экономич. политика А. вступила в новый этап, получив название политики «руководимой экономики». Суть этой политики - преимуществ, развитие гос. сектора экономики на базе разработки и осуществления долгосрочных (пятилетних) программ (планов) путём создания как чисто гос., так и смешанных производственных и торг, компаний и банков. Гос. капитал составлял, как правило, не менее 51%. На этом этапе афг. гос. капитализм охватил по существу все отрасли экономики и всю хоз. политику страны. После отставки в марте 1963 М. Дауда пр-во проводило политику «руководимой смешанной экономики», отражающую объективно происходящий в стране процесс развития капиталистич. отношений, и прежде всего гос. капитализма. На совр. этапе социально-экономич. развития А. гос. капитализм представляет собой прогрессивное явление, т. к. в целом он имеет антиимпериалистич. направленность и играет большую роль в становлении и развитии нац. экономики страны. Цель афг. правительств, экономич. политики состоит в том, чтобы, опираясь на гос. сектор в экономике, облегчить капиталистич. предпринимательство в городе и деревне, ограничить действие наиболее архаичных форм производств. и общественных отношений, постепенно приспособить господствующую в стране систему крупного землевладения, базирующуюся на мелкокрест. землепользовании и экстенсивном ведении х-ва, к потребностям капиталистич. развития страны. Вместе с тем правящие круги отрицают необходимость к.-л. коренных социально-экономич. преобразований, в т. ч. и проведения давно назревшей агр. реформы. Нерешённость агр. вопроса обусловливает узость экономич. базы осуществляющихся в стране изменений, что лимитировало и лимитирует предпринимательские возможности прежде всего низших прослоек формирующейся нац. буржуазии. Бурж. эволюция афг. города и крайне отсталой деревни происходит в тяжёлых для трудящихся масс условиях, вызывая недовольство, общественные трения, находящие выход в антиправительственных демонстрациях и манифестациях и служащие поводом для возникновения более радикальных и прогрессивных общественно-экономич. взглядов.
В стране существуют оппозиц. течения общественно-политпч. и экономич. мысли самых различных оттенков: от реакц.-консервативного до либерально-демократического и антикапиталистического. Реакционно-консервативное течение проявилось ещё во взглядах и деятельности т. н. староафганцев (нач. 20 в.), выступавших даже против самых скромных реформ с защитой «устоев ислама и шариата» и привилегий духовенства и феод. племенной знати. Либерально-демократич. течение особенно ярко проявилось в выступлениях парламентской оппозиции и независимых частных газет в 1949 - 52 и вновь в 1965 - 69 после конституц. реформы 1964.
Первую волну либерально-демократич. течения возглавили избранные в 1949 в парламент представители возникшего ещё в 1947 общественно-политич. движения «пробудившаяся молодёжь», к-рые, воспользовавшись парламентскими дебатами по вопросу о деятельности в А. амер. инженерно-строит. фирмы «Моррисон - Надсен», потребовали отставки нек-рых скомпрометировавших себя министров и добились принятия в янв. 1951 нового закона о печати, разрешившего издание частных газет и журналов. Получив возможность издавать газеты («Ангар», «Ватан», «Нидаи Халк», «Улус» и т. п.), они использовали их для пропаганды своих взглядов, сводившихся в основном к требованию отмены привилегий крупного частного капитала (т. е. группы Афганнацбанка), принятия мер к облегчению предпринимат. деятельности мелкой и средней буржуазии и т. п. В начале 1952 пр-во закрыло все частные газеты и репрессировало нек-рых представителей этого течения. Вторая волна либерально-демократич. течения возникла в предвыборной борьбе 1965 и особенно ярко проявилась в парламентских дебатах по вопросу введения бурж.-демократич. свобод в 1966 - 69.
Другие более радикальные представители интеллигенции в газ. «Халк» («Народ», с 1965), а после её запрета с марта 1968 - в газ. «Парчам» («Знамя») печатали статьи, в к-рых провозглашалась необходимость некапиталистического развития А., с перспективой построения в дальнейшем социалистического общества. Требования расширения буржуазной демократии помещались и в др. афг. газетах. Однако к.-л. цельной экономич. программы большинство этих изданий, за исключением газет «Халк» и «Парчам», не излагало и, следовательно, не оказало существенного влияния на формирование афг. общественно-экономич. мысли.
Определ. роль в развитии общественно-экономич. мысли и выработке офиц. экономич. политики А. играют печатные труды и выступления нек-рых афг. экономистов и публицистов, а также руководящих работников экономич. ведомств и учреждений - непосредств. участников разработки различных программ развития отд. отраслей экономич. и нац. х-ва страны в целом. В частности, в книге Кешаварза (Мухаммеда Насера) «Земледелие и животноводство в Афганистане», изданной в Кабуле в 1962, большое внимание уделено вопросам определения объёма валовой продукции с. х-ва и дальнейшего развития его отд. отраслей. В диссертации А. X. Камаля, изданной в Цюрихе (1954), исследуются совр. агр. отношения, содержатся важные сведения, позволяющие сделать вывод о постепенной капиталистич. эволюции афг. деревни. В диссертации Хайдара Давара, к-рую он защитил в Кёльне (1961), рассматриваются вопросы развития кустарных промыслов и фаб.-зав. пром-сти А. и излагаются взгляды автора на политику пр-ва в области пром-сти. Во многих выступлениях в печати Заболи (особенно в период, когда он был министром нац. экономики А.) излагаются взгляды крупной нац. буржуазии по вопросам гос. и частного предпринимательства, разграничения сфер и функций в сотрудничестве гос. и частного капиталов. В опубликованных в 1957, 1962 и 1967 текстах трёх пятилетних планов и ежегодных отчётах об их выполнении, издаваемых с 1958 Мин-вом планирования А. в сб. «Survey of Progress», а также в спец. выступлениях инициаторов политики «руководимой экономики» (М. Дауда), «руководимой смешанной экономики» (Мухаммеда Юсуфа и Нур Ахмеда Эттемади) и «прогрессивной демократии» (М. X. Мейвандваля) развивается теория офиц. экономич. политики А. Все эти вопросы периодически поднимались и обсуждались также в экономич. журн. и газ. «Иктисад» («Экономика», с 1931), «Зирма» («Благосостояние», с 1954), «Виса» («Доверие», с 1955), «Кархына» («Земледелие», с 1952) и др. и в офиц. общеполитич. газетах «Ислах» («Реформа», с 1929), «Анис» («Собеседник», с 1927) и «Кабул тайме» (с 1962). экономич. обзоры, посвящённые отд. отраслям афг. экономики, периодически публикуются также в общественно-политич. ежегоднике «Ды Афганистан калаиый» (с 1932), ежеквартальном журнале «Ды Афганистан банк» (с 1957), и в разного рода специальных изданиях отд. мин-в и ведомств и Академии наук А. (организованной в 1968), в периодически переиздаваемом справочном томе «Афганистан». В 1968 в Кабуле был издан юбилейный сб. «Афганистан дар панджах салейи ахир» («Афганистан за последние 50 лет»), в к-ром помещены отчёты о структуре и деятельности всех мин-в и ведомств А. за 50 лет, в т. ч. отчёт об их деятельности по осуществлению трёх пятилеток по соотв. отраслям.
В прошлом афганцы, чтобы получить высшее экономич. образование, вынуждены были учиться за границей. Подготовленные за рубежом специалисты были первыми авторами экономич. исследований, книг и статей по вопросам развития экономики А. или отд. её отраслей и участниками разработки первых долгосрочных программ экономич. и социального развития страны. В 1957 в Кабульском ун-те создан экономич. фак-т. В начале своего существования на двух отделениях ф-та экономики и финансов обучалось всего 20 студентов, занятия вели 12 преподавателей, приглашённых из Кёльнского ун-та (ФРГ), с 1962 на ф-те действует неск. специализиров. кафедр (теории экономики, финансов, статистики, банковского дела, пром-сти, торговли, с. х-ва), и количество студентов и преподавателей возросло. За 10 лет существования экономич. ф-та (с 1957/58 по 1967/68 уч. г.) было подготовлено 394 экономиста. В 1967/68 уч. году обучалось 294 студента, преподавали 45 афг. и 12 иностр. преподавателей. На базе обобщения зарубежных экономич. публикаций кон. 50-х и нач. 60-х гг. были созданы уч. пособия и исследовательские труды: «История экономических теорий» д-ра Саида Шарифа Шарафа, «Международная торговля» Энаятуллы Анвара, «Словарь экономических терминов» д-ра Гауси, «Основные методы экономической статистики» д-ра Агаби, «Счетоводство» д-ра Сароби и др.

Источник: Экономическая энциклопедия. Политическая экономия в 4 т. Советская энциклопедия 1979-1980 гг.

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

О новой стратегии экономических реформ в Республике Афганистан

Совик Л.Е., Саларзай А.
Проводимая в Афганистане стратегия рыночных преобразований привела к разрушению экономики, государственного устройства и вооруженным конфликтам.
Читать PDF
0.00 байт

Возвращение России в Афганистан: перспективы двустороннего экономического сотрудничества

Асеф Н.
В статье рассматривается динамика развития экономической ситуации в Исламской Республике Афганистан после падения режима талибов в 2001 г.
Читать PDF
0.00 байт

Афганистан как наркогосударство

Кирсанов Анатолий Иванович
В статье дается общая характеристика наркоситуации в мире и Афганистане как государстве, в котором сосредоточено более 92% мирового производства героина.
Читать PDF
0.00 байт

2003. 03. 008010. Геополитические последствия анти-террористической операции в Афганистане

Кузнецова С. И.
Читать PDF
0.00 байт

Перспективы и риски создания свободой экономической зоны на территории исламской Республики афганист

Абдул Кахар Мохд Лайс
Через десять лет после крушения террористической группировки «Талибан», экономики Афганистана приобрела устойчивый рост. Афганская экономика росла примерно на 10% в год, это один из самых высоких показателей прироста в мире.
Читать PDF
0.00 байт

Состояние и перспективы развития экономики Афганистана

Окимбеков Убайд Вафобекович
Свержение правительства талибов в конце 2001 г. дало возможность Афганистану рассчитывать в восстановление национальной экономики на финансовую и техническую помощь стран-доноров и международных финансовых институтов.
Читать PDF
0.00 байт

Правовое регулирование международного военного присутствия в Афганистане

Небольсина М. А.
Читать PDF
0.00 байт

Российское законодательство в отношении ветеранов боевых действий в Афганистане: проблемы, особеннос

Агеев Александр Александрович
В статье анализируются законодательные документы, определяющие общественный статус и материальное положение ветеранов-афганцев.
Читать PDF
0.00 байт

Авторитаризм и демократия в условиях Афганистана

Сикоев Р.
Читать PDF
0.00 байт

2005. 03. 011. Г. Н. Андреева. Новая Конституция Афганистана 2004 г. (обзор)

Читать PDF
0.00 байт

Какой будет конституция нового Афганистана?

Сикоев Р.
"Азия и Африка сегодня", М., 2003 г., № 8, с. 1723.
Читать PDF
0.00 байт

Ислам и проблемы развития Афганистана

Коргун Виктор
Читать PDF
0.00 байт

Повлиял ли вооруженный конфликт в Афганистане на нормы ведения военных действий?

Робин Гайс, Михель Зигрист
Вооруженный конфликт в Афганистане поставил после 2001 г. множествовопросов, касающихся норм гуманитарного права, регулирующих ведение во-енных действий.
Читать PDF
0.00 байт

Международное право и вооруженные негосударственные акторы в Афганистане

Анисса Беллал, Жиль Джакка, Стюарт Кейзи-Маслен
Эффективный правовой режим, регулирующий действия вооруженныхнегосударственных акторов в Афганистане, должен включать не толькомеждународное гуманитарное право, но и международное право правчеловека.
Читать PDF
0.00 байт

ООН и права женщин в Афганистане

Новикова Ольга Николаевна
В статье рассматриваются консервативные гендерные отношения и традиционные представления о статусе женщины в афганском обществе.