Экономическая политика. Общественно-экономическая мысль. Развитие экономич. политики и экономич. мысли происходило в процессе непрерывной борьбы с империалистич. экспансией Великобритании, за становление и укрепление афг. гос-ва.
А. конца 19 в. был одной из самых отсталых стран Азии, в его с. х-ве преобладали феод. отношения с сильными пережитками общинно-родового строя. С нач. 20 в. в стране происходит постепенная специализация с. х-ва, дающего всё больше товарной продукции, растут города, появляются первые гос. предприятия фаб.-зав. типа (воен.-механич. з-д «Машинхане»; кожевенно-обувная и шерстоткацкая ф-ки и первая гидроэлектростанция). С этого же времени начался процесс первоначального накопления частного капитала в области торговли и частично в кустарно-ремесл. произ-ве. Наряду с продолжавшим занимать господствующие позиции инонациональным (в основном индийским) капиталом, возник нац. купеческий капитал и стал (хотя очень медленно) складываться внутр. общеафг. рынок, появилась небольшая прослойка нац. интеллигенции, состоявшая из людей, получивших образование за границей. Через внеш. торговлю А. постепенно втягивался в систему мирового капиталистич. х-ва.
Под непосредств. влиянием рус. революции 1905 - 07, пробудившей, по выражению В. И. Ленина, и Азию, и «сотни миллионов забитого, одичавшего в средневековом застое населения...» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 23, с. 146) и подъёма нац.-освободит. движения в Брит. Индии и Иране в А. возникло первое политически оформленное движение младоафганцев. Оно выражало интересы представителей интеллигенции, нац. купечества, либерально настроенных помещиков и передовой части офицерства. Младоафганцы выступали за ограничение власти эмира, введение конституции и восстановление полной независимости А. от англ. господства, пытаясь добиться своих целей путём заговора и гос. переворота, что вскоре привело к разгрому движения. Новая волна этого движения стала формироваться под идеологич. воздействием основателя и издателя первой афг. газеты «Сирадж уль-ахбар» (выходившей с 1911 до 1919 два раза в месяц) Махмуда Тарзи, видного публициста, просветителя, поэта, а затем и гос. деятеля. После провозглашения пр-вом Амануллы-хана независимости (февраль 1919) Советское пр-во по инициативе В. И. Ленина объявило о признании полного суверенитета афганского гос-ва. В августе 1919 Великобритания была вынуждена признать независимость. А. Всё это создало условия для осуществления реформ, вытекавших из программных требований младоафг. движения, объективно способствовавших ускорению развития в стране капиталистических производственных отношений и дальнейшему прогрессу экономич. политики и общественно-экономич. мысли. К числу этих реформ относился прежде всего принятый в 1921 «Устав о поощрении промышленности» - первый протекционистский акт афг. пр-ва, согласно к-рому для всех вновь строящихся предприятий предоставлялись бесплатно зем. участки из гос. фонда. Эти предприятия освобождались на десять лет от уплаты всех налогов и сборов, обеспечивались правительств, заказами, получали право в течение пяти лет беспошлинно ввозить необходимое оборудование и др. материалы; для защиты от иностр. конкуренции на товары, аналогичные продукции таких предприятий, устанавливались повышенные импортные пошлины.
В целях преодоления наиболее реакц. и изживших себя феод. и родовых институтов и создания благоприятных условий для накопления нац. капитала и развития производит. сил в стране тогда же были впервые формально отменены патриархальное рабство, налоговые льготы для племён, право ханов племён собирать налоги, общественные натуральные повинности; натуральные налоги на землю и скот были заменены денежными. Многочисл. внутренние и таможенные пошлины заменялись единым сбором, был введён единый таможенный тариф, выпущены новые метал л ич. деньги и упорядочена ден. система. Переданы гос-ву вакфные земли (земли, отказанные мечетям государством и верующими), начата свободная распродажа пустовавших гос. земель, юридически закреплена частная собственность на землю и разрешена её свободная купля и продажа. Была проведена реорганизация центр. гос. аппарата и его местных органов, введено ежегодное составление и утверждение смет госбюджета; открыты новые светские уч. заведения и пр.
Для объединения разрозненного торг.-ростовщич. капитала и ускорения процесса его накопления пр-во Амануллы, не ограничиваясь указанными реформами, приняло ряд особых мер. Определённая часть нац. торг.-ростовщич. капитала была объединена в специализированные, отраслевые, смешанные гос.-частные (при личном участии эмира и его ближайших сподвижников) акц. компании (ширкеты). Им была предоставлена монополия на импорт и экспорт определённых товаров с последующим использованием накопленного ими капитала для развития соответствующих отраслей экономики. За счёт бюджетных средств и внешней экономич. и технич. помощи было начато строительство ирригац. сооружений, пром. предприятий, дорог и линий связи, агротехнич. станций и опытных с.-х. ферм. Всё это привело к нек-рому расширению гос. сектора экономики и известному развитию производит. сил.
Пр-во Надир Шаха, пришедшее к власти в 1929, продолжало проводить в области экономич. политики курс, направленный на ускорение нац.-бурж. эволюции афг. общества и экономики. Оно стало в большей степени учитывать в своих мероприятиях интересы усилившейся нац. буржуазии, выразителем к-рых был один из крупнейших купцов, а затем и капиталист Абдул Меджид Заболи. Он предложил пр-ву расширить централизацию разрозненного купеч. капитала для вытеснения из сферы кредитно-ден. операций, внутр. и внеш. торговли инонациональных (в осн. индийских) элементов и превращения части накопленного капитала в промышленный. В связи с этим предлагалось заинтересовать купцов в централизации их капиталов чисто экономически, путём создания специализиров. экспортных и экспортно-импортных ширкетов (торг, компаний) с предоставлением им врем. торг, монополии и последующим использованием их накоплений для развития экспортных отраслей с. х-ва и лёгкой пром-сти. Эту же политику продолжал и пришедший к власти в 1933 Захир Шах. Центром ширкетов стал созданный верхушкой нац. торг, буржуазии во главе с Заболи Афганский национальный банк (Афганнацбанк - Банке милие афган), частью акций к-рого тогда владело афг. гос-во. Этот банк временно выполнял также функции центр. эмиссионного банка, казначейства, монопольного валютно-расчётного центра и монопольной торг, компании по импорту сахара, автобензина и смазочных масел, автомобилей и др.
В 1935 было принято «Положение об управлении и развитии промышленности», в соответствии с к-рым Афганнацбанку, его дочерним торг.-пром. компаниям и предпринимателям были предоставлены существенные налоговые и др. льготы, ещё более расширенные «Положением о промышленности», принятым в апр. 1941. Благодаря успешному использованию всех этих привилегии Афганнацбанку в короткий срок удалось создать разветвлённую сеть дочерних компаний, в т. ч. торг.-промышленных, осуществить централизацию подавляющей части нац. купеч. капитала, вытеснить из внутр. и внеш. торговли и вообще из сферы обращения крупный инд. капитал и возвратить гос-ву с большим приростом весь его капитал, вложенный в Афганнацбанк. Заболи получил в 1938 пост мин. экономики. В 1939 - 40 он возглавил составление первой пятилетней программы экономич. развития страны и последовавшую вслед за разработкой этой программы новую волну ширкетнзации ещё не охваченных ею средних и мелких купцов. С начала 2-й мировой войны 1939 - 1945 в экономич. политике афг. пр-ва проводился курс Заболи, направленный на свёртывание гос. сектора в пром-сти путём передачи большей части его предприятий (за исключением завода «Машинхане») Афганнацбанку и его дочерним торг.-пром. ширкетам с сохранением за гос-вом в лице созданного в мае 1940 гос. банка (Ды Афганистан банк) права участия в капитале последних. Это отвечало классовым интересам не только нац. буржуазии, но и мн. крупных помещиков и чиновников гос. учреждений, к-рые всё охотнее становились пайщиками этих ширкетов. Такая политика приводила ко всё большему сращиванию нац. торг, и торг.-пром. капитала с крупным землевладением и гос. аппаратом. Т. о., в экономич. политике А. наметились две офпц. концепции. Первую представлял правящий блок тесно связанных с рынком крупных помещиков и скотовладельцев и верхушки нек-рых, не подчинённых Афганнацбанку ширкетов, с преимуществ, участием гос. капитала. Представителем и проводником этой концепции был Ды Афганистан банк. Вторую концепцию представляла нац. торг, и торг.-пром. буржуазия, сформировавшаяся и действовавшая под эгидой Афганнацбанка. Первая концепция исходила из общих экономии. потребностей господствующих классов и стояла за развитие гос. капитализма и активное вмешательство гос-ва в экономич. жизнь страны в гл. её областях; вторая (особенно после изъятия гос-вом своей доли из капитала Афганнацбанка) отражала гл. обр. интересы узкого круга представителей тех же классов и буржуазии, стремящихся монопольно эксплуатировать трудящиеся массы и ограничить экономич. роль гос-ва развитием инфраструктуры и др. отраслей, создающих благоприятные условия для прибыльного частнокапиталистич. предпринимательства.
Спор между представителями этих двух концепций шёл из-за степени участия гос. и частного капитала в экономич. жизни страны и, следовательно, из-за доли извлекаемых прибылей. Вместе с тем это не мешало им взаимно сотрудничать в смешанных гос.-частных пром. и торг, компаниях и специализиров. банках.
С приходом в сент. 1953 к власти пр-ва Мухаммеда Дауда экономич. политика А. вступила в новый этап, получив название политики «руководимой экономики». Суть этой политики - преимуществ, развитие гос. сектора экономики на базе разработки и осуществления долгосрочных (пятилетних) программ (планов) путём создания как чисто гос., так и смешанных производственных и торг, компаний и банков. Гос. капитал составлял, как правило, не менее 51%. На этом этапе афг. гос. капитализм охватил по существу все отрасли экономики и всю хоз. политику страны. После отставки в марте 1963 М. Дауда пр-во проводило политику «руководимой смешанной экономики», отражающую объективно происходящий в стране процесс развития капиталистич. отношений, и прежде всего гос. капитализма. На совр. этапе социально-экономич. развития А. гос. капитализм представляет собой прогрессивное явление, т. к. в целом он имеет антиимпериалистич. направленность и играет большую роль в становлении и развитии нац. экономики страны. Цель афг. правительств, экономич. политики состоит в том, чтобы, опираясь на гос. сектор в экономике, облегчить капиталистич. предпринимательство в городе и деревне, ограничить действие наиболее архаичных форм производств. и общественных отношений, постепенно приспособить господствующую в стране систему крупного землевладения, базирующуюся на мелкокрест. землепользовании и экстенсивном ведении х-ва, к потребностям капиталистич. развития страны. Вместе с тем правящие круги отрицают необходимость к.-л. коренных социально-экономич. преобразований, в т. ч. и проведения давно назревшей агр. реформы. Нерешённость агр. вопроса обусловливает узость экономич. базы осуществляющихся в стране изменений, что лимитировало и лимитирует предпринимательские возможности прежде всего низших прослоек формирующейся нац. буржуазии. Бурж. эволюция афг. города и крайне отсталой деревни происходит в тяжёлых для трудящихся масс условиях, вызывая недовольство, общественные трения, находящие выход в антиправительственных демонстрациях и манифестациях и служащие поводом для возникновения более радикальных и прогрессивных общественно-экономич. взглядов.
В стране существуют оппозиц. течения общественно-политпч. и экономич. мысли самых различных оттенков: от реакц.-консервативного до либерально-демократического и антикапиталистического. Реакционно-консервативное течение проявилось ещё во взглядах и деятельности т. н. староафганцев (нач. 20 в.), выступавших даже против самых скромных реформ с защитой «устоев ислама и шариата» и привилегий духовенства и феод. племенной знати. Либерально-демократич. течение особенно ярко проявилось в выступлениях парламентской оппозиции и независимых частных газет в 1949 - 52 и вновь в 1965 - 69 после конституц. реформы 1964.
Первую волну либерально-демократич. течения возглавили избранные в 1949 в парламент представители возникшего ещё в 1947 общественно-политич. движения «пробудившаяся молодёжь», к-рые, воспользовавшись парламентскими дебатами по вопросу о деятельности в А. амер. инженерно-строит. фирмы «Моррисон - Надсен», потребовали отставки нек-рых скомпрометировавших себя министров и добились принятия в янв. 1951 нового закона о печати, разрешившего издание частных газет и журналов. Получив возможность издавать газеты («Ангар», «Ватан», «Нидаи Халк», «Улус» и т. п.), они использовали их для пропаганды своих взглядов, сводившихся в основном к требованию отмены привилегий крупного частного капитала (т. е. группы Афганнацбанка), принятия мер к облегчению предпринимат. деятельности мелкой и средней буржуазии и т. п. В начале 1952 пр-во закрыло все частные газеты и репрессировало нек-рых представителей этого течения. Вторая волна либерально-демократич. течения возникла в предвыборной борьбе 1965 и особенно ярко проявилась в парламентских дебатах по вопросу введения бурж.-демократич. свобод в 1966 - 69.
Другие более радикальные представители интеллигенции в газ. «Халк» («Народ», с 1965), а после её запрета с марта 1968 - в газ. «Парчам» («Знамя») печатали статьи, в к-рых провозглашалась необходимость некапиталистического развития А., с перспективой построения в дальнейшем социалистического общества. Требования расширения буржуазной демократии помещались и в др. афг. газетах. Однако к.-л. цельной экономич. программы большинство этих изданий, за исключением газет «Халк» и «Парчам», не излагало и, следовательно, не оказало существенного влияния на формирование афг. общественно-экономич. мысли.
Определ. роль в развитии общественно-экономич. мысли и выработке офиц. экономич. политики А. играют печатные труды и выступления нек-рых афг. экономистов и публицистов, а также руководящих работников экономич. ведомств и учреждений - непосредств. участников разработки различных программ развития отд. отраслей экономич. и нац. х-ва страны в целом. В частности, в книге Кешаварза (Мухаммеда Насера) «Земледелие и животноводство в Афганистане», изданной в Кабуле в 1962, большое внимание уделено вопросам определения объёма валовой продукции с. х-ва и дальнейшего развития его отд. отраслей. В диссертации А. X. Камаля, изданной в Цюрихе (1954), исследуются совр. агр. отношения, содержатся важные сведения, позволяющие сделать вывод о постепенной капиталистич. эволюции афг. деревни. В диссертации Хайдара Давара, к-рую он защитил в Кёльне (1961), рассматриваются вопросы развития кустарных промыслов и фаб.-зав. пром-сти А. и излагаются взгляды автора на политику пр-ва в области пром-сти. Во многих выступлениях в печати Заболи (особенно в период, когда он был министром нац. экономики А.) излагаются взгляды крупной нац. буржуазии по вопросам гос. и частного предпринимательства, разграничения сфер и функций в сотрудничестве гос. и частного капиталов. В опубликованных в 1957, 1962 и 1967 текстах трёх пятилетних планов и ежегодных отчётах об их выполнении, издаваемых с 1958 Мин-вом планирования А. в сб. «Survey of Progress», а также в спец. выступлениях инициаторов политики «руководимой экономики» (М. Дауда), «руководимой смешанной экономики» (Мухаммеда Юсуфа и Нур Ахмеда Эттемади) и «прогрессивной демократии» (М. X. Мейвандваля) развивается теория офиц. экономич. политики А. Все эти вопросы периодически поднимались и обсуждались также в экономич. журн. и газ. «Иктисад» («Экономика», с 1931), «Зирма» («Благосостояние», с 1954), «Виса» («Доверие», с 1955), «Кархына» («Земледелие», с 1952) и др. и в офиц. общеполитич. газетах «Ислах» («Реформа», с 1929), «Анис» («Собеседник», с 1927) и «Кабул тайме» (с 1962). экономич. обзоры, посвящённые отд. отраслям афг. экономики, периодически публикуются также в общественно-политич. ежегоднике «Ды Афганистан калаиый» (с 1932), ежеквартальном журнале «Ды Афганистан банк» (с 1957), и в разного рода специальных изданиях отд. мин-в и ведомств и Академии наук А. (организованной в 1968), в периодически переиздаваемом справочном томе «Афганистан». В 1968 в Кабуле был издан юбилейный сб. «Афганистан дар панджах салейи ахир» («Афганистан за последние 50 лет»), в к-ром помещены отчёты о структуре и деятельности всех мин-в и ведомств А. за 50 лет, в т. ч. отчёт об их деятельности по осуществлению трёх пятилеток по соотв. отраслям.
В прошлом афганцы, чтобы получить высшее экономич. образование, вынуждены были учиться за границей. Подготовленные за рубежом специалисты были первыми авторами экономич. исследований, книг и статей по вопросам развития экономики А. или отд. её отраслей и участниками разработки первых долгосрочных программ экономич. и социального развития страны. В 1957 в Кабульском ун-те создан экономич. фак-т. В начале своего существования на двух отделениях ф-та экономики и финансов обучалось всего 20 студентов, занятия вели 12 преподавателей, приглашённых из Кёльнского ун-та (ФРГ), с 1962 на ф-те действует неск. специализиров. кафедр (теории экономики, финансов, статистики, банковского дела, пром-сти, торговли, с. х-ва), и количество студентов и преподавателей возросло. За 10 лет существования экономич. ф-та (с 1957/58 по 1967/68 уч. г.) было подготовлено 394 экономиста. В 1967/68 уч. году обучалось 294 студента, преподавали 45 афг. и 12 иностр. преподавателей. На базе обобщения зарубежных экономич. публикаций кон. 50-х и нач. 60-х гг. были созданы уч. пособия и исследовательские труды: «История экономических теорий» д-ра Саида Шарифа Шарафа, «Международная торговля» Энаятуллы Анвара, «Словарь экономических терминов» д-ра Гауси, «Основные методы экономической статистики» д-ра Агаби, «Счетоводство» д-ра Сароби и др.
0.00 байт
О новой стратегии экономических реформ в Республике Афганистан
Проводимая в Афганистане стратегия рыночных преобразований привела к разрушению экономики, государственного устройства и вооруженным конфликтам.