Метод управления - это отношение, в котором состоитуправляющий к другим сотрудникам организации в процессе исполнения управленческих функций. С помощью правильного выбора метода управления обеспечивается четкая организация процесса управления и всей производственно-экономической деятельности. К основным методам управления относятся: административные; экономические; социально-психологические; Объективной основой использования административных методов управления выступают правовые отношения, в которых состоят все сотрудники организации. В организации одна часть правовых отношений фиксируются в законодательстве, а другая - в учредительных документах, в положениях и инструкциях организации. Административные методы управления включают две группы отношений: организационные методы (распределение прав и ответственности в процессе выполнения общей работы) и отношения распределения ресурсов организации (распорядительные методы). В системе административных методов руководитель представляется как администратор, субъект отношений, опирающийся на предоставленное ему в этом право.
В рамках организации возможны три формы проявления административных методов: обязательное предписание (приказ, запрет и т.п.); согласительные (консультация, разрешение компромисса); рекомендации, пожелания (совет, разъяснение, предложение, общение и т.п.). Организационные методы управления реализуются в большинстве случаев путем регламентирования, нормирования, организационно-методического инструктирования и проектирования. В управлении организацией экономическим методам управления отводится центральное место. Это обусловлено тем, что отношения управления определяются в первую очередь экономическими отношениями, выражающими формирование издержек и выгод в организации.
К экономическим методам относятся обмен и распределение. Экономические методы руководства предполагают разработку общих планово-экономических показателей и средств их достижения. Это своего рода экономический механизм организации. Экономические методы управления проявляются в системах мотивации труда (совокупности причин, побуждающих работника работать эффективно) и стимулирования труда (совокупности выгод, которые предоставляются работнику в обмен на его труд). В результате повышения действенности экономических рычагов и стимулов формируются такие условия, при которых трудовой коллектив и его члены побуждаются к эффективной работе не столько административным влиянием (приказы, директивы, указания и т.п.), сколько экономическим стимулированием. Основным свойством экономических методов управления является большое число ограничительных условий и множество решений. Социально - психологические отношения руководителя, в рамках которых руководитель позиционируется в коллективе в процессе исполнения своих функций, выражаются в социально-психологических методах управления. Недостаточное внимание к социальным и психологическим аспектам управления вызывает нездоровые взаимоотношения в коллективе. Руководитель должен позиционироваться в системе психологических отношений и связей, возникающих в трудовых коллективах, а также в социальных процессах, протекающих в них соответственно целям коллектива и своим и коллективным задачам (личный пример, авторитет, моральные стимулы, убеждение). Чтобы выполнение функций управления было эффективным, необходимо знать и учитывать моральные и психологические особенности отдельных исполнителей, социально-психологические характеристики отдельных групп и коллективов.
Руководитель заинтересован в формировании в коллективе положительного социально-психологического климата, благодаря чему в значительной мере будут решаться воспитательные, организационные и экономические задачи. Умение учитывать социально-психологические характеристики отдельных групп и коллективов позволяет руководителю создавать благоприятные условия для труда и, в конечном счете, формировать коллектив с общими ресурсами, общими потребностями и низкими трансакционными издержками. Социально-психологические методы руководства требуют, чтобы во главе коллектива были люди достаточно гибкие, умеющие постоять за себя и защитить других люди. В качестве основных форм социально -психологических отношений можно рекомендовать: планирование социального развития трудовых коллективов, убеждение как метод воспитания и формирования личности, соревнование, критику и самокритику, постоянно действующие производственные совещания, различного рода ритуалы и обряды. В целом методы управления можно классифицировать следующим образом: экономические методы - обмен и распределение, административные методы - делегирование полномочий, психологические - управление впечатлениями, символический интеракционизм, обращение к подсознанию.
Административные, экономические, социально-психологические методы управления
Административные, экономические, социально-психологические методы управления
Источник: Основные понятия менеджмента: глоссарий