АТД) - является системой пространственной организации государства, утвержденным законом членением территории. В отличие от районирования, АТД представляет собой иерархически соподчиненную систему (графство - округ - приход в Великобритании, штат - графство - тауншип в США и т.д.)
Административно-территориальное деление
Административно-территориальное деление
Административно-территориальное деление
(АТД) разделение территории унитарного или квазифедеративного государства (страны, региона) на части (административно-территориальные единицы), управление которыми осуществляется из административных центров и столицы. Разделение на единицы АТД охватывает всю территорию государства; это крайне сложная, ответственная и деликатная процедура, т.к. границы географических районов и территорий чаще размыты и не имеют четкого линейного выражения. Любое АТД отчасти искусственно, т.к. границы единиц АТД разделяют на части целостные в хозяйственном, культурном, историческом, социальном и других отношениях территории и местности. В демократических странах проведение границ между отдельными единицами АТД проводится либо путем плебисцита, либо путем общественного обсуждения с учетом интересов местного населения и поиска приемлемого компромисса. Основные функции АТД: контроль центральными органами власти региональных единиц за выполнением ими распоряжений и приказов сверху, сбор и передача местной информации наверх, обеспечение сбора налогов, государственное регулирование разных видов деятельности людей, территориальная организация общегосударственных служб (безопасности, военной, почтовой, по чрезвычайным ситуациям, пожарной, санитарной), организация деятельности муниципальных органов власти (в т. ч. коммунального хозяйства, системы начального и среднего образования, здравоохранения и социального обеспечения), обеспечение представительства региональных и местных единиц АТД в законодательных и представительских органах власти. АТД имеет несколько уровней подчинения и пространственной иерархии: единицы 1-го, 2-го, 3-го и т.д. ранга иерархии. Это означает, что единица 1-го порядка состоит из нескольких единиц 2-го порядка, единица 2-го порядка – из еще большего числа единиц АТД 3-го порядка и т.д. По числу этих рангов иерархии системы АТД разделяются на 1-уровневые (однозвенные; например, Андорра, Каймановы острова); 2-уровневые (двухзвенные; Нидерланды, Бутан); 3-уровневые (трехзвенные; Румыния, Швейцария); 4-уровневые (четырехзвенные; Боливия); 5-уровневые (пятизвенные; материковая Франция). Для единиц 1-го уровня АТД используются такие названия, как: штат, провинция, округ, район, область; в ряде стран они имеют особые названия (префектуры в Японии, воеводства в Польше, останы в Иране и др.). Число и размер единиц АТД первого звена во многом определяется размерами самой территории страны (района). Системы АТД в отдельных странах имеют сложную внутреннюю структуру (могут включать автономные районы, города центрального подчинения, специальные районы и проч.; например, Китай). На структуру АТД, ее изменение и границы отдельных единиц (ячеек) АТД влияют разные факторы: экономические, политические, геополитические, социальные, исторические, культурные, этнические, военные, природные и др. В ряде федеративных стран (с полным федерализмом) единицы АТД имеют особый статус, обладают определенной самостоятельностью и могут иметь свое внутреннее собственное АТД, отличающееся от другой такой же единицы. Такие самостоятельные и самоуправляющиеся государства и регионы представляют собой не административно-территориальные единицы, а территориально-политические единицы. Территориальные единицы 1-го уровня в квазифедерациях (например, штаты Мексики и Бразилии, штаты и области Мьянмы) не обладают таким уровнем самостоятельности и являются обычными элементами традиционного АТД унитарного государства. В процессе формирования и трансформации любого государства происходят изменения сети АТД, которые связаны как со сменой или трансформацией политического устройства государства, ростом территории государства, с проведением административных реформ, так и с изменением территориальной структуры хозяйства и расселения. Изменения в жизни общества и экономики страны заставляют государство изменять сложившуюся систему АТД (проводить реформу сети АТД), чтобы более эффективнее и удобнее управлять территорией. В ходе такого изменения размеры единиц АТД могут увеличиваться или уменьшаться. Как правило, при формировании сети АТД поочередно сменяются два противоположных процесса – центробежный (разукрупнение единиц АТД) и центростремительный (укрупнение единиц АТД). Для системы АТД в целом характерна бóльшая стабильность и устойчивость, нежели изменчивость и неустойчивость. Всякое радикальное нарушение устойчивости этой системы приводит, в конце концов, к ее разрушению и переустройству сетки единиц АТД, заканчивающемуся достижением нового устойчивого равновесия близкого к исходному. В течение последних 300 лет в Российской империи, СССР и современной России система АТД подвергалась трансформациям несколько раз: для нее характерны попеременные волны укрупнения и разукрупнения единиц АТД. Однако большинство единиц АТД оказались в ходе реформ относительно устойчивыми (большая часть областей совпадают с прежними губерниями). География изучает иерархию единиц АТД, конфигурацию сети АТД, ее топологию, особенности распределения числа соседей и размера единиц АТД, логику районирования территории на административнотерриториальные единицы, а также процессы изменения сети АТД (устойчивость и изменчивость сети единиц АТД и сети административных центров). Сеть единиц АТД повседневно используется географами, т.к. любой анализ территориальных различий опирается на статистику по ячейкам АТД (низовым, среднего или высокого уровня). Сеть низовых ячеек АТД является одним из главных инструментов изучения экономико-географической реальности. Одна из задач географии АТД – подбор и поиск оптимального размера единиц АТД определенного иерархического уровня для конкретной страны (региона) в конкретных социальноэкономических, культурно-исторических и геополитических условиях. Кроме традиционного АТД, территория страны (района) может делиться на специальные государственные управленческие территориальные единицы (военные округа, железные дороги, лесные администрации и управления, почтовые районы и т.д.) или негосударственные институциональные территориальные единицы (например, конфессиональные – диоцезы, приходы). С.А. Тархов
Источник: Социально-экономическая география: понятия и термины. Словарь-справочник.