АДМИНИСТРАТИВНО-КОМАНДНАЯ ЭКОНОМИКА

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Административно-командная экономика
экономическая система, основанная на концентрации в руках государства всех разрабатываемых и утверждаемых экономических директив в области производства, распределения и обмена материальных благ.

Источник: Словарь терминов по экономике и экономическому анализу производственно-финансовой деятельности предприятий АПК. 2007

Административно-командная экономика
один из трех чистых типов макроэкономических систем. Представляет собой иерархически организованную систему, управление которой осуществляется из компактного центра. Роль подобного центра, как правило, играют высшие органы государственной власти. Господствующей формой собственности является государственная собственность.
Достоинства административно-командной экономической системы:
Возможность направить ресурсы на решение избранных обществом задач.
Возможность сориентировать экономику на достижение любых выбранных обществом целей.
Возможность создавать любые экономические механизмы. Высокий уровень управляемости экономики.
Возможность сглаживать имущественное неравенство среди основной массы общества.
Относительная стабильность экономики.
Негативные стороны административно-командной экономики:
Невозможность собрать и обработать в управляющем центре всю информацию, необходимую для успешного управления экономикой при отсутствии права принимать ответственные решения на местах.
Невозможность выявлять и удовлетворять потребности отдельного человека.
Зависимость экономики от субъективных качеств людей, осуществляющих управление, отсутствие автоматических компенсаторных механизмов в экономике.
Административно-командная экономика наиболее эффективна при наличии четко обозначенных приоритетных общенациональных кратко- и среднесрочных задач, таких как победа в войне, преодоление отсталости, природных и социальных потрясений.

Источник: Экономическая теория в терминах и понятиях.

ЭКОНОМИКА АДМИНИСТРАТИВНО-КОМАНДНАЯ (ЦЕНТРАЛИЗОВАННО-ПЛАНОВАЯ)
экономика, основанная на общественной собственности на средства производства, централизованном планировании и директивном руководстве всеми сферами жизни общества. Главная черта Э. а.-к. – господство гос. собственности практически над всеми экономич. ресурсами (земля, недра, пр-тия, финансы и т.п.). Соответственно, нар. хоз-во представляется единой «фабрикой», а центральные планирующие органы решают, что, как и для кого производить, т.е. определяющим фактором является предложение товаров и услуг, а не спрос, как в рыночной системе. Такие условия неминуемо порождают монополию и бюрократию, что снижает стимулы к развитию. Однако у Э. а.-к. есть и положительные моменты: развитие соц. сферы, свободный доступ к образованию, медицинскому обслуживанию и др. К странам с Э. а.-к. относились бывшие соц. страны, теперь – КНДР. Ядром Э. а.-к. являлась экономика СССР. Она сложилась в нач. 30-х гг. ХХ в., ее образованию предшествовали два периода после Октябрьской революции: годы т.н. военного коммунизма в условиях интервенции и гражданской войны (1917–20) и период новой экономической политики (нэп, 1921–28). Для военного коммунизма была характерна система конфискаций, реквизиций, продовольств. разверстки («продразверстки») и запрета рыночной торговли. В период нэпа в СССР было 5 экономич. укладов: социалистический, в к-рый включались гос. собственность на землю, национализированные промышл. пр-тия и банки, ж.-д. и водный (кроме лодочного) транспорт; мелкотоварный уклад, охватывающий многочисленных в то время зажиточных крестьян, именуемых середняками – они считались «центральной фигурой земледелия»; частнокапиталистический уклад, представленный хозяйствами крестьян-кулаков в деревне, частных торговцев, частных предпринимателей в мелкой и средней по объему пром-сти; гос. капиталистич. уклад в форме концессий, аренды, смешанных государственно-частных пр-тий с долевым участием; патриархальный уклад, представленный крестьянами, производившими продукцию для личного и внутрихозяйств. потребления, и редко прибегавшими к рынку. В годы нэпа продовольственный налог (продналог), сменивший жесткую продразверстку, оставлял часть произведенной продукции для реализации на рынке. Он имел дифференцированный характер в зависимости от имущественного положения крестьян. В 30-е гг. многоукладное хоз-во перестало существовать, рыночные элементы были полностью вытеснены. 1929 год вошел в историю советской экономики как «год великого перелома». Партийные и гос. органы провели «сплошную» коллективизацию деревни путем создания колхозов. Однако при этом были «ликвидированы как класс» кулаки и зажиточные крестьяне, чьи хозяйства имели высокую товарность. В результате начиная с 30-х гг. в структуре с. хозяйства главенствовали колхозы – коллективные хоз-ва, совхозы – имеющие гос. характер; МТС – машинно-тракторные станции, являвшиеся гос. собственностью (как и совхозы, они находились на хозяйств. расчете). Совхозы получали доход от сдачи своей продукции в фонд гос. заготовок. При выполнении плана заготовок они имели право реализовать сверхплановую продукцию на колхозном рынке по ценам, складывающимся на нем в зависимости от спроса и предложения. МТС при сверхплановой обработке земли получали право на дополнит. оплату в натуре и также реализовывали продукцию на рынке по свободным ценам. Процесс форсированной индустриализации страны, осуществленный в эти же годы, существенно изменил структуру ее экономики. Во-первых, в рамках всего нар. хоз-ва резко возросла доля произ-ва средств производства по сравнению с произ-вом предметов потребления. В 1927/28 произ-во средств производства составило 49, а произ-во предметов потребления 51%; в 1937 соответственно 57 и 43%. Во-вторых, в том же направлении изменилось соотношение в рамках промсти. В 1927/28 произ-во средств производства для тяжелой пром-сти составляло 39,5, а для легкой – 60,5%, в 1937 – соответственно 57,8 и 42,2%. Введенные в 30-е гг. в эксплуатацию новые промышл. пр-тия строились гл. обр. за счет гос. бюджета и являлись гос. собственностью. Поэтому процесс индустриализации сопровождался значит. ростом гос. собственности, к-рая именовалась социалистической. Доля гос. предприятий в основных фондах пром-сти СССР составляла в кон. 30-х гг. около 90%. Это служило фундаментом Э. а.-к. Важную роль в данной системе играло гос. директивное планирование. В экстремальных условиях, вызванных войной, разрухой, голодом и др. массовыми бедствиями, применение Э. а.-к. вполне оправданно, поскольку позволяет быстро сосредоточить материальные, финанс. и людские ресурсы на решении жизненно важных для общества задач.

Источник: Финансово-кредитный энциклопедический словарь