Энгельс Фридрих

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

Энгельс (Engels) Фридрих (1820-1895)

немецкий историк, философ, один из основоположников марксизма. Редактор и составитель (фактически соавтор) второго и третьего томов «Капитала». Энгельс был первым крупным комментатором и защитником экономической теории Маркса в полемике с Прудоном, Зомбартом, Лориа и другими, развернувшейся после выхода в свет второго и третьего томов «Капитала». Ему же принадлежит и дальнейшее развитие экономического учения марксизма на базе фактических данных 80-х начала 90-х гг.

Источник: Бизнес-словарь

ЭНГЕЛЬС ФРИДРИХ

Фридрих (1820–95) – немецкий фабрикант, историк, философ, видный деятель рабочего движения, один из основателей I Интернационала, ближайший друг и соратник К. Маркса. Родился в семье фабриканта; в 1837, не закончив последнего класса гимназии, по настоянию отца начал изучать коммерческое дело в его конторе. В 1841–42, будучи вольноопределяющимся на военной службе, посещал лекции в Берлинском университете. Обширные знания Э. получил главным образом благодаря самообразованию. В 1849 публикуется первая экономическая работа Э. «Наброски к критике политической экономии». В 1845 выходит в свет капитальный труд Э. «Положение рабочего класса в Англии». В 1845 публикуется совместный труд Маркса и Э. «Святое семейство», в котором закладываются основы диалектического и исторического материализма. В 1845–46 Э. совместно с Марксом работает над книгой «Немецкая идеология», посвященной разбору философии Гегеля и Фейербаха. В 1878 выходит в свет полемическая работа Э. «Анти-Дюринг». После смерти Маркса (1883) Э. все силы отдает подготовке к изданию 2-го (1885) и 3-го (1894) томов «Капитала».

Источник: Экономика от А до Я: Тематический справочник

ЭНГЕЛЬС Фридрих
(1820 - 1895) - один из основоположников марксизма, вождь и учитель международного пролетариата, друг и соратник Маркса. В начале 40-х годов XIX в. Энгельс переходит с позиций революционного демократизма на позиции научного коммунизма. Он внес важнейший вклад в разработку всех составных частей марксизма: философии, политической экономии, научного коммунизма. В 1844 г. Ф. Энгельс впервые встретился с К. Марксом. С этого времени они вместе руководили революционным рабочим движением и создали новое революционное учение. «Нельзя понять марксизм и нельзя цельно изложить его, не считаясь со всеми сочинениями Энгельса» (В. И. Ленин). В 1844 г. Энгельс выступил с первой работой по политической экономии «Наброски к критике политической экономии», напечатанной в «Немецко-французском ежегоднике». К. Маркс охарактеризовал ее как гениальный очерк пролетарской политической экономии. В этой работе содержится анализ основных явлений и противоречий капитализма, позиций революционного пролетариата, подвергнуты критике взгляды представителей буржуазной политической экономии и прямые апологеты капитала (Мальтус и др.). В 1845 г. Энгельс выступил с книгой «Положение рабочего класса в Англии», в которой он дал потрясающую картину бедствий рабочего класса. В то же время он первый показал, что пролетариат не только страдающий класс; тяжелое экономическое положение заставляет его бороться за свое освобождение путем низвержения капиталистического строя. В 1845—1846 гг. Энгельс совместно с Марксом написал «Немецкую идеологию», в которой впервые дается развернутое изложение важнейших принципов научного коммунизма. Здесь сформулирована идея о закономерной смене общественных формаций, доказывается неизбежность гибели капитализма, показано, что в основе процесса общественного развития лежит развитие производительных сил и производственных отношений. В 1847 г. Энгельс написал проект программы Союза коммунистов «Принципы коммунизма». Они легли в основу созданного Марксом и Энгельсом «Манифеста Коммунистической партии» (1848), в котором марксизм выступает как цельное мировоззрение, единство марксистской политической экономии, философии и научного социализма. В теоретической разработке и защите марксизма выдающуюся роль сыграла работа Энгельса «Анти-Дюринг» (1878). Написанная как полемическая работа против немецкого буржуазного идеолога Е. Дюринга, она содержит всестороннее изложение марксизма. Во 2-м отделе этой книги («Политическая экономия»), опираясь на экономическое учение Маркса, Энгельс дает определение предмета и метода политической экономии, раскрывает революционную роль передовых сил в переходе от старого общества к новому, показывает взаимосвязь экономики и политической власти, анализирует пути возникновения классов и экономические предпосылки социалистической революции. Энгельс излагает также марксистское понимание стоимости, прибавочной стоимости, простого и сложного труда, капитала, земельной ренты, денег. Глава X «Анти-Дюринга» написана Марксом, рассмотревшим некоторые проблемы истории политической экономии. В 3-м отделе («Социализм») Энгельс характеризует основные черты будущего коммунистического общества, с построением которого человечество совершает скачок из царства необходимости в царство свободы. В «Диалектике природы» (написана в 1873 - 1882 гг., опубликована в 1925 г.) Энгельс показал, что труд сыграл решающую роль в возникновении, развитии и совершенствовании человека и человеческого общества. В 1884 г. Энгельс написал книгу «Происхождение семьи, частной собственности и государства», которую Ленин охарактеризовал как одно из основных сочинений современного социализма. Энгельс дал здесь марксистское освещение первобытного общества, показал процесс возникновения и развития общественного разделения труда, товарного производства, частной собственности и государства. Энгельс систематически помогал Марксу в его работе над «Капиталом». После смерти Маркса в 1883 г. Энгельс более 10 лет руководил международным рабочим движением и выполнил гигантскую работу по подготовке к печати II и III томов «Капитала» (II том издан в 1885 г., III том - в 1894 г.). «Действительно, эти два тома «Капитала» - труд двоих: Маркса и Энгельса» (В. И. Ленин). Ряд глубоких мыслей о новых особенностях капитализма высказан Энгельсом в наброске «Биржа», в дополнительных замечаниях к III тому «Капитала» и в других работах. Важное значение имеет книга Энгельса «Крестьянский вопрос во Франции и Германии» (1894), в которой сделан крупный шаг вперед в разработке крестьянского вопроса. Энгельс подчеркивал необходимость в странах со значительным крестьянским населением привлечения крестьянства на сторону пролетариата как важнейшего условия завоевания политической власти, а также определил политику будущего пролетарского государства по отношению к трудовому крестьянству. Энгельс доказал необходимость перехода от мелкого частного крестьянского хозяйства к коллективному и подчеркнул, что этот переход должен быть осуществлен не насильственным путем, а посредством примера и общественной помощи. Отмечая необходимость экспроприации крупной земельной и промышленной капиталистической собственности, Энгельс допускал возможность ее выкупа, Великое революционное учение, созданное Марксом и Энгельсом, в новых исторических условиях было развито В. И. Лениным, а в современную эпоху развивается и обогащается марксистско-ленинскими партиями.

Источник: Политэкономический словарь. М. Политиздат 1972.-368 с.

ЭНГЕЛЬС Фридрих
(1820—1895) — основоположник научного коммунизма, ближайший друг и соратник Маркса. Энгельс был величайшим мыслителем и ученым-философом, экономистом, историком, большим знатоком естественных наук, военного дела, литературы, он знал около 20 языков. После смерти Маркса «Энгельс был самым замечательным ученым и учителем современного пролетариата во всем цивилизованном мире» (В. И. Ленин). С 1844 г. и до смерти Маркса Ф. Энгельс совместно с ним руководил революционным рабочим движением, разрабатывал все главные стороны социалистической теории. Водной из своих ранних работ по политической экономии — «Наброски к критике политической экономии» (1844), явившейся, по определению Маркса, «гениальным очерком новой пролетарской политической экономии», Энгельс с социалистических позиций рассматривает экономический строй капиталистического общества и основные категории буржуазной политической экономии. Он критикует буржуазную политическую экономию, вульгарную теорию народонаселения Мальтуса и всякого рода попытки буржуазных экономистов замазать противоречия капиталистического способа производства, стремление объяснять существующие пороки и язвы капиталистического строя законами природы. В 1845 г. после длительного наблюдения и изучения жизни английских рабочих Энгельс написал свою замечательную книгу «Положение рабочего класса в Англии», в которой он вскрыл ужасающую нищету и бесправие пролетариата. На основе богатого фактического материала Энгельс показал, что низкая заработная плата, нищенские условия жизни, скученность и болезни являются неизбежными спутниками современного буржуазного общества. Ленин писал по поводу этой книги, что «ни до 1845 года, ни позже не появлялось ни одного столь яркого и правдивого изображения бедствий рабочего класса». Исключительно огромная заслуга Энгельса как автора труда «Положение рабочего класса Англии» состоит в том, что он первый сказал, что пролетариат — не только страдающий класс, что его бесправное, угнетенное экономическое положение толкает его вперед и заставляет бороться за свое конечное освобождение. Вывод, который делает из этого Энгельс, состоит в том, что единственным возможным выходом из тяжелого положения трудящихся является коренное изменение общественного строя путем революционного свержения капитализма. Одним из самых замечательных экономическо-философских произведений Энгельса является его работа «Анти- Дюринг» (1878), в которой он блестяще изложил все три составные части марксизма: марксистскую философию, марксистскую политическую экономию и теорию научного коммунизма. Критика в работе «Анти-Дюринг» направлена против антинаучных сочинений немецкого буржуазного экономиста и философа Дюринга. В разделе политическая экономия, как и в других разделах этой книги (философия и социализм), Энгельс не только критикует неправильные, антинаучные положения Дюринга. Он вместе с тем излагает и развивает экономическое учение Маркса. Энгельсу принадлежит следующее определение политической экономии: «Политическая экономия, в самом широком смысле, есть наука о законах, управляющих производством и обменом материальных жизненных благ в человеческом обществе» и по своему существу она является исторической наукой. В работе дан глубокий марксистский анализ категорий политической экономии: стоимости, прибавочной стоимости, капитала, денег, цены и др. В критической части этого раздела Энгельс рассматривает взгляды меркантилистов, физиократов, представителей буржуазной классической политической экономии и др. В своем другом выдающемся произведении — «Диалектике природы», написание которой по времени совпадает с работой над «Анти-Дюрингом», Энгельс посвящает специальный раздел характеристике роли труда в процессе возникновения и развития человека. Он показал, что труд, являющийся источником всех богатств, в то же время играет решающую роль в развитии и совершенствовании человека и человеческого общества. После смерти своего гениального друга Маркса (1883) Энгельс взялся за обработку и издание II и III томов «Капитала», которые Маркс не успел закончить при жизни. В 1885 г. Энгельс подготовил и издал II том, а в 1894 г. — III том «Капитала». «Эти два тома «Капитала» — труд двоих: Маркса и Энгельса» (В. И. Ленин, Соч., т. 2, стр. 11). В 1884 г. Энгельс написал книгу «Происхождение семьи, частной собственности и государства», которую Ленин назвал одним «из основных сочинений современного социализма». В книге на основе научных данных и большого фактического материала показаны процесс развития общественного разделения труда и товарного производства, возникновение частной собственности на средства производства, а вместе с ней и раскол общества на антагонистические классы с противоположными интересами. В книге дана все» сторонняя характеристика превращения первобытнообщинного строя в рабовладельческий. Энгельс прослеживает, как с развитием общества растет классовая борьба, возникает специальный аппарат (государство), служащий в руках господствующего класса орудием эксплуатации большинства народа небольшой кучкой эксплуататоров. Энгельс был величайшим революционным деятелем. «После смерти Маркса Энгельс один продолжал быть советником и руководителем европейских социалистов» (в. И. Ленин). Маркс и Энгельс создали бессмертное учение. В своих научных трудах они показали, что коммунизм — не выдумка мечтателей, а конечная цель и необходимый результат развития современного общества. Их учение, развитое Лениным, помогает понять закономерности развития общества, оно вооружает рабочий класс и всех трудящихся в борьбе за юс коренные жизненные интересы, помогает им осознавать свои задачи и твердо идти к конечной цели — к коммунизму.

Источник: Краткий экономический словарь. 1958

ЭНГЕЛЬС Фридрих
(28.11.1820 — 5.8.1895), один из основоположников научного коммунизма, учитель и вождь междунар. пролетариата, друг и ближайший соратник Карла Маркса.
Э. родился в Бармене (Рейнская пров., Пруссия) в семье текстильного фабриканта. До 14 лет учился в гор. школе, в 1834 поступил в гимназию в Эльберфельде. Раннему пробуждению политич. сознания у молодого Э. способствовало распространение в Рейнской пров. оппозиционных настроений к прусскому абсолютизму. «Еще гимназистом возненавидел он самодержавие и произвол чиновников» (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 2, с. 7). В 1837 по настоянию отца Э. оставил гимназию, не окончив последнего класса, и начал изучение коммерч. дела в конторе отца в Бармене. Затем поступил на работу в экспортную торговую фирму Лёйпольда в Бремене. Не испытывая особого интереса к коммерции, Э. большую часть времени посвящал изучению философии, истории, лит-ры, поэзии, занимался музыкой, спортом. Э. систематически знакомится с иностр. прессой, читает оппозиц. лит-ру, распространяет её среди друзей. С 1839 он начал сотрудничать в печатном органе радикально-оппозиционного лит. направления «Молодая Германия» «Telegraph für Deutschland». Уже в ранних своих статьях «Письма из Вупперталя» (1839) Э. выступил с революционно-демократич. позиций против пиетизма и религ. фанатизма, эксплуатации и нищеты рабочих своего родного города.
Знакомство с книгой Д. Штрауса «Жизнь Иисуса» (1835—36) во многом способствовало преодолению Э. религиозного мировоззрения. Однако окончательный переход к атеизму произошёл позднее (1842). Этому помогло изучение философии Г. Гегеля. Критикуя его консервативные политич. воззрения, Э. вместе с тем становится сторонником теории развития, диалектики Гегеля.
Осенью 1841 Э. приехал в Берлин как вольноопределяющийся отбывать воинскую повинность. В Берлинском ун-те он слушал лекции по философии, изучал историю религии, сблизился с младогегельянцами, делавшими из философии Гегеля радикальные и атеиститич. выводы . Прусское пр-во, обеспокоенное растущей популярностью «левых» учеников Гегеля, пригласило в Берлинский ун-т Ф. Шеллинга, надеясь с его помощью эффективно развенчать и самого Гегеля, и его не в меру радикальных последователей. Вскоре университетская аудитория № 6, где Шеллинг читал свои лекции по «философии откровения», стала, по словам Э., ареной, «... на которой ведется борьба за господство над общественным мнением Германии в политике и религии, следовательно, за господство над самой Германией ...» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 41, с. 163). Сам Э. тотчас же включился в эту борьбу, призывая «... защищать могилу великого учителя от поругания» (там же, с. 170). Насколько важно было для него отстоять революц. гегельянство, видно из его брошюры «Шеллинг и откровение», изданной анонимно в 1842 (см. там же, с. 173—226) и являющейся вехой в формировании его филос. кредо. Большое влияние на Э. в этот период оказали филос. взгляды Л. Фейербаха, в частности его книга «Сущность христианства» (1841), где была дана материалистич. критика религии.
С марта 1842 Э. начал сотрудничать в газ. «Rheinische Zeitung» в Кёльне, одним из редакторов к-рой с окт. 1842 стал Маркс. Нек-рые статьи Э. («К критике прусских законов о печати», «Фридрих-Вильгельм IV, король прусский» и др.) по своим идеям близки работам Маркса того периода, а «Фридрих-Вильгельм» написана под непосредств. влиянием Маркса. Однако социалистом Э. становится только в Великобритании, куда отправляется по коммерч. делам отца. По пути в Манчестер Э. побывал в Кёльне, где встретился с Марксом и договорился о дальнейшем сотрудничестве в качестве корреспондента газеты в Великобритании.
Переезд в Великобританию сыграл огромную роль в формировании общественно-политич. взглядов Э., в его переходе к науч. коммунизму. В Великобритании он «...не только сидел в фабричной конторе, — он ходил по грязным кварталам, где ютились рабочие, сам своими глазами видел их нищету и бедствия» (Л ен и и В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 2, с. 8). В Манчестере Э. познакомился с деятелями чартистского движения, в частности с редактором газ. «The Northern Star» (печатного органа чартистов) Джорджем Гарни и лидером левого революц. крыла партии Джеймсом Личем (см. Чартизм). Э. встретился также с Англ. социалистами, последователями Р. Оуэна, издававшими журн. «New Moral World», и начал сотрудничать в обоих этих изданиях. Изучая официальные материалы и обзоры об экономич. положении в Великобритании, о жизни рабочего класса, труды Англ. и франц. экономистов и социалистов А. Смита, Д. Рикардо, Ж. Б. Сея, Т. Р. Мальтуса, К. А. Сен-Симона, Ш. Фурье, Р. Оуэна, Э. Кабе и др., Э. одновременно с Марксом, но независимо от него пришёл к материалистич. пониманию истории — филос. фундаменту науч. коммунизма. «Живя в Манчестере,— вспоминал впоследствии Э.,— я, что называется, носом натолкнулся на то, что экономические факты, которые до сих пор в исторических сочинениях не играют никакой роли или играют жалкую роль, представляют, по крайней мере для современного мира, решающую историческую силу; что они образуют основу, на которой возникают современные классовые противоположности; что эти классовые противоположности во всех странах, где они благодаря крупной промышленности достигли полного развития, следовательно, особенно в Англии, в свою очередь составляют основу для формирования политических партий, для партийной борьбы и тем самым для всей политической истории» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с. 220).
Важным свидетельством перехода Э. к материалистич. пониманию явилась его статья «Наброски к критике политической экономии,» (1843—44) в издаваемом Марксом и А. Руге журн. «Deutsch-Französische Jahrbücher». По оценке Маркса, эта работа была гениальной, в ней «...были уже сформулированы некоторые общие принципы научного социализма» (там же, т. 19, с. 241). С этого времени между Марксом и Э. началась постоянная переписка. «Общение с Энгельсом,— писал впоследствии Ленин,— бесспорно содействовало тому, что Маркс решил заняться политической экономией, той наукой, в которой его труды произвели целый переворот» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 2, с. 10). В конце авг. 1844, возвращаясь в Бармен, Э. заехал в Париж к Марксу. «Когда я летом 1844 г. посетил Маркса в Париже,— вспоминал Э.,— выяснилось наше полное согласие во всех теоретических областях, и с того времени началась наша совместная работа» (М а р к с К. и ЭнгельсФ., Соч., 2 изд., т. 21, с. 220). Первым её результатом явилась книга «Святое семейство, или Критика критической критики. Против Бруно Бауэра и компании» (1845). В этой книге авторы выступили как последовательные воинствующие материалисты и непосредственно подошли к осн. идее материалистич. понимания истории — мысли о решающем значении способа произ-ва в жизни общества, к тезису о всемирно-историч. роли пролетариата как творца нового коммунистич. общества.
Во время своего десятидневного пребывания в Париже Э. начал сотрудничать в Центр. органе Социалистич. рабочей партии Германии — газ. «Forwärts», на страницах к-рой опубликовал две статьи: «Положение Англии. Английская конституция» и «Положение Англии. Восемнадцатый век», где коснулся проблемы отчуждения. Тут несомненно влияние статей Маркса «К еврейскому вопросу» и «Экономическо-философские рукописи 1844 года». В марте 1845 Э. завершил работу над «Положением рабочего класса в Англии». В этой книге он обобщил свои наблюдения над жизнью пролетариата. Сравнивая книгу Э. с сочинением англ. бурж. экономиста Э. Юра «Философия фабрики» (1835), Маркс писал: «Обе книги — д-ра Юра и Фридриха Энгельса безусловно лучшие из работ о фабричной системе; обе они идентичны по содержанию, только с одной разницей: Ю р высказывает как слуга этой системы, как находящийся в плену этой системы слуга, то, что Энгельс высказывает как ее свободный критик» (там же, т. 47, с. 517 —18). В своей книге Э. сделал существенный шаг вперёд в разработке материалистич. понимания истории и тем самым в обосновании науч. коммунизма. На примере Англии он выяснил связь между пром. революцией и революцией в гражд. обществе, т. е. в классовой структуре общества, показал, что пром. революция «... произвела полный переворот в гражданском обществе ...» (там же, т. 2, с. 243). Тем самым Э. вплотную подошёл к открытию диалектики производит. сил и производств. отношений. Он установил определённое соответствие между развитием крупной пром-сти и развитием рабочего движения, показал необходимость соединения социализма с рабочим движением, неизбежность пролетарской революции и перехода управления обществом в руки рабочего класса, он «...нервы й сказал, что пролетариат не тольк о страдающий класс; что именно то позорное экономическое положение, в котором находится пролетариат, неудержимо толкает его вперед и заставляет бороться за свое конечное освобождение. А борющийся пролетариат сам поможет с е б е» (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 2, с. 9).
В нач. апр. 1845 Э. приезжает в Брюссель, куда вынужден был переселиться Маркс, высланный из Франции. Там они решили сообща изложить новое диалектико-материалистич. мировоззрение в форме критики немецкой послегегелевской философии. Их замысел был реализован в работе «Немецкая идеология» (1845 — 1846). В ней Маркс и Э. впервые дали развёрнутое изложение гл. принципов науч. коммунизма, сформулировали основы учения о социально-экономич. формациях. Эта работа стала важной вехой на пути превращения социализма из утопии в науку.
Параллельно с теоретич. работой в Брюсселе Маркс и Э. приступили к организации революц. партии. С этой целью в нач. 1846 ими был создан Брюссельский коммунистич. корреспондентский комитет. В сер. авг. Э. едет в Париж, где по поручению комитета развёртывает пропаганду коммунистич. идей среди рабочих. В конце янв. 1847 Маркс и Э. вступили в «Союз справедливых». В нач. июля в Лондоне при активном участии Э. состоялся конгресс, на к-ром «Союз справедливых» был реорганизован в «Союз коммунистов», была принята составленная Э. программа («Проект коммунистического символа веры»), прежний девиз Союза «Все люди — братья» заменён марксистским девизом «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». В конце окт. Э. составил новый проект программы «Союза коммунистов» — «Принципы коммунизма». В нём были устранены остатки донаучных представлений, ещё имевшихся в предыдущем проекте, существенно развёрнуто история. обоснование неизбежности коммунистич. преобразования общества, сформулирована программа конкретных революц. мероприятий после установления прямого или косвенного господства пролетариата, дана целостная характеристика коммунистич. общества, выявлена специфика и намечена тактика коммунистич. партии. В нояб.—дек. 1847 на 2-м конгрессе «Союза коммунистов» Марксу и Э. было поручено выработать программу организации Союза. Ею стал «Манифест Коммунистической партии» (1848), в к-ром были подведены итоги разработки и обоснования теории науч. коммунизма, полученные Марксом и Э. в 40-е гг. 19 в., теория науч. коммунизма конкретизирована применительно к переходному периоду от капитализма к коммунизму.
Вскоре после выхода в свет «Манифеста Коммунистической партии» Европа вступила в период бурж.-демократич. Революции 1848—49, к-рая продемонстрировала, что науч. коммунизм — единств. учение, способное верно оценить расстановку классовых сил в мире, позиции различных партий и классов, закономерности их борьбы и последствия этой борьбы. В нач. апр. 1848 Маркс и Э. направились в Германию, чтобы принять непосредств. участие в революции. С июня 1848 они начали издавать в Кёльне газ. «Neue Rheinische Zeitung», к-рая была, по определению Ленина, «... лучшим, непревзойденным органом революционного пролетариата ...» (там же, т. 26, с. 83). Редакция газеты (в неё входили Э. В. Вольф, Г. Веерт, Ф. Фрейлиграт, Э. Дронке и др.) была подлинным штабом массового революц. движения. Большинство передовых статей и др. материалов газеты написано Э. Ему принадлежат серии статей, посвящённые дебатам во Франкфуртском общегерманском парламенте и в прусском Нац. собрании, в к-рых Э. разоблачал предательство буржуазии, звал народ к решительной борьбе против пережитков феодализма и абсолютизма, к установлению революц. диктатуры. В июне 1848 Э. написал серию статей об июньском парижском восстании рабочих, к-рое он назвал первой гражданской войной между пролетариатом и буржуазией.
С мая 1849 репрессии прусских властей сделали невозможным издание «Neue Rheinische Zeitung», и Э. уезжает в Юж. Германию (Пфальц, Баден), где участвует в повстанческом движении. В ноябре 1849 он переезжает в Лондон, где вместе с Марксом приступает к изданию теоретич. журн. «Neue Rheinische Zeitung. Politischökonomische Revue», задачей к-рого было подробно и научно исследовать экономич. отношения, составляющие основу всего политич. движения. Главный предмет науч. интересов Э. в этот период — анализ революционных нар. движений, дальнейшая разработка революц. теории. Обобщению опыта германской революции были посвящены статьи Э. «Германская кампания за имперскую конституцию» (1849—50) и «Крестьянская война в Германии» (1850). В «Обращении Центрального комитета к Союзу коммунистов» (1850) Маркс и Э. формулируют идею о непрерывной революции, к-рая (идея) впоследствии легла в основу ленинской теории перерастания бурж.-демократия. революции в социалистическую.
В сер. нояб. 1850 Э. переехал в Манчестер и снова приступил к работе на фабрике. Этот период его жизни продолжался 20 лет, до сент. 1870, когда Э. снова — на этот раз окончательно — поселился в Лондоне. Переезд в Манчестер был вызван гл. обр. стремлением Э. оказать материальную поддержку Марксу, предоставить ему возможность продолжать разработку экономич. теории. В первые годы пребывания в Манчестере, продолжая обобщение опыта Революции 1848—49, Э. написал большую серию статей «Революция и контрреволюция в Германии» (1851—52), где, в частности, разработал марксистское учение о вооружённом восстании. В это же время Э. приступил к систематич. изучению военного дела и в основных чертах разработал марксистское понимание его материальных основ.
Помимо история, занятий, изучения языков и т. д., Э. в кон. 50-х гг. начал заниматься естеств. науками, интересуясь прежде всего применением материалистич. диалектики к естествознанию. Он отмечал, что сделанные в последние десятилетия открытия в физике и биологии блестяще подтверждают диалектич. взгляд на мир, и если бы Гегелю «...пришлось писать „Философию природы“ теперь, то доказательства слетались бы к нему со всех сторон» (Маркс К. иЭнгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 29, с. 275).
С осени 1856 Маркс и Э. в переписке между собой отмечают симптомы надвигавшегося экономич. кризиса, надеясь, что он вызовет серьёзные экономич. и политич. потрясения и даст толчок мощному подъёму революц. движения. «На сей раз,— писал Э. в конце сентября 1856,— это будет dies irae (судный день.— Ред.) как никогда раньше: вся европейская промышленность в полном упадке, все рынки переполнены ..., все имущие классы втянуты, полное банкротство буржуазии, война и полнейший беспорядок. Я тоже думаю, что все это исполнится в году 57-м ...» (там же, с. 60). Как и предвидели Маркс и Э., в 1857 разразился мировой экономич. кризис, гл. очагом к-рого стала Великобритания. Возможность Э. получать информацию непосредственно от владельцев предприятий и торговых фирм оказала большую помощь в работе. Маркс широко пользовался советами Э. в процессе разработки своей экономич. теории. Так, исследуя природу экономич. кризисов перепроиз-ва, Маркс пришёл к выводу, что «средний срок, в течение которого обновляется машинное оборудование, является одним из важных моментов для объяснения многолетнего цикла, через который проходит промышленное развитие с тех пор, как консолидировалась крупная промышленность» (там же, с. 237). Впоследствии, в 70-е гг., Маркс сделал вывод о существовании устойчивой тенденции к сокращению сроков цикла в результате ускорения технич. прогресса (см. там же, т. 49, с. 224—25).
В 1859 вышла в свет книга Маркса «/Г критике политической экономии,». В своей рецензии Э. обратил особое внимание на «выработку метода, который лежит в основе марксистской критики политической экономии,... » (там же, т. 13, с. 497), дал его самую общую характеристику и конкретизировал его применительно к той части экономич. теории Маркса, к-рая была изложена в рецензировавшейся работе, т. е. применительно к теории стоимости и теории денег. В своей рецензии (она осталась незаконченной) Э. раскрыл два способа критики политич. экономии — логический и исторический, указал на их единство, отметив при этом, что и «... историческое развитие политико-экономической литературы давало естественную руководящую нить, которой могла придерживаться критика, ... тут прослеживается действительное развитие»; что и логический способ критики «...в сущности является не чем иным, как тем же историческим методом, только освобожденным от исторической формы и от мешающих случайностей» (там же).
Обмен мнениями между Марксом и Э. по самым разнообразным вопросам экономич. теории продолжался и в 60-е гг. Переписка стала особенно интенсивной в период непосредств. подготовки к печати 1-го тома «Капитала», который вышел в свет в Гамбурге в сент. 1867. Э. принимал активное участие в разработке структуры 1-го тома, по его инициативе было написано приложение о форме стоимости (см. там же, т. 31, с. 257, 267—69; т. 49, с. 137—64), он же указал Марксу на необходимость разукрупнения глав (см. там же, т. 31, с. 276), что и было выполнено во 2-м нем. издании 1-го тома (1872), материал к-рого был разбит уже не на 6, а на 25 глав, сгруппированных в 7 отделов. Эта структура сохранилась и в последующих — 3-м и 4-м нем. изданиях (1883 и 1890).
Структура «Капитала» как по сложности её разработки, так и по важности может быть поставлена в один ряд с открытиями Маркса в области экономич. теории. В совершенстве этой структуры нашёл своё выражение успех первого в истории экономич. науки «...применения диалектического метода к политической экономии,» (там же, с. 321). Роль структуры экономич. теории в уяснении её содержания была подчёркнута Э. в письме Марксу от 23 авг. 1867 по поводу 1-го тома «Капитала»: «... Поздравляю тебя с тем совершенством, с каким самые запутанные экономические проблемы ты делаешь простыми и осязательно ясными благодаря только тому, что они ставятся на надежное место и в правильную взаимосвязь» (там же, с. 275—76). 16 авг. 1867, подписывая последний лист корректуры 1-го тома «Капитала», Маркс писал Э.: «Итак, этот том готов. Только тебе обязан я тем, что это стало возможным!» (там же, с. 275).
Выходом в свет 1-го тома «Капитала», созданием теории прибавочной стоимости, позволившей на основе закона стоимости объяснить механизм капиталистич. эксплуатации, завершился длит, и сложный процесс превращения коммунизма из утопии в науку. Как указывал Э., только благодаря двум великим открытиям — материалистич. пониманию истории и теории прибавочной стоимости — коммунизм стал наукой. «Это наше миропонимание,— говорил Э. о коммунистическом мировоззрении,— впервые выступившее перед миром в „Нищете философии“ Маркса и в „ Коммунистическом манифесте“, пережило более чем двадцатилетний инкубационный период, пока с появлением „ Капитала“ оно не стало захватывать с возрастающей быстротой все более и более широкие круги» (там же, т. 20, с. 9).
Велика роль Э. в пропаганде «Капитала». После выхода в свет 1-го тома Э. написал на него ряд рецензий для социалистической и, чтобы сломить заговор молчания вокруг него, для бурж. прессы и проявил большую заботу о том, чтобы «Капитал» проник в Великобританию, Францию и США. В своих рецензиях Э. подчёркивал коммунистическую направленность «Капитала», выделял важное отличие научного коммунизма от всякого рода утопий — понимание не только исторически преходящего характера капитализма, но и его исторической необходимости для формирования двух основных материальных предпосылок коммунистической революции (см., напр., там же, т. 16, с. 248). «С тех пор как на земле существуют капиталисты и рабочие,— писал Э.,— не появлялось еще ни одной книги, которая имела бы такое значение для рабочих... Отношение между капиталом и трудом,— та ось, вокруг которой вращается вся наша современная общественная система,— здесь впервые исследовано научно ...» (там же, с. 240). Э. составил подробный конспект первых 4 глав книги (что соответствует 4 отделам в её нынешнем виде), показывающий, какие моменты Э. считал важнейшими в труде Маркса. Он особенно выделял историч. переходы, подчёркивая, что развитие экономич. категорий — не произвольная игра ума, не априорная конструкция, а логическое отражение реального историч. процесса.
Продолжая разрабатывать проблемы последующих томов «Капитала», Маркс вновь неоднократно получал от Э. советы и справки по самым различным вопросам: о соотношении между стоимостью денег и нормой прибыли, об исчислении нормы прибыли и т. д. Э. поставил перед собой задачу популяризации идей «Капитала». Но деятельность в 1-м Интернационале и ряд неотложных лит. работ не дали Э. возможность осуществить эту задачу.
1 июля 1869 Э. прекратил работу в манчестерской торговой фирме и через год переехал в Лондон. Первое время его внимание было поглощено гл. обр. событиями начавшейся франко-прусской войны и Парижской Коммуны, а также делами Интернационала, в к-рых он вместе с Марксом принял теперь непосредств. и самое активное участие (оба стали во главе Ген. совета Интернационала). Только после Гаагского конгресса 1872, когда местопребывание Ген. совета было перенесено из Лондона в Нью-Йорк, Э. смог уделить осн. внимание работе в области теории.
Поворотным пунктом в историч. развитии, так же как и в истории марксизма, была первая пролетарская революция, первая попытка установить диктатуру пролетариата — Парижская Коммуна (1871), положительные достижения и ошибки к-рой дали богатый материал для размышлений, имели огромное значение для дальнейшего развития теории науч. коммунизма. В течение 2 лет после разгрома Парижской Коммуны в центре внимания Э. была борьба против анархизма (М. А. Бакунин и др.), сводившаяся в теоретич. плане к вопросу о гос-ве. Гл. отличием марксизма было требование диктатуры пролетариата.
Вопрос о гос-ве, в частности о его будущей судьбе, рассматривался в эти годы в ряде писем Э., а также в его статье «Об авторитете» (1872), где показано, что в силу самого характера крупного комбинированного произ-ва воля каждого отд. его участника неизбежно должна быть подчинена либо воле одного руководителя, либо, если это возможно, воле большинства. В этой статье, как и в др. работах Маркса и Э. этого периода, подчёркивалась связь гос-ва с выполнением определённых функций, удовлетворяющих нек-рые общие интересы общества в целом, обращалось внимание на то, что останется в коммунистич. обществе от гос-ва после отмирания его политич. функций, на необходимость в этом обществе экономич. централизации. Полемич. работа Э. «К жилищному вопросу» (1872—73) была направлена против мелкобурж. социализма в целом, в частности против прудонизма и лассальянства, стремившихся повернуть историю вспять, предотвратить гибель мелкого ремесленного произ-ва, мелкой бурж. собственности. Э. изобличал также и бурж. «социализм», стремившийся сохранить экономич. основу всех действий бурж. общества, устранив в то же время сами эти действия. В своей работе Э. затронул важные вопросы теории науч. коммунизма, как сущность гос-ва, диктатура пролетариата, коллективизация крестьянского х-ва, уничтожение противоположности между городом и деревней, формы социалистич. переустройства общества.
В 1873 Э. приступил к работе над «Диалектикой природы», где он намеревался дать диалектико-материалистич. обобщение важнейших достижений естествознания сер. 19 в., а также критику метафизич. и идеалистич. взглядов в области естеств. наук. Широкое распространение вульгарного материализма и позитивизма сделало разработку этих проблем особенно актуальной. «...Дело шло о том,— писал Э.,— чтобы и на частностях убедиться в той истине..., что в природе сквозь хаос бесчисленных изменений прокладывают себе путь те же диалектические законы движения, которые и в истории господствуют над кажущейся случайностью событий...» (там же, т. 20, с. 11). Над рукописью Э. работал с большими перерывами в течение десяти лет (до 1883), однако закончить эту работу ему так и не удалось. В течение первых трёх лет Э. разработал ряд осн. положений своего труда: соотношение философии и естествознания, классификацию осн. форм движения материи и соответственно этому классификацию наук, действие законов диалектики в природе, необходимость диалектико-материалистич. метода для естествознания. В 1875—76 Э. было написано «Введение», где он раскрыл осн. этапы истории естествознания и изложил свой взгляд на возникновение и развитие мира и человеческого общества. К этому же времени относится работа «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека», к-рую Э. впоследствии включил в «Диалектику природы». В 1876 Э. пришлось прервать работу над книгой для того, чтобы выступить с развёрнутой критикой получившего широкое распространение в нем. рабочем движении псевдосоциалистич. учения Е. Дюринга.
Критикуемые работы Дюринга были опубликованы в 1875—76, а в 1877—78 в Центр. органе Социалистич. рабочей партии Германии — газ. «Forwärts» и в 1878 в виде отд. книги была опубликована работа Э. «Переворот в науке, произведенный господином Евгением Дюрингом. Философия. Политическая экономич. Социализм» (известная в науке под названием «Анти-Дюринг»). В сент. 1885 и мае 1894 в предисловиях ко 2-му и 3-му изданиям своей работы Э. констатировал полный успех данной им критики Дюринга и отметил особое значение «...положительного содержания книги... » (там же, с. 9). Стремясь сделать более доступными для массового читателя важнейшие теоретич. положения «Анти-Дюринга», в 1880 Э. по просьбе П. Лафарга и социалистов др. стран переработал 3 главы в популярную брошюру «Развитие социализма от утопии к науке», представлявшую собой, по словам Маркса, «...введение в научный социализм» (там жэ, т. 19, с. 245).
14 марта 1883 умер Маркс. На плечи Э. легла теперь вся тяжесть труда по руководству междунар. рабочим движением, по дальнейшей разработке марксистской теории. Кроме того, предстояло из многочисл. черновых рукописей и даже фрагментов составить окончат. текст не изданных Марксом томов «Капитала». Этой работой Э. был занят почти до конца своей жизни: в 1885 вышел 2-й том, в 1894 — 3-й том «Капитала». «Действительно, эти два тома „Капитала“,— писал Ленин,— труд двоих: Маркса и Энгельса» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 2, с.12). Помимо этого, Э. подготовил 3-е и 4-е нем. издания 1-го тома «Капитала», а также Англ. издание 1-го тома, что потребовало от него огромной работы.
Параллельно с работой над «Капиталом» Э. создал: ставшие классич. труды, знаменовавшие дальнейшую ступень в развитии марксистской мысли,— «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884), «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» (1886). Ленин оценил работу Э. «Происхождение семьи, частной собственности и государства» как «...одно из основных сочинений современного социализма...» (там же, т. 39, с. 67). В ней Э. значительно обогатил марксистское учение об общественно-экономич. формации, о возникновении и развитии семьи, классов, государства.
В условиях, когда среди бурж. и части с.-д. интеллигенции в Германии стал наблюдаться поворот от гегельянства и вульгарного материализма к неокантианству и позитивизму, Э. в работе «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» с особой силой подчеркнул классовый, партийный характер философии. Говоря о том, что корни всех политич. и идеологич. надстроек следует искать в материальном, экономии. базисе общества, Э. предупреждал против вульгарного истолкования этого положения. Он решительно выступал против игнорирования обратного воздействия надстройки на базис общества. Существенным дополнением к этой работе являются письма Э. об история. материализме (1890—94), в к-рых дан глубокий анализ осн. положений материалистич. понимания истории.
«После смерти Маркса,— писал Ленин,— Энгельс один продолжал быть советником и руководителем европейских социалистов... Все они черпали из богатой сокровищницы знаний и опыта старого Энгельса» (там же, т. 2, с. 13). Продолжая борьбу против оппортунизма, Э. в ряде своих произведений вскрыл его корни, в частности в герм, социал-демократии. Особенно большое значение он придавал выработке нем. социал-демократами марксистской программы партии. Когда В. Либкнехт в 1890 в одной из своих речей попытался взять под защиту Готскую программу, Э. в ответ опубликовал «Критику Готской программы» Маркса (1891). Он также подверг критике один из предварит, проектов программы, подготовленный к съезду партии в Эрфурте в 1891, дал чёткое определение оппортунизма: «Это забвение великих, коренных соображений из-за минутных интересов дня, ... это принесение будущего движения в жертву настоящему...» (Маркс К. и ЭнгельсФ., Соч., 2 изд., т. 22, с. 237). В то же время он предостерегал Англ. и амер. социалистов от догматизма и левого сектантства. Он призывал их идти в рабочие массы, работать в профсоюзах, создавать массовые рабочие партии. Когда созрели условия для создания нового междунар. объединения социалистич. партий, Э. взял на себя подготовку созыва интернационального конгресса в Париже в 1889. Опираясь на герм, социал-демократию, Э. добился осуществления своей цели — создания 2-го Интернационала на марксистской основе. В эти же годы Э. предупреждал европ. социалистов о грозящей опасности возникновения мировой войны, призывал рабочий класс бороться за сокращение вооружений. Этому вопросу Э. посвятил ряд статей. Стремясь разъяснить нем. и франц. социалистам марксистскую тактику в аграрном вопросе и одновременно нанести удар по оппортунизму, Э. написал в 1894 брошюру «Крестьянский вопрос во Франции и Германии». В ней Э. подчеркнул значение союза рабочего класса и крестьянства, указал, что единственный путь избавления мелкого крестьянства от пролетаризации — социалистич. кооперирование при условии строгого соблюдения принципа добровольности.
С огромным интересом следил Э. за революц. движением в России, поддерживал связи с его видными деятелями (П. Л. Лавровым, Г. А. Лопатиным, С. М. Степняком-Кравчинским и др.). Высоко ценя критич. мысль и поиски революц. теории Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова и их соратников, отмечая их выдержку, твёрдость характера, самоотверженность, Э. вместе с тем критиковал их народнические иллюзии. С большой радостью встретил он весть об образовании среди рус. социалистов первой марксистской группы «Освобождение труда». Э. вёл систематич. переписку с Г. В. Плехановым, В. И. Засулич, помогал им своими советами и личным участием в их судьбах. Э. питал глубокую надежду, что доживёт до краха русского царизма и победы социалистической революции в развитых странах Европы.
Как подчёркивал Ленин, «нельзя понять марксизм и нельзя цельно изложить его, не считаясь со всеми сочинениями Энгельса» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 26, с. 93).
Жизненный путь и духовное развитие Э. убедительно раскрывают его выдающуюся роль в разработке марксизма. Э., как и Маркс, является одним из основоположников материалистич. понимания истории. Э. совм. с Марксом предпринял диалектико-материалистич. переработку бурж. политич. экономии. Величайшей заслугой Э. является завершение, издание и пропаганда «Капитала» — труда всей жизни Маркса. Создав вместе с Марксом диалектич. материализм, материалистич. понимание истории и науч. коммунизм, Э. в ряде своих произведений в строго систематизированной форме изложил марксизм как цельное мировоззрение, показал его составные части и теоретич. источники. Этим Э. в огромной мере способствовал победе марксизма в междунар. рабочем движении в 90-е гг. 19 в. Разрабатывая совм. с Марксом учение об общественно-экономич. формациях, Э. раскрыл ряд специфич. закономерностей первобытнообщинного строя, античного и феод. обществ. возникновения в них частной собственности и классов, формирования государства. В последние годы жизни Э. уделил значит. внимание вопросу о взаимоотношении экономич. базиса, политич. и идеологич. надстройки. Он подчёркивал необходимость конкретного раскрытия огромного воздействия на жизнь общества политики определённых классов, их борьбы за политич. господство, правовых отношений, идеологии. Ряд областей марксистской науки является в значит. мере результатом самостоят. вклада Э. К их числу относятся учение о диалектич. закономерностях в природе и в естествознании, к-рое полностью одобрялось Марксом, вопреки утверждениям совр. фальсификаторов, диалектико-материалистич. учение об армии и воен. деле и др.
Маркс и Э. настаивали на единстве революц. теории и практики междунар. рабочего движения. Они совместно разработали науч. программу, стратегию и тактику пролетариата, обосновали его всемирно-историч. роль как творца нового общества, необходимость создания его революц. партии, осуществления социалистич. революции и установления диктатуры пролетариата. Маркс и Э. явились пламенными провозвестниками и пропагандистами пролетарского интернационализма и организаторами первых междунар. объединений рабочего класса. Приверженность принципам интернационализма они рассматривали как неотъемлемую черту подлинно пролетарской партии. Маркс и Э. постоянно указывали на творческий характер революционной теории.
Особенно велики заслуги Э. в последние годы жизни; он развил марксистскую науку, обогатил марксистскую стратегию и тактику новыми теоретич. обобщениями, развернул борьбу против оппортунистов и левого сектантства, против догматизма в социалистич. партиях. Работая над завершением 3-го тома «Капитала», Э. в своих дополнениях к нему подметил нек-рые черты, свойственные новому периоду развития капитализма — империализму.
Утверждения совр. апологетов капитализма об устарелости марксизма выражают банкротство бурж. идеологии, страх перед растущим воздействием марксизма на обществ. жизнь. Как высшее достижение научной мысли, учение Маркса и Э. не устаревает. Это учение «...всесильно, потому что оно верно»,— писал Ленин (там же, т. 23, с. 43).
Новый этап в развитии и распространении идей Маркса и Э. и начало борьбы за широкое претворение их в жизнь связаны с именем и деятельностью Ленина. Великое марксистско-ленинское учение, обогащаемое революц. практикой, теоретич. деятельностью КПСС и междунар. коммунистич. движения, оказывает всё возрастающее влияние на историч. судьбы человечества.
Соч.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 1— 47, 49.

Источник: Экономическая энциклопедия. Политическая экономия в 4 т. Советская энциклопедия 1979-1980 гг.

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
326.30 кб

Фридрих Энгельс (к 190-летию со дня рождения)

Бондарев А.К., Худякова, И.В.