Брей Джон Фрэнсис

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

Брей (Bray) Джон Фрэнсис (1809-1895)

английский экономист, социалист-утопист. В своей работе «Несправедливости в отношении труда и средства к их устранению» (1839) главное внимание уделил теории и программе социально-экономических преобразований общества, направленным на полное устранение частной собственности. Развивая трудовую теорию стоимости Д.Рикардо, Брей утверждал, что поскольку единственным источником богатства является труд, рабочие имеют право на полный продукт своего труда; прибыль, присваиваемая предпринимателями, есть результат эксплуатации. Путь к устранению этой эксплуатации Брей видел в организации рабочих акционерных обществ. Эти общества должны покупать на выпускаемые ими банкноты (обеспечиваемые будущей продукцией этих обществ) необходимые им средства производства и землю, и продавать свою продукцию на «базарах справедливого обмена» точно в соответствии с количеством труда, затраченным на их производство. В результате, как полагал Брей, для рабочих устраняется необходимость обменивать свой труд на капитал, а вместе с тем исчезает и эксплуатация их, поскольку рабочие через акционерные общества начинают получать полный эквивалент своего труда. В конечном итоге труд становится всеобщим, средства производства и земля переходят в общее владение и пользование. Некоторые идеи Брея были использованы П.Ж.Прудоном.

Источник: Бизнес-словарь

БРЕИ Джон Фрэнсис
(1809 - 1895), английский экономист, социалист-утопист. Род. в Вашингтоне в семье англ. эмигранта. В 1822 с отцом переехал в Великобританию, поступил учеником к переплётчику, затем работал наборщиком. С 30-х гг. принимал участие в рабочем движении, одно время был близок чартистам. Б. - автор оригинальной работы «Несправедливости в отношении труда и средства к их устранению» (1839, рус. пер. 1956), охарактеризованной К. Марксом как «замечательное произведение» (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 4, с. 102). В нём Б. развил новые для его времени экономич. идеи, в т. ч. выдвинул категорию «общения». Гл. внимание в работе уделено теории и программе социально-экономич. преобразования бурж. общества. Неудачи чартизма убедили его в том, что для уничтожения капиталистич. эксплуатации и создания нового справедливого общества равенства необходимы глубокие социальные перемены, направленные на полное устранение частной собственности. Будучи социалистом-рикардианцем, Б. стремился использовать науч. достижения теории Д. Рикардо, и прежде всего его трудовую теорию стоимости, против буржуазии, в интересах пролетариата. Б. утверждал, что поскольку единств, источником богатства является труд, рабочие имеют право на полный продукт своего труда; прибыль, присваиваемая капиталистами, есть грабёж, результат капиталистич. эксплуатации. Путь к устранению капиталистич. эксплуатации Б. видел в организации рабочих акц. об-в. Эти общества должны покупать на выпускаемые ими банкноты (обеспечиваемые будущей продукцией этих об-в) необходимые им средства произ-ва и землю и продавать свою продукцию на «базарах справедливого обмена» точно в соответствии с количеством труда, затраченным на их произ-во. В результате, как полагал Б., для рабочих устраняется необходимость обменивать свой труд на капитал, а вместе с тем исчезает и эксплуатация их, поскольку рабочие через акц. общества начинают получать полный эквивалент своего труда. В конечном итоге труд становится всеобщим, средства произ-ва и земля переходят в общее владение и пользование. Утопичность концепции Б. заключается прежде всего в непонимании необходимости социальной революции пролетариата как решающей предпосылки перехода к обществу, ликвидирующему эксплуатацию человека человеком. К тому же Б. переоценивал значение преобразований в сфере товарно-ден. отношений, по существу оставляя в стороне разработку вопроса о путях преобразования сферы произ-ва. Концепция Б., призывавшая перестроить бурж. общество путём точного соблюдения лежащего в его основе закона стоимости, не могла указать рабочему классу действительный выход из системы капиталистич. эксплуатации. «...Абсолютно невозможно перестроить общество на основе, которая есть не более как собственная приукрашенная тень этого общества» (там же, с. 108 - 09). Утопич. идеи Б. были использованы мелкобурж. экономистом П. Ж. Прудоном.

Источник: Экономическая энциклопедия. Политическая экономия в 4 т. Советская энциклопедия 1979-1980 гг.