американский экономист, предложил концепцию «постиндустриального общества» в работах «Начало постиндустриального общества» (1973) и «Культурные противоречия капитализма» (1978). Белл связывал развитие общества с изменениями в трех сферах: технико-экономической, культурной и политической. Суть методологического подхода Белла состоит в том, что он смотрит на общество через призму технологий и знаний. Фундаментальными чертами постиндустриального общества оказываются: высокий профессиональный уровень работников, высокий уровень образования в целом, который имеет решающее значение, поскольку среди занятых в народном хозяйстве преобладают высококвалифицированные специалисты и техники. Наука безусловно становится главнейшим фактором экономического развития. Изменяется характер труда в сторону повышения удельного веса и роли интеллектуального труда. Осуществляется переход экономики от преимущественного производства товаров к производству услуг. Экономика такого общества характерна принципом эффективности, то есть получением максимальных результатов при минимальных затратах.
Белл Даниел
Даниел (род. 1919) – американский экономист, разработал концепцию постиндустриального общества в работах «Начало постиндустриального общества» (1973) и «Культурные противоречия капитализма» (1978). Суть методологического подхода Б. состоит в том, что в основу развития общества он положил технологии и знания. Б. полагал, что история развития цивилизации складывается из трех больших этапов (доиндустриального, индустриального и постиндустриального; аграрного, индустриального и информационного; первой, второй и третьей волн). Они разделены между собой переходами, содержание которых может быть квалифицировано как социальные революции. Понятие «постиндустриальное» противопоставляется понятиям «до-индустриальное» и «индустриальное».
Доиндустриальный сектор является в основном добывающим, он базируется на сельском хозяйстве, добыче полезных ископаемых, рыболовстве, заготовке леса и других ресурсов, вплоть до природного газа или нефти. Индустриальный сектор носит прежде всего производящий характер, он использует энергию и машинную технологию для изготовления товаров. Постиндустриальный – является обрабатывающим, и здесь обмен информацией и знаниями происходит в основном при помощи телекоммуникаций и компьютеров.
Постиндустриальное общество – это общество, которое приходит на смену классическому капитализму. В системе исторических координат с тремя ступенями развития производства оно занимает самое высокое место (см. рис. 1.1).
Фундаментальными чертами постиндустриального общества Б. считает высокий профессиональный уровень работников, высокий уровень образования в целом, который имеет решающее значение, поскольку среди занятых в хозяйстве преобладают высококвалифицированные специалисты и техники.
Для экономики такого общества характерен принцип эффективности, т. е. получение максимальных результатов при минимальных затратах.
Теория «постиндустриального общества» была сформулирована Б. в 60—70-х гг. Она зародилась входе работы Б. над прогнозом социального развития капитализма. Эта теория отвечала назревшей необходимости в пересмотре ряда теоретич. установок бурж. социально-экономич. мысли в связи с углублением общего кризиса капитализма и развёртыванием научно-технич. революции.
Концепция Б. проникнута технологич. детерминизмом. По мнению Б., глубокие изменения в различных областях жизни, вызванные научно-технич. революцией, ведут к преобразованию капитализма в качественно иное, постиндустриальное общество. При этом Б. концентрирует внимание гл. обр. на внеш. стороне новых явлений в совр. капитализме, к-рые гиперболизируются им и вырываются из контекста конкретных обществ. отношений. Осн. признаки постиндустриального общества, по Б., — всё более широкое использование вычислит. техники в управлении; дополнение старой машинной технологии растущим применением «интеллектуальной технологии»; преобладающее значение в экономич. структуре сферы услуг. Важнейшим институтом нового общества становится не корпорация, а ун-ты и исследовательские центры. Бразды правления в нём переходят от капиталистич. олигархии к технократия. элите, владеющей новой технологией принятия решений. Б. является сторонником теории «депролетаризации» совр. капиталистич. общества и выступает против марксистского положения о рабочем классе как о ведущей революционной силе общества.
Б. полагает, что по мере становления постиндустриального общества частная собственность теряет своё значение. Вместе с тем образуются новые виды собственности. Гл. место среди них занимают обязательства гос-ва по отношению к личности. Отсюда Б. заключает, что постиндустриальное общество превращается в «коммунальное общество», в к-ром механизмом распределения благ служат скорее социальные решения, чем рынок.
Б. признаёт остроту социально-экономич. проблем, с к-рыми сталкивался капитализм в 60-х и 70-х гг. Однако источник противоречий капитализма Б. видит в «разъединении сфер» — технико-экономич. строя, с одной стороны, и культуры — с другой. Способность капиталистич. стран справиться со своими проблемами, по мнению Б., зависит от принятия выдвигаемой им концепции «общественного хозяйства», под к-рым понимается гос. регулирование доходов и расходов, якобы направленное на удовлетворение обществ. потребностей. Эта концепция призвана обосновать усиление гос. вмешательства в экономику и социальную сферу в духе весьма умеренного бурж. реформизма во имя выживания капиталистич. системы.
Взгляды Б., по существу, представляют новый вариант трансформации капитализма теорий. Обоснование альтернативы капитализму в рамках самого капитализма, отрицание всемирно-историч. миссии рабочего класса и трудящихся масс, необходимости или даже возможности социальной революции — характерные черты его апологетич. теории.
Соч.: The end of ideology, Glencoe, 1960; The radical right, N. Y., 1963; The reforming of general éducation, N. Y.—L., 1966; The coming of post-industrial society, N. Y., 1973; The cultural contradictions of capitalism, L., 1976.
Источник: Экономическая энциклопедия. Политическая экономия в 4 т. Советская энциклопедия 1979-1980 гг.