Бастиа Фредерик

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

Бастиа (Bastiat) Фредерик (1801-1850)

французский экономист. Основной труд «Экономические гармонии» (1850). При обосновании своего главного тезиса о том, что все законные интересы гармоничны, Бастиа опирался на созданную Сэем «теорию услуг». Но, в отличие от Сэя, с точки зрения которого «услуги» оказывают не только люди, но и вещи, сами силы природы, Бастиа предпочитал говорить об услугах личных. При этом под «услугой» он понимал не только реальную затрату труда в процессе производства, но и всякое усилие вообще, которое прилагается кем-либо или от которого освобождается тот, кто данной услугой пользуется идея( социальной услуги) Бастиа считал буржуазное общество обществом «гармоничного сотрудничества» различных классов, эквивалентно обменивающихся своими «услугами». Замена протекционизма ничем не ограниченной свободой конкуренции — таков основной вывод, который Бастиа противопоставил призывам социалистов к классовой борьбе.

Источник: Бизнес-словарь

БАСТИА Фредерик
(30.6.1801 - 24.12.1850), французский бурж. экономист, представитель экономич. либерализма 1-й пол. 19 в., один из авторов вульгарной теории гармонии интересов труда и капитала (см. Гармонии интересов теория). К. Маркс охарактеризовал Б. как «...самого пошлого, а потому и самого удачливого представителя вульгарно-экономической апологетики» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, с. 18). Осн. работы: «Экономические софизмы» (1846, рус. пер. 1863) и «Экономические гармонии» (1849, рус. пер. 1896). Свою задачу В. видел в теоретич. защите капитализма, который он рассматривал как гармонии, общество, основанное на взаимном оказании услуг. Будучи сторонником свободы торговли, он утверждал, что социальные недостатки проистекают от стеснения свободы конкуренции, поэтому капитализм должен развиваться без каких-либо ограничений. Б. поддерживал вульгарную теорию воздержания (см. Воздержания теория).

Источник: Экономическая энциклопедия. Политическая экономия в 4 т. Советская энциклопедия 1979-1980 гг.

БАСТИА Фредерик

(1801–50) – французский экономист, выдвинул и обосновал теорию услуг, а также концепцию экономической гармонии. В теории услуг производство трактовалось как обмен услугами. В результате такого обмена создается полезность, представляющая одну из частей совокупного продукта в виде товаров или услуг. Рабочий создает определенную полезность, которая воплощается в готовом продукте.
На основе теории услуг Б. разработал идею утверждения экономической гармонии, складывающейся в условиях развития свободной торговли и свободного предпринимательства. По его мнению, капитал создается в результате усилий или лишений с целью приобретения каких-либо выгод в будущем. Следовательно, уступить капитал – значит лишить себя выгоды, оказать услугу другому лицу. Оказавший услугу, таким образом, имеет право на получение соответствующего вознаграждения, которое имеет место в виде арендной платы, ренты, процента и т. д.
Рыночная экономика в учении Б. – это подлинное царство свободы и гармонии, поскольку все члены рыночного общества «вынуждены оказывать друг другу взаимные услуги и взаимную помощь ради общей цели».

Источник: Экономика от А до Я: Тематический справочник

БАСТИА Фредерик
(1801—1850)— французский вульгарный экономист, проповедовавший гармонию интересов всех классов буржуазного общества. Главные произведения: «Экономические софизмы» (1846), «Экономические гармонии» (1849). Бастиа выступил как апологет капитализма в целом и как выразитель взглядов торгово-промышленных кругов Франции, заинтересованных в свободе торговли. Капиталистическое общество он пытался изобразить как гармоничное. Основу экономических гармоний Бастиа находит в обмене, который он рассматривает как взаимный обмен услугами. Стоимость определяется им как отношение двух обмениваемых услуг, возникающее только в процессе обмена. Таким образом, Бастиа устраняет значение процесса производства. Изображая стоимость как нечто, совершенно не зависящее от труда, Бастиа отрицает различие между материальным и нематериальным производством, объявляя всякое оказание услуг производством. Стремясь замаскировать паразитизм господствующих классов, он изображает предпринимательский доход как вознаграждение за услуги капиталиста, процент — как награду за его «воздержание», ренту — как процент на вложенный в землю капитал. Бастиа отрицал рост богатства капиталистов и обнищания трудящихся, уверяя вопреки фактам капиталистической действительности, что с развитием общества доля рабочих в национальном доходе якобы растет, а доля капиталистов уменьшается. Он утверждал также, что по мере роста производительности труда повышается благосостояние всех классов общества, наблюдается якобы тенденция к выравниванию положения всех членов общества. Условием роста благосостояния Бастиа считал свободу обмена. Теория Бастиа является антинаучной, она противоречит действительному развитию капиталистического хозяйства. Маркс резко критиковал взгляды Бастиа в своей работе «Кэри и Бастиа» (1857) и других произведениях. Маркс характеризовал Бастиа как самого пошлого представителя вульгарно-экономической апологетики.

Источник: Краткий экономический словарь. 1958

Бастиа Фредерик
Bastiat Frederic (1801 — 1850)
img border="0" width="127" height="174" src="/upload/content/1579766831_5.files/image002.png" alt="http://www.seinst.ru/images/bastia_.png"
Идея о том, что экономисты-классики верили в принцип laissez-faire — «анархия плюс констебль», как однажды сказал Карлейл, — это всего лишь часть фольклора политической и социальной истории XIX века. Но хотя Адам Смит, Рикардо, Мак-Куллох, Сениор и Джон Стюарт Милль определенно верили, что лучший контроль со стороны правительства — это минимальный контроль, ошибочно полагать, что их отношение к государственному вмешательству было целиком отрицательно и что они полностью оградили свои умы и сердца от проблем, которые беспрепятственная работа рыночной экономики создает для некоторых социальных групп. Догматическая и доктринерская вера в принцип свободной конкуренции, безусловно, была обычным делом среди журналистов и государственных деятелей XIX века, но трудно найти какого-либо грамотного экономиста этого периода, который принимал кредо laissez-faire безо всяких исключений. Тем не менее, Бастиа во Франции стоит очень близко к искусственному «классическому экономисту» из исторических книг, с квазирелигиозной убежденностью утверждающего, что естественная гармония экономических интересов возможна, только если государство будет держать свои руки подальше от спонтанных действий индивидов. Тремя великими врагами, которых он никогда не прекращал атаковать, были протекционизм, социализм и, разумеется, экономическая теория Рикардо, чьи пессимистические предсказания подрывали веру в универсальную гармонию. Он даже постарался обеспечить свой либерализм теоретическим обоснованием, включающим теорию ценности, основанную на замечании, что меновая ценность отражает обмен «услугами».
Он был третьесортным экономистом-теоретиком, но как популяризатор экономических идей, использующий сатиру и иронию, достойную Даниэля Дефо или Джорджа Бернарда Шоу, он не имеет себе равных в истории экономической мысли. Лучшим образцом его искусства является известная «Петиция производителей свечей» (Petition for the Candlemakers, 1845), в которой изготовители свечей просили парламент принять закон, требующий закрытия всех окон, световых люков, отверстий, дыр, щелей, трещин и проемов, через которые нестерпимая конкуренция со стороны солнца приносит свет в дома совершенно бесплатно, тем самым угрожая разрушить национальную отрасль промышленности, дающую прямо или косвенно работу тысячам людей. Эта и другие сатирические работы и притчи, собранные вместе в его «Софизмы о защите» (Sophisms of Protection, 1877), бессчетное число раз перепечатывались сторонниками свободной торговли и антисоциалистами — вплоть до наших дней. Бастиа родился в Байонне в 1801 году и был сыном мелкого торговца. В возрасте 17 лет он поступил на работу в фирму своего дяди. В 1825 году наследственные дела привели его обратно в родные места, чтобы управлять небольшим имением. Где-то в 1840-х он начал читать речи Ричарда Кобдена и Джона Брайта, лидеров английской лиги против принятия закона о зерне, которые проводили большую компанию за отмену английских протекционистских пошлин на продукцию сельского хозяйства. Бастиа решил стать «французским Кобденом» и начал неистово писать в газеты и журналы, а в 1846 году создал свою собственную газету.
Во время революции 1848 года он был избран в Конституционную ассамблею, а позднее и в Законодательное собрание. В то же время он начал писать «Экономические гармонии» (Harmonies Economiques), работу, призванную дать систематическое изложение его экономических идей. К сожалению, ему удалось дожить только до окончания первого тома — он ушел из жизни в 1850 году в возрасте 49 лет.

Источник: 100 великих экономистов до Кейнса. Пер. с англ. под ред. A.A. Фофонова.