Зомбарт Вернер
немецкий экономист. Методология Зомбарта характеризуется своеобразным дуализмом, суть которого — в разделении эмпирической и теоретической частей исследования каждой отдельной проблемы. В анализе общего хода экономического развития это проявилось конкретно в выделении «хозяйственных систем» и «хозяйственных эпох», противопоставляемых марксовым общественно-экономическим формациям. Хозяйственная система, по Зомбарту, это чисто абстрактно-теоретическое построение, при помощи которого вырисовывается объект реалистически-эмпирического исследования — хозяйственная эпоха. Внутри хозяйственной эпохи Зомбарт проводит периодизацию на основе уровня «экономической техники» (орудий труда, науки, технологии). В соответствии с этим критерием в эволюции каждой хозяйственной эпохи им выделяются: раннее хозяйство, его кульминационная фаза и позднее хозяйство. Наиболее полное воплощение изложенная методологическая концепция нашла в главном труде Зомбарта «Современный капитализм», первый том которого вышел в свет в 1902 г., а над вторым и третьим работа продолжалась до середины 20-х гг.
Источник: Бизнес-словарь
Соч.: Die deutsche Volkswirtschaft im 19. Jahrhundert, 8 Aufl., Darmstadt, 1954; Die drei Nationalökonomien, Münch. - Lpz., 1930; в рус. пер. - Современный капитализм, 2 изд., т. 1 - 3, Л., 1924 - 29.
Источник: Экономическая энциклопедия. Политическая экономия в 4 т. Советская энциклопедия 1979-1980 гг.
Задачей экономиста и историка Зомбарт считал определение характера каждой экономической системы в ее своеобразии. Хозяйственная деятельность, по его мнению, обусловлена различными факторами, воплощенными в определенных институтах, благодаря которым можно выделить специфические черты экономической системы. Анализируя капитализм, значительное внимание уделял организационным и технологическим факторам, дополнял их понятием хозяйственного духа (как реальной силы, которая воплощает творческие элементы культуры, духовно питающие все стороны жизни в определенную эпоху).
Зомбарт различал понятия «экономические стадии», «экономические системы», «хозяйственная деятельность», но принимал их научно некорректно. Главной целью хозяйственной деятельности, за Зомбартом, является рост богатства, прежде всего, в денежной форме. Цель капитализма – накопление меновой стоимости. Однако стремление к обогащению приводит к обесцениванию моральных принципов. Несмотря на внедрение коммерческого планирования, экономическая система капитализма носит иррациональный характер. Капиталистическая организация основывается на принципах индивидуализма и либерализма. В то же время его структура является авторитарной, большинство контролируется меньшинством, координация достигается с помощью децентрализованного рынка.
Зомбарт утверждал, что предприятие является лишь мнимым построением. Это свидетельствовало о мистичности его взглядов, приписывание психическим явлениям решающей роли в развитии общества (так, евреи, по его мнению, ответственные за развитие капитализма). Он считал, что капиталистическая система теряет гибкость вследствие государственного регулирования, а стоимость рассматривал как воображаемый, логический факт.
Зомбарт – один из авторов теории «организованного капитализма». В последние годы жизни перешел на позиции фашизма, выступал за кастовую структуру общества, в которой главная роль должна принадлежать государству и военным руководителям.
Источник: Экономическая энциклопедия (фрагмент). Проект www.topknowledge.ru
Вернер Зомбарт был ведущим представителем последнего поколения Немецкой Исторической Школы. Тем не менее, он пытался освободить Историческую Школу от консервативного и нормативного влияния группы Шмоллера. В его ранних марксистских работах (1894, 1896, 1902), включавших два исследования, восхваляющих основателей школы (1895, 1909), сделано многое для освобождения от этого наследия.
Однако, в его более поздних работах просматривается большее количество консерватизма и национализма. В итоге Зомбарт занимает откровенно нацистскую позицию. Такой резкий поворот, возможно, объяснялся тем, что Зомбарт долго был на задворках Немецкой Академии и чувствовал, что для получения высокого научного звания необходимо было быть политически востребованным (в конечном счете, в Берлине в 1917 году, следуя Вагнеру и Шмоллеру). Тем не менее, некоторые полагали, что Зомбарт был всего лишь квинтэссенцией немецкого "романтического национализма", поклонявшийся всем героям, независимо от того, были ли они простыми рабочими или служили в Прусской коннице. Зомбарт быстро зарекомендовал себя как предприниматель и активный работник, а позже и как "Фюрер", в то время как в большинстве своих работ он постоянно и с любой точки зрения чернил понятие "буржуазии". Преувеличенный и причудливый стиль Зомбарта давал основание для такого объяснения.
Хотя более поздние работы Зомбарта, также выдержанные в претенциозном стиле, не принесли ему большой славы ни в рамках экономической науки, ни за ее пределами, они, тем не менее, отличались колоритностью. Как и Вебер, он считал, что корни капитализма лежат не в экономической действительности, а скорее происходят из идеи о том, что идеалом для просвещения являлся познание причин и возможность управления природой. Он писал об этом в своем очень пространном произведении Современный Капитализм 1902 года, которое и сегодня считается шедевром среди исследователей "общей истории", таких как Фердинанд Бродель. Хотя в этом трактате были изложены все еще причудливые и плохо исследованные в экономическом и историческом контексте методологические принципы самой молодой исторической школы, которые опровергали разнообразие практических и нормативных индуктивных методов и порождали изучение позитивистами того, что позже было названо Шпитгоффом как "экономические стили".
В своей работе 1911 года он утверждал, что капиталистическая жажда к наживе и благосостояние привели к появлению и возвышению евреев в Центральной и Северной Европе, что противоречило известным утверждениям Вебера, основанным на протестантских идеях. Эта работа не нашла ни у кого понимания: большинство евреев и либералов считали ее антисемитской, а антисемиты и консерваторы находили ее просемисткой. Ученые считают ее источники сомнительными и полагают, что это исследование не достойно одобрения. Но, к сожалению, произведение Зомбарта имело успех на рынке. Оно имело огромное воздействие (слишком знакомое и трагичное) на появление экономического, расового, философского и исторического "объяснения" искаженного стереотипа о лукавом еврейском капиталисте, который получал все более широкое распространение в Европе.
В более поздней работе (1913), он снова изменил курс. Теперь он пытался показать связь между развитием торговли и городов и появлением капитализма, что заслуживало большего внимания и было воспроизведено в наше время экономическими историками, такими как Генри Пирене. Однако, он не смог сдержать свое разыгравшееся воображение: в одной заметке Зомбарт обвинил в появлении капитализма женщин. Это основывалось на мнении, что появление неработающих представительниц женского пола среднего класса вынудило мужчин дарить им роскошные подарки, которые они требовали, и, таким образом, это порождало в мужчинах дух капиталистической наживы.
В 1915 году Зомбарт окончательно ушел в романтический национализм, жестко критикую Великобританию в его Hдndler und Helden. Завершением этого была в высшей степени нацистская книга Deutscher Socialismus (опубликованная в 1934 году, и переведенная как Новая Социальная Философия). Эта позорная работа, получившая большое распространение в качестве нацистского учебника, увенчала спутанную жизнь Зомбарта.
Основные работы Вернера Сомбарта:
Friedrich Engels, 1895.
Socialism and the Social Movement, 1896.
Modern Capitalism, 3 vols, 1902-27.
The Life Work of Karl Marx, 1909.
The Jew and Modern Capitalism, 1911.
Der Bourgeois: the Quintessence of Capitalism, 1913.
Krieg und Kapitalismus, 1913.
Studies in the History of the Development of Modern Capitalism, 1913.
Hдndler und Helden, 1915.
German Economy in the 19th Century, 1921.
Die Drei Nationalцkonomien, 1930.
Deutschen Socialismus: A New Social Philosophy, 1934.
img border="0" width="178" height="258" src="/upload/content/1579766831_5.files/image026.jpg"> alt="http://www.seinst.ru/images/zombart.jpg">
Вернер Зомбарт начал свою карьеру ученого в 1890 году как марксист и завершил ее в 1930-х годах как сторонник нацизма, написав в течение этого времени семь книг, посвященных одному и тому же вопросу — возникновению капитализма, причем в каждой следующей книге давалось новое объяснение этого феномена. Одна из первых публикаций Зомбарта была посвящена выходу в свет третьего тома «Капитала» Маркса в 1894 г. Два года спустя Зомбарт опубликовал статью «Социализм и социалистическое движение» (Socialism and the Social Movement, 1896), также весьма промарксистского характера; однако последующие расширенные и дополненные издания этой статьи отличались все более негативным отношением как к социализму, так и к марксизму. В 1902 году Зомбарт опубликовал два первых тома своего фундаментального труда «Современный капитализм» (Der moderne Kapitalismus); третий же том вышел в свет лишь в 1927 году. В этой книге Зомбарт приписывает возникновение промышленного капитализма разрастанию «духа рационализма» и «стяжательства» в лоне феодального общества и предсказывает неизбежную смену капитализма социализмом.
В книге «Евреи и современный капитализм» (The Jew and Modern Capitalism, 1911) Зомбарт утверждает, что распространение «духа» капитализма после эпохи инквизиции было обусловлено расселением по странам Северной Европы евреев, которые принесли с собой новую мораль, новую концепцию правовых отношений и дух коммерческой предприимчивости. В «Квинтэссенции капитализма» (Der Bourgeouis, 1913, в англ, перев. The Quintessence of Capitalism, 1915), Зомбарт объединил изложение своих воззрений на иудаизм с опровержением тезиса Вебера о ключевой роли кальвинизма в становлении духа современного капиталистического общества. Зомбарт утверждал, что пуританство вообще, а кальвинизм в частности, был фактически враждебен буржуазным ценностям — расчетливости, рациональному подсчету и приверженности интересам «этого мира». В то же время, однако, он утверждал, что взгляды иудеев и пуритан почти во всем сходятся, приходя к парадоксальному утверждению о том, что «пуританство — это иудаизм». При этом подразумевалось, что иудаизм подготовил почву для капитализма уже в XVI столетии, а пуританство, появившись на сцене позднее, лишь позаимствовал у иудаизма моральное оправдание частного предпринимательства.
Как будто существовавшей к тому моменту путаницы с его объяснениями причин возникновения капитализма было еще недостаточно, в 1913 году Зомбарт опубликовал два «Исследования по истории развития современного капитализма» (Studien zur Entwicklungsgeschichte des modernen Kapitalismus), в первом из которых, названном «Роскошь и капитализм» (Luxury and Capitalism), прослеживаются ранние стадии развития капитализма, начиная с XII столетия: разрастание городов, зарождение практики банковского кредитования и, в особенности, возникновение рыцарства. Этому явлению Зомбарт приписывает появление нового типа «эмансипированной» женщины, которая заразила бережливых прежде купеческих жен стремлением к экстравагантности, роскоши и расточительству. По мнению Зомбарта, эта тяга к роскоши и привела к появлению капитализма.
Если сложить все книги Зомбарта вместе, то становится очевидным, что он во много раз перевыполнил свою задачу: в его трудах содержится столько объяснений причин появления капитализма, что это явление, некогда бывшее загадкой истории, стало казаться настолько неизбежным событием, что, даже не случись той или иной из его предпосылок, оно все равно должно было произойти.
Зомбарт родился в 1863 году в немецком городе Эрмслебене. Его отец, землевладелец и промышленник, входил в либеральное крыло прусского парламента. Вернер Зомбарт изучал юриспруденцию, экономику и историю в университетах Пизы, Рима и Берлина. Написав диссертацию под руководством Шмоллера и Адольфа Вагнера (1835-1917), ведущих специалистов «молодой» немецкой исторической школы, Зомбарт в 1888 году получил докторскую степень в Берлинском университете. После двух лет службы в Бременской торговой палате Зомбарт возобновил свою академическую карьеру, получив место в Университете Бреслау, а в 1906 году — в Берлинской высшей торговой школе. После смерти обоих своих учителей, Шмоллера и Вагнера, в 1917 году Зомбарт занял их место в профессуре Берлинского университета. Одной из последних его публикаций была книга «Новая социальная философия» (A New Social Philosophy, 1934), в которой автор сделал попытку проанализировать социальные проблемы современности «с точки зрения национал-социализма (то есть нацизма)». У нацистов, несомненно, должно было возникнуть некое недовольство ранними воззрениями Зомбарта на роль евреев в истории, но все же отношение властей к нему было скорее положительным: Зомбарту было позволено спокойно уволиться со службы, а в 1937 году переиздать некоторые части «Новой социальной философии». Зомбарт умер в разгаре Второй мировой войны, в 1941 году.
Источник: 100 великих экономистов до Кейнса. Пер. с англ. под ред. A.A. Фофонова.