Земельные отношения
Земельные отношения
совокупность отношений в обществе по поводу владения, пользования и распоряжения землей. З.о. включают количественную и качественную оценку земли, распределение ее по земельным собственникам (государство, юридические и гражданские лица), установление правового регулирования (права продажи, наследования, дарения, сдачи в аренду, залога, обмена, использования в качестве взноса), порядка выкупа, образования общей или общей долевой собственности, правил функционирования рынка земли, методов и форм регулирования этих отношений со стороны государства,
Источник: Словарь по экономической теории
ЗЕМЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
совокупность отношений между государством, бизнесом и обществом по поводу пользования и владения земельными ресурсами при соблюдении социальной справедливости и устойчивого развития. Основными аспектами земельных отношений в России являются: непрерывный мониторинг основных рисков, связанных с преобразованием системы отношений собственности на земельные ресурсы, прогнозирование их последствий на мега - , макро - , ме - зо - и микроуровнях; законодательное определение рамочных условий и ограничений по использованию земельных ресурсов хозяйствующими субъектами, антимонопольное регулирование в сфере перераспределения прав собственности, особые режимы налогообложения, технические регламенты по возделыванию и пользованию землями сельскохозяйственного назначения, лицензии и другие виды ограничений; бюджетная поддержка субъектов аграрного производства в форме субсидий, дотаций, налоговых льгот, долгосрочных и краткосрочных кредитов и займов, государственных гарантий при переходе на устойчивое землепользование и землевладение; бюджетная поддержка социальной сферы сельской местности для повышения привлекательности территорий для проживания аграрных специалистов и программы устойчивого развития сельских территорий и сохранения природных ресурсов и природного ландшафта; финансовая поддержка институциональных преобразований и интеграционных процессов на земельном рынке и информационное обеспечение и консультационное обслуживание субъектов - участников земельных отношений; совершенствование системы налогообложения земельных ресурсов на базе рыночного ценообразования и рентных отношений.
Источник: Экономический словарь
Земельные отношения
специфическая сфера производственных отношений, возникающих между людьми в процессе владения, пользования и распоряжения землей. Основными элементами экономического механизма земельных отношений являются: формы собственности на землю, рынок земли, цена земли (рыночная, нормативная), залоговая стоимость земли, земельный налог, арендная плата за землю, государственное регулирование рационального использования и охраны земель и др. Реформирование земельных отношений заключается, прежде всего, в признании многообразия форм собственности на землю и производственных структур рыночного типа, возможно по нескольким вариантам на основе широкого развития аренды земли, законодательного признания общей совместной и общей долевой собственности на землю (как разновидности частной), приватизации и передачи земельного пая в частную собственность, приобретения в частную собственность земельных участков для ведения сельского хозяйства в регионах с низкой обеспеченностью трудовыми ресурсами. Необходим также коренной пересмотр платности землепользования, который должен предусматривать введение единого земельного налога, что обеспечит поступление значительных сумм от земельных платежей в государственный бюджет, а, следовательно, и на финансирование землеохранных мероприятий; стимулирование рационального использования земель и повышения их плодородия; выравнивание социально-экономических условий хозяйствования на землях разного качества и местоположения. В этой связи в налоговой политике в сельском хозяйстве в качестве основного необходимо признать единый земельный налог. Его основная функция — заинтересовать производителя в наиболее эффективном использовании земли, а также способствовать выравниванию условий производства хозяйств, находящихся в различных природно-климатических условиях. До сих пор остается нерешенным вопрос об организации земельного рынка. Здесь нужны специальные структуры по оценке (оценщики), земельный банк и др. Без этого и развитой системы земельного кадастра покупатель не сможет определить качество приобретаемого участка. Основным препятствием для нормальных сделок с недвижимостью на рынке земли и недвижимости является отсутствие законодательных актов об ипотеке, необходимость которой предусмотрена в Гражданском Кодексе Республики Беларусь (1999 г.). Продажа зданий и сооружений может осуществляться по действующему законодательству, одновременно с передачей покупателю права на ту часть земельного участка, которая занята этой недвижимостью. При этом договор купли-продажи недвижимости должен включать суммарную цену прав на земельный участок и здания. В целях ускорения перехода к рыночным отношениям требуется дальнейшее совершенствование стоимостной оценки земли — установление нормативной цены земли, зависящей от уровня плодородия и местоположения того или иного земельного участка, т. е. земельный налог должен иметь рентную основу. Как показывает мировой опыт, величина нормативной цены земли составляет, как правило, не менее 70% рыночной цены земельного участка.
Источник: Аграрная экономика термины и понятия. Энциклопедический справочник