комплекс государственных, социальных, экономических, медицинских и др. мер, предпринимаемых обществом для охраны и улучшения здоровья членов этого общества. Характер здравоохранения определяется, прежде всего, социальным строем общества. Поэтому принципы и характер здравоохранения в капиталистических и социалистических обществах различны, хотя цель здравоохранения единая – изучение здоровья и болезней, предупреждение и лечение их, сохранение здоровья и трудоспособности. Интернациональны методы здравоохранения, меры индивидуальной и комплексной профилактики, способы надзора и контроля за биосферой, методы диагностики, лечения болезней и т.п. Но для здравоохранения каждой страны характерны национальные особенности и традиции.
В социалистических странах характер социального строя обусловил возникновение нового типа здравоохранения, представляющего собой государственную систему социально-экономических, медицинских и общественных мероприятий, направленных на предупреждение и лечение болезней, обеспечение здоровых условий труда, высокой трудоспособности и активного долголетия человека. Основные принципы социалистической системы здравоохранения – научный характер, бесплатность и общедоступность квалифицированной медицинской помощи, профилактическое направление, участие общественности.
Практическое начало такому подходу было положено на заре советской власти подписанным 11 июля 1918 года В.И. Лениным декретом Совнаркома РСФСР об учреждении Народного комиссариата здравоохранения РСФСР – первого в мире государственного органа управления здравоохранением. По этому декрету на бюджет государства и в ведение Наркомздрава РСФСР перешли все медико-санитарные учреждения, ранее принадлежавшие различным ведомствам, учреждениям, организациям и частным лицам. В целях объединения научных сил, использования достижений передовой медицинской науки, определения направлений исследований в области медицины, решения научно-практических задач в 1918 году при Наркомздраве был организован Ученый медицинский совет. В 1936 году был образован центральный Орган управления здравоохранения – союзно-республиканский Наркомат здравоохранения СССР (с 1946 г. – министерство здравоохранения СССР); министерства здравоохранения были образованы также в союзных и автономных республиках. Исполкомы краевых, областных, городских и районных Советов депутатов трудящихся имели отделы здравоохранения. Для медицинского обслуживания работников отдельных отраслей народного хозяйства в составе ряда министерств были организованы медико-санитарные службы, а при некоторых министерствах – санитарные инспекции. Координацию их деятельности осуществляло министерство здравоохранения СССР.
Прочная материально-техническая база позволила реализовать один из важнейших принципов социалистического здравоохранения – бесплатность и общедоступность квалифицированной специализированной медицинской помощи для всего населения. В СССР бюджет здравоохранения составлял часть государственного бюджета; кроме того, привлекались собственные средства государственных, кооперативных, профсоюзных и др. общественных предприятий и организаций, а также колхозов. Заботясь о здоровье трудящихся, Советское государство постоянно увеличивало расходы на здравоохранение (включая физкультуру и спорт). План развития здравоохранения в СССР был составной частью плана развития народного хозяйства СССР, разрабатываемого с учетом перспектив и прогнозов экономического развития, основных демографических показателей и показателей заболеваемости в отдельных районах страны. Большую работу выполняли представители профсоюзов, активисты Союза обществ Красного Креста и Красного Полумесяца СССР, а также общественные организации.
На иных принципах построена система здравоохранения в капиталистических странах. В функции государственных органов здравоохранения обычно входят: санитарное законодательство, санитарная охрана границ, военная медицина, организация лечебной помощи некоторым контингентам населения (например, инвалидам войны, иногда психическим больным), регламентация прав и обязанностей врачей, медицинское образование (высшее), торговля медикаментами. В функции органов самоуправления (муниципалитетов и др.) входят организация больниц и, в ограниченных размерах, внебольничных учреждений по охране материнства и детства, по борьбе с туберкулезом и др. социальными болезнями, организация санитарного надзора. Содержание муниципальных медицинских учреждений (больниц) основано на принципе самоокупаемости, лечение в них производится только за плату. Наряду с муниципальными и благотворительными больницами существует значительное число частных лечебниц, являющихся чисто коммерческими предприятиями. В большинстве европейских капиталистических стран, а также в некоторых странах Азии и Латинской Америки получила распространение страховая медицина. Основным источником образования фондов социального страхования являются взносы самих застрахованных. Больничная помощь оказывается в государственных, муниципальных, частных или благотворительных лечебницах, т.к. своих больниц страховые органы не имеют; оплату за лечение (частично или полностью) производят страховые кассы. Бюджет по страховой медицине не включает средств на профилактические мероприятия.
Характерным для капиталистическим стран является то, что наряду с высокоразвитой научной медициной в них уживаются открытое знахарство и шарлатанство. Например, в США легально существуют тысячи знахарей, остеопатов, хиропрактиков, обирающих легковерных пациентов. Беззастенчивая реклама различных чудодейственных "лечебных" средств дополняет эту спекуляцию на болезнях. Даже в самых богатых капиталистических странах отсутствует развитая система медицинской помощи сельскому населению. Нет учреждений санаторно-курортного типа, домов отдыха.
490.64 кб
Михаил ЗУРАБОВ: «РОССИЙСКОЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ СТОИТ НА ПОРОГЕ БОЛЬШИХ ПЕРЕМЕН»
С тем, что реформа российского здравоохранения назрела, согласятся, наверное, все и те, кто мечтает вернуться к жесткой вертикали власти, и те, кто давно уже мысленно распрощался с советской административной системой.