ЗАКОНЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ

Найдено 1 определение
ЗАКОНЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ
законы, в соответствии с которыми осуществляются взаимоотношения личности, гражданского общества и государства.
По каким же законам в обществе осуществляются взаимоотношения личности, гражданского общества и государства? Здесь очевидно, будет действовать закон, в соответствии с которым каждый гражданский порядок стремится создать соответствующий ему порядок политический. Это означает тот факт, что присущие обществу основы его существования, естественным образом отражаются и на государстве. В то же время, само общество устойчивее государства. Жизнь человека определяет все его привычки, нравы, понятия, образ действия. Естественно, чтобы разрушить все это, нужно разрушить самого человека, как личность. В то же время, гораздо проще изменить сам политический порядок, который, представляя вершину общественного устройства, может быть перестроен без изменения его основания. Следует признать, что такого рода устойчивость гражданского общества составляет общее историческое явление. В свою очередь, сама устойчивость частной жизни граждан, влияет на государство, что и выражается вышеприведенным законом.
Второй закон общественных отношений указывает на то, что в обществе, где неизбежно, в силу взаимодействия единичных сил появляются классы, имеет место стремление господствующих общественных классов занять преобладающее значение в государстве. Здесь следует заметить, что от того, какой класс преобладает, высший, средний или низший, таким будет и сама государственная власть.
Например, демократическое устройство несет в себе фактор устранения от государственных дел способнейших людей, давая дорогу посредственности, чутко воспринимающей самые низменные потребности массы народа и говорящий для них понятным языком. В свою очередь, демократия не только дает всем одинаковые права, но и вручает верховную власть большинству, то есть народной массе, которая в свою тем самым отдает ее в руки наименее образованной, следовательно, наименее способной части общества. Отсюда рано или поздно, необходимость реакции государственных основ против неправильного преобладания тех или других общественных элементов.
Третий закон говорит о том, что государство не только подчиняется влиянию общества, но и восполняет недостатки последнего. В реальности, государство и общество - это две противоположные формы общественной жизни людей. Первая основана на единстве, во второй должно преобладать разнообразие и множество. Как государство, так и общество равно необходимы, так как каждый из них имеет свою область, в которой свойственные им характерные особенности имеют преобладающее значение. В то же время, как государство не может заменить общество, так и общество не может заменить государство. Преобладание характерных свойств общества в той области, где должно господствовать государство приводит к крайнему анархизму, а там, где государство берет на себя роль общества образуется крайний коллективизм, где люди превращаются в пассивные элементы, всецело поглощенные, вместе со своей частной жизнью, мыслями и мечтами - государству. Как одна, так и вторая формы такого проявления весьма неустойчивы, потому как логически переходят в свою противоположность путем разрушений и всевозможных столкновений социальных групп, приводящих порой к гражданской войне и многочисленным бедствиям.
Выход здесь один, и он состоит в том, чтобы каждый элемент общества занимал положенное ему природой место, имея при этом в виду, что только взаимным их восполнением достигается гармония жизни. Поэтому, только там, где общество недостаточно созрело, где его действия направлены лишь в одну сторону, можно в качестве исключения, допускать действия государства.
В политической области, как ни в какой иной, особую значимость имеет наличие единства целей и направление действия, а потому и формулировка этих целей и определение направлений действия зависят от того, на каком уровне развития находится общество. Если в самом обществе то и дело разгораются страсти между классами за преобладающее влияние на государственные дела, то и единства целей и направления действий там не видать. Тогда здесь важную роль должно иметь государство, по своей сути олицетворяющее единство. Отсюда, Ипполит Пасси в "Социологии об образах правления" вывел общий закон, определяющий взаимодействие общества и государства, который гласит, что "чем меньше единства в обществе, тем больше должно быть единства в государстве, то есть тем независимее и сосредоточеннее должна быть государственная власть" (Б.Н.Чичерин. Курс государственных наук. Часть 2. Социология. С. 36). Однако это совсем не означает, что государство должно забрать в свои руки все общественные дела. Этот закон лишь показывает путь возрождения общества, как основы и самого государства, развития факторов, способных поднять общество на качественно новый уровень.
По своей сути, государство есть представитель всех интересов и всех, входящих в общество элементов, а потому оно не должно допускать того, чтобы одни "приносились в жертву" другим. Как носитель высшей идеи, государство должно быть защитником слабых. В этой связи следует отметить, что под слабыми понимаются общественные группы, не имеющие достаточного влияния на государственную политику. В настоящее время слабым можно признать средний класс, который только начинает развиваться, а о появлении высшего класса мы можем только мечтать. А ведь от удельного веса этих социальных групп зависит и сам уровень развития государства.
В связи с этим, особую актуальность приобретает вопрос о просвещенной независимой государственной власти, способной направить развитие общества к нужной цели. Роль государства заключается в том, чтобы в "живом общении с общественными элементами держать между ними весы и привести их к гармоничному соглашению", что составляет конечную цель человеческого совершенствования.

Источник: Капитал. Энциклопедический словарь

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
72.18 кб

Закономерности развития коллизионного регулирования общественных отношений в сфере действия междунар

Калашян Марианна Ашотовна
Исследуются закономерности развития коллизионного регулирования общественных отношений в сфере международного частного права.