ЗАКОННЫЙ ПОРЯДОК

Найдено 1 определение
ЗАКОННЫЙ ПОРЯДОК
состояние общества, при котором отношения общественных элементов регулируются нормами права.
Для осуществления первоочередных функций государства, требуется, кроме силы власти, также установление законного порядка в обществе. Это возможно при проведении государством соответствующей политики.
Сильная власть без твердого законного порядка, в состоянии лишь установить порядок внешний, поддерживаемый силой. Это только позволит прекратить насилие в обществе и заставит граждан повиноваться приказам и указаниям власти. Но одна лишь сила власти не в состоянии обеспечить благополучие в общественной и частной жизни, создать то постоянство отношений, как между людьми, так и организациями и учреждениями, которое и представляет первый признак гражданственности.
Чисто внешний порядок может только обеспечивать союз господ и рабов, но не дает установлению гражданского общества.
С другой стороны, и сама власть ощущает постоянные трудности, если нет твердого законного порядка, ибо отсутствует прочная руководящая основа, опираясь на которую власть может осуществить свое предназначение. Известно, что люди, не желающие признавать ничего, кроме своей личной воли, привыкшие руководствоваться минутным влечениям, способны лишь разрушать построенное другими, их деятельность повсюду, где налагается их воля, создает хаос, приводит общество к обездоленному состоянию. Поэтому только твердый законный порядок способен придать общественному развитию правильное направление и гарантировать от возможных ошибок.
В общественной жизни часто понятия закон и порядок понимаются как слова однозначащие, потому как там, где нет порядка, там человеческая воля парализована со всех сторон и отдана на жертву всякой случайности.
В то же время, законный порядок придает власти и нравственное значение, иными словами, закон есть нравственный элемент государства. Подчиняя всех граждан общему правилу, одинаковому для всех, закон тем самым устанавливает начало справедливости, которая и представляет высший идеал государства. На законе также основывается и начало обязанности, которая делает повиновение не следствием страха перед внешнею силою, а нравственной связью между начальствующими и подчиненными. От закона и сама власть получает свое право, в силу которого она может требовать повиновения. Приказаниям незаконной власти никто не обязан подчиняться. Поэтому и сама власть, как бы высоко она ни стояла, всегда должна оказывать уважение к закону. В этом выражается уважение к нравственному существу собственной воли. Самоограничение воли есть первый признак нравственного ее характера. В еще большей степени это требуется от властей подчиненных. Они должны строго соблюдать границы тех полномочий, которые им были предоставлены. Без этого в государстве устанавливается полный произвол, жертвами которого становятся граждане.
Твердый законный порядок способствует законопослушанию. Человек легче и быстрее подчиняется, когда он ясно представляет, что от него требуется, и наоборот, непредсказуемая власть делает жизнь людей неуверенной, неустойчивой, неспокойной. Это приводит к непредсказуемым результатам в социальном поведении. Только на почве законного порядка возможно разумное и устойчивое устройство государственного быта.
Рассмотрим, какие условия способствуют установлению твердого законного порядка.
Во-первых, власть и народ должны уважать право, служащее первой и основной охраной человеческой личности и всего того, что ей принадлежит. Ограждая человека от насилия, как физического, так и насилия власти, законодатель, принимая нормативные правовые акты, должен соотносить их с естественным правом, что даст ему уверенность в прочности его быта, обеспеченность будущего, а вместе и силы для деятельности. Следует учитывать, что никто не станет работать, если он не уверен, что плоды его труда не будет у него отняты. На этом основаны все семейные и домашние добродетели: забота о детях, трудолюбие, бережливость, строгий порядок жизни. Кто не уверен в завтрашнем дне, тот спешит вкусить минутные наслаждения. На этой уверенности в завтрашнем дне основан и весь подъем народного хозяйства. Только под охраной права, при обеспеченности собственности и сделок, развитие экономики может достигнуть какого-нибудь высокого уровня. Там же, где господствует бесправие, где попираются законы, исходящие из принципов права, где власть действует по своему произволу, там неминуемо устанавливается бесправие граждан, приводящая к бедности большинство народа.
Человек, сознающий свою силу, чувствующий защищенность своих прав, возвышается нравственно. Уважая других, он требует и уважения к себе. Только при таких условиях могут развиваться характеры, которые в бесправном состоянии представляют безобразное сочетание принижения и самодурства. Даже бескорыстная деятельность на общественное благо развивается лишь там, где она опирается на твердую основу права.
Сам закон только посредством охранения права получает свое истинное назначение. Закон, который предписывает повиновение, но не ограждает граждан от притеснения, является в глазах народа произведением внешней силы, а не выражением высшего порядка. Закон уважается только тогда, когда он сам оказывает уважение тем, на кого он распространяется. Отсюда рождается и привязанность к законному порядку. Люди будут дорожить им, когда они видят в нем охранение своих прав и своих жизненных интересов. Без этого он остается чисто внешней формой, насильственно насажденной на общество. Внутренний порядок строится на охранении права.
Там, где нет уважения к личности, не может быть речи о нравственных требованиях, так как основу нравственности составляет уважение к свободе человека, признание его равным, отношение к нему как к брату, а не как к бесправному существу, к которому, как к бессловесному животному, обращаются только с приказанием и принуждением. Где есть бесправие, там всегда есть притеснение сверху и лицемерие снизу.
Во-вторых, утверждение основного условия правды - равенство всех перед законом. Известно, что основой права является правда, или справедливость, то есть "воздаяние каждому того, что ему принадлежит". Однако это тогда только соответствует справедливости, когда оно совершается по общему, одинаковому для всех закону.
Охранение права есть дело не администрации, а суда. Поэтому, установление "нелицеприятного" суда составляет первую обязанность государства и основное требование внутренней политики. В политическом отношении здесь важны три вопроса:1) Насколько при тех или других условиях допустима полная независимость суда, и в особенности начало несменяемости судей? Насколько полезно привлечь к участию общественных элементов?3) Каково должно быть отношение суда к администрации?
Несменяемость судей составляет первую и важнейшую гарантию независимого и беспристрастного суда, а потому первое требование общего блага: устранять же судей по усмотрению значит подчинять их произволу. Признание сменяемости судей есть установление административного произвола вместо закона. Такое начало подрывает всякое доверие к суду, оно унижает судей в глазах всего общества.
Даже те смещения, которые производятся иногда после революций, с целью удалить сторонников старого порядка, заслуживают строгого осуждения. Магистратура должна стоять выше всяких политических перемен.
Иной вопрос: можно ли допустить, чтобы судьи были выборные? Этот вопрос связан с другим, о привлечении общественных элементов к участию в суде. Участие общества в суде служит для него воспитательным средством. В этом случае оно более всего содействует развитию гражданственности. Но тут есть и свои обратные стороны. Судебные действия, основанные на строгих началах права, требуют не только знания законов, но и специальной подготовленности. С другой стороны, превращение суда в орган, зависимый от подлежащих ему лиц уменьшает гарантии беспристрастия. И то и другое прилагается к выборным судьям. Необходимость специального юридического приготовления делает то, что высшие судебные должности, те, которым принадлежит исключительно толкование закона и высшее руководство всегда защищаются назначаемыми правительством юристами. Только низшая, так сказать, домашняя юрисдикция, вращающаяся в области мелких споров и проступков, может быть с пользою вверена местным выборным людям, близко знакомым с народным бытом и пользующимся доверием общества. Однако, и это допускается там, где общество не раздирается непримиримыми партиями, ибо выбор большинства менее всего может представить гарантии беспристрастия.
Вообще, суд должен быть устроен так, чтобы он не мешал действию власти, а напротив, способствовал достижению целей. Такова политическая точка зрения с которой следует смотреть на отношение суда к администрации.
В этом плане задача политики заключается в том, чтобы установить такую систему властей, которая бы воздерживая друг друга в законных пределах, соответствующих своим полномочиям, обеспечивала бы достижение государственных целей.
Административной власти должны быть предоставлены достаточные полномочия для охранения общественного порядка и для исполнения тех мер, которые требуют совокупные интересы государства и общества. Следует отметить, что при столкновении интересов административной власти и прав граждан, рассмотрение возникающих споров должно осуществляться судом. Граждане, со своей стороны, должны иметь право прибегать к защите суда в случае притеснения, в противном случае они отдаются на жертву административного произвола.
Высшая задача политики управления именно и заключается в соглашении противоположных интересов: общественного и частного, в установлении согласованного взаимодействия администрации и суда в виду достижения государственной цели.
Только там, где эта задача сознается властью и гражданами, можно говорить о законном порядке и о государственном благоустройстве.
Для достижения этих целей требуется выполнения основного условия: установившийся на крепкой основе законный порядок. Любая ломка существующих отношений, любые колебания, любые исключительные меры приводят к беспорядку в обществе и отдаляют от достижения государственной цели. Только постоянное, органическое развитие государственных учреждений и совершенствование общественных отношений сможет обеспечить установление законного порядка.
Отметим, что судебные гарантии могут быть обеспечены, когда власть признает свободу и право, то есть, с развитием в обществе начал индивидуализма. С другой стороны, административная власть действует в целях достижения совокупных общественных и государственных интересов. В этой связи существуют отношения, взаимовлияющие друг на друга. Чем больше государство вмешивается во все сферы жизни людей, тем более полномочий приходится предоставлять администрации. Постоянное обращение к суду парализует его действия. А так как установление стабильных отношений представляется делом, требующим достаточного времени, то введение того или другого порядка зависит от прежде всего от условий исторического развития государства.
Более всего установлению законного порядка способствует смешанная форма правления, в которой одна власть воздерживает другую и для сохранения взаимосогласованных действий требуется строгое исполнение закона.
Однако там, где административная власть привыкла действовать произвольно, ввести ее в должные рамки ее полномочий представляется делом весьма затруднительным. Для этого требуется изменить привычки и взгляды главных органов управления, а это возможно при высшем умении, которое не всегда может присутствовать в лицах, власть предержащих. Когда же новые требования свободы и права устанавливаются революционным путем, то затруднения становятся неодолимыми. Когда в обществе власть берут анархические элементы, то оно проживает время раздоров между непримиримыми в своих идеях партиями. Только сильное действие власти может восстановить в нем порядок.
Вообще, установление законного порядка больше всего препятствуют революционные стремления, распространяющиеся в обществе. Они не только не в состоянии прекратить произвол, но именно они его вызывают. Чем с большей силой они проявляются, тем необходимее становятся исключительные меры, предоставляющие административной власти широкие полномочия. Однако, эти исключительные меры в свою очередь, должны держаться в пределах строгой необходимости. Отступления от законного порядка допустимы временно, когда требуется подавить возникающие волнения, ведущие к анархическому состоянию, грозящие опасности государству, но они не должны делаться постоянным правилом государственного управления, в противном случае устанавливается то поочередное колебание между произволом и своеволием, которое составляет величайшую язву общественной жизни. Система жестких административных воздействий, как постоянная практика, не может быть оправдана здравой политикой. В еще худшем состоянии может оказаться государственная власть, распространяющая чрезвычайные полномочия на силовые органы государства, не относящиеся к политической области, предоставляя ей права штрафовать граждан по своему усмотрению или воздействовать на них силовыми методами. При таком порядке вещей, происходит путаница всех понятий о праве и законе, исчезают всякие гарантии для граждан.

Источник: Капитал. Энциклопедический словарь

Найдено научных статей по теме — 6

Читать PDF
643.86 кб

Законный порядок раздела бизнеса при расторжении брака

Мулеева Татьяна Валерьевна
В статье анализируется законный порядок раздела бизнеса супругов при расторжении брака.
Читать PDF
266.41 кб

2016. 02. 001. Правовой порядок и политика а-законности в теории Х. Линдала. (реферативный обзор)

Кравчук Н.В.
Читать PDF
185.15 кб

Формирование системы преступлений против лиц, осуществляющих законный порядок управления в отечестве

Быкова Инна Евгеньевна
В статье анализируются наиболее актуальные проблемы формирования системы преступлений против лиц, осуществляющих законный порядок управления в уголовных кодексах 1922, 1926, 1960 гг.
Читать PDF
264.16 кб

Основания и порядок пересмотра по уголовным делам не вступивших в законную силу решений суда первой

Шаталов Александр Семенович
Статья посвящена анализу процессуальных процедур апелляционного производства по уголовным делам, вводимых в действие в Российской Федерации с 1 января 2013 г.
Читать PDF
83.97 кб

2007. 03. 003. Вопленко Н. Н. Законность и правовой порядок / Волгогр. Гос. Ун-т. - Волгоград, 2006.

Загоруйко К. Ф.
Читать PDF
182.13 кб

Порядок пересмотра вступивших в законную силу приговоров, вынесенных в отношении лиц, заключивших до

Качалова Оксана Валентиновна
Задача определить надлежащий порядок пересмотра приговоров, вынесенных в отношении лиц, заключивших досудебное соглашение о сотрудничестве, в случае обнаружения умышленного сообщения ими ложных сведений либо умышленного сокрытия с