Закомелистость стволаЗакон о повышении эффективности междуштатной деятельности банков и филиалов 1994 г

ЗАКОН

Найдено 5 определений термина ЗАКОН

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Закон

нормативный акт, принятый высшим органом государственной власти в установленном Конституцией порядке.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Бизнес-словарь

закон

юридическая норма, установленная в определенном порядке верховной властью государства, содержащая обязательное для всех граждан правило поведения и обладающая принудительной силой.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Справочный коммерческий словарь

ЗАКОН

в широком смысле слова все нормативно-правовые акты в целом, все установленные государством общегосударственные правила. В собственно юридическом смысле ЗАКОН нормативный акт, принятый высшим представительным органом государственной власти либо непосредственным волеизъявлением населения и регулирующий наиболее важные общественные отношения. ЗАКОН составляет основу системы права государства. ЗАКОН как самостоятельный источник права сложился еще в древности и пришел на смену правовому обычаю.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Большой финансовый словарь

ЗАКОН

установленный государством свод обязательных правил и норм экономического и общественного поведения всех субъектов на территории данной страны, включающий перечень запретов и ограничений. Законы представлены в виде принимаемых законодательными органами государственной власти или президентом страны в установленном конституцией порядке нормативно-правовых актов (законов, указов), обладающих высшей юридической силой по отношению к другим нормативным документам (постановлениям, инструкциям, предписаниям, правилам). Следует отличать юридические законы страны от экономических законов, имеющих объективный, всеобщий характер, действующих вне зависимости от решений органов власти (законы спроса, предложения, денежного обращения, убывающей предельной полезности и другие), а также от принципов, характеризующих главные свойства экономической системы (например, принципы рыночной экономики).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Современный экономический словарь. 2-е изд.

ЗАКОН

1) нормативный акт высшей юридический силы, принятый в установленном порядке законодательным (представительным) органом государственной власти либо непосредственным волеизъявлением избирателей в порядке референдума (плебисцита), регулирующий наиболее важные общественные отношения; - система общеобязательных и непреложных правил, которые устанавливаются верховной властью и являются основоопределяющими категориями законодательной системы государства.

Признаки закона:

закон принимается исключительно высшими представительными органами государственной власти (верховной властью) - парламентом страны или референдумом (всенародным голосованием);

закон призван регулировать важнейшие общественные отношения, определяемые исключительной компетенцией высшего органа государственной власти. Закон должен иметь точный, четко выраженный и ясный характер;

закон представляет собой нормативный акт, который устанавливает общие правила поведения, обязательные для всех граждан, государственных органов, общественных организаций и движений, должностных лиц;

закон обладает высшей юридической силой в правовой системе государства. Любой иной правовой акт, изданный не на основании и не во исполнение закон, а тем более не соответствующий или противоречащий закону, отменяется в установленном порядке;

в силу своей высшей нормы, закон является наиболее устойчивым, стабильным и изменяется, дополняется или отменяется в исключительных случаях в связи с явно назревшей объективной общественной необходимостью;

принятие закона происходит в соответствии с требованиями Конституции и регламентом Парламента.

Структура закона определяется организацией его содержания, целесообразного расположения нормативных правовых предписаний и иных правовых атрибутов. Она занимает значимое место в законодательной технике и имеет существенное практическое значение. От правильного расположения нормативных правового материала в тексте закона зависит четкость его структуры, логика последовательного изложения предписаний, что делает его более приспособленным для использования на практике.

Структура закона состоит из следующих элементов:

наименование органа, принявшего закон;

название закона;

преамбула закона (вводная часть закона, в которой излагаются мотивы его принятия, задачи или цели);

нормативное правовое содержание закона;

последствия несоблюдения закона;

отмена законом других нормативных правовых предписаний;

опубликование закона и вступление его в силу;

подпись соответствующего должностного лица.

Рассмотрим законы, принимаемые государством, откуда они и берут свое название - государственные законы, то есть совокупность норм права, определяющих устройство и деятельность государства.

Под нормами права понимаются общие правила (масштаб, эталон) поведения людей, предоставляющие им конкретные права и возлагающие обязанности, тем самым регулирующие общественное отношение или одну из его сторон. Кроме этого, правовые нормы выражают принципы и определения, которые имеют общее значение, закрепляя основы, исходные положения той или иной законодательной системы или ее отрасли, устанавливая или уточняя юридическое содержание употребляемых в законодательстве понятий, определений, терминов.

Норма права всегда состоит из трех элементов, а именно:

определяет порядок поведения для субъектов правового отношения (гипотеза);

предусматривает условия, при которых это поведение должно или может иметь место (диспозиция);

устанавливает последствия для лиц, не исполняющих или нарушающих установленное правило (санкция).

Норма права состоит из логических связанных между собой понятий, которые состоят из двух основных разновидностей: понятий правового характера (преобразования социальной реальности в правовую путем привнесения в эту реальность правовых свойств или профессионально-специфического отражения правовых явлений и процессов, условий и обстоятельств, действий или бездействий и т.д.) и неправового характера (обычные в обиходе, заимствованные из повседневной жизни или специальных отраслей знаний).

Как неправовые, так и правовые понятия могут быть конкретными и абстрактными, при этом историческое развитие нормы права шло от конкретных к все более абстрактным понятиям, при этом требования к законодателю должны заключаться в том, чтобы в норме права была гибкая возможность перехода от абстрактных понятий к конкретным, от общего к особенному и отдельному, при этом не нарушалась бы гармоничность и согласованность между ними, не искажался сам дух и смысл закона.

Под нормами права конкретного содержания понимаются правовые нормы, непосредственно устанавливающие права и обязанности сторон, условиях их реализации и т.д., которые содержат отдельные виды правил поведения, а именно: права и обязанности участников обязательства купли-продажи, имущественного подряда, виды землепользования, порядок предоставления отпусков работникам предприятий и учреждений, виды преступлений или административных проступков и соответствующие им меры наказания, или взыскания, преступления против собственности, против личности и наказания за них, виды нарушений правил дорожного движения и взысканий за них.

Юридическая основа, определяющая государственный закон, есть публичное право. Сущность его состоит в том, что оно происходит из понятия о государстве, как едином целом, господствующим над частями. Под публичным правом понимается функционально-структурная подсистема права, выражающая государственные, межгосударственные и общественные отношения.

Предметом регулирования публичного права являются:

устройство и функционирование государства и его институтов;

институты гражданского общества;

механизм и уровни самоуправления;

основы правовой системы, правотворчества и правоприменения;

принципы, нормы и институты межгосударственных отношений и международных организаций.

К публичному праву относятся конституционное право, административное право, а также законодательство об образовании, культуре, жилищно-коммунальном хозяйстве, обороне, государственной безопасности, финансовое законодательство, включающее налоговое законодательство, административно-процессуальное законодательство, уголовное законодательство, уголовно-процессуальное законодательство, уголовно-исполнительное законодательство, хозяйственный процесс, международное публичное право, международное гуманитарное право, экономическое законодательство.

Система публичного права состоит из:

основополагающих правовых актов публичного права;

публичных отраслей законодательства;

отрасли законодательства публичной направленности;

элементов публичного в частном праве.

Признаки публичного права:

ориентация на удовлетворение публичных интересов;

одностороннее волеизъявление субъектов права;

широкая сфера усмотрения;

преобладание директивно-обязательных норм;

иерархические отношения субъектов и соответствующая субординация правовых актов и норм;

нормативно-ориентирующее воздействие;

прямое применение санкций, связанных с ограничениями использования ресурсов и др.

По характеру, нормы публичного права отличаются своей повелительностью, общеобязательностью для юридических и физических лиц, находящихся в служебной и иной подчиненности, а также на всех участников правоотношений в сфере компетенции государственных органов и должностных лиц.

Публичное право широко использует компетенционные нормы, которые определяют права, обязанности и ответственность государственных органов и должностных лиц.

Государственный закон включает понятие закона положительного, т.е. закона, изданного верховной властью, с обязательною силою для граждан.

Никто не вправе нарушать положительный закон во имя естественного. Каждый может толковать естественный закон по своему усмотрению и считать свое толкование лучшим, но во внешних своих действиях граждане должны свое частное толкование и усмотрение подчинить толкованию и усмотрению государственной власти.

Положительный закон исходит от государственной власти, которая является его источником, она же вправе его изменить или отменить по своему усмотрению. Следует заметить, что никакой положительный закон не может ограничить верховную власть так, чтобы она не смогла его изменить. В этой области вечные законы не мыслимы.

Однако это вовсе не означает, что верховная власть вправе нарушать свои собственные законы. Она может изменить их по своему усмотрению, но пока они существуют, она обязана их соблюдать, иначе будет нарушен один из главных принципов государства - прочность законного порядка, именно то свойство, которое придает верховной власти нравственное значение. Следует заметить, что одна лишь верховная власть, являясь источником закона, связана им нравственно, а не юридически.

Основополагающий принцип отношения верховной власти и положительного закона состоит в том, что верховная власть, как источник положительного закона, стоит выше его, однако это состояние ни в коем случае не должно относиться к отдельным органам власти, которые не представляют ее во всей полноте, а потому не имеют права самовольно отменять закон или заменять его своим актом.

Отношение граждан к положительному закону основано на том принципе, что только предписания законной власти имеют обязательную силу для граждан. В противном случае в государстве будет господствовать не юридический порядок, а сила. Таким образом, здесь существует логический круг: закон потому обязателен, что он издается верховной властью, а верховная власть потому издает законы, что сам закон дает ей на это право. Этот круг может быть разрушен в том случае, когда первоначально власть может получать свое право не только от положительного закона, а от естественного. Она может быть законной в связи с тем, что устанавливается соответственно с самой идеей государства, во имя общего блага, и этим получает общее признание. Такого рода установления могут быть как при первоначальном происхождении государства, так и в случаях переворотов, при которых возможно такое положение дел, что совершив переворот и одержат в связи с этим победу, она издает положительные законы, которые определяют дальнейший порядок ее перехода и обязывают граждан к подчинению.

Положительный закон обязывает граждан повиноваться, то есть он имеет обязательную силу. Закон есть обязательная норма и повиновение является прямым логическим последствием его существования. Закон - выражение высшего порядка, которому лица обязаны подчиняться.

Верховная власть как источник положительного закона может и нарушать его во имя высшей цели, заметим однако, что определение этой цели по сути и принадлежит верховной власти, а не отдельному лицу. Последняя, нарушая закон, делает это во имя частного своего сознания. Это сознание может быть лучше общественного, выраженного верховной властью в положительном законе, но установление частного сознания вместо закона есть извращение всего общественного порядка, основанного на подчинении лица закону. Это противоречит идее государства, подчиняющей гражданина государству, как единому целому, объединяющему весь народ. Поэтому, когда праву внутреннему противополагают право внешнее, то этим самым личное толкование становится выше общественного, то есть на место законного порядка приходит личный произвол, а это есть уничтожение государства, которое без закона существовать не может.

Обязанность подчиняться положительному закону прекращается только там, где прекращается сама область права, во внутреннем мире человека и в действиях, определяемых решениям совести. Кроме того, невозможно отвергнуть и право нужды, когда дело идет о спасении человека или общества. Здесь нарушение закона, если не оправдывается юридически, то может быть извиняемо нравственно. Но подобные отступления всегда служат признаком низкого и ненормального состояния общественной жизни.

В отношении граждан, обязательная сила закона поддерживается наказанием. Поэтому при всяком законе должно быть определено известное наказание за его нарушение, иначе он теряет принудительный характер и перестает быть положительным законом.

Государственный закон есть закон юридический, под которым понимается принудительное правило, определяющее права и обязанности лиц. Закон юридический подразделяется на гражданский и государственный. Первым определяются права и обязанности отдельных лиц между собой; вторым - отношения граждан к государству и государства к гражданам. В соответствии с этим закон юридический подчиняет лица постоянному высшему порядку и связывает их в "единое тело". Подчинение лиц господствующей над ними власти совершается на основании закона; иначе это - право силы, а не юридическое начало. Закон, с другой стороны, ограждает и свободу, определяя права граждан. Следовательно, без закона невозможна и гражданская свобода. Закон юридический определяет устройство, права и обязанности государственных властей, так как власть может повелевать только во имя законного права. Закон юридический в итоге составляет общую юридическую связь всех элементов государства.

С законом тесно связана законность, понимаемая как идея, требование и система выражения права в законах государства, в законотворческом процессе и в подзаконном нормотворчестве.

На практике, законность представляет собой систему реально действующего права, что предполагает: во-первых, наличие в обществе и государстве правового законодательства; во-вторых, полное осуществление, реализацию идей, принципов и норм Конституции и иных законов в действиях должностных лиц органов государственной власти, местного самоуправления и общественной самодеятельности; в-третьих, юридическая защита действия Конституции и других законов государства, что предполагает систему государственного контроля и надзора за действием законов, а также систему беспрепятственной индивидуальной защиты со стороны лиц своих прав и свобод, законных их интересов. С этим тесно связана конституционная законность, которая представляет собой реально действующую систему конституционализма, обеспечивающая полное действие правовой Конституции, что означает:

Во-первых, правовой характер самой Конституции, как Основного Закона государства, т.е. по своему содержанию, Конституция должна выражать принципы демократии, свободы и справедливости, закреплять права и свободы человека и гражданина, соответствующие международным нормам и стандартам, быть воплощением принципов правового государства;

Во-вторых, верховенство Конституции в правовой системе государства, т.е. Конституция должна иметь высшую юридическую силу;

В-третьих, принципы и нормы Конституции должны иметь прямое действие, т.е. правоприменительная практика государственной власти должна соответствовать Конституции, при этом все должностные лица независимо от их ранга и положения должны быть ответственны за нарушения ее принципов и норм;

В-четвертых, действие Конституции распространяется на всю территорию государства. В этом случае важно создание системы конституционного контроля.

Конституционный контроль представляет собой специфическую функцию компетентных государственных органов по обеспечению конституционной законности, верховенства Конституции в системе нормативных актов, ее прямого и непосредственного действия в деятельности субъектов общественных отношений.

К государственным органам, которые должны осуществлять конституционный контроль, относятся:

президент, парламент, правительство, осуществляющие конституционный контроль наряду с выполнением других функций, предусмотренных для этих органов;

специализированные органы конституционного контроля;

судебные органы.

Конституционную законность обеспечивает конституционное право, т.е. отрасль права, определяющая основы политического и социально-экономического устройства общества. По своей сути это есть система отношений между личностью, обществом и государством.

Функции конституционного права:

установление правового статуса и функций государства;

определение устройства государственной власти и управления;

установление всеобщих мер свободы личности в системе отношений личности, общества и государства;

регулирование приоритета права перед законом и режима законов как формы права;

структурное регулирование законодательства.

Совокупность этих функций обуславливает подчиненность всех отраслей права конституционному праву на равных основаниях, и их правовую субординацию.

Нормы конституционного права являются исходным нормативным материалом для других отраслей права, которые функционируют на основе конституционных предписаний.

Совокупность установленных государством правовых норм составляет систему законодательства, посредством которой верховная власть осуществляет свои функции, а также регулируются общественные отношения.

Классификация законодательства строится по виду действия законов (в пространстве и во времени), по форме и по содержанию.

По пространству разделяются в отношении к территории, на общие и местные, в отношении к лицам на общие и частные.

Как уже сказано, закон есть общая норма, которая распространяется на всю территорию и обязательна для всех граждан. Без этого нет государственного единства.

Государственное единство, однако, не исключает разнообразия условий, вызывающих различие юридических норм. Отсюда возникают законы частные и местные. Первые называются привилегиями, когда ими предоставляются льготы определенным лицам.

Частные союзы могут иметь и право законодательства, в пределах, указанных общим законом. Это право основано на автономии.

По времени действия законы подразделяются на обыкновенные и чрезвычайные.

По форме, законы разделяются на собственно законы или писанные законы, обычаи и юриспруденции.

Писанный закон есть высшая форма закона, ибо здесь воля законодателя выражается ясно и сознательно, обязательная сила его не подлежит сомнению. Здесь известен и срок, с которого начинается действие. Однако и писанный закон может выйти из употребления, когда власть перестает его выполнять, не отменяя его формально. Таким образом он уничтожается силою обычая.

Закон может быть издан в виде отдельных узаконений, в виде свода и в виде уложения или устава.

Обычай может господствовать, как в гражданском праве, так и в государственном. Он играет важную роль в учреждениях, развивающихся исторически. Английская конституция большей частью основана на обычаях. В этом отношении важное значение имеют так называемые прецеденты, то есть прежнее решение однородных дел. Они служат руководящей основой для новых случаев.

Юриспруденция часто получает силу закона. Она имеет две формы: судебные решения и наука. Сила судебного решения основана на том, что судья является толкователем закона в приложении к частным случаям. Если закон недостаточен, он должен его восполнить. В силу прецедентов, судебное решение может служить основанием для последующих решений по однородным делам. Через это устанавливается постоянная практика, приспосабливающаяся к жизненным условиям. Однако и тут все зависит от усмотрения судьи, что является слабой стороной этого источника права. Наука может служить лишь косвенным источником положительного государственного права.

По содержанию законы разделяются на государственные, гражданские, уголовные и в некоторых государствах, церковные, составляющие особый отдел. Государственные законы в свою очередь, разделяются на отдельные отрасли, такие как: военные, административные, финансовые и т.д.

По степени силы законы разделяются на основные, обыкновенные, постановления и распоряжения. Последние относятся к частным случаям, однако с более или менее постоянным характером.

Основными законами определяется устройство и права верховной власти в различных ее отраслях, законодательной, правительственной и судебной, а также основные права и обязанности граждан.

Основной закон должен быть один для всего государства, так как им определяется устройство государства, как единого целого. Где основные законы различны, там существуют различные государства.

Основной закон может быть писанный и обычный. Обыкновенные законы развивают и дополняют принципы, установленные основным законом. Законы, которые развивают эти принципы в подробности, называются органическими. Так, например, конституция устанавливает свободу печати. Органический же закон о печати развивает в подробностях все касающееся печати правила.

От законов отличаются постановления. Это - правила, изданные правительственными властями и определяющие обязательные для граждан способы исполнения или приложения законов. Закон должен быть единым и постоянным, постановление же применяется к изменяющимся практическим потребностям, определение которых должна осуществлять правительственная власть. Но эти нормы могут быть применены исключительно к административной области. Они не могут касаться граждан, личных и политических прав, определение которых зависит единственно от законодателя.

Постановление может быть общим и местным. Первое издается центральным правительством, второе - местной властью, как назначенной правительством, так и избранной.

От постановлений отличаются инструкции, которые определяют способы исполнения законов, как руководство для исполнителя. Они устанавливаются высшими властями подчиненным и обязательны только для последних, а не для граждан. Новое лицо может дать и новые инструкции. Эти наставления издаются путем циркуляров, когда они касаются вообще местных властей, или сообщаются лицу, которому дается поручение.

Распоряжения, есть отдельные постановления правительственных властей, центральных и местных, принимаемые по отдельным случаям и для известного рода дел, временно или постоянно.

Обязательная сила закона распространяется только на будущее время. Обратной силы закон не имеет. Обратное действие закона есть логическое противоречие, так как предполагает, что закон действовал в то время, когда он не действовал. В особенности несправедливо обратное действие закона в ущерб гражданам. Последние не могли поступать по закону, который еще не существовал. Действия их, разрешенные прежним законом, были действиями законными, а потому не подлежат последующему воспрещению, а тем менее наказанию. Но закон дает иногда обратное действие в виде милости, когда льготы, даруемые за известные деяния, распространяются и на прежние.

Для соблюдения законности, важно, чтобы в государстве соблюдался закон нравственный, который определяется как предписание делать добро в отношениях к людям и природе. Нравственный закон предписывает действовать на пользу ближнего. Этот закон освещается религией и исходит из разумной природы человека. Разум человека есть именно сознание общих начал. Как разумное существо, человек должен осуществить свою деятельность по общему закону и для общих целей. Это общее сознание составляет связь между людьми. В обществе общие цели достигаются совокупными силами людей. Разумно-свободная природа человека развивается только в общении с другими. Духовная жизнь людей представляет собой общение разумных существ. Поэтому деятельность на пользу других составляет обязанность человека, как разумного существа. Эта обязанность нравственная, так как она относится к воле человека, которая, в свою очередь, может существовать там, где существует свобода духа.

Нравственный закон не является законом физической необходимости. Он обязателен для человека как для свободного существа, которое исполняет закон не по внешнему принуждению, а по собственному внутреннему самоопределению. От человека, который действует не по свободной воле, а по законам необходимости, нельзя требовать исполнения нравственного закона.

Нравственным называется только то действие, которое исполняется свободно, а не то, которое человек осуществляет по принуждению.

Основой нравственного закона служит осознание разумно-нравственного существа человека, на основании чего он может не подчиняться естественным влечениям, а действовать по предписаниям разума. Следовательно, обязательной силой нравственный закон не обладает, а являет собой свободное сознание долга. Это сознание не ограничивается умственной сферой, оно охватывает всего человека, который имеет чувства, побуждающие его действовать на пользу ближних. Основным нравственным чувством является любовь, а потому нравственный закон есть закон любви, а она представляет собой явление свободной души человека.

К нравственному закону относится и такое понятие, которое обычно называют "голос совести", т.е. состояние, при котором сознание и чувство, соединяясь в нравственном акте, осуществляют внутреннее решение, в котором определяется, что такое добро и что зло. Это внутреннее таинство человеческой личности не поддается никакому внешнему воздействию. В отличие от законов государственных, нравственный закон обязывает, но не принуждает, а государственный закон обязывает и принуждает. Кроме того, нравственный закон устанавливает для человека одни только обязанности.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Капитал. Энциклопедический словарь

Найдено схем по теме ЗАКОН — 0

Найдено научныех статей по теме ЗАКОН — 0

Найдено книг по теме ЗАКОН — 0

Найдено презентаций по теме ЗАКОН — 0

Найдено рефератов по теме ЗАКОН — 0