ВНУТРЕННИЙ РЫНОК
Источник: Экономический словарь. Учебное пособие. М. МИИТ 2011
Источник: Словарь предпринимателя 2016
Источник: Словарь-справочник экономика внешняя торговля выставки 2012
Внутренний рынок - рынок, действующий внутри страны.
Источник: Финансовый словарь проекта «Финам», проект www.finam.ru/dictionary
Источник: Экономический словарь. Толково-терминологический словарь 2007
Источник: Экономический глоссарий в 2 ч.Учебно-методическое пособие.
Источник: Словарь предпринимателя 2016
Источник: Современная экономическая наука в понятиях и терминах 1997 г.
Источник: Настольная книга международного инвестора. Информационный справочник 2005 г.
Источник: Настольная книга международного инвестора. Информационный справочник 2005 г.
Источник: Новый англо-русский банковский и экономический словарь. 2006
Источник: Настольная книга международного инвестора. Информационный справочник 2005 г.
Источник: Экономика. Оксфордский толковый словарь
Источник: Глобальная экономика. Энциклопедия
Источник: Политэкономический словарь. М. Политиздат 1972.-368 с.
При социализме внутренний рынок свободен от антагонистических противоречий, присущих капитализму. Социалистическое производство и потребление трудящихся развиваются на основе пропорционального развития народного хозяйства. По мере роста общественного производства и повышения производительности труда растет потребление членов социалистического общества в соответствии с законом распределения по труду. В свою очередь, растущие потребности людей при социализме оказывают воздействие на производство, толкают его вперед в целях наиболее полного и всестороннего удовлетворения их нужд. Внутренний рынок в социалистическом обществе планомерно организуется через государственную, кооперативную и колхозную торговлю. Его развитие стимулирует рост социалистического производства, создает условия для повышения благосостояния населения (см. Торговля при социализме, Рынок).
Источник: Краткий экономический словарь. 1958
Производители товаров выступают в этом процессе как продавцы, потребители - как покупатели. Ареной, на к-рой сталкиваются продавцы и покупатели товаров, является рынок, где товар находится всё промежуточное время между процессом произ-ва, из к-рого он выходит, и процессом потребления, в который он входит. Отношения производителей и потребителей на рынке принимают, т. о., форму связи между предложением и спросом, в к-рой непосредственно осуществляются экономич. связи в условиях развитого товарного х-ва. Предложение и спрос связаны между собой посредством цены. Рыночная цена определяет спрос и предложение. В конкретных рыночных процессах происходит постоянное взаимодействие между спросом, предложением и ценой. В совокупности они образуют то, что можно было бы назвать рыночным механизмом, движение к-рого приводит к тому или иному соотношению между спросом и предложением и тем самым регулирует развитие рынка. Поскольку отношения между производителями и потребителями базируются на определённых отношениях собственности, отношения предложения и спроса служат выражением в сфере обращения господствующих производственных отношений. Т. о., В. р. представляет собой присущую развитому товарному х-ву специфич. форму связи между произ-вом и потреблением. При посредстве рынка происходит эквивалентный обмен продуктами труда, удовлетворение потребностей общества в средствах произ-ва и предметах потребления, а также возмещение затрат на произ-во товаров отд. производителями. В силу этого В. р. является необходимым условием реализации совокупного общественного продукта и отд. товаров, обеспечивая тем самым объединение всего общественного произ-ва в единое целое. Под влиянием общественного разделения труда выделяются две сферы В. р. - рынок средств произ-ва и рынок предметов потребления, соответствующие двум осн. подразделениям общественного произ-ва. Продукт каждого из этих двух подразделений должен быть реализован, т. е. найти эквивалент, возмещающий затраты на его произ-во и обеспечивающий прибыль, необходимую для осуществления расширенного воспроизводства (см. Воспроизводство капиталистическое).
При капитализме образование и расширение В. р. отражает эволюцию капиталистич. производственных отношений, органически связано с превращением мелких производителей в наёмных рабочих, с одной стороны, и созданием и обогащением класса капиталистов - с другой. Оба эти процесса содействуют увеличению капиталистич. В. р. Крестьяне и ремесленники, существовавшие прежде своим х-вом, превратившись в наёмных рабочих, вынуждены жить продажей своей рабочей силы, покупать необходимые предметы потребления. Средства произ-ва, к-рые концентрируются в руках меньшинства, превращаются в капитал. Создаётся В. р. средств произ-ва, необходимых для возобновления и расширения произ-ва. «Степень развития внутреннего рынка есть степень развития капитализма в стране» (там же, т. 3, с. 60). Наличие антагонистич. противоречия между общественным характером труда и частной формой присвоения приводит к тому, что при капитализме связь между произ-вом и потреблением устанавливается только через рынок; стихийно действующий закон стоимости является гл. регулятором капиталистич. произ-ва. Структура и размеры произ-ва при капитализме определяются только рядом последовательных колебаний предложения и спроса. Присущая капитализму анархия произ-ва приводит к анархии обращения, в силу чего В. р. при капитализме развивается стихийно. Государственно-монополистический капитализм привносит в экономич. жизнь нек-рые элементы регулирования в форме капиталистич. программирования и прогнозирования, к-рые захватывают и сферу обращения. Развивая это положение, В. И. Ленин приводит слова Энгельса о том, что «... нельзя по-прежнему толковать капитализм, как отсутствие планомерности. Это уже устарело: если есть тресты, то отсутствия планомерности уже нет» (там же, т. 31, с. 355). Вместе с тем он подчёркивал, что тресты не означают полной планомерности, и предупреждал против реформистского толкования этой особенности гос.-монополистич. капитализма. Частная собственность и сохраняющееся осн. противоречие капитализма не позволяют планомерно регулировать всё общественное произ-во. Гос.-монополистич. регулирование не может устранить противоречия капитализма. Его мероприятия порождены прежде всего изменившимися под влиянием научно-технич. прогресса условиями развития и вызванными ими сдвигами в структуре капиталистич. произ-ва. Совр. средства произ-ва гораздо сложнее, чем 15 - 20 лет назад, и дороже стоят. Для извлечения макс. прибыли необходимо использовать пром. оборудование наиболее эффективно, в течение нескольких лет, т. к. машины быстро устаревают. Концентрация капитала привела к тому, что число монополий сократилось, они стали более крупными. Конкурентная борьба обострилась, что требует разработки её стратегии и тактики на основе анализа рыночных условий с тем, чтобы успешно решать проблему сбыта. Вместе с тем капиталистич. гос-во, со своей стороны, становится собственником многих предприятий, осуществляет национализацию отд. отраслей х-ва. В связи с этим оно предпринимает попытки «планировать» развитие этого сектора. Но т. к. гос. аппарат совр. капиталистич. общества тесно связан с монополистич. капиталом, он является проводником его политики. Капиталистич. «планирование» выступает как средство, с помощью к-рого монополии пытаются направлять развитие нац. экономики в своих интересах. Поэтому даже в рамках новейшей организации капиталистич. х-ва рынок остаётся регулятором произ-ва, а его развитие характеризуется стихийностью, сопровождается обострением проблемы сбыта продукции, её реализации. Монополии стремятся расширять произ-во, а всеобщий закон капиталистич. накопления обусловливает ограниченность платёжеспособного спроса трудящихся. Программирование и прогнозирование не устраняют этого противоречия. Осн. проблемой капитализма остаётся проблема рынка.
Принципиально иной характер носит В. р. в социал и с т и ч. х-ве. Господство общественной собственности на средства произ-ва обеспечивает не только планомерно организованный характер произ-ва продуктов, но и их обращения. Социалистич. В. р. представляет собой систему присущих социализму экономич. отношений между производителями и потребителями по поводу планомерного обмена продуктами труда в интересах эффективного развития нар. х-ва. Это есть сфера товарного обращения, организованная обществом на базе социалистич. производственных отношений. Социалистич. В. р. включает отношения между производителями (коллективы социалистич. предприятий) и потребителями (коллективы социалистич. предприятий и отд. члены общества) в процессе купли-продажи товаров и услуг. Т. о., отношения между ними принимают форму связи между предложением и спросом. Коренное отличие социалистич. В. р. от капиталистического заключается в том, что при социализме В. р. - это органич. составная часть планомерно развивающегося х-ва и как таковая полностью подчиняется его закономерностям. Гос-во в плановом порядке определяет соотношение темпов роста произ-ва средств произ-ва (I подразделение) и предметов потребления (II подразделение), пропорции в пределах I подразделения, структуру произ-ва во II подразделении, задания по производительности труда, размеры ден. заработной платы и т. п. Социалистич. гос-во, выражающее интересы всего народа, непосредственно определяет соотношение спроса и предложения в масштабах всего нар. х-ва в порядке прямого планирования. Тем самым оно устанавливает размеры товарного обмена, пропорции и темпы его роста, а в конечном счёте непосредственно организует и регулирует развитие В. р. Это позволяет подчинить В. р., обмен, как и все экономич. рычаги, достижению осн. цели социализма. В. р., закон стоимости не является при социализме регулятором произ-ва, однако играет важную роль как инструмент социалистич. хозяйствования. При социализме конкретный процесс реализации товарной продукции осуществляется отд. производственными предприятиями, несущими ответственность перед обществом за произ-во нужной ему продукции. В силу ряда обстоятельств в сферу обращения может поступать продукция, к-рая не соответствует совр. требованиям и не находит сбыта. Может оказаться так, что тот или иной коллектив производителей выпустит продукции больше или меньше того, чем предусматривалось плановым заданием. Поэтому социалистич. обществу необходим добавочный инструмент, который позволял бы полнее решать задачу достижения необходимых пропорций между произ-вом и потреблением, между предложением и спросом в низовом звене системы нар. х-ва. Таким инструментом является рынок, с помощью к-рого гос-во приводит произ-во и предложение в более полное соответствие со спросом. Предложение представляет на рынке произ-во, спрос - потребление. Связь между произ-вом и потреблением выражается в связи между предложением и спросом, т. е. в действии рыночного механизма. Поэтому в той мере, в какой рынок выступает как условие осуществления осн. экономич. закона социализма, он является контрольным механизмом, сигнализирующим о степени соответствия произ-ва потребностям, о правильности плановых расчётов. Если план с этой точки зрения правильный, рынок реагирует на это положит. сигналами. Если же требования рынка игнорируются, то его действие даёт отрицат. сигналы (затруднения сбыта, возникновение излишних запасов в торговле или на складах сбытовых организаций и т. п.). Необходимость реализации продукции и получения прибыли обязывает все без исключения социалистич. предприятия выпускать такие изделия, к-рые соответствовали бы спросу, причём предприятие обязано уложиться в рамки общественно необходимых затрат, выраженных в ценах. При прочих равных условиях большую прибыль, следовательно, больший материальный стимул, получит тот производственный коллектив, чья продукция полнее соответствует спросу и обходится относительно дешевле. В этом смысле рынок воздействует на произ-во, стимулируя его развитие и способствуя повышению эффективности всего общественного произ-ва. Т. о., В. р. при социализме является связующим звеном между произ-вом и потреблением и вместе с тем одним из экономич. рычагов, используя который социалистич. гос-во приводит произ-во в более полное соответствие с общественными потребностями.
В. р. при социализме служит выражением общественного разделения труда и его специализации под влиянием научно-технич. прогресса и развивается как сложное диалектич. единство рынков отд. товаров, всю совокупность к-рых можно подразделить на две осн. части: рынок средств произ-ва и рынок предметов потребления. Различия между ними обусловлены не только назначением реализуемой в их рамках продукции, но и отношениями собственности. На рынке средств произ-ва как предложение, так и спрос представлены социалистич. предприятиями, а отношения купли-продажи средств произ-ва полностью базируются на общенар. (или коллективной) собственности. На рынке предметов потребления отношения купли-продажи основаны на общенар. (или коллективной) собственности, с одной стороны, и на личной собственности трудящихся, на их ден. доходы - с другой. В силу этого рынок средств произ-ва является полностью организованным рынком: средства произ-ва в соответствии с планом материально-технич. снабжения доводятся непосредственно до конечных потребителей - предприятий, колхозов, строек и т. п. На рынке предметов потребления планомерное движение подавляющей части товаров происходит только до розничных торг. орг-ций и предприятий (см. Торговля, Торговля в социалистических странах), а действия их конечных потребителей не поддаются прямому плановому воздействию.
Развитие социалистич. В. р. характеризуется высокими темпами, расширением его ёмкости как за счёт углубления специализации и технич. разделения труда в процессе строительства материально-технич. базы коммунизма, так и в итоге систематич. повышения уровня материального благосостояния народа. 24-й съезд КПСС наметил комплекс мероприятий по дальнейшему росту материального благосостояния народа. Установлены высокие темпы прироста произ-ва товаров нар. потребления, в 1,4 раза увеличивается розничный товарооборот. В 9-й пятилетке рыночные фонды мяса, рыбы, растит. жиров, яиц, овощей увеличатся на 40 - 60%, продажа одежды возрастёт на 35%, трикотажных изделий - на 56%, товаров культурно-бытового назначения - на 80%. Расширению В. р. при социализме в большей мере способствует развитие и укрепление на новой основе товарно-ден. отношений на стыке двух осн. производственных секторов - гос. пром-сти и колх. с. х-ва, а также внутри последнего. Гос-во продаёт колхозам с.-х. технику, удобрения. В свою очередь, колхозы продают гос-ву большое количество с.-х. продуктов. Важнейшим фактором развития В. р. при социализме является рост материального благосостояния народа. Так, в СССР в 1970 фонд потребления составил ок. 74% нац. дохода, а личное потребление 88,4% общего фонда потребления.
Источник: Экономическая энциклопедия. Политическая экономия в 4 т. Советская энциклопедия 1979-1980 гг.