Веблен Торстейн Бунде

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [зарубежный] Время: [советское] [современное]

ВЕБЛЕН ТОРСТЕЙН БУНДЕ
(1857-1929) (Veblen, Thorstein Bunde) — американский экономист, чьи негативные оценки последствий неконтролируемого роста крупных компаний были впервые изложены в его книге «Теория праздного класса» (1899). Веблен признавал, что компании могут быть полезным инструментом для организации производства, но при этом считал, что управляющие больших компаний манипулируют ими таким образом, что процветание деловых кругов не будет соответствовать благосостоянию общества. Развивая этот тезис, Веблен атаковал некоторые из материалистических характеристик экономики частного предпринимательства, он называл их «денежное соперничество», «демонстративная праздность» И «ДЕМОНСТРАТИВНОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ».
Веблен также интересовался процессом экономического развития и полагал, что увеличение производительности, обусловленное техническим прогрессом, будет углублять экономический кризис, усиливая конфликт между рабочими и управленческими структурами, с одной стороны, и между акционерами и широкими деловыми кругами — с другой. См. также эффект веблена.

Источник: Словарь по экономике (пер. с англ. П.А. Ватника). Colins. 1988

Торстейн Бунде Веблен
Американский экономист и социолог Он был профессором экономики Чикагского университета с 1892 г. Являясь создателем институциональной экономической теории (institutional economics), Веблен подверг резкой критике гедонистическую и атомистическую концепцию человеческой природы, заложенную в неоклассическую экономическую теорию (neo-classical economics). Кроме того, он рассматривал это направление экономической науки как апологию статус кво. Согласно его идее экономическая наука должна представлять собой исследование экономических институтов. Экономические институты, по мнению Веблена, сводились к социальным установкам и нравам, которые они в себе заключали. Большое число терминов Веблена, которые он использовал для характеристик современного ему «праздного класса», вошло в английский язык. Потребление не для удовлетворения своих потребностей, а для того, чтобы произвести впечатление на окружающих, он назвал «показным» или «демонстративным» потреблением. Отделение финансового управления от технических аспектов производства он назвал «абсенте и стекой» собственностью. В таких его главных работах, как «Теория праздного класса» (The Theory of the Leisure Class, 1899) и «Теория делового предприятия» (The Theory of Business Enterprise, 1904)он исследовал ценности и убеждения промышленных управля-ющих и через них институциональную структуру капиталистического общества. Веблен считал, что главным фактором, характеризующим современное индустриальное общество, является конфликт, но в отличие от Маркса, считавшего главным конфликт между буржуазией (bourgeoisie) и пролетариатом (proletariat), Веблен рассматривал в качестве основного конфликт между «денежными» и «промышленными» занятиями, т.е. между теми, кто делает деньги, и теми, кто делает товары. Этот конфликт, по мнению Веблена, существовал между бизнесменами, контролирующими финансирование промышленности и заинтересованными в прибыли, с одной стороны, и инженерами и рабочими, заинтересованными в эффективности производства в физическом выражении, с другой стороны. Конфликт между ними возник в результате стремления последних к постоянному обновлению, которое обесценивает стоимость капитала, которым владеют бизнесмены. Веблен исследовал институты, которые образуют то, что он называл «денежной культурой», и старался доказать, что технология путем разрушения этих институтов будет обострять конфликт и приведет в конце концов к краху системы. Среди других его работ следует отметить «Место науки всовременной цивилизации» (The Place of Science in Modern Civilization, 1919), «Абсентеистская собственность» (Absentee Ownership, 1923), «Очерки нашего изменяющегося общественного строя» (Essays in Our Changing Order, 1934).

Источник: Словарь современной экономической теории Макмиллана. М. Инфра-М 2003

Веблен Торстейн Бунде
Vehlen Thorstein Bunde (1857 — 1929)
img border="0" width="170" height="236" src="/upload/content/1579766831_5.files/image015.jpg"> alt="http://www.seinst.ru/images/veblen.jpg">
Торстейн Веблен для экономической науки — то же самое, что Джонатан Свифт для английской литературы: мастер искусства сатиры. Для эффектной сатиры очень важно, чтобы ее основная идея была двусмысленной: читатель никогда не должен быть уверен, говорит ли автор абсолютно серьезно или разыгрывает его. Это качество определенно присутствует у Свифта в «Путешествии Гулливера», и оно также может быть обнаружено в книгах Веблена «Теория праздного класса» (Theory of Leisure Class, 1899), «Инстинкт мастерства» (Instinct of Workmanship, 1814), «Имперская Германия и промышленная революция» (Imperial Germany and Industrial Revolution, 1915), «Высшее образование в Америке» {The Higher Education in America, 1818), «Абсентеистская собственность» {Absentee Ownership, 1923) и его многочисленных очерках. По существу, это качество присутствует во всем, что он написал, если не считать «Теорию делового предприятия» {The Theory of Business Enterprise, 1904), которая больше всего сходна со стандартной научной работой.
Какую бы из этих книг мы ни открыли, мы обнаружим идею о том, что жизнь в современном индустриальном обществе является результатом основного конфликта между «денежными» и «промышленными занятиями», между «деловым предприятием» и «машинным процессом», между «способностью продаваться» и «способностью оказать услугу» — короче говоря, между деланием денег и созданием благ. При капитализме идет классовая борьба, но не между буржуазией и пролетариатом, а между бизнесменами и инженерами. Привычка мыслить с точки зрения денежной выгоды — это то, что объединяет банкиров, брокеров, юристов и менеджеров в их защите частных приобретений. В противоположность этому, промышленных рабочих и в еще большей степени техников и инженеров, которые контролируют их работу, объединяет дисциплина машинного производства.
Именно в таких терминах Веблен описывает современную индустриальную цивилизацию. Когда мы его читаем, мы чувствуем, что нам что-то объясняют. И все же окончательный смысл его идей остается двойственным. Он, по-видимому, подвергает фундаментальной критике рыночный механизм и призывает к чему-то вроде технократической революции, однако Веблен предостерегает нас и от веры в способность инженеров захватить власть и управлять системой, из-за чего у читателя остается сомнение относительно того, что же автор хотел сказать. Но, может быть, желание поймать его на слове как раз и не позволяет понять суть дела. Как-никак, это сатира, и она рассчитана на то, чтобы открыть ваши глаза, а не внести путаницу в ваши мысли.
Веблен мало пользовался абстрактно-дедуктивным методом неоклассической экономики. По его утверждению, экономическая теория должна быть эволюционной наукой, он имел в виду исследование происхождения и развития экономических институтов. Однако институты он определял довольно своеобразно, а именно, как совокупность стереотипов мышления и общепринятых правил поведения. Таким образом, «институциональная экономическая теория», казалось бы, должна быть связана с изучением интеллектуальных шаблонов и социальных условностей, которые выкристаллизовываются в виде экономических организаций. Однако то, что на самом деле Веблен предлагал своим читателям, было социологической критикой доминировавшей культуры, облаченной в психологию инстинктов, расистскую антропологию и сопровождаемой потоком эффектных прилагательных: «демонстративное потребление», «денежное соперничество», «демонстративно расточительное зрелище», «абсентеистская собственность», «инстинкт мастерства» и т.п. Все это представляло сочетание, настолько уникальное и характерное для самого Веблена, что даже самые преданные его ученики были не в состоянии продолжить и развить его традиции. Веблен действительно считается основателем американской школы институциональной экономической теории, которая остается в моде до сего дня. Однако это связано с тем, что он привлек таких двух последователей, как Митчелл и Коммонс, которые оформили институциональную экономику в соответствии с духом, а не буквой Веблена. Их деятельность является подтверждением того, что Веблен — это сугубо уникальное явление: хорошо это или плохо, но его книги не об экономической теории, но скорее о том, как интерпретировать ценности и убеждения тех, кого он иронично обозначал как «капитанов промышленности». Тем не менее, необходимо признать, что его труды представляют собой более приятное чтение и удерживаются в уме дольше, чем многие великие книги по экономической теории.
Веблен родился в Като, Висконсин, в 1857 г., был шестым ребенком в большой семье фермеров, относившихся к первому поколению норвежских иммигрантов. В 1880 г. он закончил Карлтон-колледж, Миннесота, а в 1884 г. получил докторскую степень по философии в Йеле. После неудачных попыток получить место преподавателя он вернулся к своей семье в Миннесоту и в течение семи лет занимался чтением и вел деревенский образ жизни. В 1891 г. он начал изучать экономическую теорию в Корнельском университете под руководством Джеймса Лафлина (1850-1933). Когда Лафлин перешел на работу в Чикагский университет, Веблен отправился вместе с ним, чтобы получить свое первое преподавательское место. В течение 14 лет он входил в профессорско-преподавательский состав Университета Чикаго, после чего три года работал в Стэнфордском университете (1906-09). Хотя в это время он уже приобрел известность благодаря своим книгам «Теория праздного класса» и «Теория делового предприятия», его не вписывавшаяся в обычные рамки личная жизнь, эксцентричный стиль преподавания и дурная слава его экономических взглядов все более затрудняли ему поиски места преподавателя после его бесславного ухода из Стэнфорда в 1909 г. В 1911 г. он, наконец, нашел себе пристанище в Университете Миссури. В 1918 г., после ухода на пенсию в возрасте 61 г., он провел остаток жизни, занимаясь писательской и иногда преподавательской работой в Новой школе социальных исследований в Нью-Йорке. Умер он в 1929 г. относительно безвестным, т.к. его предыдущая слава к тому времени в значительной степени испарилась по причине неизменных неудач его попыток отнести себя к определенному течению или кампании.

Источник: 100 великих экономистов до Кейнса. Пер. с англ. под ред. A.A. Фофонова.