Утопический социализм

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

УТОПИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ
социально-экономическое учение, возникшее в XV в., основанное на идеализированных представлениях о возможности существования гармонических экономических отношений в условиях обобществления производства.

Источник: Школьный экономический словарь. 1999 г.

Утопический социализм
предшествующее марксизму учение о преобразовании капиталистического общества на новых началах справедливого устройства, не опирающееся на знание объективных законов общественного развития, переоценивающее роль субъективного фактора в общественных преобразованиях; имеет многовековую историю.

Источник: Современный экономический словарь-справочник.

Утопический социализм
совокупность теоретических, публицистических, и даже художественных произведений разных авторов нескольких европейских стран, живших в XVI–XIX столетиях, в которых изображались и частично обосновывались важнейшие черты будущего социально справедливого общества, лишенного пороков современных этим авторам обществ.

Источник: Словарь-справочник экономических и юридических терминов. 2015

Утопический социализм
учения об идеальном обществе, основанном на общности имуществ, обязательном труде, справедливом распределении. Понятие "утопический социализм" восходит к сочинению Т. Мора "Утопия" (1516). Утопический социализм выдвигал идеи совершенной социальной системы, исходя из внеисторически понимаемых принципов разума, справедливости, свободы, равенства, братства. Критикуя общественный строй, основанный на частной собственности, социалисты-утописты высказали ряд гениальных идей и догадок, предвосхитивших некоторые черты коммунистического общества (необходимость создания крупного общественного производства, уничтожение противоположности между городом и деревней, умственным и физическим трудом и т.д.). Многие из них видели путь преобразования общества не в революционной борьбе, а в пропаганде социалистических идей.
Крупнейшие представители утопического социализма: Т. Мюнцер, Т. Кампанелла, Дж. Уинстэнли, Ж. Мелье, Морелли, Г. Б. Мабли, Г. Бабеф, Т. Дезами, К. А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн; утопическими социалистами были А. И. Герцен и Н. Г. Чернышевский, в отличие от многих утопистов Запада признававшие необходимость революционной борьбы. В общем плане утопический социализм – один из источников научного коммунизма, превратившего социализм из утопии в науку.
В то же время не совсем адекватные времени высказывания социалистовутопистов, наряду с теориями мелкобуржуазной политической экономии, были взяты на вооружение тогдашней буржуазией, извратившей их в свою пользу. Поэтому в Манифесте Коммунистической партии (1848) Маркс и Энгельс назвали социализм того времени буржуазным движением и в противовес ему выдвинули тезис о коммунизме как движении пролетарском.

Источник: Краткий тематический политэкономический словарь

Утопический социализм
социалистические учения, возникшие в отличие от научного социализма в отрыве от общественно-исторических условий, от классовой борьбы пролетариата, появившиеся в период разложения феодального строя. Все утопические социалисты принадлежат к тому периоду, писал К. Маркс, когда ни рабочий класс не был еще достаточно вышколен и организован ходом развития самого капиталистического общества, чтобы выступить исторически действующим лицом на мировую арену, ни материальные условия его освобождения не созрели в достаточной мере в недрах самого старого мира. Нищета рабочего класса существовала, но условия для его собственного движения еще не появились. Идеи социалистов-утопистов (Т. Мор, Т. Кампанелла, Сен-Симон, Фурье, Оуэн) остались на бумаге, они были прекрасной и захватывающей воображение сказкой, которой в то время не суждено было осуществиться. Но заслуга социалистов-утопистов в том, что они разбудили социалистическую мысль, беспощадно критиковали эксплуататорский строй, дали ряд гениальных догадок о будущем социалистического общества, которые были использованы впоследствии марксизмом. В России идеи утопических социалистов развивали революционные демократы Герцен, Белинский, Добролюбов, Чернышевский. Они пошли дальше своих западных коллег, понимали, что только трудящиеся массы кровно заинтересованы в замене старого общества новым, но до осознания исторической роли пролетариата в условиях отсталой России подняться не могли. Лишь марксизм-ленинизм привел к победе социализма — нового общественного строя, который ныне уже стал мировой системой. «Мы с признательностью вспоминаем имена великих социалистов-утопистов..., имена русских революционеров-демократов...» — говорил Н. С. Хрущев на XXII съезде КПСС.

Источник: Краткий словарь политических, экономических и технических терминов

УТОПИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ
ранняя форма социалистического учения, предшествовавшая научному социализму — марксизму. Утопический социализм возник вместе с зарождением капиталистического способа производства (см.). Он отражал протест трудящихся масс против эксплуатации на ранних стадиях развития капитализма, когда рабочий класс выступал против системы наемного рабства и капиталистической эксплуатации, но не осознавал еще своей всемирно-исторической роли, не понимал, что освобождение рабочих есть дело самих рабочих. В 1516 г. вышла в свет книга Томаса Мора (см.), которая может рассматриваться как первое изложение взглядов утопического социализма. В XVII в; выступил другой представитель раннего утопического социализма—Томмазо Кампанелла (см.) с книгой «Город Солнца», в которой он развивал идеи социализма. Своего наибольшего развития утопический социализм достигает в конце XVIII и в первой половине XIX в., когда развернулась деятельность его великих представителей — Сен-Симона (см.), Фурье (см.) и Оуэна (см.). Их взгляды выражали растущие противоречия между рабочим классом и буржуазией. Утопический социализм сыграл значительную роль в развитии политической экономии. Главная заслуга великих представителей утопического социализма заключается в том, что они дали острую критику капитализма, отметив ряд присущих ему коренных противоречий. Капитализму социалисты-утописты противопоставляли социализм. Они впервые поставили вопрос о социализме, как о новой системе производства. Они показали, что при социализме организация производства и производительность труда будут несравненно выше, чем при капитализме. В трудах великих представителей утопического социализма имеются некоторые гениальные догадки о социалистическом строе, например о роли соревнования между тружениками, о превращении труда в первую потребность человека, о реализации права на труд, об уничтожении противоположности между городом и деревней, об отмирании государства н т. д. Коренной недостаток утопического социализма состоял в непонимании роли пролетариата, в отрицании классовой борьбы вообще и в особенности революционной деятельности. Утопический социализм, писал В. И. Ленин, «не умел ни разъяснить сущность наемного рабства при капитализме, ни открыть законы его развития, ни найти ту общественную силу, которая способна стать творцом нового общества» (В. И. Ленин, Соч., т. 19, стр. 7). Путь преобразования общества на новых, социалистических началах социалисты-утописты видели лишь в пропаганде своих идей. С пропагандой они обращались прежде всего к просвещенной части общества, т. е. к господствующим классам буржуазного общества. С развитием классовой борьбы и возникновением научного социализма утопический социализм стал играть реакционную роль, поскольку он отвлекал трудящихся от революционных путей преобразования общества. Утопический социализм в России, развивавшийся в середине XIX в., принял особую форму борьбы против крепостничества. Он тесно связан с идеями революционно-демократических преобразований и проникнут духом революционности. Исторической заслугой его представителей (Герцена, Огарева, Чернышевского, Шелгунова и др.) является то, что они не только обосновали необходимость крестьянской революции, но и обратились к народным массам с призывом к этой революции. В этом отличие русского утопического социализма от западноевропейского.

Источник: Краткий экономический словарь. 1958

УТОПИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ
ранняя форма учения о социализме, предшествовавшая научному коммунизму. Первые произведения утопического социализма относятся к XVI и XVII вв., т. е. к периоду зарождения капиталистического способа производства, и явились своеобразным протестом против эксплуататорской природы капитализма. Крупнейшим представителем утопического социализма того периода был английский мыслитель-гуманист Томас Мор (см.), считавший, что причиной народных бедствий является частная собственность на средства производства. В 1602 г. появилась книга другого утописта - итальянца Томазо Кампанеллы - «Город Солнца». В этом утопическом городе отсутствует частная собственность и социальное неравенство, нищета уничтожена, труд людей становится первой потребностью, всем доступно образование, свободное время используется для развития умственных и физических способностей. Утопический социализм XVIII в. получил развитие главным образом в работах французских мыслителей Жана Мелье, Габриэля Мабли, Морелли, Бабефа и др. Если Мор и Кампанелла предавались несбыточным фантазиям, лишь мечтали о новом обществе, то французские утописты уже видели возможность его установления путем преобразования эксплуататорского строя. Утописты подвергли резкой критике феодальные и складывавшиеся буржуазные отношения и высказывали идеи о лучшем устройстве общества и путях его достижения. Бабеф, в частности, пытался осуществить свои идеи посредством заговора, который мог бы дать власть народу. Своего наибольшего развития утопический социализм достиг в конце XVIII - первой половине XIX в. Это был еще период неразвитой классовой борьбы пролетариата. В это время развернули свою деятельность великие представители утопического социализма - Сен-Симон, Фурье и Оуэн (см.). Они подвергли капиталистический строй острой критике, отметили ряд присущих ему коренных противоречий и тем самым внесли вклад в развитие политической экономии. Они считали капитализм противоречащим природе человека, клеймили капитализм за то, что в нем миллионы людей вынуждены голодать среди изобилия. Маркс и Энгельс назвали социализм Сен-Симона, Фурье и Оуэна критически-утопическим и высоко ценили это учение. Критикуя капитализм, социалисты-утописты пытались обосновать возможность построения общества на социалистических началах. Буржуазный строй, утверждали они, носит преходящий характер, и на смену ему должен прийти более совершенный общественный строй - социализм. В трудах Сен-Симона, Фурье и Оуэна высказан ряд гениальных догадок о социалистическом строе. Их идеи о замене капитализма социализмом, о введении всеобщего труда, ликвидации противоположности между городом и деревней, превращении труда в первую жизненную потребность и соревновании между тружениками, а государства - в орган управления производством и многие другие положения предвосхитили ряд черт будущего социалистического общества, стали одним из источников научного коммунизма, основы которого были разработаны классиками марксизма-ленинизма. Вместе с тем их социализм носил утопический характер. Социалисты-утописты не знали законов общественного развития, не поднялись до материалистического понимания истории, не могли найти и правильных путей перехода к социализму. Коренной недостаток утопического социализма состоял в непонимании его идеологами исторической роли пролетариата, в отрицании классовой борьбы и какой бы то ни было революционной деятельности. Утопический социализм, писал Ленин, «не сумел ни разъяснить сущность наемного рабства при капитализме, ни открыть законы его развития, ни найти ту общественную силу, которая способна стать творцом нового общества». Преобразование общества на новых началах социалисты-утописты пытались осуществить посредством пропаганды своих идей, полагая, что средства на создание показательных предприятий, построенных на социалистических началах, они могут получить из рук имущих классов буржуазного общества. С развитием классовой борьбы и возникновением научного коммунизма утопический социализм стал играть реакционную роль, отвлекая трудящихся от революционных путей преобразования капиталистического общества в социалистическое. Теории утопического социализма развивались и в России в XIX в. революционными демократами Белинским, Герценом, Огаревым, Чернышевским, Добролюбовым и др. Утопический социализм в России принял особую форму борьбы против крепостничества. В известном отношении он был шагом вперед по сравнению с западноевропейским утопическим социализмом. Исторической заслугой его представителей является то, что они не только обосновали необходимость крестьянской революции, но и обратились к народным массам с призывом к ее осуществлению. Классики марксизма-ленинизма критически переработали все положительное, что было в идеях утопистов-социалистов, отбросив заблуждения своих предшественников, и создали подлинно научное и революционное учение о социализме и коммунизме.

Источник: Политэкономический словарь. М. Политиздат 1972.-368 с.

УТОПИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ
предшествующие науч. коммунизму теории и учения о коренном преобразовании и справедливом устройстве общества на социалистич. началах, не опирающиеся на знание законов обществ. развития и его движущих сил. «... Первоначальный социализм был утопическим социализмом. Он критиковал капиталистическое общество, осуждал, проклинал его, мечтал об уничтожении его, фантазировал о лучшем строе, убеждал богатых в безнравственности эксплуатации. Но утопический социализм не мог указать действительного выхода. Он не умел ни разъяснить сущность наемного рабства при капитализме, ни открыть законы его развития, ни найти ту общественную силу, которая способна стать творцом нового общества» (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 23, с. 46). У. с. берёт начало от «Утопии» — сочинения Т. Мора, посвящённого описанию идеального общества, в к-ром отсутствует эксплуатация трудящихся и все люди равно пользуются плодами общего труда.
У. с. отличали от др. социальных утопий и эгалитарных теорий понимание связи между социальным неравенством и существованием частной собственности на средства произ-ва, идеи обществ. собственности на средства произ-ва и демократия, самоуправления народа. Социалистич. идеалы У. с. неизбежно были связаны с критикой классово-эксплуататорского общества, идеей коренных социальных изменений. Политич. немощь и идейная слабость нарождающегося рабочего класса, отразившиеся в У. с., определили его мировоззренч. основу — субъективно-идеалистическую, волюнтаристскую и моралистическую, подчас религиозные и мессианистские воззрения на человеч. общество. Тем не менее У. с. считал, что обществ. устройство зависит от воли людей, что и определило поиски У. с. эффективной обществ. теории.
У. с. не был созданием одних мыслителей-одиночек, как это часто изображают буржуазная и реформистская политич. экономич. социология и историография, поскольку социалистич. мечтания и соответствующие им обществ. идеалы выражали многовековые освободит, устремления трудящихся масс. Само противопоставление отд. мыслителей и масс является в этом плане ложным: несомненна важная роль интеллигенции в теоретич. разработке идей У. с., в придании сознательной и развитой формы смутным чаяниям эксплуатируемых масс — «умы всегда связаны невидимыми нитями с телом народа» (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 33, с. 147).
У. с. как совокупность идей и течений донауч. социализма включает в себя как утопия, коммунизм, так и У. с. в узком смысле слова. Это разделение произошло в кон. 18 в., в период перехода утопия, социалистич. мысли в годы Великой франц. революции и после неё от умозрит. конструкций к сфере практич. деятельности. Если утопия, коммунизм во всех своих проектах требовал общности имуществ и «фактич. равенства» между людьми, то У. с. выдвигал компромиссные проекты, сохранявшие в обществ. произ-ве элементы частной собственности, неравенство распределения и т. п. Почти все течения У. с. стремились возвыситься над борьбой классов, провозглашали классовое сотрудничество пролетариата II буржуазии, искали поддержки у господств. классов и рассчитывали проложить путь новому обществу лишь силой пропаганды и примера. Цельные концепции такого У. с. дали в нач. 19 в. К. А. Сен-Симон и Ш. Фурье; затем эти идеи перешли в системы эпигонов У. с. 30—40-х гг. 19 в.
У всех народов зарождение мечтаний, содержавших проблески социалистич. мысли, выражало реакцию трудящихся масс на появление частной собственности, разделение общества на классы и возникновение эксплуатации, их освободит, устремления и вместе с тем их идейную и политич. слабость. Подобные мечтания встречаются на разных ступенях развития классовой борьбы народов Азии и Сев. Африки, Индии и Китая. В Европе важнейшие элементы У. с. сложились в антич. Греции и Риме: легенда о «золотом веке» (общинно-родовых отношениях, не знавших неравенства, эксплуатации и частной собственности) и её многочисл. рационалистич. переработки утопистами прошлого. В идеях У. с. эпохи Возрождения были первые элементы самокритики нарождавшегося бурж. общества, осознание того, что осуществление гуманистич. идеалов требует подлинно человечного, коммунистич. общества. В коммунистич. утопиях Т. Мора и Т. Кампанеллы У. с. переходил от общности имущества в виде общности потребления к идее обществ. произ-ва и к представлению об организации хоз. жизни общества как единого целого; от идеала замкнутой общины, не нуждающейся в гос-ве,— к идеалу крупного политич. образования в виде города и федерации городов, к признанию за гос-вом гл. роли в утверждении основ разумного обществ. строя, в руководстве его х-вом и культурой. Тем не менее и после того в У. с. в течение неск. веков властвовали принципы уравнит. распределения, связанные с недостаточным развитием бурж. способа произ-ва. Поэтому не получили распространения высказанные Мором догадки о возможности изобилия при общности благ, о гармонич. сочетании личных интересов с интересами общества без ущерба для свободы личности. Доказывая, что коммунистич. строй может быть создан самим человеком, утопия, коммунизм эпохи Возрождения не находил обществ.-политич. сил, к-рые могли бы стать опорой этого строя: осуществление коммунистического идеала утописты предоставляли мудрости того или иного завоевателя или правителя, просвещённого монарха или интеллектуальной олигархии.
Антифеодальные эгалитарные и коммунистически-демократич. идеи эпохи раннего капитализма были облечены ещё в религ. оболочку, хотя и содержали рационалистич. и материалистич. элементы, к-рые достигли наибольшей силы у Дж. Уинстэнли (40-е гг. 17 в., Англия). Дальнейшее развитие идей У. с. происходило в 17 в. во Франции на основе картезианского рационализма и борьбы против абсолютизма. Умозрит. социальные утопии кон. 17 — нач. 18 вв. излагались гл. обр. в форме романов-путешествий, в к-рых общность имущества у «добродетельных» дикарей противопоставлялась сословному и имуществ. неравенству европ. общества (Г. де Фуаньи, В. дАлле и др.).
В 18 в. с идеями революц. ниспровержении феод. гнёта и эксплуатации, программой материализма и атеизма выступил Ж. Мелье, возродивший проекты общинного патриархального коммунизма. Разрабатываются цельные системы утопия, коммунизма на основе философии Просвещения, в к-рой выявилась «...социалистическая тенденция материализма...» (М а р к с К. и Энгельс Ф., там же, т. 2, с. 146): если человек и его идеи есть продукт среды, чувственного мира и опыта, то, чтобы изменить человека и его жизнь, необходимо изменить среду, гос-во и его законы и построить разумное человеческое общество. Исходным пунктом коммунистич. трактатов 18 в. служила просветит. теория общности «естественной природы» и равенства «естественных прав» всех людей. На этой основе Мореллы и Г. Б. Мабли обосновывали коммунизм с точки зрения «теории естественного права».
У. с. 18 в. ещё не проводил чёткой грани между коммунистич. и эгалитарными идеями «социализма равенства мелких хозяйств». Отд. реформаторы-утописты сочетали их в полукоммунистич., полууравнительских теориях. У. с. эпохи Просвещения выдвинул идеи права на труд и обязательности труда для всех членов общества; основной идеей У. с. этой эпохи была социальная справедливость в распределении средств и продуктов произ-ва, обеспечению к-рой должно было служить превращение осн. средства произ-ва — земли в общедоступную или общую собственность и обществ. распределение плодов индивидуального труда.
В годы Великой франц. революции происходило политизирование и революционизирование этих идей морального социализма: от требования ограничения права собственности и обеспечения равенства пользования осн. благами жизни сторонники эгалитарных утопия, идей переходили к требованиям «аграрного закона», всеобщего уравнит. передела земли, ограничения собственнич. прав, подчинения их верховным интересам общества и его контролю («Социальный кружок», «Бешеные»). Опыт якобинской диктатуры свидетельствовал о возможности гос. регулирования распределения и экономики.
Обострение классовых противоречий в ходе революции нашло отражение в дальнейшем развитии идей утопия, коммунизма — от наивных проектов первых лет революции о мирном законодат. введении общинного коммунизма во Франции к планам коммунистич. преобразования страны с помощью санкюлотской революц. диктатуры. Решающий перелом был осуществлён здесь Г. Бабёфом, выступившим с программой «Заговора во имя равенства», в к-рой он выдвинул практич. задачу свершения коммунистич. революции и впервые сделал попытку обосновать идеи революц. диктатуры для коммунистич. преобразования общества и необходимости переходного периода к нему.
Однако бабувизм не отошёл от теории «естественного права». Выражая надежды и устремления доиндустриального пролетариата, бабувизм строил идеал коммунистич. общества как аграрного и ремесленного, развивающегося на основе ручного труда, и в проектах распределения проповедовал грубую уравнительность, всеобщий аскетизм, негативное отношение к людям умств. труда.
< Критико-утопич. социализм нач. 19 в. с особой силой выразил разочарование в ходе история, развития, наступившее после завершения Великой франц. революции. Противоречия нового обществ. строя делали его объектом разносторонней социальной критики. В силу незрелости рабочего класса эту критику и теоретич. рассмотрение опыта прошедших десятилетий осуществляли передовые интеллигенты бурж. общества, из среды к-рых вышли великие социалисты-утописты Сен-Симон, Фурье и Р. Оуэн, впервые развившие самостоят. теорию У. с., противостоящую бурж. обществ. мысли. В поисках социальной науки, к-рая заменила бы обанкротившуюся метафизику «естественного права», они создали классич. системы У. с., косвенно выражавшие стремление пролетариата к преобразованию общества. ь Признав значение уровня развития произ-ва и форм собственности в развитии человечества, критико-утопич. социализм в вопросе о преобразовании общества гл. внимание уделил производств.-экономич. сфере и выдвинул на первый план проблему крупного обществ. произ-ва, планомерно применяющего достижения науки и техники. Преодолевая представления об уравнительности и всеобщем аскетизме при социалистич. и коммунистич. строе, критико-утопич. социализм выдвинул принцип социалистич. распределения «по труду», изобразил будущее общество как общество изобилия, обеспечивающее удовлетворение человеческих потребностей, безграничный рост производит. сил и расцвет личности. Маркс и Энгельс отмечали и другие «...зародыши гениальных идей...» (Энгельс Ф., там же, т. 19, с. 194), разбросанные в теориях великих утопистов,— их догадки об уничтожении противоположности между физич. и умств. трудом, между городом и деревней, об осуществлении планирования произ-ва, превращении гос-ва из органа управления людьми в орган управления произ-вом и др.
Своими достижениями критико-утопич. социализм был во многом обязан влиянию материализма и сенсуализма 18 в., к-рые У. с. вместе с тем подверг критике; исход Великой франц. революции свидетельствовал, как казалось великим утопистам, о несостоятельности революц. действий масс, об определяющей роли избранного меньшинства и волевых решений отд. личностей. Объясняя обществ. явления воздействием духовного мира, У. с. сохранял идейные связи с рационализмом 18 в. В то же время в У. с. проникали и религ. идеи («новое христианство» Сен-Симона, пантеистич. метафизика и мистич. объяснение природы человеческих страстей и влечений у Фурье, «новый моральный мир», перевоспитывающий людей с помощью рациональной «социалистич.» религии у Оуэна). Великие социалисты-утописты, подобно просветителям 18 в., хотели «...сразу же освободить все человечество, а не какой-либо определенный общественный класс в первую очередь» (там же, с. 191).
В развитии У. с. пролетарское направление переплеталось с мелкобуржуазным, приспосабливаясь к идее сотрудничества пролетариата и буржуазии; критико-утопич. социализм допускал в новом обществе элементы частной собственности и социального неравенства. В дальнейшем в У. с. произошло внутр. расслоение, отделившее от утопия, коммунизма бурж.-компромиссное социалистич. реформаторство.
«Значение критически-утопического социализма и коммунизма, — писали Маркс и Энгельс, — стоит в обратном отношении к историческому развитию. По мере того как развивается и принимает все более определенные формы борьба классов, это фантастическое стремление возвыситься над ней, это преодоление ее фантастическим путем лишается всякого практического смысла и всякого теоретического оправдания. Поэтому, если основатели этих систем и были во многих отношениях революционны, то их ученики всегда образуют реакционные секты» (там же, т. 4, с. 456). Подобными сектами стали сен-симонизм (Б. П. Анфантен, С.-А. Базар, В. Консидеран и др.), фурьеризм и оуэнизм. Предпринятые в 20—40-х гг. 19 в. опыты создания на амер. почве и в Великобритании оуэнистских коммунистич. колоний, равно как и более многочисл. опыты фурьеристских ассоциаций — фаланг — в США (ок. 40, наиболее известная — Брукфарм, 1841—46), после временных успехов неизменно заканчивались неудачей, к-рая в дальнейшем постигла и «икарийские» колонии Э. Кабе. Гл. причиной этих неудач была несостоятельность самой идеи создания социалистических и коммунистических ассоциаций внутри капиталистического общества.
Ломка старых производств. и обществ. отношений порождала в 30—40-х гг. 19 в. разнородные направления критики противоречий капитализма и различные представления об обществ. идеале. В У. с. появляются как реакционные и консервативные течения, так и революционные. Пропагандируемые У. с. идеи ассоциированного труда и права на труд находили всё больший отклик у передовых рабочих, выражая их ещё незрелые представления о послебурж. обществ. строе. У. с., защищая рабочий класс с мелкобурж. точки зрения, разрабатывал различные проекты производит. ассоциаций (Ф. Бюше, Л. Блан, К. Пеккёр, П. Леру и др.) либо ассоциаций эквивалентного товарообмена (Дж. Грей, П. Ж. Прудон) и рассматривал их как осн. средство борьбы против крупного капитала, а также переустройства общества мирным путём на основе экономич. сотрудничества классов.
Не понимая объективных экономич. закономерностей капиталистич. способа произ-ва, У. с. ограничивался моральным осуждением несправедливости капиталистич. эксплуатации и распределения продуктов труда. Утопия «социализма равенства мелких хозяев», основываясь на росте неравенства в бурж. обществе, делала «распределительную справедливость» мерилом всех экономич. отношений.
Стремление осуществить перестройку бурж. общества в мелкобурж. духе обусловливало влияние этого направления У. с. на демократия, мысль, присутствие «социалистич. компонента» в идеологиях и программах многих европ. бурж.-демократич. движений 19 в. По словам Ленина, в сущности «... это был вовсе не социализм, а прекраснодушная фраза, доброе мечтание, в которое облекала свою тогдашнюю революционность буржуазная демократия, а равно невысвободившийся из-под ее влияния пролетариат» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 21, с. 256).
Революц. сторона идей справедливости развивалась в теориях пролетарского У. с., напр. в произведениях Англ. социалистов-рикардианцев (У. Томпсон, Дж. Ф. Брей и др.). Объявив прибавочную стоимость плодом несправедливого обмена между трудом и капиталом, они для устранения этой несправедливости выдвинули экономически несостоят. требование получения рабочими «полного продукта их труда». Подобное приложение морали к политич. экономии было формально ложным выводом, но, как подчёркивал Энгельс, «... что неверно в формально-экономическом смысле, может быть верно во всемирно-историческом смысле» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с. 184; см. также В. И. Ленин, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 22, с. 120—21). Если в Великобритании этот пролетарский У. с. косвенно оплодотворил чартистское движение (см. Чартизм), то во Франции и Германии он сближался с революц. политич. мыслью передовых групп рабочего класса, провозглашавших необходимость коренного переустройства всего общества на началах «общности имуществ».
В недрах революц. тайных об-в 30—40-х гг. кристаллизовались учения необабувистского коммунизма, возродившего идею немедленного глобального коммунистич. переустройства общества посредством революц. переворота и революц. диктатуры, вводящей последоват. «общность имущества» (Т. Дезами, Ж. Ж. Пийо, Л. О. Бланки, А. Лаппонере и др.). Использование теоретиками коммунизма 30—40-х гг. нек-рых концепций критико-утопич. социализма позволило им сделать важный шаг от уравнит. принципов к коммунистич. принципу «от каждого по способности, каждому по потребности».
В произведениях Дезами и В. Вейпглинга революц. утопия, коммунизм достиг значит. развития. При этом Дезами сделал попытку развить коммунистич. учение на базе механистич. материализма 18 в. (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 2, с. 146).
Своего расцвета материалистич. тенденции У. с. достигли в воззрениях А. И. Герцена и Н. Г. Чернышевского.
Объединяющей чертой всех направлений У. с. 1-й пол. 19 в. были поиски социальной науки, с помощью к-рой можно было бы найти априорные формулы для «... „решения социального вопроса“», вместо того, чтобы источником науки делать критическое познание исторического движения, движения, которое само создает материальные условия освобождения» (М а р к с К., там же, т. 16, с. 27). Только марксизм, создавший теорию науч. коммунизма (см. Коммунизм, Социализм), понял социализм не как осуществление абстрактных принципов свободы, справедливости или разума, а как закономерный результат общественно-историч. развития и классовой борьбы, В отличие от всех течений и направлений У. с., науч. коммунизм обосновал положение о том, что только присвоение средств произ-ва обществом, т. е. национализация средств произ-ва и обмена и подчинение их ассоциированному рабочему классу в лице его гос-ва, ведёт к действительному социалистич. преобразованию общества. «Таким образом,— подчёркивал Энгельс,— здесь впервые сформулировано положение, которым современный рабочий социализм резко отличается как от всех разновидностей феодального, буржуазного, мелкобуржуазного и т. д. социализма, так и от туманной „общности имущества“, выдвигавшейся утопическим и стихийным рабочим коммунизмом» (там же, т. 22, с. 532). У. с. явился одним из важнейших идейных источников науч. коммунизма.
После сформирования науч. коммунизма У. с. в целом утратил прогрессивное значение. Социалистич. утопии в дальнейшем были отмечены преим. печатью отрицания всестороннего историч. прогресса форм обществ. жизни (утопии Э. Беллами, У. Морриса и др.). Критика У. с. и борьба за преодоление его влияния продолжались на протяжении всего дальнейшего развития рабочего движения, т. к. формирование пролетариата, втягивание новых его слоёв в революц. движение нередко сопровождались возрождением в новых формах идеологии У. с. и «... повторением старых ошибок, временным возвратом к устарелым взглядам...» (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 20, с. 65). Ленин демонстрировал это на примере оппортунистич. течений в социалистич. партиях 2-го Интернационала и прозорливо указал на то, что условия зрелого и перезрелого капитализма — дальнейшее разорение и «утеснение» мелкой буржуазии и одновременно нарождение новых средних слоёв населения капиталистич. стран — неизбежно приводят к возрождению разнообразных мелкобурж. идей и учений У. с.
Совр. идеологи буржуазии нередко выступают с прямой апологетикой домарксова У. с., стремясь подорвать притягат. силу марксизма-ленинизма и повернуть развитие социализма от науки к утопии. В ряде развивающихся стран возникают идеи У. с., в к-рых отражаются умонастроения мелкобурж. и полупролетарского населения и их антиимпериалистич. и нац.-освободит. устремления. В этих идеях эклектически сочетаются элементы науч. социализма, У. с., национализма и религ. верований. Во мн. случаях эти течения отражают революц. настроения масс и передовой интеллигенции, стремление их к решит, борьбе с империализмом, к некапиталистич. пути развития.

Источник: Экономическая энциклопедия. Политическая экономия в 4 т. Советская энциклопедия 1979-1980 гг.

Найдено научных статей по теме — 4

Читать PDF
214.52 кб

Социализм, домарксовский (утопический) социализм и марксизм: уточним понятия

Мухачев В. В.
The article deals with the socialist thought, namely, its two main types utopian socialism and Marxism. As it took place 100-150 years ago, both socialist theories are interpreted today quite differently by various authors.
Читать PDF
111.30 кб

Из истории утопического социализма: критика буржуазного мироустройства в концепции Р. Оуэна

Павлов Валерий Алексеевич, Растимешина Татьяна Владимировна
Авторы рассматривают взгляды социалиста-утописта Роберта Оуэна на буржуазную цивилизацию.
Читать PDF
3.89 мб

Навык утопического взгляда: на материале авторских фотографий последних десятилетий социализма

Ирина Каспэ
В статье исследуется «утопическая рецепция», т. е. возникновение и воспроизводство коллективных представлений об утопическом.
Читать PDF
233.33 кб

Из истории утопического социализма: критика буржуазного мироустройства в концепциях К. А. Сен-Симона

Растимешина Т.В., Павлов В.А.
Рассматриваются взгляды ученых XIX в. социалистов-утопистов К.А. Сен-Симона и Ш. Фурье на буржуазную цивилизацию.