УТИЛИТАРИЗМ

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

утилитаризм
концепция, согласно которой принятие решений должно основываться на критерии пользы для максимального числа людей.

Источник: Новый англо-русский банковский и экономический словарь. 2006

УТИЛИТАРИЗМ
направление экономической теории, сформировавшееся в XI X веке, основу которого составляет оценка вещей, предметов, а также процессов и явлений с точки зрения их полезности для людей, возможности их использования для удовлетворения тех или иных потребностей. На фундаменте утилитаризма сформировалась экономическая теория предельной полезности.

Источник: Современная экономическая наука в понятиях и терминах 1997 г.

Утилитаризм
(польза, выгода) - течение экономической мысли, в основе которой лежит оценка вещей, предметов, процессов, явлений с точки зрения их полезности, возможности их использования для достижения целей и удовлетворения потребностей. Зародилось в Великобритании в XIX в. под влиянием философа И.Бентама, в последующем развито экономистами австрийской школы в виде теории полезности.

Источник: Современный экономический словарь-справочник.

Утилитаризм
лат. utilitas - польза, выгода) - 1) индивидуалистическое направление в этике, признающее пользу или выгоду критерием нравственности; особенное распространение получил в Англии конца XVIII - начала XIX вв. (Бентам, Милль); 2) направление экономической теории, сторонники которого полагают, что общественное благосостояние представляет собой сумму функций индивидуальных полезностей всех членов. Поэтому справедливость, по мнению утилитаристов, существует там и тогда, где и когда удается максимизировать совокупную полезность всех членов общества.

Источник: Словарь терминов по институциональной экономике

УТИЛИТАРИЗМ
(utilitarianism) Теория, согласно которой правила и институты должны оцениваться на основании того, насколько они хороши для благосостояния (welfare) человека. "Наибольшее счастье наибольшего числа людей" – это лозунг Иеремии Бентама, основателя утилитаризма. Сторонники утилитаризма пытаются решить вопрос, насколько широким должен быть контроль со стороны государства и в какой мере следует соблюдать права частной собственности (private property), рассматривая их преимущества и недостатки скорее с точки зрения условий экономической активности, чем в контексте священных заповедей либо естественных прав.

Источник: Экономика. Оксфордский толковый словарь

утилитаризм
Философский и политический термин, относящийся к теориям Бентама (Bentham) и его последователей, принявших за критерий оценки действий принцип наибольшего счастья для наибольшего числа людей. Хотя утилитаризм оказал значительное влияние на реформы, осуществленные парламентом Великобритании в начале XIX в., его воздействие на экономическую теорию не было существенным. Из экономистов классической школы (classical economists) только Джеймс Милль и его сын Дж.С. Милль (МШ) были сторонниками утилитаризма, и единственным значительным вкладом утилитаризма в экономическую науку была теория налогообложения Дж.С.Милля, разработанная исходя из концепции равенства потерь полезности (utility).

Источник: Словарь современной экономической теории Макмиллана. М. Инфра-М 2003

УТИЛИТАРИЗМ
(от лат. — польза, выгода), философский и социально-экономич. принцип, согласно к-рому все обществ. отношения рассматриваются с точки зрения их полезности, возможности служить средством для достижения к.-л. цели.
У. непосредственно предшествовали учения франц. просветителей-энциклопедистов, пропагандировавших теорию «разумного эгоизма», а также выдвинутая бурж. философами 17—18 вв. «теория полезности».
У. появился в Великобритании в кон. 18 — нач. 19 вв. Отражал интересы нек-рых слоёв либеральной буржуазии эпохи пром. переворота, стремившейся окончательно утвердить своё политич. господство, дополнив его законодат. регулированием поведения человека в обществе.
Основатель учения И. Бентам распространял «принцип полезности» на мораль, право, политику, государствоведение, педагогику. Особое место в его филос. взглядах заняли проблемы этики. Пропаганде идей У. во многом способствовала деятельность Дж. С. Милля, основавшего (ок. 1822) в Лондоне «Утилитарное общество».
Сторонники Бентама считали пользу основой нравственности и критерием человеческих поступков. Назначение морали виделось им в том, чтобы способствовать естеств. стремлению людей испытывать удовольствие, наслаждение (отождествляемые с полезностью) и избегать страданий. В содействии «наибольшему счастью» для «наибольшего числа людей» и состоит смысл этич. норм и принципов У. Конкретизируя этот принцип, Бентам утверждал, что личная польза, в конечном счёте, тождественна общей пользе: принцип эгоизма и принцип «наибольшего счастья» совпадают. «Природа,— писал Бентам,— поставила человечество под управление двух верховных властителей, страдания и удовольствия... Они управляют нами во всем, что мы делаем, что мы говорим, что мы думаем... Принцип пользы признает это подчинение и берет его в основание той системы, цель которой возвести здание счастия руками разума и закона» (Избр. соч., т. 1, СПБ, 1897, с.
2). Сам же «принцип пользы» для Бентама — аксиома, ибо «по естественному устройству человеческой природы, люди в большей части случаев своей жизни вообще не думая, принимают этот принцип...» (там же, с. 4).
Для сторонников У. характерно признание мира «резервуаром вещей», более или менее пригодных для утилизации, т. е. способности служить к.-л. цели. Общество представлялось лишённым внутр. единства и являющим собой лишь механич. совокупность индивидов, одержимых естеств. стремлением к увеличению наслаждений и избавлению от страданий. Обществ. интерес объявлялся фикцией, а реальным интересом признавался только интерес индивида; совокупность же интересов индивидов составляет, по мнению утилитаристов, то, что можно назвать обществ. интересом. От благополучия индивида зависит благополучие общества, обществ. прогресс определяется действиями отд. личностей. Только сами индивиды могут знать, что полезно каждому из них, и им надо предоставить полную свободу действий. Гос-во не должно вмешиваться в хоз. жизнь страны, ограничивать конкуренцию. Ему У. отводил лишь роль воспитателя в людях разумного понимания своих эгоистич. устремлений. Общество не может ставить своей задачей достижение имуществ. равенства, т. к. «ничто так ни противно принципу пользы, как общность имущества...» (там же, с. 417). Ниспровержение института частной собственности, утверждал Бентам, было бы непоправимым злом: безопасности произ-во, довольство — всё исчезло бы, и общество возвратилось бы в первобытное дикое состояние.
«Принцип полезности не был изобретением Бентама,— писал К. Маркс.— Он лишь бездарно повторил то, что даровито излагали Гельвеций и другие французы XVIII века» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, с. 623, прим.). Но если теория Гельвеция и Гольбаха соответствовала интересам борющейся буржуазии в преддверии бурж. революции, то теория Бентама — буржуазии господствующей, к-рой чужды мысли о перевороте, о насильств. ломке старого. Поэтому Бентам ограничивался требованием отд. реформ (напр., отмена хлебных законов), сочувственно относился к идеям фритредерства.
Экономич. содержание «теории полезности» постепенно сводилось у утилитаристов к апологии эксплуатации, конкуренции («полного развития индивидов») и, в конечном счёте, существующего строя — капитализма. По мнению Бентама, свобода конкуренции должна господствовать и на рынке труда, рабочие не должны создавать союзов для защиты своих интересов, а предприниматели (фактически всегда действующие солидарно) не должны создавать монополистич. объединений и др. коалиций.
Критикуя в «Капитале» взгляды бурж. экономистов, Маркс писал, что в сфере купли-продажи для них «...господствуют только свобода, равенство, собственность и Бентам... Ибо каждый заботится лишь о себе самом. Единственная сила, связывающая их (продавцов товара.— Ред.) вместе, это — стремление каждого к своей собственной выгоде, своекорыстие, личный интерес. Но именно потому, что каждый заботится только о себе и никто не заботится о другом, все они в силу предустановленной гармонии вещей или благодаря всехитрейшему провидению осуществляют лишь дело взаимной выгоды, общей пользы, общего интереса» (там же, с. 187).
Практически действие законов свободной конкуренции, господство частной собственности при капитализме ведут к обогащению меньшинства, обнищанию и разорению большинства населения (см. Накопление капитала).
В эпоху империализма отд. положения У. были использованы в нек-рых новых бурж. теориях (социал-дарвинизм, ницшеанство, прагматизм, фашизм).

Источник: Экономическая энциклопедия. Политическая экономия в 4 т. Советская энциклопедия 1979-1980 гг.

Найдено научных статей по теме — 8

Читать PDF
201.17 кб

Утилитаризм в России: идеи и практика (часть 2)

Яркова Елена Николаевна
Читать PDF
581.93 кб

Утилитаризм И. Бентама и Дж. С. Милля: от добродетели к рациональности

Сушенцова Мария Сергеевна
В данной статье проведено исследование вопроса о «переформатировании» человеческого поведения от нравственного выбора к рациональности в работах классиков утилитаризма И.Бентама и Дж.С.Милля.
Читать PDF
403.66 кб

Утилитаризм и принцип индивидуальной свободы Джона Стюарта милля в его взглядах на право и государст

Колосов Игорь Владимирович
В рамках статьи проанализировано соотношение теории утилитаризма и принципа индивидуальной свободы Джона Стюарта Милля в контексте его взглядов на государство и право.
Читать PDF
2.26 мб

Утилитаризм, экономика и теория права

Познер Ричард Аллен
В настоящей работе, вышедшей в 1979 г., Ричард Познер впервые представил свою оригинальную тео­рию права теорию максимизации благосостояния. Работа состоит из нескольких частей.
Читать PDF
298.15 кб

Социальный утилитаризм: принципы, связь с политикой

Шпак Лидия Леонидовна
В статье характеризуются принципы социального утилитаризма во взаимосвязи с политикой. Автор не отождествляет социальный утилитаризм с холодным прагматизмом, безучастным к судьбам людей и опирающимся на чистую выгоду момента.
Читать PDF
137.53 кб

Уголовная политика Англии в свете правового утилитаризма И. Бентама

Оксамытный В. В.
В работе уголовная политика Великобритании на рубеже XVIII-XIX вв. связывается с распространением утилитаристских идей английского либерализма, чьи взгляды в сфере права отразил Иеремия Бентам
Читать PDF
605.63 кб

О чувственном и рациональном познании права в контексте исторического развития теории утилитаризма

Колосов Игорь Владимирович
В статье рассмотрен вопрос о познании права при помощи чувств и рационального мышления в контексте исторического развития теории утилитаризма.
Читать PDF
281.40 кб

Утилитаристские ценности профессионального самоопределения личности

Удалова Екатерина Сергеевна
В данной статье представлено новое видение феномена профессионального самоопределения с точки зрения ценностного подхода.

Похожие термины:

  • УТИЛИТАРИЗМ ПРОСТОЙ

    стремление индивида максимизировать свою полезность вне связи со своей продуктивной деятельностью.
  • УТИЛИТАРИЗМ СЛОЖНЫЙ

    максимизация индивидом своей полезности на основе продуктивной деятельности.
  • Утилитаристские организации

    объединяют своих членов на базе материального интереса. К ним наиболее близки современные коммерческие организации, особенно акционерные общества. Сюда же относятся и многочисленные объединени