Умение говорить

Найдено 1 определение
Умение говорить
это способность быть услышанным, продемонстрировать грамотность, культуру речи, эрудицию, логику мысли. С тех пор как человечество приобрело способность выражать свои мысли и чувства словами, оно почти непрерывно говорит, говорит, не заботясь о результатах, Создается впечатление, что говорящие убеждены, что их понимают те, кто слушает. А те, кто слушает, уверены в том, что они понимают, что им говорят. Между тем американский исследователь Мехребиен, автор книги «Невербальная коммуникация», указывает, что через слова воспринимается всего лишь 7 % содержания сообщений. По данным других источников, высказывание из 18 слов сокращает понимающую аудиторию на 15 %. Около 2/3 взрослых забывают начало фразы, если без паузы произносится 14 слов. Половина взрослых не улавливают смысла фраз, содержащих более 13 слов. Семилетние дети с трудом понимают предложение, в котором содержится более восьми слов. Скорость речи не должна превышать 2,5 слов в секунду. Когда фраза длится без паузы более 5,5 секунды, нить понимания обрывается. Если сюда еще добавить противоречивость вербального (словесного) и невербального (жесты, мимика) языка говорящего, многозначность и неточность смыслового содержания слов, а следовательно, и неудачно построенных фраз, то картина смыслового непонимания речи и неумения говорить предстает в достаточно печальном виде. Отсутствие культуры речи, неумение точно выразить мысль особенно пагубны в письменной форме изложения. Здесь собеседника нет рядом, ему нельзя задать уточняющие вопросы. Образец двусмысленности объявления: «Аптека (почта, мастерская) работает: по четным дням с 14 до 21 часа, по нечетным дням с 9 до 16 часов». Четными днями недели являются вторник, четверг и суббота. Но оказывается, что имелось в виду не дни, а числа месяца. Характерный пример: объявление - «Буду через 15 минут». А когда начался этот отсчет времени и когда он закончится - неизвестно. В деловой карьере умение говорить - далеко не последнее качество. Именно благодаря умению говорить многие 30-40-летние специалисты в период перестройки добились значительных карьерных успехов, стали крупными политиками и администраторами. Для совершенствования в этой области следует разработать для себя перечень правил и придерживаться их: не употребляйте слов, точного значения которых вы (или ваш слушатель) не знаете. То же относится к словам с сомнительным ударением; стройте фразы так, чтобы их можно было бы понять однозначно; стремитесь к краткости и максимальной информационной емкос ти фраз; говорите со скоростью, доступной для понимания и усвоения сказанного. Делайте перерывы между фразами, давая время осмыслить их. Фразы, в которых содержатся главные мысли, должны произноситься медленнее, перерыв после них должен быть продолжительнее; соблюдайте логику изложения. Отвлекаясь на задаваемые вопросы, не упускайте главную мысль разговора; следите за общей культурой и грамотностью речи, избегайте словпаразитов (бессмысленных «значит», «вот», «так сказать»); при деловом и важном для вас разговоре заранее продумывайте его цель, и ожидаемые результаты, главную идею и аргументы. При необходимости можно сделать письменные пометки для памяти, в которые следует заглянуть перед разговором или, если позволяют условия, и в процессе самого разговора; учитывайте интеллект, речевую культуру и другие особенности вашего партнера; прослушивайте и анализируйте свои выступления, записав их на магнитофон (диктофон); контролируйте свою речь в процессе разговора, учитывайте замечания родных и близких; заведите «дневник речевой культуры», в который заносите все характерные для вашей речи ошибки (слова-паразиты, неправильные ударения), а также удачные находки. Записывайте афоризмы, пословицы и поговорки, высказывания известных людей, которые можно использовать в деловой и бытовой речи. Это позволит вам повысить образность речи, аргументацию доводов, продемонстрирует эрудицию.

Источник: Менеджер организации. Типологический словарь-справочник