Транспортная сеть

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Транспортная сеть

Транспортная сеть - общая сеть путей сообщения. Транспортные сети характеризуются длиной, густотой, составом, пропускной способностью, мощностью грузопотоков, пассажиропотоков и другими показателями.

Источник: Финансовый словарь проекта «Финам», проект www.finam.ru/dictionary

Транспортная сеть
совокупность транспортных линий (путей, дорог) определенной территории, соединяющих транспортные узлы, центры и пункты (города, центры, поселения, пункты, районы). Состоит из отдельных транспортных линий или путей сообщения (например, сеть железных дорог, сеть нефтепроводов, сеть авиалиний, сеть автодорог). Транспортные пути (линии) различаются по своим функциям, пропускной способности, нагрузке, интенсивности потоков. Главные функции Т. с.: 1) осуществление взаимодействия между элементами территориальных систем хозяйства и населения (узлами, центрами, зонами, районами, регионами); 2) транспортное обслуживание территории и проживающих на ней людей. Основные географические характеристики Т. с.: конфигурация (геометрические очертания на карте), топологическая структура (взаиморасположение элементов сети), плотность (степень густоты и разреженности по территории), протяженность, пропускная способность (отдельных узлов и участков, а также всей сети в целом). На особенности размещения отдельных транспортных путей и Т. с. оказывают влияние различные факторы: природные (формы рельефа, рисунок гидросети); уровень социально-экономического развития территории (района, страны); тип культуры пространственного обустройства населения, проживающего на территории или осваивающего ее; политикогеографические; особенности рисунка расселения; главные транспортные потоки и их направления; конфигурация сети более старых видов транспорта; свойства пространства, обслуживаемого транспортной сетью (анизотропность и изотропность, форма и размер территории, степень неоднородности пространства, тип соседства). Для оценки уровня развития Т. с. используются показатели транспортной обеспеченности территории Э. Энгеля

, где L – протяженность транспортной сети, S – площадь страны или района (на 100 км2) и

, где Р – численность населения страны или района (рассчитывают на 10 тыс.жителей), а также показатель Ю. Успенского

, где Q – суммарный объем транспортной работы в стране или районе (вес отправленных грузов в тоннах). Последний показатель в 1960-е гг. модифицировал Л.И. Василевский, заменив объем транспортной работы объемом промышленной и сельскохозяйственной продукции, произведенной в стране или районе (тыс. т). Г.А. Гольц в 1969 г. предложил рассчитывать показатель развитости сети дорог по отношению к расселению

, где Sосв – площадь освоенной территории, N – число населенных пунктов. Для описания уровня сложности топологической структуры Т. с. используются классические индексы К. Канского, заимствованные им из теории графов (каждая транспортная линия разбивается на отдельные участки – ребра, места их разветвления и окончания называются вершинами). В большинстве Т. с. стран, районов и городов всегда есть замкнутые контуры (циклы); чем их число больше, тем сложнее структура сети. Индекс связности сети

показывает, сколько в среднем ребер выходит из одной вершины (число транспортных связей из одного центра); индекс формы сети

(где е – число ребер в сети,
– ее топологический диаметр – кратчайшее расстояние между самыми удаленными в сети вершинами (измеряется числом ребер)) отражает степень вытянутости и округлости сети (т.е. сколько раз в протяженности сети укладывается ее топологический диаметр). В зависимости от числа циклов и их скоплений (циклических остовов, разбиваемых на топологические ярусы) в сети Т. с. разделяются на очень сложные, сложные, средней сложности, простые. Т. с. без циклов называются деревьями. Уровень топологической сложности выше у сетей автодорог стран и регионов и сетей общественного наземного транспорта крупнейших городов. Он ниже у сетей железных дорог стран и регионов, сетей общественного наземного транспорта больших городов, и еще ниже – у сетей железных дорог экономически слабо развитых стран и регионов, сетей наземного пассажирского транспорта средних городов и у сетей метрополитена. Чем сложнее топологическая структура Т. с., тем меньше разнообразие ее конфигурационных форм; чем проще она, тем больше это разнообразие. Чем проще структура Т. с., тем больше вероятность наличия в ней таких компонентов и явлений, которые свидетельствуют о сильном влиянии барьерности территории. Конфигурации Т. с. всех видов сухопутного транспорта и на всех территориальных уровнях географических систем (от макрорегиона до города) присущ топологический изоморфизм (инвариантность топоморфологических структур). Для каждого вида транспорта характерны свои особенности размещения их Т. с.: у автомобильного сеть дорог наиболее равномерно покрывает заселенную территорию мира (за исключением лакун в неосвоенных районах), хотя в ней есть свои очаги сгущения и разрежения; сеть железных дорог не столь равномерна и густа по сравнению с автодорожной, но имеет относительно равномерное размещение там, где она есть (есть очаги сгущения и разрежения сети, но с более низким уровнем плотности, чем у автодорог); сеть трубопроводов размещена наименее равномерно, т.к. центрируется на очагах добычи и потребления перемещаемого по трубам сырья; сеть речных путей также диспергирована и размещена крайне неравномерно, т.к. привязана только к судоходным рекам. Сеть морских путей никак не фиксируется в акватории, а потому изучить ее структуру невозможно. Сеть авиалиний представляет собой непланарный (трехмерный) граф; для изучения ее структуры используется матричный анализ. С.А. Тархов

Источник: Социально-экономическая география: понятия и термины. Словарь-справочник.

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
79.67 кб

Транспортная сеть Черноморского региона: перспективы развития

С 6 по 8 июня 2007 года в выставочном комплексе Одесского морского торгового порта состоялась Шестая международная выставка по развитию транспорта, портовых комплексов и интермодальных перевозок «ИнтерТРАНСПОРТ» и международная ко
Читать PDF
227.14 кб

2019.01.014. СЕТЬ ТРАНСПОРТНЫХ КОРИДОРОВ В ЮЖНОЙ АЗИИ. THE WEB OF TRANSPORT CORRIDORS IN SOUTH ASIA

Пряжникова О.Н.