ТРАНСПОРТ

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Транспорт
перевозка груза, сухопутная и морская; также аппарат перевозочный (ж. дороги и пр.). В бухгалтерии транспортом называется перенос итога одной страницы счета на другую.

Источник: Краткая экономическая энциклопедия (финасовая торговая банковская). Украинский экономист. 1925

ТРАНСПОРТ

1) отрасль экономики, хозяйства, осуществляющая перевозку пассажиров и грузов; 2) письменный приказ банка своему корреспонденту о выдаче денежной суммы лицу, указанному в приказе.

Источник: Современный экономический словарь. 2-е изд.

транспорт
I. перевозка пассажиров и грузов; также и самые средства, служащие для указанной цели;
  виды транспорта:
  1) сухопутный: а) гужевой (на животных); б) ж.-дорожный, в) автомобильный;
  2) водный: а) морской, б) речной;
  3) воздушный.
  II. см. перенос

Источник: Справочный коммерческий словарь

Транспорт

Транспорт - ведущая отрасль экономики, осуществляющая перевозку пассажиров и грузов. Транспорт является основой географического разделения труда и активно воздействует на размещение производства.
По характеру перевозок транспорт подразделяется на грузовой и пассажирский.
По назначению транспорт подразделяется на:
- транспорт общего пользования, обслуживающий сферу обращения товаров и население;
- транспорт необщего пользования - внутрипроизводственный, ведомственный;
- транспорт личного пользования - легковые автомобили, мотоциклы, велосипеды, лодки, яхты и др.
По видам транспорт подразделяется на сухопутный, водный и воздушный. Особую группу составляет трубопроводный транспорт. Видом транспорта являются ленточные транспортеры, конвейеры.

Источник: Финансовый словарь проекта «Финам», проект www.finam.ru/dictionary

Транспорт
отрасль народного хозяйства, обеспечивающая бесперебойное и своевременное удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения в перевозках. Различают наземный, водный и воздушный транспорт. Наземные виды-железнодорожный, автомобильный и трубопроводный; водные-морской и речной; воздушный-авиационный. По назначению транспорт подразделяется на транспорт общего пользования, обслуживающий сферу обращения и население, транспорт необщего пользования (внутрипроизводственное перемещение сырья, полуфабрикатов, готовых изделий и др.), а также транспорт личного пользования. По характеру выполняемой работы транспорт делится на пассажирский и грузовой.
Железнодорожные, автомобильные, морские, речные, воздушные, трубопроводные пути сообщения образуют большой и сложный комплекс единой транспортной системы СССР. На долю транспорта приходится 1/3 всех основных производственных фондов (см.) страны. Здесь занято более 10,3 млн. рабочих и служащих. В 1980 г. грузооборот всех видов транспорта общего пользования составил 6165,3 млрд, тонно-километров, а пассажирооборот-891,1 млрд, пассажиро-километров.
В 80-х годах все виды транспорта получили дальнейшее развитие, повысилась эффективность и качество работы транспортной системы.

Источник: Экономический словарь-справочник. М. Просвещение 1985

ТРАНСПОРТ
отрасль народного хозяйства, осуществляющая перевозки пассажиров и грузов. По определению Маркса транспорт является четвертой отраслью материального производства (после добывающей промышленности, обрабатывающей промышленности и сельского хозяйства), он осуществляет продолжение производственного процесса, доставляет продукт от места производства к месту потребления. Продукцией транспорта является самый материальный процесс перемещения, осуществляемый при помощи транспортных средств. Транспорт подразделяется на внутрипроизводственный и общего пользования. Внутрипроизводственный транспорт непосредственно входит в процесс производства (доставка угля в шахте, перевозка металла из цеха в цех и т. д.). Транспорт общего пользования, являясь самостоятельной отраслью народного хозяйства, обслуживает процесс общественного производства. Основными видами транспорта являются железнодорожный, водный (речной и морской), автомобильный, воздушный, трубопроводный.
В отличие от капитализма в социалистических странах транспорт является государственной, общенародной собственностью и образует единую транспортную систему страны. Обеспечивая надежную связь между различными районами страны, транспорт способствует правильной специализации и кооперированию социалистических предприятий и росту общественной производительности труда. При этом социалистическая система хозяйства имеет все возможности для последовательного снижения издержек на транспорте путем наиболее эффективного его использования и полного устранения нерациональных перевозок. За годы Советской власти в СССР все виды транспорта получили большое развитие. Заново создан автомобильный и авиационный транспорт. Быстро возрастает роль трубопроводного транспорта. Общий грузооборот транспорта СССР увеличился в 1956 г. в 11,4 раза по сравнению с 1913 г. Только за пятую пятилетку грузооборот транспорта вырос больше чем на 450 млрд. тонно-километров. На всех видах транспорта (включая погрузочно-разгрузочные работы) занято примерно 1/10 всех рабочих и служащих в стране. Железнодорожный транспорт потребляет свыше 20% всего добываемого в стране угля, около 25% проката металла, свыше 10% всей заготавливаемой древесины. Важнейшее значение в транспортной системе СССР занимает железнодорожный транспорт. Общая длина железных дорог (общего пользования и железнодорожные пути промышленных предприятий и организаций) в 1956 г. составила более 200 тыс. км. На долю железных дорог в 1956 г. приходилось 83% общего грузооборота СССР. В 1956 г. перевезено грузов по всей сети железных дорог общего пользования 1371 млн. т. По размерам грузооборота железные дороги СССР занимают первое место в мире, при эксплуатационной длине их втрое меньшей, чем в США. Удельный вес водного транспорта в общем грузообороте составляет 11,7%. Быстро развивается автомобильный транспорт, который имеет большие преимущества в осуществлении перевозок на короткие расстояния. Наряду с улучшением использования имеющихся мощностей и ликвидацией нерациональных перевозок осуществляется техническое перевооружение транспорта, электрификация железных дорог, широкое внедрение автоматики, оснащение транспорта мощными современными тепловозами и электровозами, новыми типами морских и речных судов, вагонами и автомобилями большой грузоподъемности.

Источник: Краткий экономический словарь. 1958

Транспорт
перемещение людей, грузов (товаров), информации, энергии от места к месту, из одного региона (страны) в другой регион (страну). Иногда к Т. относят передачу электроэнергии на расстояния. Включает в себя линейную и узловую инфраструктуру (пути, транспортные линии, сеть этих линий; транспортные узлы и центры), транспортные средства (подвижной состав), транспортные потоки. Это перемещение осуществляется либо по фиксированным, либо нефиксированным каналам (трассам) на территории (акватории). К первым относятся транспортные линии, дороги, магистрали, каналы, трубопроводы; ко вторым – воздушные коридоры, водные фарватеры и пути. По доминированию перемещаемых элементов Т. делится на грузовой и пассажирский. Люди и грузы перемещаются с помощью различных транспортных средств (подвижного состава): поездов, автомобилей, мотоциклов, велосипедов, самолетов, вертолетов, дирижаблей, морских, озерных и речных судов, животных и др. На трубопроводном Т. таких средств нет. Главной функцией Т. является связывание между собой городов, районов, стран. Т. – единственный проводник их экономического, социального, культурного и политического взаимодействия. Краткосрочной функцией Т. является удовлетворение спроса на перевозки между регионами, местностями, странами; долгосрочной – изменение доступности районов и городов, что оказывает воздействие на развитие сети поселений, социально-экономическое развитие территории. Основные характеристики Т. – технология перемещения, скорость сообщения, время и расстояние поездки (перевозки), интенсивность транспортного сообщения, доступность поселений и экономических центров, транспортные издержки и тарифы и др. По технологии перемещения различают: 1) назем ный Т. (сухопутный; перемещение людей и грузов осуществляется по земле; включает железнодорожный, автомобильный, трубопроводный, гужевой; по технологии перемещения разделяется на рельсовый, безрельсовый, трубопроводный); 2) водный [перемещение по воде; подразделяется на морской, внутренний водный (речной, озерный)]; 3) воздушный [перемещение по воздуху; подразделяется на авиационный (передвижение на самолетах и вертолетах) и перемещение на других летательных средствах (воздушных шарах, дирижаблях)]. По назначению (функциям) Т. разделяется на Т. общего пользования, ведомственный, корпоративный, индивидуального пользования (личный), промышленный, рекреационный, городской. В отечественной социально-экономической географии принята традиционная классификация видов Т.: воздушный (авиационный), автомобильный, гужевой, железнодорожный, водный [морской, внутренний водный (озерный и речной)], трубопроводный, городской, специальный (фуникулеры, канатные и монорельсовые дороги, зубчатые дороги и др.). Т. присущ линейно-сетевой и узловой характер размещения объектов и элементов. Автомобильный и железнодорожный Т. представлен на территории относительно равномерной сетью линий и узлов [размещение автомобильного Т. более дисперсно по сравнению с железнодорожным и более полно охватывает заселенные районы и территории (за исключением лакун в неосвоенных районах); для железнодорожного Т. характерна бóльшая концентрация в размещении]; трубопроводный Т. – сетью линий (размещены крайне неравномерно в соответствии с направлениям перемещения сырья); морской и воздушный Т. – преимущественно узлами [распределены более равномерно, чем все предыдущие виды Т., но из-за гипертрофии точечного (узлового) размещения, их размещаются по территории крайне дисперсно; для морского Т. характерны также линии (каналы, связывающие моря и океаны)]; речной Т. – линиями (крайне разрежены в пространстве; их сеть детерминирована гидросетью). Для каждого вида Т. характерна своя пространственная (диапазон преодолеваемых расстояний и средняя дальность перевозок и поездок) и «скоростная» ниша: воздушный Т. перевозит людей и грузы на очень большие расстояния (в центры на другом континенте или в очень удаленные места одной и той же большой или средней по размерам страны); автомобильный и речной – на небольшие расстояния; по железной дороге люди и грузы обычно перемещаются на средние по дальности расстояния. По мере технического совершенствования Т. возрастают скорости перемещения людей, грузов, информации; расстояния (максимальный радиус) таких перемещений; сокращается время поездок и доставки грузов. Благодаря постоянному техническому прогрессу на Т. происходят: 1) экспансия транспортной сети по миру и глобальный охват ею всех самых отдаленных уголков мира; 2) сжатие и уплотнение экономического и культурного пространства мира за счет повышения скорости сообщения и уменьшения суммарного времени на перемещение грузов и людей; 3) размещение транспортной сети, независимо от технического прогресса, остается крайне неравномерным: она сгущена в небольшом числе очагов и центров и разрежена в остальных обширных по площади частях мира; 4) пространственно неравномерное распределение по миру главных транспортных потоков, концентрирующихся новых макрорегиональных экономических осей: страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) – Ближний Восток – Европейский Союз; страны АТР – Северная Америка; 5) нарастание пространственных диспропорций в уровне развития Т. макрорегионов мира с разным уровнем экономического развития, в передовых и отстающих странах и регионах; 6) усиление поляризации транспортных потоков в 4 главных ядрах мирохозяйственной системы: Северной Америке, Европе, АТР, Ближнем Востоке. С.А. Тархов

Источник: Социально-экономическая география: понятия и термины. Словарь-справочник.

Найдено научных статей по теме — 13

Читать PDF
231.72 кб

Теоретическое осмысление интеграционных процессов на транспорте (на примере автомобильного транспорт

Эйхлер Лариса Васильевна
Исследуется сущность экономической интеграции в контексте синергетики, проводится ретроспективный анализ интеграционных процессов, происходящих в России в течение переходного периода; рассматривается практика реализации интеграцио
Читать PDF
160.91 кб

Оценка эффективности автоматизации производственных процессов в структуре железнодорожного транспорт

Гришаков В. Н.
Рассматривается автоматизация производства как один из путей повышения эффективности. С учетом особенностей технологических процессов приводятся методы оценки эффективности автоматизации производственного оборудования.
Читать PDF
173.31 кб

Социальный транспорт и инвестиции (на примере СПб)

Комарова А. Г.
В статье рассматривается опыт Санкт-Петербурга в инвестировании и развитии городского автотранспорта.
Читать PDF
475.88 кб

Транспорт это актуально

Читать PDF
110.05 кб

Транспорт и экономический рост: взаимосвязь и влияние

Щербанин Юрий Алексеевич
Читать PDF
111.67 кб

Транспорт и тарифная политика России: исторический опыт

Лебедев Н. А.
Читать PDF
113.62 кб

Транспорт как важный фактор в развитии аграрного сектора

Алыев И. , Асадов А.
Читать PDF
160.93 кб

Железнодорожный транспорт как «Технологическое звено региональной промышленности» Сибирского федерал

Савченко Евгений Евгеньевич
Рассматривается зависимость развития сырьевого сектора экономики Сибирского федерального округа от железнодорожной инфраструктуры. Показана структура основных видов деятельности в Сибирском федеральном округе в 2011 г.
Читать PDF
611.43 кб

Перспективы развития российской экономики и производственной деятельности железнодорожного транспорт

Сулакшин Т. С.
В статье дается анализ современного состояния мировой и российской экономик, приводятся прогнозы авторитетных международных организаций относительно перспектив преодоления мирового кризиса, а также анализируются два сценария ближа
Читать PDF
2.74 мб

Железнодорожный транспорт России и США в показателях использования путевой инфраструктуры, подвижног

Курбатова А. В., Курбатов Ф. С.
Авторы рассматривают показатели работы железных дорог двух стран в различных временных отрезках.
Читать PDF
256.99 кб

Морской транспорт Дальнего Востока в современных рыночных условиях

Вахненко Римма Васильевна
Читать PDF
411.99 кб

Транспорт и безопасность России в войнах будущего

Теребнев Леонид Васильевич
Читать PDF
132.79 кб

Железнодорожный транспорт и экономическое развитие России

Якунин В. И.
Автор определяет роль транспорта в целом и железных дорог в частности в решении международных, экономических и социальных проблем России и акцентирует внимание на необходимости проведения продуманной государственной транспортной п

Похожие термины:

  • Внутренний водный транспорт Российской Федерации

    Один из видов транспорта, находящегося в ведении Российской Федерации и представляющего собой производственно - технологический комплекс с входящими в него организациями, осуществляющими судох
  • Транспорт междугородний

    e) intercity transport (f) transport interurbain (d) Fernverkehr Транспорт /железнодорожный, авиационный, автомобильный/, используемый для перевозки туристов между городами, пунктами, включенными в маршрут путешествия.
  • Транспорт Мультимодальный

    перевозка грузов двумя или более видами транспорта на основании единого договора.
  • ОБЩЕСТВЕННЫЙ ТРАНСПОРТ

    e) public transport (f) transport en commun (d) Stadtverkehrswesen Система городского и междугороднего транспорта /трамваи, автобусы, троллейбусы, метро/, осуществляющего регулярные перевозки местного населения по установлен
  • ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ

    перемещение грузов и людей поездами (составами из вагонов) из одного места (региона, страны) в другое по рельсовым путям с использованием разных видов тяги (паровой, тепловозной, электрической, сил
  • Авиационный транспорт

    перемещение пассажиров, багажа, грузов и почты воздушными судами между аэропортами разных районов и стран. Выделяется пассажирский А. т. (основной) и грузовой (побочный: перевозка срочных или дорог
  • Городской транспорт

    перемещение людей и грузов внутри города, осуществляемое различными видами традиционных и специальных транспортных средств; совокупность видов транспорта, обеспечивающих перемещение людей и гр
  • Гужевой транспорт

    сухопутная перевозка грузов и людей на повозках по безрельсовым путям с помощью тягловой силы животных (гужом) лошадьми, мулами, ослами, оленями, собаками и т.д. Был массово распространен до появле
  • Автомобильный транспорт

    перемещение грузов и людей автомобилями из одного места (региона, страны) в другое по безрельсовым путям преимущественно на короткие и средние расстояния. Распространен повсеместно (кроме незасе
  • Морской транспорт

    перемещение грузов и пассажиров судами по водным путям Мирового океана из одного места (региона, страны) в другое. Инфраструктура М. т. представлена флотом (судами) и морскими портами. Линейная инфр
  • Трубопроводный транспорт

    Трубопроводный транспорт - нефтепровод, продуктопровод, газопровод, по которому производится перекачка от одного пункта до другого.
  • Внутренний водный транспорт

    перемещение грузов и пассажиров судами по внутренним водным путям из одного места (региона, страны) в другое. Подразделяется на речной и озерный. Инфраструктура В. в. т. включает: естественные (речн
  • Водный транспорт

    перемещение грузов и пассажиров по воде морскими, речными и озерными судами из одного места (региона, страны) в другое. Включает сухопутную (порты, причалы, судоремонтные доки) и водную инфраструкт
  • Воздушный транспорт

    перемещение пассажиров, багажа, грузов и почты воздушными транспортными средствами между разными пунктами районов и стран. Распространен повсеместно; связывает города и экономические центры зас
  • ОБСЛУЖИВАНИЕ ТРАНСПОРТ НО ЭКСПЕДИТОРСКОЕ

    Вид предпринимательской деятельности по предоставлению потребителю транспортных услуг дополнительных сервисных услуг: оформление транспортной документации, заключение договора на перевозку г
  • Перетяжка транспорант

    в рекламе – средство (носитель) наружной рекламы, монтаж которого осуществляется при помощи тросовой системы натяжения. Может закрепляться между зданий или специально устанавливаемых опор. Удач
  • ТРАНСПОРАНТ

    монтаж котрого осуществляется при помощи тросовой системы натяжения. * транспарант-перетяжка – носитель рекламы – двустороннее изображение на шелке или бязи, монтаж которого осуществляется при
  • География транспорта

    отрасль социально-экономической географии, изучающая территориальную структуру транспорта, закономерности и особенности его размещения, степень транспортной обеспеченности территорий. Обща я
  • Транспортабельный

    пригодный для перевозки
  • МЕЖДУНАРОДНАЯ АССОЦИАЦИЯ ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА, ИАТА

    междунар. неправительственная орг-ция (устав ИАТА подписан в Гаване представителями 50 авиакомпаний из 31 страны 19 апреля 1945 г.). Деятельность ИАТА финансируется в основном за счет членских взносов