ТРАНСПОРТ
Транспорт
перевозка груза, сухопутная и морская; также аппарат перевозочный (ж. дороги и пр.). В бухгалтерии транспортом называется перенос итога одной страницы счета на другую.
Источник: Краткая экономическая энциклопедия (финасовая торговая банковская). Украинский экономист. 1925
ТРАНСПОРТ
1) отрасль экономики, хозяйства, осуществляющая перевозку пассажиров и грузов; 2) письменный приказ банка своему корреспонденту о выдаче денежной суммы лицу, указанному в приказе.
транспорт
I. перевозка пассажиров и грузов; также и самые средства, служащие для указанной цели;
виды транспорта:
1) сухопутный: а) гужевой (на животных); б) ж.-дорожный, в) автомобильный;
2) водный: а) морской, б) речной;
3) воздушный.
II. см. перенос
виды транспорта:
1) сухопутный: а) гужевой (на животных); б) ж.-дорожный, в) автомобильный;
2) водный: а) морской, б) речной;
3) воздушный.
II. см. перенос
Источник: Справочный коммерческий словарь
Транспорт
Транспорт - ведущая отрасль экономики, осуществляющая перевозку пассажиров и грузов. Транспорт является основой географического разделения труда и активно воздействует на размещение производства.
По характеру перевозок транспорт подразделяется на грузовой и пассажирский.
По назначению транспорт подразделяется на:
- транспорт общего пользования, обслуживающий сферу обращения товаров и население;
- транспорт необщего пользования - внутрипроизводственный, ведомственный;
- транспорт личного пользования - легковые автомобили, мотоциклы, велосипеды, лодки, яхты и др.
По видам транспорт подразделяется на сухопутный, водный и воздушный. Особую группу составляет трубопроводный транспорт. Видом транспорта являются ленточные транспортеры, конвейеры.
Источник: Финансовый словарь проекта «Финам», проект www.finam.ru/dictionary
Транспорт
отрасль народного хозяйства, обеспечивающая бесперебойное и своевременное удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения в перевозках. Различают наземный, водный и воздушный транспорт. Наземные виды-железнодорожный, автомобильный и трубопроводный; водные-морской и речной; воздушный-авиационный. По назначению транспорт подразделяется на транспорт общего пользования, обслуживающий сферу обращения и население, транспорт необщего пользования (внутрипроизводственное перемещение сырья, полуфабрикатов, готовых изделий и др.), а также транспорт личного пользования. По характеру выполняемой работы транспорт делится на пассажирский и грузовой.
Железнодорожные, автомобильные, морские, речные, воздушные, трубопроводные пути сообщения образуют большой и сложный комплекс единой транспортной системы СССР. На долю транспорта приходится 1/3 всех основных производственных фондов (см.) страны. Здесь занято более 10,3 млн. рабочих и служащих. В 1980 г. грузооборот всех видов транспорта общего пользования составил 6165,3 млрд, тонно-километров, а пассажирооборот-891,1 млрд, пассажиро-километров.
В 80-х годах все виды транспорта получили дальнейшее развитие, повысилась эффективность и качество работы транспортной системы.
Железнодорожные, автомобильные, морские, речные, воздушные, трубопроводные пути сообщения образуют большой и сложный комплекс единой транспортной системы СССР. На долю транспорта приходится 1/3 всех основных производственных фондов (см.) страны. Здесь занято более 10,3 млн. рабочих и служащих. В 1980 г. грузооборот всех видов транспорта общего пользования составил 6165,3 млрд, тонно-километров, а пассажирооборот-891,1 млрд, пассажиро-километров.
В 80-х годах все виды транспорта получили дальнейшее развитие, повысилась эффективность и качество работы транспортной системы.
Источник: Экономический словарь-справочник. М. Просвещение 1985
ТРАНСПОРТ
отрасль народного хозяйства, осуществляющая перевозки пассажиров и грузов. По определению Маркса транспорт является четвертой отраслью материального производства (после добывающей промышленности, обрабатывающей промышленности и сельского хозяйства), он осуществляет продолжение производственного процесса, доставляет продукт от места производства к месту потребления. Продукцией транспорта является самый материальный процесс перемещения, осуществляемый при помощи транспортных средств. Транспорт подразделяется на внутрипроизводственный и общего пользования. Внутрипроизводственный транспорт непосредственно входит в процесс производства (доставка угля в шахте, перевозка металла из цеха в цех и т. д.). Транспорт общего пользования, являясь самостоятельной отраслью народного хозяйства, обслуживает процесс общественного производства. Основными видами транспорта являются железнодорожный, водный (речной и морской), автомобильный, воздушный, трубопроводный.
В отличие от капитализма в социалистических странах транспорт является государственной, общенародной собственностью и образует единую транспортную систему страны. Обеспечивая надежную связь между различными районами страны, транспорт способствует правильной специализации и кооперированию социалистических предприятий и росту общественной производительности труда. При этом социалистическая система хозяйства имеет все возможности для последовательного снижения издержек на транспорте путем наиболее эффективного его использования и полного устранения нерациональных перевозок. За годы Советской власти в СССР все виды транспорта получили большое развитие. Заново создан автомобильный и авиационный транспорт. Быстро возрастает роль трубопроводного транспорта. Общий грузооборот транспорта СССР увеличился в 1956 г. в 11,4 раза по сравнению с 1913 г. Только за пятую пятилетку грузооборот транспорта вырос больше чем на 450 млрд. тонно-километров. На всех видах транспорта (включая погрузочно-разгрузочные работы) занято примерно 1/10 всех рабочих и служащих в стране. Железнодорожный транспорт потребляет свыше 20% всего добываемого в стране угля, около 25% проката металла, свыше 10% всей заготавливаемой древесины. Важнейшее значение в транспортной системе СССР занимает железнодорожный транспорт. Общая длина железных дорог (общего пользования и железнодорожные пути промышленных предприятий и организаций) в 1956 г. составила более 200 тыс. км. На долю железных дорог в 1956 г. приходилось 83% общего грузооборота СССР. В 1956 г. перевезено грузов по всей сети железных дорог общего пользования 1371 млн. т. По размерам грузооборота железные дороги СССР занимают первое место в мире, при эксплуатационной длине их втрое меньшей, чем в США. Удельный вес водного транспорта в общем грузообороте составляет 11,7%. Быстро развивается автомобильный транспорт, который имеет большие преимущества в осуществлении перевозок на короткие расстояния. Наряду с улучшением использования имеющихся мощностей и ликвидацией нерациональных перевозок осуществляется техническое перевооружение транспорта, электрификация железных дорог, широкое внедрение автоматики, оснащение транспорта мощными современными тепловозами и электровозами, новыми типами морских и речных судов, вагонами и автомобилями большой грузоподъемности.
В отличие от капитализма в социалистических странах транспорт является государственной, общенародной собственностью и образует единую транспортную систему страны. Обеспечивая надежную связь между различными районами страны, транспорт способствует правильной специализации и кооперированию социалистических предприятий и росту общественной производительности труда. При этом социалистическая система хозяйства имеет все возможности для последовательного снижения издержек на транспорте путем наиболее эффективного его использования и полного устранения нерациональных перевозок. За годы Советской власти в СССР все виды транспорта получили большое развитие. Заново создан автомобильный и авиационный транспорт. Быстро возрастает роль трубопроводного транспорта. Общий грузооборот транспорта СССР увеличился в 1956 г. в 11,4 раза по сравнению с 1913 г. Только за пятую пятилетку грузооборот транспорта вырос больше чем на 450 млрд. тонно-километров. На всех видах транспорта (включая погрузочно-разгрузочные работы) занято примерно 1/10 всех рабочих и служащих в стране. Железнодорожный транспорт потребляет свыше 20% всего добываемого в стране угля, около 25% проката металла, свыше 10% всей заготавливаемой древесины. Важнейшее значение в транспортной системе СССР занимает железнодорожный транспорт. Общая длина железных дорог (общего пользования и железнодорожные пути промышленных предприятий и организаций) в 1956 г. составила более 200 тыс. км. На долю железных дорог в 1956 г. приходилось 83% общего грузооборота СССР. В 1956 г. перевезено грузов по всей сети железных дорог общего пользования 1371 млн. т. По размерам грузооборота железные дороги СССР занимают первое место в мире, при эксплуатационной длине их втрое меньшей, чем в США. Удельный вес водного транспорта в общем грузообороте составляет 11,7%. Быстро развивается автомобильный транспорт, который имеет большие преимущества в осуществлении перевозок на короткие расстояния. Наряду с улучшением использования имеющихся мощностей и ликвидацией нерациональных перевозок осуществляется техническое перевооружение транспорта, электрификация железных дорог, широкое внедрение автоматики, оснащение транспорта мощными современными тепловозами и электровозами, новыми типами морских и речных судов, вагонами и автомобилями большой грузоподъемности.
Источник: Краткий экономический словарь. 1958
Транспорт
перемещение людей, грузов (товаров), информации, энергии от места к месту, из одного региона (страны) в другой регион (страну). Иногда к Т. относят передачу электроэнергии на расстояния. Включает в себя линейную и узловую инфраструктуру (пути, транспортные линии, сеть этих линий; транспортные узлы и центры), транспортные средства (подвижной состав), транспортные потоки. Это перемещение осуществляется либо по фиксированным, либо нефиксированным каналам (трассам) на территории (акватории). К первым относятся транспортные линии, дороги, магистрали, каналы, трубопроводы; ко вторым – воздушные коридоры, водные фарватеры и пути. По доминированию перемещаемых элементов Т. делится на грузовой и пассажирский. Люди и грузы перемещаются с помощью различных транспортных средств (подвижного состава): поездов, автомобилей, мотоциклов, велосипедов, самолетов, вертолетов, дирижаблей, морских, озерных и речных судов, животных и др. На трубопроводном Т. таких средств нет. Главной функцией Т. является связывание между собой городов, районов, стран. Т. – единственный проводник их экономического, социального, культурного и политического взаимодействия. Краткосрочной функцией Т. является удовлетворение спроса на перевозки между регионами, местностями, странами; долгосрочной – изменение доступности районов и городов, что оказывает воздействие на развитие сети поселений, социально-экономическое развитие территории. Основные характеристики Т. – технология перемещения, скорость сообщения, время и расстояние поездки (перевозки), интенсивность транспортного сообщения, доступность поселений и экономических центров, транспортные издержки и тарифы и др. По технологии перемещения различают: 1) назем ный Т. (сухопутный; перемещение людей и грузов осуществляется по земле; включает железнодорожный, автомобильный, трубопроводный, гужевой; по технологии перемещения разделяется на рельсовый, безрельсовый, трубопроводный); 2) водный [перемещение по воде; подразделяется на морской, внутренний водный (речной, озерный)]; 3) воздушный [перемещение по воздуху; подразделяется на авиационный (передвижение на самолетах и вертолетах) и перемещение на других летательных средствах (воздушных шарах, дирижаблях)]. По назначению (функциям) Т. разделяется на Т. общего пользования, ведомственный, корпоративный, индивидуального пользования (личный), промышленный, рекреационный, городской. В отечественной социально-экономической географии принята традиционная классификация видов Т.: воздушный (авиационный), автомобильный, гужевой, железнодорожный, водный [морской, внутренний водный (озерный и речной)], трубопроводный, городской, специальный (фуникулеры, канатные и монорельсовые дороги, зубчатые дороги и др.). Т. присущ линейно-сетевой и узловой характер размещения объектов и элементов. Автомобильный и железнодорожный Т. представлен на территории относительно равномерной сетью линий и узлов [размещение автомобильного Т. более дисперсно по сравнению с железнодорожным и более полно охватывает заселенные районы и территории (за исключением лакун в неосвоенных районах); для железнодорожного Т. характерна бóльшая концентрация в размещении]; трубопроводный Т. – сетью линий (размещены крайне неравномерно в соответствии с направлениям перемещения сырья); морской и воздушный Т. – преимущественно узлами [распределены более равномерно, чем все предыдущие виды Т., но из-за гипертрофии точечного (узлового) размещения, их размещаются по территории крайне дисперсно; для морского Т. характерны также линии (каналы, связывающие моря и океаны)]; речной Т. – линиями (крайне разрежены в пространстве; их сеть детерминирована гидросетью). Для каждого вида Т. характерна своя пространственная (диапазон преодолеваемых расстояний и средняя дальность перевозок и поездок) и «скоростная» ниша: воздушный Т. перевозит людей и грузы на очень большие расстояния (в центры на другом континенте или в очень удаленные места одной и той же большой или средней по размерам страны); автомобильный и речной – на небольшие расстояния; по железной дороге люди и грузы обычно перемещаются на средние по дальности расстояния. По мере технического совершенствования Т. возрастают скорости перемещения людей, грузов, информации; расстояния (максимальный радиус) таких перемещений; сокращается время поездок и доставки грузов. Благодаря постоянному техническому прогрессу на Т. происходят: 1) экспансия транспортной сети по миру и глобальный охват ею всех самых отдаленных уголков мира; 2) сжатие и уплотнение экономического и культурного пространства мира за счет повышения скорости сообщения и уменьшения суммарного времени на перемещение грузов и людей; 3) размещение транспортной сети, независимо от технического прогресса, остается крайне неравномерным: она сгущена в небольшом числе очагов и центров и разрежена в остальных обширных по площади частях мира; 4) пространственно неравномерное распределение по миру главных транспортных потоков, концентрирующихся новых макрорегиональных экономических осей: страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) – Ближний Восток – Европейский Союз; страны АТР – Северная Америка; 5) нарастание пространственных диспропорций в уровне развития Т. макрорегионов мира с разным уровнем экономического развития, в передовых и отстающих странах и регионах; 6) усиление поляризации транспортных потоков в 4 главных ядрах мирохозяйственной системы: Северной Америке, Европе, АТР, Ближнем Востоке. С.А. Тархов
Источник: Социально-экономическая география: понятия и термины. Словарь-справочник.