ТОРГОВОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ: ТОВАРООБОРОТ

Найдено 1 определение
ТОРГОВОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ: ТОВАРООБОРОТ
Процесс обмена товаров на деньги. Владелец товара — торговое предприятие за деньги продает товар в собственность другому юридическому или физическому лицу. Т. характеризует процесс движения товаров посредством актов купли-продажи. Содержание Т. как экономической категории определяют два признака: наличие товара как объекта продажи; наличие процесса продажи как формы движения товара от производителя к потребителю. Только два этих признака вместе образуют Т.
Т. торгового предприятия может рассматриваться в двух аспектах: во-первых, как результат деятельности предприятия торговли, его экономический эффект; во-вторых, в социально-экономическом аспекте — как показатель товарного снабжения населения, т.е. как один из показателей уровня жизни.
В торговом предприятии Т. выражается в объеме денежной выручки за проданные товары. По его размеру можно судить о значимости данного предприятия на потребительском рынке. Различают розничный и оптовый Т.
Под розничным Т. понимают передачу товаров Конечным потребителям. На этом процесс обращения товара завершается, он поступает в сферу потребления. По инструкции Госкомстата РФ розничным Т. является продажа товаров населению; кроме того, в него включается продажа товаров организациям, учреждениям и предприятиям для питания обслуживаемых ими контингентов населения и для их текущих нужд.
Как экономический показатель розничным Т. отражает объем товарной массы (в денежном выражении), переходящей в сферу личного потребления, и характеризует, с одной стороны, денежную выручку торговли, с другой — сумму расходов населения на покупку товаров. Динамика розничного Т. отражает пропорции между производством и потреблением, потребности предприятий в материальных и трудовых ресурсах, развитие торговой сети.
Розничным Т. как статистический показатель содержит объем продажи товаров населению через все каналы реализации: в официально учтенных предприятиях, на вещевых, смешанных и продуктовых рынках.
Объем розничного Т. во многом характеризует состояние национальной экономики, отражая положение дел в промышленности и сельском хозяйстве, инфляционные процессы, изменение благосостояния населения, конъюнктуру и емкость внутреннего рынка.
Показатель розничного Т. (как и оптового) имеет качественную и количественную характеристики. Количественной характеристикой является объем реализации в денежном исчислении, а качественной — структура товарооборота. Структура (или ассортиментный состав) Т. — это доля отдельных товарных групп в общем объеме реализации.
Состав розничного Т. классифицируют по видам продаж, а именно: 1) выручка от продаж продовольственных и непродовольственных товаров в магазинах, палатках, автоматах, развозной и разносной торговле; 2) Т. предприятий общественного питания, состоящий из оборота по продаже продукции собственного производства и покупных товаров, включая наценку; 3) выручка от реализации медикаментов в аптеках; 4) выручка от реализации книг, газет, журналов, в том числе и по подписке, и т.д.
Необходимо четко разграничить понятия состава и величины Т. Если состав складывается из различных видов продаж, то величина Т. складывается из сумм торговой выручки, сданной в банк или кассу, объема мелкооптовых продаж (по безналичному расчету), расходов, произведенных за счет кассовой выручки (по документам).
Оптовый Т. представляет собой продажу товаров торговыми предприятиями другим предприятиям, использующим эти товары либо для последующей реализации, либо для производственного потребления в качестве сырья и материалов, либо для материального обеспечения хозяйственных нужд. В результате оптового Т. товары не переходят в сферу личного потребления, а остаются в сфере обращения или поступают в производственное потребление. Иными словами, при оптовом Т. товар реализуется для последующей переработки или перепродажи.
Оптовый Т. по признаку организации товародвижения делится на две формы: складской и транзитный.
Складской оптовый Т. — это продажа товаров со складов оптовых торговых предприятий. Транзитный оптовый Т. включает в себя поставку товаров производителями непосредственно розничной торговле, минуя складские звенья. Транзитный оптовый Т. в свою очередь подразделяется на: а) транзитный Т. без участия в расчетах (организуемый); б) транзитный Т. с участием в расчетах. То есть торговое предприятие участвует в этом процессе либо как посредник, получающий за организацию продвижения товара комиссионное вознаграждение, либо как собственник, оплативший стоимость товара. В сумме складской и транзитный Т. с участием в расчетах доставляют оптовый Т. с участием в расчетах.
Т. предприятий массового питания подразделяется на: оборот по реализации продукции собственного производства; оборот по реализации покупных товаров.
Наибольший удельный вес в Т. предприятий питания занимает оборот по реализации продукции собственного производства. По признакам конечного или промежуточного потребления выделяют розничный и оптовый Т. предприятий массового питания. В состав розничного Т. предприятий массового питания включают: а) продажу продукции собственного производства и покупных товаров через обеденные залы, буфеты, а также продажу через розничную и мелкорозничную сеть, принадлежащую самим предприятиям; б) реализацию продукции через передвижную сеть; в) отпуск питания работникам предприятия по льготным ценам.
Оптовый Т. предприятий массового питания, как правило, состоит из продажи полуфабрикатов, мучных и кондитерских изделий другим предприятиям внедомашнего питания и розничной торговли.
Сумма розничного и оптового Т. образует валовой Т., который характеризует полный объем производственной и торговой деятельности.

Источник: Экономика фирмы. Словарь-справочник.Инфра-М. 2000