ТОРГОВОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ: ИЗДЕРЖКИ ОБРАЩЕНИЯ

Найдено 1 определение
ТОРГОВОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ: ИЗДЕРЖКИ ОБРАЩЕНИЯ
представляют выраженные в денежной форме затраты живого и овеществленного труда, необходимые для доведения товаров от производителя (поставщика) до потребителя.
И.о. возникают у предприятий, осуществляющих товарное обращение: у торговых предприятий и предприятий различных заготовительных систем.
Не все затраты торговых предприятий могут быть отнесены к И.о. Расходы, отражающие перераспределение средств (налоги, штрафы, пени) либо вызванные недостаточностью контроля и учета (списание дебиторской задолженности), а также убытки, возникшие по случайным причинам (стихийные бедствия) и не обусловленные торговым процессом, к И.о. не относятся и списываются за счет прибыли торгового предприятия. Кроме того, не учитываются в И.о. затраты подразделений неторговой деятельности, находящихся в ведении торговых предприятий.
И.о. торговых предприятий классифицируются по следующим Признакам.
1. По участию в образовании стоимости И.о. делятся на чистые и дополнительные. Чистые И.о. — это те затраты торговых предприятий, которые, являясь общественно необходимыми, непроизводительны по своей сути. Существование чистых И.о. обусловлено тем, что процесс доведения товаров до потребителя производится путем купли-продажи и смены формы стоимости. К чистым И.о. торговых предприятий относятся расходы, связанные с рекламой, денежным оборотом, ведением кассовых и бухгалтерских операций и т.п. Дополнительные И.о. — это те затраты торговых предприятий, которые обусловлены продолжением процессов производства в сфере обращения. К ним относят расходы на транспортировку, хранение товаров, их доработку, фасовку, упаковку и т.п.
2. По подотраслям деятельности выделяются И.о.: а) розничных торговых предприятий; б) оптовых торговых предприятий;
в) предприятий внедомашнего питания. Классификация И.о. по подотраслям деятельности обусловлена особенностями торговотехнологических процессов на различных торговых предприятиях. Специфика хозяйственной деятельности предопределяет наиболее высокий уровень издержек, как правило, на предприятиях внедомашнего питания, а наиболее низкий — в оптовой торговле.
3. По выполняемым задачам И.о. можно подразделить на операционные и административно-управленческие. Операционные И.о. — это те расходы торговых предприятий, которые связаны с осуществлением основной деятельности. Операционные И.о. обусловлены непосредственным продвижением товаров из сферы производства в сферу обращения. К операционным относят транспортные расходы; заработную плату персонала; расходы по аренде и содержанию зданий, помещений, инвентаря; расходы на текущий ремонт; расходы по хранению и подготовке товаров к продаже и т.п. Административно-управленческие И.о. — это те расходы торговых предприятий, которые связаны с деятельностью аппарата управления. Административно-управленческие издержки обусловлены организацией хозяйственной деятельности конкретного предприятия. К ним относятся расходы по заработной плате управленческих работников, почтово-телеграфные и канцелярские расходы, расходы по командировкам и др.
4. По способу распределения по товарным группам все И.о. торговых предприятий делятся на прямые и распределительные (косвенные). Прямые издержки — это те расходы торгового предприятия, которые на основании имеющихся документов могут быть отнесены к определенной товарной группе без дополнительных расчетов. Распределительные (косвенные) издержки — это те расходы торгового предприятия, которые на основании имеющихся документов невозможно отнести к определенной товарной группе. Поэтому их распределяют между товарными группами после предварительных расчетов.
5. По степени зависимости от изменений объема товарооборота все И.о. делятся на условно-переменные и условно-постоянные.
Условно-переменные И.о. — это те затраты торговых предприятий, абсолютная сумма которых уменьшается с изменением объемов товарооборота. Условно-постоянные И.о. — это те затраты торговых предприятий, абсолютная сумма которых остается постоянной при изменении объемов товарооборота.
К условно-переменным относят следующие расходы торговых предприятий: транспортные расходы; расходы по оплате труда; расходы по хранению и подготовке товаров к продаже; проценты за пользование кредитом и др. К условно-постоянным относят: расходы по аренде, содержанию и текущему ремонту зданий, помещений и инвентаря, износ спецодежды, расходы на рекламу, часть прочих расходов и др. (Деление издержек на переменные и постоянные в значительной мере условно, так как учитывает влияние только одного фактора: изменение объема товарооборота. В реальной практике на величину издержек обращения торговых предприятий одновременно оказывает влияние множество факторов, а потому характер их изменения может быть различен в зависимости от конкретной ситуации.)
6. По видам затрат — ключевому признаку классификации И.о. можно выделить следующие укрупненные группы затрат торговых предприятий: а) оплата труда работников торговых предприятий; б) оплата услуг других отраслей экономики (транспорта, связи, коммунального хозяйства); в) материальное потребление в торговых предприятиях (износ основных фондов, расход упаковочных материалов, топлива, электроэнергии); г) материальные потери (убыль и потери товаров); д) другие расходы (подготовка кадров, охрана труда и социальное страхование).
В соответствии с таким укрупненным делением и на основании классификационного признака для целей учета, анализа и планирования разработаны номенклатура статей и состав расходов, включаемых в И.о. и издержки производства предприятий торговли. Номенклатура статей издержек обращения утверждается централизованно Министерством торговли РФ и обязательна к применению всеми торговыми предприятиями вне зависимости от формы собственности. В номенклатуру И.о. включено 14 основный комплексных статей: 1. Транспортные расходы. 2. Расходы на оплату труда. 3. Отчисления на социальные нужды. 4. Расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, помещений, оборудования и инвентаря. 5. Амортизация основных средств.
6. Расходы на ремонт основных средств.
7. Износ санитарной и специальной одежды, столового белья, посуды, приборов, других малоценных и быстроизнашивающихся предметов. 8. Расходы на топливо, газ, электроэнергию для производственных нужд: 9. Расходы на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров. 10. Расходы на рекламу. 11. Затраты по оплате процентов за пользование займом. 12. Потери товаров й технологические отходы. 13. Расходы на тару. 14. Прочие расходы.
Торговым предприятиям предоставлено право как сокращать, так и расширять перечень статей И.о. в пределах затрат, предусмотренных Типовым положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли.
Соотношение отдельных видов затрат в общей сумме И.о. называется структурой И.о.
Основными задачами анализа И.о. на торговых предприятиях являются: а) изучение объема, структуры и динамики затрат; б) исследование факторов, оказывающих влияние на общий уровень И.о., и количественное измерение этого влияния; в) выявление непроизводительных расходов и потерь и разработка мероприятий по их устранению.
Анализ И.о. может проводиться как в целом, так и по отдельным статьям. И.о. анализируются при помощи системы показателей.

Источник: Экономика фирмы. Словарь-справочник.Инфра-М. 2000