ТОРГОВЛЯ: РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВАЯ СЕТЬ

Найдено 1 определение
ТОРГОВЛЯ: РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВАЯ СЕТЬ
совокупность розничных торговых предприятий и других торговых единиц, размещенных на определенной территории с целью продажи товаров и обслуживания населения.
Функции Р.т.с. — закупка, продажа, транспортировка, хранение, принятие риска, финансирование, информационная деятельность, подсортировка, подработка товара.
Виды Р.т.с. — совокупность розничных торговых предприятий, объединенных по признаку стационарности и товарно-ассортиментному профилю.
Стационарная Р.т.с. — совокупность розничных торговых предприятий, имеющих обособленное капитальное здание, торговые и неторговые помещения.
Полустационарная Р.т.с. — развозная, разносная (автомагазины, магазины-вагоны, магазины-суда) торговля.
Вид магазина — его товарно-ассортиментный профиль.
Тип магазина — включает совокупность таких показателей, как товарно-ассортиментный профиль и величина торговой площади магазина.
В соответствии с номенклатурой в розничной торговой сети функционируют следующие типы предприятий:
«Универсам», «Гастроном» с торговой площадью 400 м3, 600, 1000, 1500, 2000 м3.
«Диетические продукты», «Булочная-кондитерская», «Кондитерские товары», «Овощи-фрукты», «Рыба» торговой площадью 250 м3, 400, 650 м2.
«Продукты», «Молоко», «Винно-водочный», «Мясо», «Рыба», «Соки-воды» торговой площадью от 50 до 400 м2.
«Универмаг» торговой площадью 3500 м2, 4500, 6500, 8500, 11 000, 15 500, 22 000 м2.
«Детский мир» торговой площадью 2500 м2, 3500, 4500, 5000, 6600 м2.
«Товары для детей» торговой площадью 650 м3, 1000, 1500, 2500 м2.
«Малыш» торговой площадью 400, 650 м2.
«Товары для молодежи» торговой площадью 650 м2, 1000, 1500, 2500 м2.
«Товары для новобрачных», «Одежда» торговой площадью 650 м2, 1000, 1500 м2.
«Обувь», «Ткани» торговой площадью 250 м2, 400, 650, 1000, 1500 м2.
«Дом торговли» торговой площадью от 1000 до 3500 м2.
«Товары для мужчин», «Товары для женщин» торговой площадью от 650 до 1000 м2.
«Галантерея — парфюмерия», «Детская одежда», «Детская обувь», «Юный техник», «Игрушки», «Подарки», «Сувениры», «Мужская (женская) одежда» и др. торговой площадью от 50 до 400 м2.
Типизация торговых предприятий — система мероприятий, направленных на отбор технически совершенных и экономически эффективных типов магазинов.
Структура Р.т.с. — это соотношение различных типов предприятий.
Показатели, характеризующие качество Р.т.с.:
соотношение предприятий по торговле продовольственными и непродовольственными товарами;
удельный вес специализированных магазинов в общей численности магазинов;
применяемые формы продажи и методы обслуживания покупателей;
соотношение торговых площадей, используемых для реализации отдельных групп товаров;
продолжительность использования торговой площади в течение дня (режим работы);
соотношение торговой площади предприятий, расположенных в отдельно стоящих и встроенных зданиях;
удельный вес магазинов, обеспеченных холодильным оборудованием, в том числе предприятий, торгующих скоропортящимися товарами;
плотность торговой сети (количество торговых единиц, приходящихся на 10 000 жителей);
обеспеченность населения Р.т.с. (торговая площадь, приходящаяся на 10 000 Жителей);
доля полустационарной Р.т.с. в общем количестве Р.т.с.;
общая численность торговых предприятий;
средняя торговая площадь магазина;
соотношение торговой и неторговой площади магазина.
Методы размещения Р.т.с. : 1) равномерный — магазины максимально приближены к населению; 2) концентрический или ступенчатый — выделяются общегородской тип магазинов и тип магазинов жилых районов; 3) групповой — предполагает создание торговых улиц и центров.
Виды помещений (площадей) магазина. Торговые помещения и площади магазина — это торговые залы, залы кафетериев, места для продажи соков, игровых автоматов и др. Неторговые делятся на пять групп по- признаку их назначения: 1) помещения и площади для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже; 2) помещения хозяйственного обслуживания оперативных процессов, хранения тары и упаковочных материалов, запасного оборудования, инструментов, прочего инвентаря, спецодежды, мастерская для ремонта тары и оборудования, ремонтно-декорационная мастерская, камеры для мусора и др.; 3) административно-бытовые помещения; 4) технологические помещения; 5) коридоры для перемещения товаров и движения работников магазина.
Планировка магазина определяет размещение различных групп товаров, входящих в общий ассортимент; схемы выкладки товаров; взаимное пространственное размещение товарных отделов и секций. Необходимость планировки вытекает из экономических, эстетических и коммерческих соображений.
Рациональная планировка способствует эффективной торговле, облегчает работу торгового персонала, упрощает процедуры составления отчетности, ведения учета, инвентаризации товарных запасов, облегчает процесс покупки (поиска, осмотра, оценки, выбора, принятия решения).
Виды технологических планировок торгового зала: линейная, боксовая, смешанная, выставочная, свободная; зависят от размеров и конфигурации торгового зала, ассортимента реализуемых товаров, форм и методов продажи.
Линейная планировка торгового зала. Размещение товаров на торговом оборудовании и в проходах для покупателей спланировано в виде параллельных линий торгового оборудования, расположенных перпендикулярно линии узла расчета. Используется в основном в магазинах самообслуживания. Применяется продольная, поперечная, смешанная линейная планировка. Боксовая планировка. Торговый зал разбит на отделы, изолированные друг от друга. Используется в крупных магазинах при продаже товаров через прилавок и в отдельных случаях — при продаже товаров по форме самообслуживания.
; Смешанная планировка. Расстановка оборудования в магазине с использованием комбинации линейной и боксовой планировок. Выставочная планировка применяется в торговом зале при продаже товаров по образцам. Крупногабаритные товары размещаются на различном оборудовании, подиумах, образуя выставку товаров.
Свободная планировка предполагает расстановку оборудования без определенной геометрической системы в соответствии с формой торгового зала.

Источник: Экономика фирмы. Словарь-справочник.Инфра-М. 2000