торговая политика
Торговая политика
меры правительства по регулированию внешней торговли.
Источник: Словарь-справочник внешнеэкономических терминов. – Донецк – 2000.-203с.
Торговая политика
система мероприятий правительства в отношении купли и продажи товаров
Источник: Экономический словарь. Учебное пособие. М. МИИТ 2011
торговая политика
совокупность мероприятий государства, устанавливающих условия торговой деятельности в стране.
Источник: Справочный коммерческий словарь
Торговая политика
меры торгового регулирования внутри страны (внутренняя торговля) и за ее пределами (международная торговля).
Источник: Зоны свободной торговли краткий словарь.
ТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА
составная часть внешней политики государства в области международной торговли; совокупность мероприятий правительства страны по развитию или ограничению экспорта и импорта товаров.
Источник: Современная экономическая наука в понятиях и терминах 1997 г.
ТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА
(внешнеторговая) (trade policy) политика государства в области внешней торговли с использованием ряда инструментов: субсидий, налогов, запрета на экспорт и импорт определенных товаров и т.д.
Источник: Экономический словарь от теории к практике. 2016 г.
ТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА
(commercial policy) Политика, проводимая государством в области внешней торговли. Она предусматривает введение тарифов (tariffs), предоставление торговых субсидий, установление квот (quotas), заключение соглашений о добровольном ограничении экспорта (voluntary export restraint agreements, VERs), использование иных нетарифных торговых барьеров (non-tariff barriers), введение ограничений на учреждение иностранных предприятий и регулирование внешней торговли услугами, например страховыми. До сих пор периодически возобновляются споры относительно того, должна ли торговая политика быть протекционистской или направленной на открытость экономики (open economy) и должна ли она целиком и полностью определяться самими государствами либо подчиняться международным нормам, выработанным в ходе переговоров в рамках Всемирной торговой организации (ВТО) (World Trade Organization (WTO) и региональных групп, таких, как Европейский Союз (ЕС) (European Union, EU) или Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА) (North American Free Trade Agreement, NAFTA). См. также: протекционизм (protectionism).
Источник: Экономика. Оксфордский толковый словарь
ТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА
деятельность гос-ва в области стимулирования или ограничения экспорта и импорта товаров; составная часть внеш. политики страны, отражающая интересы господствующих классов и определяющаяся существующей системой х-ва.
Т. п. капиталистич. стран направлена на использование экономич. слабости торг. партнёров для захвата их рынков сбыта и обеспечения закупок дешёвого сырья и топлива, а также на ограничение доступа иностр. товаров, конкурирующих с товарами нац. произ-ва, на внутр. рынок. Она проводится в интересах сохранения эксплуататорских отношений в мире и усиления междунар. позиций буржуазии, не считаясь с суверенитетом др. народов. Поскольку интересы предпринимателей не совпадают (как внутри страны, так и тем более на мировом рынке), а частное произ-во по своей природе анархично и развивается стихийно, Т. п. капиталистич. стран крайне противоречива.
В период между двумя мировыми войнами происходило в основном усиление торг. барьеров: повышались пошлины, устанавливались прямые адм. запреты на ввоз, валютные и иные препятствия импорту с целью ограждения колониальных империй и внутр. рынков в интересах нац. монополий, для поддержания высоких цен в стране и финансирования таким путём экспорта (развивался т. н. агрессивный протекционизм). Мероприятия по ослаблению торг. барьеров проводились, как правило, лишь в рамках межправительств. компенсац. соглашений, предусматривавших уступки формально на базе взаимности, а фактически являвшихся средством навязывания невыгодных условий более слабым участникам междунар. торговли.
На этапе общего кризиса капитализма роль Т. п. во внеш. политике гос-в значительно возрастает, поскольку научно-технич. революция открывает новые возможности для углубления междунар. разделения труда и интенсификации произ-ва. Увеличились масштабы участия бурж. пр-в в торг. экспансии монополий, изменился характер и расширился арсенал торгово-политич. средств. Суть этих изменений состоит в сосредоточении усилий пр-в на финансировании экспорта с помощью многих спец. мероприятий и орг-ций, помимо использования традиционных протекционистских инструментов. Вмешательство гос-ва в междунар. торговлю стало определяться уже не столько перестройкой нац. защитных барьеров, сколько содействием компаниям в преодолении барьеров др. стран. Такое содействие представляет собой одну из форм проявления новой функции бурж. гос-ва — стимулятора внешне-экономич. связей и интеграц. процессов, в к-рых особенно заинтересованы междунар. монополии, создавшие широкую сеть заграничных производств. предприятий. Гос-во форсирует вывоз путём системы экономич. и адм. средств, преследующих цель усиления агрессивности и защищённости своих фирм на мировом рынке. Первая группа средств включает кредиты и гарантии на льготных условиях, скидки с налогов и субсидии экспортёрам. Ко второй группе относятся различные формы использования гос. аппарата для оказания прямой поддержки экспортерам. Сюда входят нек-рые виды помощи непосредственно в осуществлении торг. операций, напр., межправительств. сотрудничество для обеспечения ёмкого рынка сбыта технически сложному оборудованию, выпускаемому на основе междунар. производств. кооперации (атомные электростанции, самолёты, вооружение), или совместная деятельность официальных учреждений и фирм для облегчения получения последними крупных контрактов за границей, а также мн. виды услуг предпринимателям, в конечном счёте способствующие увеличению вывоза (предоставление им экономич. информации, содействие развитию междунар. стандартизации, участие в подготовке внешнеторг. специалистов и пр.).
В сер. 70-х гг. капиталистич. гос-ва сдерживают импорт не только повышением таможенных пошлин, но и многочисленными т. н. нетарифными барьерами, к к-рым относятся лицензирование и прямой запрет ввоза, разного рода налоги и сборы, навязывание экспортёру «добровольного» самоограничения поставок и ограничений технич. характера под предлогом защиты потребителя или окружающей среды и т. д. По данным междунар. орг-ций, в капиталистич. торговле применяется ок. 800 типов таких ограничений. Специфика использования протекционистских инструментов состоит в нек-ром уменьшении тарифных барьеров (в результате взаимного снижения пошлин странами — членами ГАТТ, установления беспошлинных зон в торговле между группами стран, напр. в рамках ЕЭС, отмены пошлин в торговле развитых стран с развивающимися гос-вами) при значит. увеличении нетарифных барьеров, более жёстких, чем пошлины, но охватывающих сравнительно узкий сектор торговли.
Т. п. империалистич. держав направлена на передел рынков (см. Торговые войны), на сохранение в капиталистич. системе х-ва и эксплуатации гос-в Азии, Африки и Лат. Америки, на проведение дискриминации в торговле с социалистич. странами и создание препятствий взаимовыгодной торговле между странами с различным социальным строем. Наиболее активную роль в формировании такой политики играют США. В частности, принятый конгрессом в 1974 закон о торговле содержит положения, к-рые предусматривают возможность повышения пошлин и расширения нетарифных барьеров, лишают тарифных преференций многие развивающиеся страны — члены ОПЕК и страны, национализирующие амер. предприятия, устанавливают для социалистич. стран дискриминац. условия предоставления режима наибольшего благоприятствования и кредитов при экспорте.
Новыми тенденциями в области Т. п. империалистич. стран являются: совместное регулирование торговли участниками замкнутых экономич. группировок с третьими странами для усиления своих позиций на мировом рынке (напр., проведение единой Т. п. членами ЕЭС), переход от тактики конфронтации к поискам диалога в отношениях с развивающимися гос-вами для обеспечения снабжения дешёвым сырьём (созыв Конференции по междунар. экономич. сотрудничеству) и стремление ослабить конкурентную борьбу путём межправительств. договорённости о рамках гос. стимулирования вывоза и ограничения ввоза (принятие взаимных обязательств в области кредитования, страхования и субсидирования экспорта, с одной стороны, и отказ от применения дополнит. протекционистских средств — с другой).
В обстановке тяжёлого экономич. положения в капиталистич. мире, обострения торг. противоречий и угрозы общего усиления протекционизма в 1977 было выдвинуто предложение о переходе к «упорядоченной свободной торговле» посредством заключения системы соглашений, охватывающих все секторы междунар. товарообмена. Это предложение было вызвано стремлением произвести в новой гос.-монополистич. форме традиц. передел мировых рынков сбыта и источников сырья в интересах сильнейших империалистич. групп.
Т. п. социалистич. стран, оказывающих всё более сильное влияние на междунар. экономич. отношения, основана на принципах, исключающих возможность эксплуатации и утверждающих подлинное равенство сторон, в частности на принципе наибольшего благоприятствования, который предусматривает взаимное предоставление условий торговли, действующих в отношениях с любой третьей страной. Социалистич. гос-ва добиваются в межправительств, орг-циях принятия справедливых норм в области внешнеторг. связей, а в практич. деятельности осуществляют торг. сотрудничество на основе взаимной выгоды и невмешательства во внутр. дела.
Осн. направление Т. п. социалистич. гос-в — содействие планомерному развитию взаимного всестороннего экономич. сотрудничества, прежде всего между странами — членами СЭВ. С принятием в 1971 Комплексной программы социалистич. экономич. интеграции начался качественно новый этап в развитии хоз. связей, в т. ч. и торговых. значит. увеличение масштабов товарооборота в последующие годы было вызвано взаимным обеспечением потребностей в сырье и топливе, специализацией и кооперированием произ-ва, более полным удовлетворением спроса на продовольствие и пром. товары нар. потребления; одновременно совершенствовался механизм торговли, в частности — методы ценообразования с учётом объективных тенденций на мировом рынке.
Одним из гл. инструментов Т. п. социалистич. стран являются долгосрочные торг. соглашения, позволяющие установить объём и структуру товарооборота на ряд лет, большое распространение получают также долгосрочные соглашения и программы торг.-экономич. сотрудничества, содержащие договорённость о его новых организац. формах, расширении сфер обмена, в частности за счёт обмена научно-технич. информацией, о междунар. кооперации, а также об увеличении срока действия соглашений.
Большое внимание в Т. п. социалистич. стран уделяется расширению отношений с развивающимися странами, товарооборот с к-рыми в значит. степени формируется за счёт оказания последним содействия в создании собственной пром-сти и др. отраслей нац. х-ва. Т. п. строится таким образом, чтобы не обременять платёжные балансы развивающихся стран, а стимулировать их пром. экспорт; оплата закупаемых ими товаров и погашение кредитов на льготных условиях в рамках технико-экономич. содействия осуществляются обычно встречными поставками продукции, в т. ч. произведённой на предприятиях, созданных с помощью стран социализма. Кроме того, социалистич. страны предоставили тарифные преференции развивающимся странам, причём раньше и в больших масштабах, чем развитые капиталистич. страны.
Т. п. социалистич. гос-в в отношениях с развитыми капиталистич. странами направлена прежде всего на нормализацию условий торговли и её устойчивое развитие на взаимовыгодной основе. Социалистич. странам удалось добиться ослабления кредитной дискриминации (во 2-й иол. 60-х гг.), сокращения списков т. н. стратегических товаров, поставка к-рых в эти гос-ва по политич. мотивам запрещена или ограничена, и количеств, ограничений импорта, применяемых странами Зап. Европы (в нач. 70-х гг.). В результате в их торговле с осн. партнёрами среди капиталистич. стран получает всё большее распространение принцип равноправия. Проект соглашения об основах взаимоотношений с ЕЭС, переданный сообществу членами СЭВ в 1976, содержит положение о развитии торговли на базе взаимного предоставления режима наибольшего благоприятствования.
Важнейшей отличит, чертой Т. п. в кон. 70-х гг. является движение за утверждение равноправия торг. партнёров на мировом рынке. Это движение заметно активизировалось в кон. 50-х гг. В числе первых существенных его результатов были созыв конференции ООН по торговле и развитию в 1964, решение о превращении её в постоянно действующий орган Ген. Ассамблеи ООН и одобрение документа «Принципы международных экономических отношений и торговой политики, содействующей развитию». В последующие годы в ООН, в частности на 2-й (1968), 3-й (1972) и 4-й (1976) сессиях ЮНКТАД, на 6-й (1974) и 7-й (1975) спец. сессиях Ген. Ассамблеи был принят ряд важных решений, направленных на претворение в жизнь этих «принципов», в т. ч. о расширении применения междунар. товарных соглашений в целях смягчения резких колебаний цен на сырьё, являющееся главным, а в ряде случаев единственным экспортным товаром и источником валютных поступлений развивающихся стран; об установлении развитыми странами системы тарифных преференций на невзаимной основе (т. е. без требования ответных льгот) в тогэговле с развивающимися гос-вами в целях создания более благоприятных условий для экспорта продукции обрабат. пром-сти освободившихся гос-в; о необходимости устранения препятствий в торг. отношениях между индустриальными капиталистич. и социалистич. странами и о дальнейшем развитии сотрудничества между странами различных социальных систем, в частности путём заключения соглашений, охватывающих 2—3 пятилетних периода, и посредством механизма СЭВ. Большую роль сыграла разработанная в ЮНКТАД и одобренная 120 гос-вами на 29-й сессии Ген. Ассамблеи ООН «Хартия экономических прав и обязанностей государств», утверждающая недопустимость торг. дискриминации и суверенное право гос-в определять условия участия в междунар. разделении труда, и особенно Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки), имеющее универсальное значение с точки зрения возможности использования его опыта и рекомендаций, а также созданного им благоприятного климата в Европе для развития взаимовыгодных торг. связей. В Заключит, акте Совещания зафиксирована принципиальная договорённость по проблеме нормализации торг. отношений. В документе отмечается, что гос-ва-участники «будут стремиться сокращать или постепенно устранять всякого рода препятствия на пути развития торговли». Кроме того, достигнутая в Хельсинки договорённость о конкретных направлениях сотрудничества, в частности о проектах, представляющих общий интерес (разработка энергетич. ресурсов, добыча и переработка минерального сырья, изыскание новых видов энергии и др.), позволяет активнее переходить к взаимовыгодному долгосрочному и крупномасштабному торгово-экономич. сотрудничеству.
Т. п. капиталистич. стран направлена на использование экономич. слабости торг. партнёров для захвата их рынков сбыта и обеспечения закупок дешёвого сырья и топлива, а также на ограничение доступа иностр. товаров, конкурирующих с товарами нац. произ-ва, на внутр. рынок. Она проводится в интересах сохранения эксплуататорских отношений в мире и усиления междунар. позиций буржуазии, не считаясь с суверенитетом др. народов. Поскольку интересы предпринимателей не совпадают (как внутри страны, так и тем более на мировом рынке), а частное произ-во по своей природе анархично и развивается стихийно, Т. п. капиталистич. стран крайне противоречива.
В период между двумя мировыми войнами происходило в основном усиление торг. барьеров: повышались пошлины, устанавливались прямые адм. запреты на ввоз, валютные и иные препятствия импорту с целью ограждения колониальных империй и внутр. рынков в интересах нац. монополий, для поддержания высоких цен в стране и финансирования таким путём экспорта (развивался т. н. агрессивный протекционизм). Мероприятия по ослаблению торг. барьеров проводились, как правило, лишь в рамках межправительств. компенсац. соглашений, предусматривавших уступки формально на базе взаимности, а фактически являвшихся средством навязывания невыгодных условий более слабым участникам междунар. торговли.
На этапе общего кризиса капитализма роль Т. п. во внеш. политике гос-в значительно возрастает, поскольку научно-технич. революция открывает новые возможности для углубления междунар. разделения труда и интенсификации произ-ва. Увеличились масштабы участия бурж. пр-в в торг. экспансии монополий, изменился характер и расширился арсенал торгово-политич. средств. Суть этих изменений состоит в сосредоточении усилий пр-в на финансировании экспорта с помощью многих спец. мероприятий и орг-ций, помимо использования традиционных протекционистских инструментов. Вмешательство гос-ва в междунар. торговлю стало определяться уже не столько перестройкой нац. защитных барьеров, сколько содействием компаниям в преодолении барьеров др. стран. Такое содействие представляет собой одну из форм проявления новой функции бурж. гос-ва — стимулятора внешне-экономич. связей и интеграц. процессов, в к-рых особенно заинтересованы междунар. монополии, создавшие широкую сеть заграничных производств. предприятий. Гос-во форсирует вывоз путём системы экономич. и адм. средств, преследующих цель усиления агрессивности и защищённости своих фирм на мировом рынке. Первая группа средств включает кредиты и гарантии на льготных условиях, скидки с налогов и субсидии экспортёрам. Ко второй группе относятся различные формы использования гос. аппарата для оказания прямой поддержки экспортерам. Сюда входят нек-рые виды помощи непосредственно в осуществлении торг. операций, напр., межправительств. сотрудничество для обеспечения ёмкого рынка сбыта технически сложному оборудованию, выпускаемому на основе междунар. производств. кооперации (атомные электростанции, самолёты, вооружение), или совместная деятельность официальных учреждений и фирм для облегчения получения последними крупных контрактов за границей, а также мн. виды услуг предпринимателям, в конечном счёте способствующие увеличению вывоза (предоставление им экономич. информации, содействие развитию междунар. стандартизации, участие в подготовке внешнеторг. специалистов и пр.).
В сер. 70-х гг. капиталистич. гос-ва сдерживают импорт не только повышением таможенных пошлин, но и многочисленными т. н. нетарифными барьерами, к к-рым относятся лицензирование и прямой запрет ввоза, разного рода налоги и сборы, навязывание экспортёру «добровольного» самоограничения поставок и ограничений технич. характера под предлогом защиты потребителя или окружающей среды и т. д. По данным междунар. орг-ций, в капиталистич. торговле применяется ок. 800 типов таких ограничений. Специфика использования протекционистских инструментов состоит в нек-ром уменьшении тарифных барьеров (в результате взаимного снижения пошлин странами — членами ГАТТ, установления беспошлинных зон в торговле между группами стран, напр. в рамках ЕЭС, отмены пошлин в торговле развитых стран с развивающимися гос-вами) при значит. увеличении нетарифных барьеров, более жёстких, чем пошлины, но охватывающих сравнительно узкий сектор торговли.
Т. п. империалистич. держав направлена на передел рынков (см. Торговые войны), на сохранение в капиталистич. системе х-ва и эксплуатации гос-в Азии, Африки и Лат. Америки, на проведение дискриминации в торговле с социалистич. странами и создание препятствий взаимовыгодной торговле между странами с различным социальным строем. Наиболее активную роль в формировании такой политики играют США. В частности, принятый конгрессом в 1974 закон о торговле содержит положения, к-рые предусматривают возможность повышения пошлин и расширения нетарифных барьеров, лишают тарифных преференций многие развивающиеся страны — члены ОПЕК и страны, национализирующие амер. предприятия, устанавливают для социалистич. стран дискриминац. условия предоставления режима наибольшего благоприятствования и кредитов при экспорте.
Новыми тенденциями в области Т. п. империалистич. стран являются: совместное регулирование торговли участниками замкнутых экономич. группировок с третьими странами для усиления своих позиций на мировом рынке (напр., проведение единой Т. п. членами ЕЭС), переход от тактики конфронтации к поискам диалога в отношениях с развивающимися гос-вами для обеспечения снабжения дешёвым сырьём (созыв Конференции по междунар. экономич. сотрудничеству) и стремление ослабить конкурентную борьбу путём межправительств. договорённости о рамках гос. стимулирования вывоза и ограничения ввоза (принятие взаимных обязательств в области кредитования, страхования и субсидирования экспорта, с одной стороны, и отказ от применения дополнит. протекционистских средств — с другой).
В обстановке тяжёлого экономич. положения в капиталистич. мире, обострения торг. противоречий и угрозы общего усиления протекционизма в 1977 было выдвинуто предложение о переходе к «упорядоченной свободной торговле» посредством заключения системы соглашений, охватывающих все секторы междунар. товарообмена. Это предложение было вызвано стремлением произвести в новой гос.-монополистич. форме традиц. передел мировых рынков сбыта и источников сырья в интересах сильнейших империалистич. групп.
Т. п. социалистич. стран, оказывающих всё более сильное влияние на междунар. экономич. отношения, основана на принципах, исключающих возможность эксплуатации и утверждающих подлинное равенство сторон, в частности на принципе наибольшего благоприятствования, который предусматривает взаимное предоставление условий торговли, действующих в отношениях с любой третьей страной. Социалистич. гос-ва добиваются в межправительств, орг-циях принятия справедливых норм в области внешнеторг. связей, а в практич. деятельности осуществляют торг. сотрудничество на основе взаимной выгоды и невмешательства во внутр. дела.
Осн. направление Т. п. социалистич. гос-в — содействие планомерному развитию взаимного всестороннего экономич. сотрудничества, прежде всего между странами — членами СЭВ. С принятием в 1971 Комплексной программы социалистич. экономич. интеграции начался качественно новый этап в развитии хоз. связей, в т. ч. и торговых. значит. увеличение масштабов товарооборота в последующие годы было вызвано взаимным обеспечением потребностей в сырье и топливе, специализацией и кооперированием произ-ва, более полным удовлетворением спроса на продовольствие и пром. товары нар. потребления; одновременно совершенствовался механизм торговли, в частности — методы ценообразования с учётом объективных тенденций на мировом рынке.
Одним из гл. инструментов Т. п. социалистич. стран являются долгосрочные торг. соглашения, позволяющие установить объём и структуру товарооборота на ряд лет, большое распространение получают также долгосрочные соглашения и программы торг.-экономич. сотрудничества, содержащие договорённость о его новых организац. формах, расширении сфер обмена, в частности за счёт обмена научно-технич. информацией, о междунар. кооперации, а также об увеличении срока действия соглашений.
Большое внимание в Т. п. социалистич. стран уделяется расширению отношений с развивающимися странами, товарооборот с к-рыми в значит. степени формируется за счёт оказания последним содействия в создании собственной пром-сти и др. отраслей нац. х-ва. Т. п. строится таким образом, чтобы не обременять платёжные балансы развивающихся стран, а стимулировать их пром. экспорт; оплата закупаемых ими товаров и погашение кредитов на льготных условиях в рамках технико-экономич. содействия осуществляются обычно встречными поставками продукции, в т. ч. произведённой на предприятиях, созданных с помощью стран социализма. Кроме того, социалистич. страны предоставили тарифные преференции развивающимся странам, причём раньше и в больших масштабах, чем развитые капиталистич. страны.
Т. п. социалистич. гос-в в отношениях с развитыми капиталистич. странами направлена прежде всего на нормализацию условий торговли и её устойчивое развитие на взаимовыгодной основе. Социалистич. странам удалось добиться ослабления кредитной дискриминации (во 2-й иол. 60-х гг.), сокращения списков т. н. стратегических товаров, поставка к-рых в эти гос-ва по политич. мотивам запрещена или ограничена, и количеств, ограничений импорта, применяемых странами Зап. Европы (в нач. 70-х гг.). В результате в их торговле с осн. партнёрами среди капиталистич. стран получает всё большее распространение принцип равноправия. Проект соглашения об основах взаимоотношений с ЕЭС, переданный сообществу членами СЭВ в 1976, содержит положение о развитии торговли на базе взаимного предоставления режима наибольшего благоприятствования.
Важнейшей отличит, чертой Т. п. в кон. 70-х гг. является движение за утверждение равноправия торг. партнёров на мировом рынке. Это движение заметно активизировалось в кон. 50-х гг. В числе первых существенных его результатов были созыв конференции ООН по торговле и развитию в 1964, решение о превращении её в постоянно действующий орган Ген. Ассамблеи ООН и одобрение документа «Принципы международных экономических отношений и торговой политики, содействующей развитию». В последующие годы в ООН, в частности на 2-й (1968), 3-й (1972) и 4-й (1976) сессиях ЮНКТАД, на 6-й (1974) и 7-й (1975) спец. сессиях Ген. Ассамблеи был принят ряд важных решений, направленных на претворение в жизнь этих «принципов», в т. ч. о расширении применения междунар. товарных соглашений в целях смягчения резких колебаний цен на сырьё, являющееся главным, а в ряде случаев единственным экспортным товаром и источником валютных поступлений развивающихся стран; об установлении развитыми странами системы тарифных преференций на невзаимной основе (т. е. без требования ответных льгот) в тогэговле с развивающимися гос-вами в целях создания более благоприятных условий для экспорта продукции обрабат. пром-сти освободившихся гос-в; о необходимости устранения препятствий в торг. отношениях между индустриальными капиталистич. и социалистич. странами и о дальнейшем развитии сотрудничества между странами различных социальных систем, в частности путём заключения соглашений, охватывающих 2—3 пятилетних периода, и посредством механизма СЭВ. Большую роль сыграла разработанная в ЮНКТАД и одобренная 120 гос-вами на 29-й сессии Ген. Ассамблеи ООН «Хартия экономических прав и обязанностей государств», утверждающая недопустимость торг. дискриминации и суверенное право гос-в определять условия участия в междунар. разделении труда, и особенно Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки), имеющее универсальное значение с точки зрения возможности использования его опыта и рекомендаций, а также созданного им благоприятного климата в Европе для развития взаимовыгодных торг. связей. В Заключит, акте Совещания зафиксирована принципиальная договорённость по проблеме нормализации торг. отношений. В документе отмечается, что гос-ва-участники «будут стремиться сокращать или постепенно устранять всякого рода препятствия на пути развития торговли». Кроме того, достигнутая в Хельсинки договорённость о конкретных направлениях сотрудничества, в частности о проектах, представляющих общий интерес (разработка энергетич. ресурсов, добыча и переработка минерального сырья, изыскание новых видов энергии и др.), позволяет активнее переходить к взаимовыгодному долгосрочному и крупномасштабному торгово-экономич. сотрудничеству.
Источник: Экономическая энциклопедия. Политическая экономия в 4 т. Советская энциклопедия 1979-1980 гг.