Типология сопротивлений переменам

Найдено 1 определение
Типология сопротивлений переменам
виды сопротивлений нововведениям в организации. По субъектам противостояния новшествам различают индивидуальный, групповой и системный виды сопротивления. Индивидуальное сопротивление для организации менее опасно, если оно не приближается к массовому или не охватывает значительной доли персонала. Конечным воздействием здесь может быть замена отдельных сотрудников. Групповое сопротивление более сильное по сравнению с индивидуальным, требует больших усилий для преодоления противостояния. В группах вырабатывается согласие по поводу того, что социологи называют «моделью реальности», в соответствии с которой поведение дает желательные или нежелательные результаты. Сила сопротивления, оказываемого группой, пропорциональна характеру и масштабу угрозы ее власти, степени, в которой возникающие изменения нарушают признанные в группе ценности и нормы, а также тому, отличается ли предлагаемая модель реальности от той, которой придерживается данная группа. Системное сопротивление – это внутриструктурные противоречия управленческого аппарата, связанные с неспособностью или невозможностью одновременного совмещения текущего (оперативного) и стратегического видов управления. Исследователи Дж. В. Ньюстром и К. Дэвис приводят следующие виды проявления сопротивления работников изменениям: Логическое сопротивление – несогласие сотрудников с фактами, рациональными доводами, логикой; оно возникает на почве реального времени и усилий, необходимых для адаптации к изменениям. Это реальные издержки, которые несут работники, даже при том, что в долгосрочной перспективе речь идет о благоприятных для них переменах. Значит, менеджменту необходимо как-то их компенсировать. Психологическое сопротивление – обычно основывается на эмоциях и установках, оно является внутренне обоснованным с точки зрения установок работника и его переживаний по поводу перемен. Сотрудники могут бояться неизвестности, не доверять менеджерам или ощущать угрозу своей безопасности или чувству самоуважения. Менеджер обязан считаться с этими чувствами, даже если он полагает их необоснованными, так как для сотрудника эти чувства реальны и определяют его поведение. Социологическое сопротивление – результат угрозы, которую создает изменение для групповых интересов, норм, ценностей. Менеджмент должен тщательно учитывать отношение различных коалиций и групп к переменам. На уровне малых групп изменения подвергают опасности ценности дружеских отношений и статусы отдельных сотрудников. Выделение здесь психологического сопротивления в определенной мере условно, так как и два других его вида базируются на психологической составляющей личности.

Источник: Менеджер организации. Типологический словарь-справочник