Теория сравнительных преимуществ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Теория сравнительных преимуществ
(theory of comparative advantages, 比较优势理论)-согласно теории Д. Рикардо, стране следует экспортировать те товары, которые она производит с наименьшими издержками относительно других товаров, хотя эти издержки могут быть выше, чем в других странах.

Источник: Учебный словарь терминов по экономике и менеджменту. 2017 г.

Теория сравнительных преимуществ
открытая Д. Рикардо закономерность развития международной торговли, состоящая в том, что внешняя торговля является взаимовыгодной, если страна экспортирует товары, произведенные с относительно более низкими для нее издержками производства, и импортирует товары, издержки производства которых у нее относительно более высокие

Источник: Словарь-справочник экономических и юридических терминов. 2015

ТЕОРИЯ СРАВНИТЕЛЬНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ
теория внешней торговли, созданная экономистом-классиком Д. Рикардо. Он доказал, что внешняя торговля приносит выгоду даже тем странам, которые имеют высокоэффективное хозяйство. В стремлении получить выгоду в международной торговле страны должны специализироваться на производстве продукции, в которой они обладают относительными преимуществами, т. е. производить и экспортировать продукцию, в которой имеется наибольшее абсолютное преимущество. Д. Рикардо строил свою теорию на основе трудовой теории стоимости. В современных условиях сравнительные преимущества определяются через альтернативные издержки, т. е. затраты на производство одного товара определяются через затраты на другой товар. Т. с. п. убедительно доказывает, что любая страна, участвующая в международном разделении труда, получает определенную выгоду. Именно поэтому данная теория просуществовала столетия, не потеряв своего значения и сегодня.

Источник: Словарь эффективной экономики.

СРАВНИТЕЛЬНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ ТЕОРИЯ
разработана Д. Рикардо, который доказал, что при оценке выгодности международной торговли надо сравнивать не абсолютный, а относительный эффект: по его мнению, совокупный объем выпускаемой продукции станет максимальным тогда, когда каждый товар будет производиться той страной, в которой ниже вмененные издержки.
В дальнейшем теория Рикардо была развита А. Маршаллом и Дж. Миллем.
Теория Рикардо вошла в историю как классическая основа экономического учения о международной торговле, поэтому рассмотрим ее на примере. Рикардо для простоты брал две страны – Англию и Португалию и два товара – вино и сукно. Издержки производства он условно измерял рабочим временем (табл. 3.2).
Пример Д. Рикардо
В данном примере производство в Португалии (3 рабочих дня) абсолютно более эффективно, чем в Англии. Опираясь на логику здравого смысла, можно утверждать, что если производство в данной стране более эффективно, товары более дешевы, то нет резона покупать более дорогие товары в стране, где их производство обходится дороже.
Но, следуя принципу Рикардо, мы должны сравнивать не абсолютный, а относительный эффект. В Португалии издержки на производство сукна составляют 2: 1 затрат на производство вина, а в Англии – 4: 3, т. е. относительно меньше. С вином ситуация противоположная. Эффективность производства вина в Португалии, в сравнении с производством сукна, выше, чем в Англии (1/2 < 3/4). Следовательно, Португалии из соображений эффективности национальной экономики выгоднее сосредоточить труд и капитал в виноделии, заменив производство сукна на его импорт из Англии. Англии по тем же соображениям выгоднее специализироваться на производстве сукна.
Если между этими странами начнется торговля, то относительно дешевое сукно из Англии, скорее всего, разорит его производителей в Португалии. Но специализация Португалии на производстве вина, а Англии – на производстве сукна принесет пользу обеим странам. Выиграет от такой специализации и население. Тот же дневной заработок позволит купить больше дешевого импортного сукна португальцам и больше дешевого португальского вина англичанам. Иначе говоря, произойдет увеличение реальной заработной платы.

Источник: Экономика от А до Я: Тематический справочник

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
9.19 мб

Новые разработки теории сравнительных преимуществ и повышение конкурентоспособности внешней торговли

Хань Чао
по мнению автора, Китай сохраняет быстрый рост во внешней торговле, и уже стал общепризнанной торговой державой. Однако, добившись такого успеха, невозможно игнорировать тот факт, что в развитии торговли Китая существуют проблемы.

Похожие термины: