ТЕОРИЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

Теория поведения потребителей
основана на исследовании спроса в контексте влияния социальных экономических, психологических условий регионов, потребительских предпочтений на основе изучения механизмов принятия покупательских решений.

Источник: Продовольственная безопасность, термины и понятия. Энциклопедический справочник

ТЕОРИЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ
часть экономической теории, посвященная тому, как отдельные потребители распределяют свои доходы при покупке товаров и услуг. Основной постулат теории состоит в том, что потребители стремятся максимизировать полезность, или удовлетворение, получаемое от расходования фиксированного дохода.

Источник: Экономика от А до Я: Тематический справочник

ТЕОРИЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ
(theory of consumer behavior) — часть экономической теории, посвященная тому, как отдельные потребители распределяют свои доходы при покупке ТОВАРОВ и услуг. Основной постулат теории состоит в том, что потребители стремятся максимизировать полезность, или удовлетворение, получаемое от расходования фиксированного дохода. Эта теория объясняет, почему КРИВАЯ СПРОСА имеет отрицательный наклон.
См. РАВНОВЕСИЕ ПОТРЕБИТЕЛЯ, УБЫВАЮЩАЯ ПРЕДЕЛЬНАЯ ПОЛЕЗНОСТЬ, ЭФФЕКТ ЦЕНЫ, ЭФФЕКТ ДОХОДА, ЭФФЕКТ ЗАМЕЩЕНИЯ, ВЫЯВЛЕННЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ, ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЧЕЛОВЕК.

Источник: Словарь по экономике (пер. с англ. П.А. Ватника). Colins. 1988

Теория поведения потребителя

В основе потребительского выбора (поведения потребителя на рынке) лежит функция полезности. Она объясняет, каким образом потребителям следует распределять свой денежный доход между различными товарами и услугами, которые они могут купить.

Для моделирования потребительского выбора используются кривые безразличия. Использование в экономическом анализе кривых безразличия предложил итальянский экономист Вильфредо Парето (1848–1923 гг.). Этот подход предполагает не количественное соизмерение потребностей, а лишь их ранжирование.

Равновесие потребителя может быть показано графически с помощью кривых безразличия, каждая из которых представляет собой множество точек, отражающих разный набор двух товаров, имеющий для потребителя совершенно одинаковую полезность.

Кривая безразличия, лежащая выше и правее другой кривой, показывает более предпочтительные для данного потребителя наборы товаров.

Кривые безразличия могут быть проведены через любую точку пространства совокупности товаров, однако все они имеют отрицательный наклон и никогда не пересекаются. Совокупность всех кривых безразличия, каждая из которых отражает различный уровень полезности, образует карту безразличия.

Кривые безразличия позволяют выявить предпочтения потребителя и возможность замены одного блага другим. Но они не показывают, какой именно набор товаров потребитель считает для себя наиболее предпочтительным.

Потребитель ограничен в средствах. Не всякий товарный набор ему доступен. Для множества доступных товарных наборов используется бюджетная линия (линия цен и расходов) – линия, которая графически отображает множество наборов двух продуктов, приобретение которых требует одинаковых затрат. Она показывает, какой набор товаров может купить потребитель, исходя из имеющегося у него количества денег.

Формально бюджетное ограничение может быть записано следующим образом:

                                                                 (6)

где I – доход потребителя; PX, PY – цены товаров X и Y; X и Y – количество потребляемых товаров.

График бюджетной линии представлен на рисунке 8.

Таким образом, бюджетная линия ограничивает сверху множество не доступных для потребителя наборов.

Для определения равновесия (оптимума) потребителя, перенесем бюджетную линию на карту безразличия (рис. 8).

Рис 8. Оптимум потребителя

Какой набор товаров выберет потребитель? Он выберет точку Е, в которой бюджетная линия лишь касается кривой безразличия U2. Таким образом, потребитель максимизирует свою полезность, получаемую от покупки двух товаров X и У, при имеющемся у него бюджете (точка Е). Это графическая интерпретация положения равновесия потребителя, т.е. такого состояния, в котором потребитель покупает товары в таких объемах, что расходует весь свой доход и максимизирует полезность.

Теория предельной полезности объясняет позволяет провести более точный анализ спроса и влияния его количественных изменений на рыночное равновесие.

Источник: Экономическая теория в вопросах и ответах

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
318.94 кб

Рациональность потребительского поведения в теории и на практике

Рыжкова Марина Вячеславовна
В статье выявлены предпосылки для доминирующего положения рациональности в экономической теории, изложены основные черты модели REMM, показаны ограничения развития этой модели, предложена общая схема построения рационального дейст
Читать PDF
188.41 кб

Анализ методологических подходов в теории потребительского поведения

Рыжкова М. В.
Определены характерные черты и аксиоматика ортодоксальной неоклассической модели потребительского поведения, выявлены направления ее развития. Проведен анализ эмпирических проверок модели.
Читать PDF
378.06 кб

Теоретико-методологические подходы к изучению потребительского поведения

Дементьева Ирина Николаевна
Потребительское поведение выступает одним из главных факторов экономического развития. Потребительский спрос стимулирует экономический рост и в то же время выступает индикатором, отражающим уровень и качество жизни населения.
Читать PDF
186.82 кб

Применение уравнения Слуцкого при изучении теории потребительского поведения

Шуревич Галина Ивановна
Межпредметная связь между экономической теорией и экономико-математическими методами при изучении темы «Уравнение Слуцкого»
Читать PDF
502.81 кб

Формализация теории «Функционального» субъективного потребительского поведения

Селиверстов Ярослав Александрович
Представлен анализ развития теоретических моделей потребительского поведения и даны их характеристики. Разработаны логико-алгебраические модели субъективного потребительского поведения.
Читать PDF
129.54 кб

К вопросу об использовании теории полезности в исследовании поведения потребителя

Панов Станислав Аврорович, Рагульский Александр Дмитриевич
Рассматриваются представления о человеке как об элементе экономической системы с точки зрения разных научных школ на различных этапах становления науки о хозяйствовании.
Читать PDF
367.09 кб

Индивидуализация потребностей как фактор поведения потребителей: теоретический аспект

Вапнярская Ольга Игоревна
Если проблематика идентификации, изучения и оценки потребностей продолжает оставаться объектом научного поиска, то вопрос развития потребностей традиционно рассматривается подчиненным известному закону возвышения (повышения) потре
Читать PDF
553.07 кб

Теория потребительского поведения: кардиналистский подход к анализу полезности и спроса

Барабанова Е.И.
Крупные изменения в экономике и коренные преобразования в промышленном производстве, а именно промышленная революция, явились предпосылками для появления новой научной школы маржинализма во второй половине XIX века.
Читать PDF
396.90 кб

Теоретические подходы к процессу потребительского поведения и принятия решения о покупке

Хасбулатова Барият Меджидовна
Поведение потребителя в рыночной экономике базируется на теории поведения потребителей, которая основана на том, как и каким образом наши потребности превращаются в определенную величину спроса; как из множества благ мы выбираем т
Читать PDF
631.47 кб

Формальная аксиоматика теории «Функционального» субъективного потребительского поведения

Селиверстов Ярослав Александрович, Селиверстов Святослав Александрович
Определены основные этапы развития теории «функционального» субъективного потребительского поведения, аналитически установлена необходимость аксиоматической математизации последней.
Читать PDF
147.03 кб

Теоретические подходы к анализу поведения потребителей на рынках с дифференцированным продуктом

Хромченко А. Л.
Читать PDF
290.70 кб

Потребительское поведение домохозяйств в системе конкурентоспособности региона: теоретико-методологи

Губнелова Нона Зурабовна
Рассматривается понятие «конкурентоспособность» в региональном разрезе. Конкурентоспособность региона отражает обусловленное различными факторами свойство его социально-экономической системы.
Читать PDF
511.30 кб

Методологические подходы к долгосрочному прогнозированию потребительского поведения на основе теорий

Кошарная Галина Борисовна, Белякова Вера Анатольевна
В статье рассмотрены различные подходы к определению человеческих потребностей, представлена их обобщающая классификация.
Читать PDF
293.09 кб

Допущение «о ненасыщаемости» как основная причина несоответствия теории поведения потребителя реальн

Поздняков Николай Александрович
Отказ от предположения о ненасыщаемости в ординалистском подходе теории поведения потребителя позволяет уйти от абстрактности исследования.
Читать PDF
311.11 кб

Теоретический анализ моделей экономического поведения потребителей на современном рынке деловых услу

Надеин Н.В.
В статье раскрываются тенденции трансформации потребления продукции и услуг в условиях современного рынка, развивающегося в информационной экономике.

Похожие термины:

  • Теория потребительского поведения

    теория, рассматривающая поведение потребителей на рынке, раскрывающая механизм взаимодействия потребностей и спроса. В основе формирования рыночного спроса лежат решения отдельных потребителе
  • Теория ролевого поведения потребителя

    (role theory) — концепция, согласно которой поведение потребителя во многих случаях напоминает действия героев в спектакле или на сцене.
  • Основные постулаты теории поведения потребителей

    1) Множественность видов потребления. Каждый потребитель желает потреблять множество разнообразных индивидуальных благ. 2) Не насыщенность. Потребитель стремится иметь большее количество любых т
  • Theory of consumer behaviour. Теория потребительского поведения

    Теория, рассматривающая проблему потребительского выбора, т.е. каким образом потребители распределяют свой доход на покупку товаров и услуг. Согласно теории потребители стараются максимизироват