Теория потребительского поведения

Найдено 1 определение
Теория потребительского поведения
теория, рассматривающая поведение потребителей на рынке, раскрывающая механизм взаимодействия потребностей и спроса. В основе формирования рыночного спроса лежат решения отдельных потребителей. Эти решения продиктованы желанием достичь наибольшей выгоды, или отдачи, или полезного эффекта, при имеющихся затратах или возможностях. Впервые анализ соотношения потребностей и спроса развернули представители теоретического течения, получившего название маржинализм (от фр. marginal — предельный, дополнительный). Зародилось оно во второй половине XIX в. Такие положения и выводы, как функция полезности, первый и второй законы Госсена, кривые безразличия, бюджетная линия и щ., сейчас встречаются во всех курсах по экономической теории. Теория потребительского выбора основана на том, что потребитель имеет определенные индивидуальные вкусы и предпочтения, что он ограничен в удовлетворении своих вкусов и предпочтений бюджетным ограничением (своими доходами) и что он делает в этих условиях выбор, обеспечивающий максимально возможную полезность. В экономической теории рассматриваются два основных подхода к решению этого вопроса: с точки зрения теории предельной полезности (кардиналистская теория — от слова «число») и с точки зрения кривых безразличия (ординалистская теория — от слова «порядок»). Кардиналисты заметили, что если потребление других товаров остается неизменным, то по мере насыщения потребности в каком-то товаре удовлетворение от потребления последующей единицы этого блага падает. Это относится практически ко всем товарам и называется законом убывающей предельной производительности. Снижение предельной полезности связано с уменьшением субъективной оценки товара по мере удовлетворения потребности в нем. Главной задачей изучения потребительского поведения было определить то состояние, которое являлось бы наиболее оптимальным для потребителя. Очевидно, что потребитель вынужден идти на компромисс, поскольку должен выбирать между альтернативными продуктами, чтобы при ограниченности денежных ресурсов получить в свое распоряжение наиболее удовлетворительный, с его точки зрения, набор товаров и услуг. В поисках такого набора потребитель склонен постоянно менять структуру потребления. Принцип максимизации обшей полезности будет состоять в следующем: каждый потребитель должен распределить свой доход так, чтобы полезность, полученная от последней денежной единицы, израсходованной на тот или иной товар, была одинаковой, т. е. покупатель будет предъявлять спрос на товар до тех пор, пока предельная полезность в расчете на одну денежную единицу, потраченную на данный товар, не станет равной предельной полезности на денежную единицу, израсходованную на другой товар. Ординалисты — представители другого направления в Т. п. п. полагают, что поскольку оценка предельной полезности является субъективной, то ее невозможно измерить, и вводят понятие «ординальной» (порядковой) полезности, с помощью которой можно выяснить, уменьшается или увеличивается степень удовлетворения потребителя от того или иного набора благ. Совокупность потребительских наборов, обеспечивающих одинаковый уровень удовлетворения, называют кривой безразличия. В каждой точке этой кривой есть набор товаров, который имеет одинаковую полезность для потребителя. Таких кривых можно нарисовать бесконечно много, причем каждая следующая кривая (лежащая дальше от начала координат) будет соответствовать большей общей полезности (отсюда понятие порядковой полезности). Нет смысла до бесконечности рисовать карту безразличия, поскольку существует некое ограничение — доход потребителя. Оно будет отражаться на бюджетной линии. Бюджетная линия показывает различные комбинации двух продуктов, которые могут быть приобретены при фиксированной величине денежного дохода и заданных ценах па эти товары. Оптимальное состояние потребителя ординалисты определяют в точке касания кривой безразличия и бюджетной линии, которая и определит оптимальное количество спрашиваемого товара при заданной цене на него, т. е. величину спроса.

Источник: Экономика. Словарь по обществознанию

Найдено научных статей по теме — 9

Читать PDF
318.94 кб

Рациональность потребительского поведения в теории и на практике

Рыжкова Марина Вячеславовна
В статье выявлены предпосылки для доминирующего положения рациональности в экономической теории, изложены основные черты модели REMM, показаны ограничения развития этой модели, предложена общая схема построения рационального дейст
Читать PDF
188.41 кб

Анализ методологических подходов в теории потребительского поведения

Рыжкова М. В.
Определены характерные черты и аксиоматика ортодоксальной неоклассической модели потребительского поведения, выявлены направления ее развития. Проведен анализ эмпирических проверок модели.
Читать PDF
378.06 кб

Теоретико-методологические подходы к изучению потребительского поведения

Дементьева Ирина Николаевна
Потребительское поведение выступает одним из главных факторов экономического развития. Потребительский спрос стимулирует экономический рост и в то же время выступает индикатором, отражающим уровень и качество жизни населения.
Читать PDF
186.82 кб

Применение уравнения Слуцкого при изучении теории потребительского поведения

Шуревич Галина Ивановна
Межпредметная связь между экономической теорией и экономико-математическими методами при изучении темы «Уравнение Слуцкого»
Читать PDF
502.81 кб

Формализация теории «Функционального» субъективного потребительского поведения

Селиверстов Ярослав Александрович
Представлен анализ развития теоретических моделей потребительского поведения и даны их характеристики. Разработаны логико-алгебраические модели субъективного потребительского поведения.
Читать PDF
553.07 кб

Теория потребительского поведения: кардиналистский подход к анализу полезности и спроса

Барабанова Е.И.
Крупные изменения в экономике и коренные преобразования в промышленном производстве, а именно промышленная революция, явились предпосылками для появления новой научной школы маржинализма во второй половине XIX века.
Читать PDF
396.90 кб

Теоретические подходы к процессу потребительского поведения и принятия решения о покупке

Хасбулатова Барият Меджидовна
Поведение потребителя в рыночной экономике базируется на теории поведения потребителей, которая основана на том, как и каким образом наши потребности превращаются в определенную величину спроса; как из множества благ мы выбираем т
Читать PDF
631.47 кб

Формальная аксиоматика теории «Функционального» субъективного потребительского поведения

Селиверстов Ярослав Александрович, Селиверстов Святослав Александрович
Определены основные этапы развития теории «функционального» субъективного потребительского поведения, аналитически установлена необходимость аксиоматической математизации последней.
Читать PDF
511.30 кб

Методологические подходы к долгосрочному прогнозированию потребительского поведения на основе теорий

Кошарная Галина Борисовна, Белякова Вера Анатольевна
В статье рассмотрены различные подходы к определению человеческих потребностей, представлена их обобщающая классификация.

Похожие термины: