ТЕОРИЯ ИГР

Найдено 18 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Теория игр
метод анализа стратегии поведения.

Источник: Словарь-справочник внешнеэкономических терминов. – Донецк – 2000.-203с.

ТЕОРИЯ ИГР
теория, анализирующая поведение лиц или фирм с конфликтующими интересами.

Источник: Экономика в терминах понятиях и представлениях. 2-е изд. 2016

Теория игр
моделирует поведение лиц или организаций с противоположными интересами.

Источник: Глоссарий по книге "Микроэкономика"

Теория игр
метод моделирования, используемый для оценки воздействия решения на конкурентов.

Источник: Основы менеджмента. Глоссарий к книге

ТЕОРИЯ ИГР

теоретическое направление в науке, использующее аппарат математического моделирования в целях предсказания, выработки лучших вариантов действий в условиях неопределенности, в игровых ситуациях.

Источник: Современный экономический словарь. 2-е изд.

Теория игр
формализованный математический метод, позволяющий исследовать, каким образом люди принимают решения, когда они знают, что их решения влияют на решения других людей и когда в расчет приходится принимать всех людей.

Источник: Управленческая экономика. Инструментарий руководителя

Теория игр
общий аналитический подход к моделированию социальных ситуаций, при котором подробно определяются информированность, возможные действия и мотивации действующих лиц, или игроков, а также последствия и результаты этих действий.

Источник: Словарь терминов по институциональной экономике

Теория игр
game theory) — раздел современной математики, изучающий математические модели принятия решений в так называемых конфликтных ситуациях. Теория игр анализирует выбор и действия игроков, которые осознают, что их решения взаимосвязаны.

Источник: Глоссарий к книге институциональная экономика

ТЕОРИЯ ИГР
направление в науке, изучающее формальные модели принятия оптимальных решений в конфликтных ситуациях, в том числе в условиях неопределенности (неполной информации). Рождение теории игр как целостной математической дисциплины обычно связывают с публикацией в 1944 г. работы Дж. фон Неймана и О. Моргенштерна «Теория игр и экономическое поведение».

Источник: Современная экономическая наука в понятиях и терминах 1997 г.

Теория игр

Теория игр - математическая теория, предсказания результатов игр, в которых участники не имеют полной информации о намерениях друг друга. Формализованное описание игры представляется списком ее участников и множества стратегий для каждого из них.
Теория игр используется для описания процессов, происходящих на олигополистических рынках, и в теории фирм.

Источник: Финансовый словарь проекта «Финам», проект www.finam.ru/dictionary

ТЕОРИЯ ИГР
Раздел современной математики, с помощью которого возможно количественное описание экономических процессов. Теория игр служит инструментом для нахождения оптимального решения практической экономической задачи, устраивающего либо всех партнеров, либо оптимального с точки зрения возможных экономических результатов. Анализирует поведение лиц или фирм с конфликтующими интересами.

Источник: Экономический словарь. Толково-терминологический словарь 2007

Теория игр
(game theory) — общий аналитический подход к моделированию социальных ситуаций, при котором подробно определяются информированность, возможные действия и мотивации действующих лиц, или игроков, а также последствия и результаты этих действий. В противоположность этому модель конкурентного равновесия не содержит указаний на то, что произойдет в случае, если спрос потребителей превысит имеющееся предложение.

Источник: Экономика организация и менеджмент. С.П. Высшая школа экономики. 2004

ТЕОРИЯ ИГР
математическая теория конфликтных ситуаций. Экон. интерпретация задач Т.и. может быть представлена следующим образом. Если имеется несколько конфликтующих сторон (лиц), каждая из которых принимает некоторое решение, определяемое заданным набором правил, и каждому из лиц известно возможное конечное состояние конфликтной ситуации с заранее определенными для каждой из сторон платежами, то говорят, что имеет место игра. Задача Т.и. состоит в выборе такой линии поведения (стратегии) данного игрока, отклонение от которой может лишь уменьшить его выигрыш. Игры, в которых целью каждого участника является получение по возможности большего индивидуального выигрыша, называются бескоалиционными в отличие от коалиционных, в которых действия игроков направлены на максимизацию выигрышей коллектива (коалиции).

Источник: Управление персоналом. Энциклопедический словарь. Инфра-М. 1998

ТЕОРИЯ ИГР
(game theory) Моделирование экономических решений в условиях, когда исход зависит от выбора, сделанного каждым экономическим агентом, когда он не располагает информацией о выбранных другими агентами решениях. Теория игр проводит различие между однократными играми и повторяющимися, в этом случае установившаяся в прошлых играх репутация игрока влияет на его поведение в последующих играх. Кроме того, теория различает игры с нулевой суммой, когда от игры зависит только распределение данного количества ресурсов, игры с положительной суммой, когда некоторые игроки имеют возможность выиграть больше, чем проиграют другие, и игры с отрицательной суммой, например борьба за ресурсы, когда в ходе самой игры количество доступных для дележа ресурсов уменьшается. Теория игр нашла широкое применение в анализе как промышленных предприятий, так и экономической политики.

Источник: Экономика. Оксфордский толковый словарь

ИГР ТЕОРИЯ (theory of games)
матем. теория оптим. решений в конфликтных ситуациях. Поскольку участники конфликта, как правило, заинтересованы в том, чтобы скрывать от противника свои действия, ситуация задач И.т. является ситуацией принятия решений в условиях неопределенности. Логической основой И.т. служит формализация понятий конфликта, принятия решения в нем и оптимальности этого решения. Конфликтом называется явление, в котором присутствуют участники (игроки), имеющие разл. цели и располагающие определенным мн-вом способов действий - стратегий. Выбор игроками оптим. стратегий осуществляется в соответствии с разл. критериями оптимальности. В весьма общих моделях выбор стратегии производится на основании соотношений предпочтения на мп-вах стратегий, однако чаще всего применяют подход, основанный па ф-циях выигрыша. Такие ф-ции задаются на ситуациях - выборах стратегий всех игроков. Рациональное поведение игроков во мн. классах игр определяется принципом максимина. Ситуация, в которой выполняется определенный принцип оптимальности, называется решением игры. У мп. классов игр не существует единого принципа оптим. поведения игроков. И.т. основана на большом разнообразии матем. методов и тесно связана с программированием матем. Па И.т. основаны мн. результаты теории стат. решений, теории управления случайными процессами и др.

Источник: Глоссарий терминов по грузоперевозкам, логистике, таможенному оформлению

теория игр
Теория индивидуальных рациональных решений, принимаемых в условиях недостаточной информации относительно результатов этих решений. Современная теория игр начинается с работы фон Неймана и Моргенштерна «Теория игр и экономическое поведение» (1944), Теория исследует взаимодействие индивидуальных решений при некоторых допущениях, касающихся принятия решения в условиях риска (см. von NeumannMorgenstern expected utility hypothesis), общих условий окружающей среды, кооперативного или некооперативного поведения других индививидов. В то время как традиционная микроэкономическая теория предлагает теорию принятия решений в условиях определенности, очевидно, что рациональному индивиду приходится принимать решения в условиях неопределенности и взаимодействия. Если выигрыш одного индивида является проигрышем другого, то говорят, что это игра с нулевой суммой. Игра с ненулевой суммой имеет место тогда, когда каждый из индивидов может выиграть от решения одного из них. Игра может быть кооперативной, когда возможен сговор, и некооперативной, когда преобладает антагонизм. Одним из известнейших примеров игры с ненулевой суммой является дилемма заключенного (prisoner’s dilemma). Это очень важный пример, так как он показывает, что, вопреки утверждениям либерализма, преследование индивидом собственного интереса ведет к решению, менее удовлетворительному, чем возможные альтернативы. Теория игр показала свою полезность в анализе таких аспектов экономического поведения, как олигополия, истощение природных ресурсов и общественные блага (public goods). Теория кооперативных игр, допускающих сотрудничество между индивидами, использовалась при анализе образования картелей (cartel) и исследовании сговора на рынках промышленных товаров и рынке труда. Предельная теорема Ф.И.Эджуорта (Edgeworth) представляет собой ранний пример кооперативной игры «участников. Теорема утверждает, что по мере того как число участников в экономике чистого обмена увеличивается, сговор становится менее полезным, а множество возможных равновесных относительных цен (ядро) уменьшается. Если число торговцев стремится к бесконечности, то остается только одна система относительных цен, соответствующая ценам общего равновесия (general equilibrium). См. Bacharach, М., Economics and the Theory of Games, Macmillan, London (1976).

Источник: Словарь современной экономической теории Макмиллана. М. Инфра-М 2003

Теория игр
раздел современной математики, изучающий так называемые «конфликтные ситуации а (т. е. ситуации, при которых интересы участников противоположны или во всяком случае, не совпадают). Рассказывают, что первооткрыватель ее, выдающийся математик XX в. Джои Нейман пришел к идеям своей теории, наблюдая за игрой в покер. (Отсюда и происходят название «теория игр».) Но конечно, не это «серьезное» занятие на самом деле стимулировало его исследование. Просто он попытался математически описать характерные для капиталистической экономики явления конкуренция. В наиболее простом случае речь идет о противоборстве только двух противников, например двух конкурентов, борющихся за рынок сбыта. В более сложных случаях в «игре» участвуют многие, причем они могут вступать между собой в постоянные или временные коалиции, союзы. Суть «игры» а том, что каждый из участников принимает такие решения (т. е. выбирает стратегию действий), которые, как он полагает, обеспечивают ему наибольший выигрыш или наименьший проигрыш. Эти решения отражаются а таблице, которая называется платежной матрицей. И, оказывается, есть такая точке («седловая»), в которой достигается равновесие, приемлемое для партнеров.
Чисто математическая и потому весьма абстрактная теория игр, разумеется, далеко не полно отражает сложные процессы, происходящие в реальной капиталистической экономике, не говори уже о социалистической. Почему же книги по теория игр, в том числе и фундаментальный труд Дж. Неймана и О. Морге истер на «Теория игр и экономическое поведение», широко переводятся у вас, почему эта теория интересует советских экономистов? Во-первых, теоретике-игровые подходы используются в теоретической разработке народнохозяйственных моделей (предусматривающих согласование интересов крупных социальных групп, регионов и т.д.). Во-вторых, оказывается, математические приемы теории игр могут и широко применяться для решения многочисленных практических экономических задач: например, на промышленных предприятиях для выбора оптимальных решений в области повышения качества продукции, определения запасок и т. д. «Противоборство» здесь происходит в первом случае между стремлением выпустить больше продукция (затратить меньше труда на единицу продукции) и сделать ее лучше, т. е. затратить больше труда; во втором случае — между желанием заласти побольше, чтобы быть застрахованным от случайностей, и запасти поменьше, чтобы не омертвлять средства.
В разделе Оптимальное программирование, исследование операций читатель увидит, что подобные задачи решаются и другими эконом и ко-математическими способами.

Источник: Популярный экономико-математический словарь. 3-е изд. Знание. 1990

ТЕОРИЯ ИГР
(game theory) — теория, использующая логическую дедукцию для исследования различных стратегий, предпринимаемых конкурирующими игроками. Теория игр может быть использована в экономической науке для представления проблем, связанных с формированием маркетинговой стратегии небольшим числом взаимозависимых конкурентов.
Олигополист (см. олигополия) должен принимать в расчёт реакцию конкурентов на его собственные маркетинговые действия, чтобы гарантировать возможный «выигрыш» от применения каждой конкретной стратегии. Например, рассмотрим борьбу за долю на рынке между двумя фирмами (X и У), где общий размер рынка фиксирован, так что увеличение доли одной фирмы происходит за счёт доли другой (так называемая ИГРА с НУЛЕВОЙ суммой). Предположим, компания X может сделать выбор между двумя стратегиями: понижением цены (Р) или новой рекламной компанией (А), а компания У имеет те же доступные ей стратегии. Любая пара стратегий для двух фирм приводит в результате к определённому разделу рынка между ними: если фирма X приняла стратегию Р и фирма У приняла также стратегию Р, то фирма X получит 50% рынка, оставив 50% фирме У. Эта 50%-ная доля рынка является выигрышем фирмы X, и вся подобная информация о доле на рынке может быть сведена в матрицу выигрышей на рис. 124.
Каждая фирма должна самостоятельно выбрать для себя наилучшую стратегию, используя информацию, заключённую в данной таблице. Если фирма X применяет осторожный подход, то она должна иметь в виду, что на её стратегию Р фирма У ответит своей стратегией А, сокращая выигрыш фирмы X от стратегии Р до минимума в 40% (подчеркнуто). Аналогично, на выбор стратегии А фирмой X фирма У неизбежно ответит своей стратегией Р, сокращая выигрыш фирмы X от стратегии А до минимума в 55% (подчеркнуто). Следуя этому пессимистическому взгляду, лучшее, что может сделать фирма X, это выбрать стратегию, ведущую к большему из этих (подчеркнутых) минимальных выигрышей, в данном случае — к 55%, приносимых стратегией А (стратегия максимина).

Фирма У могла действовать подобным же образом, но для нее худший вариант состоит в том, что фирма X при этом получает большую долю рынка, так что фирма У — меньшую. Таким образом, если фирма У проводит стратегию Р, её худший возможный выигрыш составит 45% рынка (55% отходит к фирме X), и это отмечено в матрице: число 55 обведено кружком. Если бы фирма У выступила со стратегией А, её худший возможный выигрыш составил бы 40% рынка (60% отходит фирме X), и эти 60% также отмечены кружком. Лучший из выигрышей для фирмы У — меньшая из цифр, обведённых кружком, в данном случае это 55% рынка, отдаваемых фирме X (стратегия минимакса).
Исход таков, что фирма X выберет для себя стратегию А, а фирма У — стратегию Р, и ни одна из фирм не будет склонна к изменению своего выбора.

Источник: Словарь по экономике (пер. с англ. П.А. Ватника). Colins. 1988

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
1.47 мб

Путь игрока, или теория игровых площадок

Засурский И.И.
Читать PDF
825.60 кб

Теоретико-игровой подход к маркетингу инноваций

Самолдин А.Н.
Исследовано применение теории игр к имитации управления отдельными элементами маркетинга инновационной деятельности, таким как поиск инновационных идей, организация финансирования, подбор кадров, реклама, ценообразование на иннова
Читать PDF
124.45 кб

Анализ трубопровода ВСТО в рамках теоретико-игрового подхода

Сидоренко Владимир Николаевич, Савин Владислав Владимирович
Авторы исследовали перспективы возможных маршрутов транспортировки нефти из России в Китай и/или в Японию по трубопроводу «Восточная Сибирь Тихий океан» (ВСТО).
Читать PDF
166.84 кб

Стратегическое взаимодействие в онлайн-играх: взгляд из теории игр

Кнорре Алексей Викторович
Статья посвящена анализу стратегического взаимодействия в онлайн-играх (MMOGs) и применению для этого теории игр и симуляционного моделирования.
Читать PDF
926.64 кб

Методика теоретико-игрового обоснования условий проведения конкурса

Макаров Юрий Николаевич, Строцев Андрей Анатольевич
Предложена методика построения двухуровневой теоретико-игровой модели конкурса. Задача решается с точки зрения организаторов. Используется комплексный критерий, включающий рейтинг заявки и вероятность выполнения контракта.
Читать PDF
706.28 кб

Зарубежные исследования в области теоретико-игрового анализа инноваций

Дубина Игорь Николаевич
Представлен обзор современных исследований, посвященных применению методов теории игр для анализа различных аспектов инновационной деятельности.
Читать PDF
446.22 кб

Теоретико-игровой подход к выбору стратегий объектов валютного контроля

Васин А. С., Орлов Б. А.
Читать PDF
432.57 кб

Теоретико-игровой анализ взаимодействия государства и офшорных компаний

Переверзева А. А.
Статья посвящена теоретико-игровому анализу взаимодействия государства и офшорных компаний. Сформулировано экономическое содержание категории «офшоризация экономики».
Читать PDF
289.17 кб

Теоретико-игровая модель конкуренции «Качество - цена» на отраслевом рынке

Зенкевич Н.А., Гладкова М.А.
Исследование проблем управления качеством находится в центре внимания современной теории отраслевой организации.
Читать PDF
415.67 кб

Теоретико-игровой подход к проблеме потребительского кредитования в России

Аглицкий И.С., Сирота Е.Н.
Тема.
Читать PDF
173.34 кб

Теоретико-игровая модель задачи международной торговли при неопределенности

Фахретдинова Виктория Александровна
В статье рассматривается теоретико-игровая модель задачи международной торговли в условиях неопределенности (низкая или высокая экономическая активность рынка).
Читать PDF
1.84 мб

Исследование ситуации множественного равновесия в теоретико-игровых моделях

Власов Д.А.
В центре внимания статьи экономическая ситуация, характеризующаяся множественным равновесием Нэша.
Читать PDF
1.11 мб

Теоретико-игровой анализ режимов оказания содействия международному развитию

Дегтерев Денис Андреевич
Данная статья посвящена анализу различных ситуаций конфликта интересов, возникающих в системе международного сотрудничества в целях развития.
Читать PDF
336.07 кб

Теоретико-игровое моделирование конфликта интересов авиакомпаний и аэропортов

Митина И. Д.
В статье сформулирована проблема столкновения интересов двух сторон аэропорта и авиакомпании. Проанализированы возможные варианты поведения участников конфликта, построена матрица игровых ситуаций.
Читать PDF
227.53 кб

Теоретико-игровое моделирование взаимодействия субъектов в инновационной сфере

Силкина Галина Юрьевна
Обоснованы преимущества и определены ограничения применения игрового подхода в инновационной сфере.

Похожие термины:

  • Теория ИГРЕК

    исходит из того, что расходование физической и духовной энергии в процессе трудовой деятельности выступает таким же естественным явлением, как и их расходование при игре или отдыхе; для того, чтоб
  • Мотивационная теория икс - игрек

    Д. Макгрегора базируется на двух противоположных характеристиках среднего человека и соответствующих им способам побуждения (мотивации) к действию. Теория X опирается на то, что: средний человек л