ТЕОРИЯ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ

Найдено 1 определение
ТЕОРИЯ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ
англ. pricing theory) – обобщение закономерностей, методологии, развития и практики ценообразования. Цена – категория товарно-ден. отношений, поэтому Т.ц. изменяется и совершенствуется в соответствии с их эволюцией. Объективные закономерности ценообразования в условиях рынка основаны на взаимодействии спроса и предложения (см. Неоклассическая теория, школа). В рыночной экономике закон спроса и предложения оказывает большое влияние на уровень и динамику цен, цены в свою очередь воздействуют на стимулирование или ограничение спроса и предложения. Все цены образуют единую систему, где они группируются по определ. признакам: по стадиям реализации товара, по времени действия, по тер. действия, по способу возмещения трансп. расходов, по характеру формирования. Все цены взаимосвязаны и взаимозависимы. Изменение в одном звене системы приводит к изменению всей системы цен, что означает ее способность самонастраиваться. Поэтому нарушение экономич. законов в рыночной экономике практически невозможно. Система цен выполняет функции, в к-рых проявляется сущность цены как экономич. стоимостной категории: учетную, стимулирующую и перераспределительную. Учетная функция состоит в учете в системе цен всей совокупности общественно необходимых затрат. Нормальное поступательное развитие экономики обеспечивается соответствием суммы цен совокупности созданных стоимостей, а несоответствия нарушают процесс воспроизводства. В частн., превышение суммы цен над суммой созданных стоимостей приводит к инфляции. Стимулирующая функция заключается в том, что посредством системы цен реализуются экономич. интересы всех участников воспроизводства и общества в целом. Это особенно важно для рыночной экономики, когда на первое место выдвигаются экономич. методы управления. Стимулирование осуществляется по всем стадиям, направлениям, отраслям расширенного воспроизводства. Через систему цен стимулируется увеличение объема произ-ва, улучшение качественных параметров товаров, обновление ассортимента, улучшение структуры потребления (производственного и непроизводственного), сокращение нерациональных перевозок, эффективное использование трансп. средств, сокращение времени обращения и т.п. Большую роль стимулирующая функция играет в решении соц. проблем, когда создаются благоприятные условия для потребления товаров первой необходимости. Особое место занимает активная роль цены в стимулировании снижения себестоимости и увеличения на этой базе прибыли. Вместе с тем ценой можно ограничивать произ-во морально устаревших товаров, товаров низкого качества и несоответствующего потребностям об-ва ассортимента. Перераспределительная функция означает, что через систему цен перераспределяется вновь созданная стоимость (в ден. выражении – национальный доход). Механизм перераспределения заключается в том, что часть стоимости, созданная при произ-ве одного товара, реализуется в цене др. товара. В результате цены одних товаров формируются ниже стоимости, а цены др. – выше стоимости. На отклонение цен от стоимости влияют перераспределительные факторы: соотношение спроса и предложения, социальные, климатические и нац. факторы, фактор моды и престижности, новизны или морального старения изделия, политич. факторы. При расчете цены на пр-тии используют метод прямого калькулирования и параметрические методы. Первый заключается в том, что цена определяется на основе определения затрат на произ-во единицы товара и возможного размера прибыли. Этот метод признан основным и применяется при определении любой цены (см. Калькулирование себестоимости). Параметрические методы основаны на выводе математической зависимости цены товара от его параметров. Цена определяется по соотв. математической модели. Эти методы позволяют определить место данного товара в существующей на рынке системе цен аналогичных товаров. В зависимости от периода жизненного цикла товара различают след. виды цен. На принципиально новые товары в зависимости от целей производителя это может быть цена «снятия сливок», цена внедрения на рынок, «психологическая цена», цена следования за лидером, цена возмещения издержек произ-ва, престижная цена. Иногда цена может сочетать в себе два или несколько видов (напр., цена «снятия сливок» может быть и психологической). На стадии зрелости формируются цены скользящие; долговременные (стабильные); потребительского сегмента рынка; эластичные; преимущественные; цены на изделия, снятые с производства; цены устанавливаемые на уровне, более низком, чем у большинства фирм на рынке; договорные цены. См. также соотв. статьи о ценах.

Источник: Финансово-кредитный энциклопедический словарь

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
350.80 кб

Эволюция теории ценообразования

Романова Алена Сергеевна
Рассматривается эволюция теории ценообразования, а также основные факторы, влияющие на формирование цены в современных рыночных условиях.
Читать PDF
395.29 кб

Валютный риск и теория ценообразования активов

Дранев Ю. Я.
За прошедшие десятилетия было опубликовано большое количество научных работ по оценке влияния валютного риска на стоимость компаний. Исследования подтвердили, что валютный риск является одним из ценообразующих факторов.
Читать PDF
215.18 кб

К вопросу о противоречиях в теориях ценообразования

Ветрова Екатерина Александровна, Губанова Наталья Владимировна
Рассмотрены основные противоречия в теориях ценообразования. Отражены основные направления теории «австрийской школы», получившей развитие в трудах Е. Бем-Баверка, Ф. Визераб, К.
Читать PDF
306.55 кб

Теоретические и практические проблемы ценообразования в вузе

В. В. Минаев, Д. А. Шевченко
Читать PDF
218.58 кб

Рынок и цена: институциональный аспект теории ценообразования

Тумаланов Николай Васильевич
Рассмотрены закономерности ценообразования, место в них рыночных сил и институтов.
Читать PDF
368.64 кб

Учет фактора валютного риска в теории ценообразования активов

Кучин Илья Игоревич
За прошедшие десятилетия было опубликовано большое количество научных работ по оценке влияния валютного риска на стоимость компаний. Исследования подтвердили, что валютный риск является одним из ключевых ценообразующих факторов.
Читать PDF
412.62 кб

Теоретические вопросы ценообразования в современной экономике

Семененко В.В., Понемасов А.Д., Шаесламов Э.Р.
В статье рассматриваются вопросы определения стоимости и цены товара в современной экономике.
Читать PDF
412.33 кб

О некоторых вопросах теории стоимости и практики ценообразования

Фирсов Евгений Александрович
В статье рассматриваются достоинства и недостатки двух основных теорий стоимости: теории трудовой стоимости, спроса и предельной полезности.
Читать PDF
3.29 мб

Обзор теоретических концепций ценообразования финансовых активов

Окунь С.А.
Предмет. Институт финансового рынка занимает ключевую позицию в экономической системе, обеспечивающей аккумуляцию и распределение финансовых ресурсов посредством купли-продажи финансовых инструментов.
Читать PDF
350.07 кб

Теоретические основы ценообразования и его государственное регулирование

Абдурахмонов М.
Статья посвящена вопросам свободного ценообразования и государственного регулирования цен в Республике Таджикистан. Процесс свободного ценообразования рассматривается в качестве приоритетной проблемы национальной экономики.
Читать PDF
374.65 кб

Теоретические подходы к рыночному ценообразованию инновационной продукции

Леготин Федор Яковлевич, Пряхин Геннадий Николаевич
Предложены новые формулы производственной себестоимости и затратно-рыночных оптимальных цен интеллектуально-инновационной брэнд-продукции, реализуемой новатором-монополистом на патентном рынке с использованием индекса монопольной
Читать PDF
288.11 кб

Развитие современной портфельной теории: деформации ценообразования и арбитраж

Нагапетян А.Р., Рубинштейн Е.Д., Урумова Ф.М.
В работе рассматривается возможность использования поведенческого синтеза для углубления наших знаний об арбитражных операциях, что позволит дополнить современные теории портфельного анализа, в том числе «Гипотезу эффективного рын
Читать PDF
569.57 кб

Налоговое администрирование трансфертного ценообразования: от теории к практике

Грундел Лариса Петровна, Пинская Миляуша Рашитовна
в статье даётся обзор докладов и выступлений участников Международной научно-практической конференции «Налоговое администрирование трансфертного ценообразования: от теории к практике».
Читать PDF
486.90 кб

Теоретические аспекты затратно-рыночного ценообразования инновационной продукции

Фёдоров Михаил Васильевич, Леготин Фёдор Яковлевич, Соколов Дмитрий Николаевич
Предложены новые формулы производственной себестоимости и затратно-рыночных оптимальных цен интеллектуально-инновационной бренд-продукции, реализуемой новатором-монополистом на патентном рынке с использованием индекса монопольной
Читать PDF
107.33 кб

Основные направления совершенствования теории стоимости и ценообразования товаров

Фирсов Е.А.
Рассматриваются особенности, достоинства, недостатки и возможности последующего выполнения теорий стоимости товаров.

Похожие термины:

  • Арбитражная теория ценообразования

    Альтернативная модель определения стоимости основных фондов, разработанная Стивеном Россом и построенная исключительно на арбитражных аргументах.
  • Теория арбитражного ценообразования

    (Arbitrage Pricing Theory- АРТ) - теория, исходящая из того, что на рынке, где действуют рациональные инвесторы, не может долго сохраняться арбитражная ситуация, при которой возможно получение безрисковой приб
  • Однофакторная арбитражная теория ценообразования

    Особое положение арбитражной теории ценообразования, производное от однофакторной модели посредством использования диверсификации и арбитража. Утверждает, что ожидаемый доход на любой рискова