ТАРИФЫ ТРАНСПОРТНЫЕ
ТАРИФЫ ТРАНСПОРТНЫЕ
система ставок, по которым взимается плата за перевозки. Подразделяются на грузовые и пассажирские. Первые - разновидность оптовых цен, вторые (пассажирские) - вид розничных цен. За их основу принимается себестоимость перевозок, налоги и прибыль, обеспечивающая определенный доход транспортным организациям. Тарифы дифференцированы по видам транспорта. На железнодорожном транспорте действуют единые тарифы по видам и размерам груза, расстоянию и скорости перевозок; на водном они дифференцированы по бассейнам рек и морей; на автомобильном - также по видам и размерам груза; на воздушном - по поясным зонам.
ТАРИФЫ ТРАНСПОРТНЫЕ
(ГРУЗОВЫЕ) - система цен за услуги по перевозке грузов, часть общей системы плановых оптовых цен. Уровень Т.т. определяется общественными издержками по перемещению грузов и зависит от видов транспорта, расстояния перевозки, количества одновременно перевозимого груза, технической оснащённости транспорта и погрузочно-разгрузочных работ и других факторов. Т.т. утверждаются в законодательном порядке и приводятся в тарифных схемах, руководствах, правилах исчисления платежей, сборов по перевозкам грузов и других нормативных актах.
В практической работе органов МТС наибольшее значение имеют железнодорожные тарифы, так как этим транспортом перевозится наибольшее количество грузов. Эти тарифы подразделяются по видам, роду отправок и форме построения. По видам Т.т. делятся на исключительные, льготные, местные и общие.
Исключительные тарифы применяют в виде надбавок и скидок к общим тарифам с целью стимулирования использования местных материальных ресурсов, ограничения излишних дальних и коротких перевозок. Льготные тарифы применяются при перевозке целевых грузов в адрес отдельных грузополучателей. Местные тарифы применяются на территории одной железной дороги. В остальных случаях применяются общие тарифы.
По роду отправки различают тарифы: повагонные, предусматривающие тарифы за весь вагон; за перевозку мелкими отправками, исчисляемые по фактической массе груза; контейнерные - в соответствии с грузоподъемностью контейнера; погонные, применяющиеся к грузам, перевозимым в цистернах и бункерных полувагонах.
По форме построения различают табличные и схемные тарифы. В табличных тарифах указывается конкретная стоимость перевозки тонны груза, вагона, контейнера. Схемные тарифы являются основной формой тарифов. Они дифференцированы в зависимости от расстояния перевозок.
Действующие тарифы публикуются в тарифных руководствах №1 и №4. В первой части тарифного руководства №1 содержатся правила применения тарифов, номенклатуры грузов, общие и исключительные тарифы, алфавит к номенклатуре грузов; вторая часть содержит расчетные таблицы платы за перевозку. В тарифном руководстве №4 приводятся тарифные расстояния.
Номера тарифных схем для определения тарифов находятся в зависимости от характера перевозимых грузов. С этой целью все материальные ресурсы классифицированы на следующие одиннадцать разделов: I. Продукция сельского хозяйства. II. Продукция лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности. III. Руды металлические. IV. Продукция топливно-энергетической промышленности. V. Минеральное сырье, минерально-строительные материалы и изделия. Абразивы. VI. Продукция металлургической промышленности. VII. Продукция машиностроения, приборостроения и металлообрабатывающей промышленности. VIII. Продукция химической промышленности. IX. Продукция пищевой, мясомолочной и рыбной промышленности. X. Продукция легкой и полиграфической промышленности. XI . Прочие грузы.
Указанные разделы делятся на группы, а те в свою очередь на тарифные позиции. В специальных таблицах указываются номера тарифных схем, по которым определяются тарифы.
В практической работе органов МТС наибольшее значение имеют железнодорожные тарифы, так как этим транспортом перевозится наибольшее количество грузов. Эти тарифы подразделяются по видам, роду отправок и форме построения. По видам Т.т. делятся на исключительные, льготные, местные и общие.
Исключительные тарифы применяют в виде надбавок и скидок к общим тарифам с целью стимулирования использования местных материальных ресурсов, ограничения излишних дальних и коротких перевозок. Льготные тарифы применяются при перевозке целевых грузов в адрес отдельных грузополучателей. Местные тарифы применяются на территории одной железной дороги. В остальных случаях применяются общие тарифы.
По роду отправки различают тарифы: повагонные, предусматривающие тарифы за весь вагон; за перевозку мелкими отправками, исчисляемые по фактической массе груза; контейнерные - в соответствии с грузоподъемностью контейнера; погонные, применяющиеся к грузам, перевозимым в цистернах и бункерных полувагонах.
По форме построения различают табличные и схемные тарифы. В табличных тарифах указывается конкретная стоимость перевозки тонны груза, вагона, контейнера. Схемные тарифы являются основной формой тарифов. Они дифференцированы в зависимости от расстояния перевозок.
Действующие тарифы публикуются в тарифных руководствах №1 и №4. В первой части тарифного руководства №1 содержатся правила применения тарифов, номенклатуры грузов, общие и исключительные тарифы, алфавит к номенклатуре грузов; вторая часть содержит расчетные таблицы платы за перевозку. В тарифном руководстве №4 приводятся тарифные расстояния.
Номера тарифных схем для определения тарифов находятся в зависимости от характера перевозимых грузов. С этой целью все материальные ресурсы классифицированы на следующие одиннадцать разделов: I. Продукция сельского хозяйства. II. Продукция лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности. III. Руды металлические. IV. Продукция топливно-энергетической промышленности. V. Минеральное сырье, минерально-строительные материалы и изделия. Абразивы. VI. Продукция металлургической промышленности. VII. Продукция машиностроения, приборостроения и металлообрабатывающей промышленности. VIII. Продукция химической промышленности. IX. Продукция пищевой, мясомолочной и рыбной промышленности. X. Продукция легкой и полиграфической промышленности. XI . Прочие грузы.
Указанные разделы делятся на группы, а те в свою очередь на тарифные позиции. В специальных таблицах указываются номера тарифных схем, по которым определяются тарифы.
Источник: Материально-техническое снабжение. Словарь-справочник. М. Экономика 1985