СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ,

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Свободные экономические зоны
ограниченные территории, в которых действуют особо льготные условия для иностранных и национальных предпринимателей.

Источник: Словарь-справочник внешнеэкономических терминов. – Донецк – 2000.-203с.

СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ (СЭЗ)
ограниченные территории или предприятия отдельных отраслей, расположенные в различных точках страны, где действуют льготные экономические условия для национального и зарубежного бизнеса.

Источник: Глоссарий по маркетингу, проект "Хидирнери луцман кентрон"

Свободные экономические зоны
зона свободного предпринимательства), ограниченные территории, в которых действуют льготные экономические условия для ино-странных и национальных предпринимателей. Создаются для решения внешнеторговых, общеэкономических, социальных, региональных и научно-технических проблем. К свободным экономическим зонам относятся специальные экономические зоны, зоны совместного предпринимательства, зоны свободной торговли и др.

Источник: Аграрная экономика термины и понятия. Энциклопедический справочник

СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ
ограниченные территории для национальных и иностранных предпринимателей с льготными экономическими условиями. Создаются для решения экономических, социальных, научно-технических и других задач. Их виды: зоны свободной торговли, свободные порты, транзитные зоны, беспошлинные склады и таможенные зоны на отдельных предприятиях, базирующиеся на отмене или снижении таможенных пошлин и экспортно-импортного контроля над товарами, поступающими в зону и реэкспортируемыми из нее; зоны совместного предпринимательства - обособленные части территории данной страны, рассматриваемые как находящиеся вне ее таможенной территории, где вводятся особые (льготные) режимы (таможенный, арендный, налоговый, валютный, визовый, трудовой и др.), создающие благоприятные условия для иностранных инвестиций и осуществления совместного предпринимательства; технологические зоны (технологические парки, технополисы), обеспечивающие на основе различных льгот разработку и внедрение современной технологии с помощью как национальных, так и иностранных фирм (предприятий); банковские и страховые зоны с льготным режимом осуществления этих операций; комплексные зоны (открытые города, особые районы), решающие задачи использования элементов различных видов зон. С точки зрения таможенного законодательства (регулирования) С. э. з. представляют собой своего рода территориальный анклав, где привезенный товар рассматривается как находящийся вне таможенной территории. В связи с этим различают три основных типа С. э. з.: первый из них рассматривает введение на определенной территории специального законодательства, обеспечивающего льготный режим хозяйствования для национальных и иностранных субъектов в пределах области, района, города; второй тип предусматривает создание на небольшой территории необходимых инфраструктур по международным стандартам; третий допускает сдачу в аренду или концессию малоосвоенных территорий.

Источник: Экономика. Энциклопедический словарь. 2004 г.

СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ
часть национально - государственной территории, на которой действуют особые льготные условия для иностранных и национальных предпринимателей. Главная цель создания - подъем экономики региона, повышение ее эффективности. Обеспечивается посредством: привлечения материальных и финансовых ресурсов зарубежных паритетов и отечественных предпринимателей; внедрения передовой техники и технологий; создания экспортно - ориентированных производств и увеличения на этой основе валютных поступлений; освоения передового опыта управления и организации маркетинга; создания новых рабочих мест; освоения зарубежных рынков сбыта и др. Для формирования благоприятных условий деятельности свободных зон используется следующий набор льгот: освобождение от налогов или установление низких налогов по сравнению с другими территориями или соседними странами; беспошлинный ввоз сырья, полуфабрикатов, комплектующих узлов, машин и оборудования; упрощенный режим учреждения и регистрации фирм; льготное кредитование; либерализация валютных операций и др. Создаются как в развитых, так и в развивающихся странах. В зависимости от целей и задач различают несколько видов зон: свободные склады, свободные таможенные зоны, научно - технические зоны (технопарки). Особым режимом функционирования отличаются оффшорные зоны. В России в первые годы проведения экономических реформ была предпринята попытка создания 11 зон на уровне целых краев и областей. Такая мера не оправдала себя. В настоящее время создаются свободные таможенные зоны, расположенные вблизи крупных международных аэропортов (Шереметьево и Внуково), а также международных портов. Создаются свободные таможенные склады в Москве и Московской области. В 1996 г. был принят Закон «Об особой экономической зоне в Калининградской области», предусматривающий режим свободной таможенной зоны, отличающийся от других зон. В частности, здесь на резидентов зоны не распространяется порядок обязательной продажи валюты на валютном рынке РФ.

Источник: Экономический словарь

Свободные экономические зоны
территории, регионы в государстве, ограниченные посредством особого юридического статуса от остальных регионов льготными экономическими условиями для национальных и/или иностранных хозяйствующих субъектов. Данные зоны создаются и функционируют со стратегической целью развития страны в целом или отдельной ее территории во внешнеторговой, производственной, социальной либо научно-технической областях.
Классификация по функциям выделяет следующие СЭЗ:
- зона свободной торговли, портовая зона – территория, функционирующая вне границ национального таможенного регулирования, как правило, предполагающая операции по складированию товаров и их предпродажной подготовке (погрузочно-разгрузочные работы, упаковка, контроль качества и т. п.);
- промышленно-производственная зона – часть национальной таможенной территории, внутри которой инвесторам разрешено производство конкретной промышленной продукции с предоставлением различных налоговых и административных льгот;
- технико-внедренческая зона – территория, функционирующая вне границ национального таможенного регулирования, на которой размещаются научно-исследовательские, конструкторские бюро и проектные организации (технопарки, технополисы и т. п.);
- туристско-рекреационная зона – территория, на которой государством поддерживаются создание, реконструкция, развитие объектов инфраструктуры туризма и отдыха, развитие и оказание услуг в сфере туризма;
- сервисная зона – территория с льготным режимом для организаций, оказывающих различные финансово-экономические, страховые и иные услуги;
- комплексная зона – территория, на которой поддерживается развитие экспортно-ориентированной обрабатывающей промышленности со значительными пространственными масштабами и высокой концентрацией производства.
В СЭЗ выделяют следующие льготы:
- налоговые «каникулы», таможенные льготы – частичное или полное освобождение от уплаты налога на имущество, НДС, земельного, транспортного, социального налогов, налога на прибыль, импортных пошлин на полуфабрикаты, сырье и т. п., ввозимых для использования внутри зоны, экспортных пошлин на изготовленную внутри зоны продукцию;
- финансовые – государственные субсидии и льготные кредиты, сниженные ставки на оплату коммунальных услуг и аренду производственных помещений;
- административные – упрощенный порядок регистрации предприятий, въезда-выезда иностранных граждан, вывода правомерно полученной прибыли за рубеж.
В России существуют СЭЗ всех типов, кроме сервисных (Дубна, Зеленоград, Елабуга, Краснодарский край, Томск и др.).
СЭЗ нельзя путать с офшорными зонами, где в целях защиты национального бизнеса офшорным компаниям запрещено заниматься любой предпринимательской деятельностью в пределах зоны с использованием предоставляемых государством льгот (см. Офшорные зоны).

Источник: Что есть что в мировой экономике?

СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ
вид особого режима осуществления отдельных видов внешнеторговой деятельности, предусмотренный в ст. 23 Закона о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Особый режим хозяйственной, в том числе внешнеторговой, деятельности на территории свободных экономических зон должен был устанавливаться федеральным законом о свободных экономических зонах, другими федеральными законами и иными правовыми актами РФ, однако закон о свободных экономических зонах не был принят. Свободные экономические зоны создавались:
— в Магаданской области (особая экономическая зона);
— в Калининградской области (особая экономическая зона);
— в Кемеровской области;
— в Новгородской области;
— на Сахалине;
— в Алтайском крае;
— в Читинской области (СЭЗ «Даурия»);
— в г. Ленинграде и г. Выборге Ленинградской области;
— в Приморском крае в районе г. Находка;
— в Ингушской Республике;
— в Кабардино-Балкарии. Кроме того, учреждались зона экономического благоприятствования «Ингушетия» и центр международного бизнеса «Ингушетия». Налоговые льготы в свободных экономических зонах предоставлялись как на основании актов законодательства РФ, так и на основании актов законодательства и подзаконных актов регионов РФ. Последние нередко противоречили актам налогового законодательства РФ. В письме Госналогслужбы РФ и Минфина РФ от 25, 29 июня 1993 г. № 04-06-01, НП-4-06/93н «О налогообложении предприятий, расположенных в свободных экономических зонах» указывалось: «Законом РСФСР от 4 июля 1991 г. «Об иностранных инвестициях в РСФСР» предусмотрена возможность предоставления дополнительных налоговых льгот для иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями, осуществляющих хозяйственную деятельность в свободных экономических зонах. Однако последующее законодательство определило порядок предоставления льгот по налогам только актами налогового законодательства. Так, согласно ст. 23 Закона РСФСР от 10 октября 1991 г. «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» запрещается предоставление налоговых льгот, не предусмотренных налоговым законодательством. Законом РФ от 27 декабря 1991 г. «Об основах налоговой системы в РФ» право устанавливать льготы плательщикам налогов предоставлено исключительно Верховному Совету РФ и другим органам государственной власти. Постановлением Верховного Совета РФ от 10 июля 1992 г. № 3255-1 «О некоторых вопросах налогового законодательства РФ» предусмотрено, что льготы по федеральным налогам вводятся путем внесения изменений и дополнений в действующий законодательный акт по конкретному налогу». В настоящее время на уровне регионов и административно-территориальных единиц налоговые льготы предоставляются по региональным налогам и местным налогам.

Источник: Энциклопедия российского и международного налогообложения

СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ,
сравнительно небольшие территории государства, на которых вводится льготный, по сравнению с общим, режим хозяйственной и внешнеэкономической деятельности для привлечения иностранных и отечественных инвесторов и создается вся необходимая для этого производственная и деловая инфраструктура. В мировой практике СЭЗ создаются как в развитых (Великобритания, Германия, Голландия, США), так и в развивающихся странах (Бразилия, Южная Корея, Малайзия и др.). Весьма широко используют СЭЗ в Китае в своей политике привлечения иностранного капитала. Различают несколько видов зон: свободные склады, свободные таможенные зоны (СТЗ), научно-технические зоны (НТЗ), которые в США называются технопарки, а в Японии - технополисы, и, наконец, СЭЗ, главным образом экспортной специализации. Особым режимом отличаются оффшорные зоны. СЭЗ, особенно зоны экспортного производства, при относительно небольших затратах на их создание дают максимальный эффект в сравнительно короткие сроки. Часто зоны создаются в непосредственной близости от крупных международных морских портов, аэропортов, железнодорожных узлов при наличии свободных территорий, рабочей силы, специалистов. Например, одной из первых СЭЗ была зона в Ирландии, созданная в аэропорту Шеннон в 1959 г. Позднее такая же зона была создана в английском аэропорту Дог-Айленд. Некоторые зоны создаются на более крупных территориях, как промышленный округ свободной зоны Манаус в Бразилии, специальная экономическая зона Шеньжень в Китае и др. Для финансирования создания ключевых объектов производственной инфраструктуры СЭЗ, развитие которых признается приоритетным с точки зрения общественных интересов, выделяются средства из государственного бюджета и предоставляются льготные кредиты. Опыт зарубежных СЭЗ говорит о том, что инвесторы пользуются примерно одинаковым набором льгот: таможенными (освобождение от импортных по- шлин или их существенное снижение по сравнению с обычными); налоговыми (отсутствие налогов на добавленную стоимость, на прибыль и акцизов); бюджетными (предоставление разного рода субсидий); правовыми (упрощенный режим учреждения и регистрации фирм); банковскими (льготное кредитование); валютными (полная либерализация валютных операций). Предоставленные льготы в дальнейшем окупаются растущими доходами бюджета от роста производства в зоне. Однако в мире СЭЗ сравнительно немного, и решения об их создании принимаются лишь после основательной проработки, в результате которой доказывается их народнохозяйственная целесообразность и эффективность. В РФ была предпринята неудачная попытка создания СЭЗ на уровне целых краев и областей, когда в 1990-1991 гг. было объявлено о формировании 11 крупных зон. В конце 90-х гг. создаются свободные таможенные зоны, расположенные вблизи крупных международных аэропортов (приняты решения о создании таких зон около аэропортов Шереметьево и Внуково (Москва)), а также международных портов, например, в Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону и др. В таких зонах создаются консигнационные склады, предприятия по подработке продукции и некоторые другие производственные предприятия. Создаются и свободные таможенные склады, которых только на территории Москвы и Московской области уже более 150. Важным шагом по созданию СЭЗ производственного типа является Закон "Об Особой экономической зоне в Калининградской области", принятый обеим палатами Федерального Собрания и подписанный Президентом РФ в январе 1996 г. Закон предусматривает для Особой экономической зоны режим свободной таможенной зоны (товары при вывозе и при ввозе на территорию зоны освобождается от таможенных пошлин), а также ряд других льгот, в частности на резидентов зоны не распространяется порядок обязательной продажи иностранной валюты на валютном рынке РФ.

Источник: Внешне-экономический толковый словарь

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
230.49 кб

Свободные экономические зоны Молдовы

Перчинская Наталья Павловна
В статье рассматриваются вопросы функционирования свободных экономических зон (СЭЗ) в Республике Молдове, которые являются важным фактором для привлечения иностранных инвестиций, передовых технологий, освоению новых рынков сбыта и
Читать PDF
110.18 кб

Свободные экономические зоны в России

Игнатов В. Г., Бутов В. И.
Читать PDF
159.12 кб

Свободные экономические зоны в Японии

Зименков Р. И.
Читать PDF
296.02 кб

Свободные экономические зоны: Международный опыт

Бетуган И. М.
Читать PDF
232.89 кб

Свободные экономические зоны в практике Вьетнама

Костюнина Галина Михайловна
В статье проведен анализ законодательного регулирования формирования свободных экономических зон во Вьетнаме с акцентом на пакет стимулов.
Читать PDF
467.09 кб

Свободные экономические зоны: сущность, возможности

Блинников Е.Б., Леонидова А.И.
Свободная экономическая зона как особый вид экономического образования прочно вошла в мировую экономику.
Читать PDF
251.56 кб

Свободные экономические зоны в транспортной системе Украины

Омельченко Т. Ю.
The problems of the creation and implementation of free economic zones in Ukraine. Define the concept of free economic zones, their types and principles of division into varieties.
Читать PDF
403.45 кб

СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ КАК ИНСТРУМЕНТ «МЯГКОЙ СИЛЫ» КИТАЯ

Таскаева Светлана Владимировна
Рассмотрен институт свободных экономических зон как один из инструментов перехода Китая к открытой экономике.
Читать PDF
1.77 мб

Свободные экономические зоны: теоретические аспекты исследования

Алпатова Э. С.
В статье рассматриваются теоретические положения о полюсах развития, порочных кругах нищеты, самоподдерживающемся росте и т.д.
Читать PDF
1.47 мб

Опыт и перспективы создания свободной экономической зоны в Крыму

Моисеенко Дина Дмитриевна, Костенко Татьяна Васильевна
В статье анализируется мировой и региональный опыт функционирования СЭЗ.
Читать PDF
107.75 кб

Свободные экономические зоны: проблемы функционирования и специфика изучения

Ревенко Л. С.
Читать PDF
445.06 кб

Развитие свободной экономической зоны астраханской области: миф и реальность

Крюкова Екатерина Викторовна
В статье рассмотрены задачи, процессы и проблемы, требующие разрешения в особых экономических зонах, образованных на территории России, как институтов развития национальной экономики в условиях политики импортозамещения.
Читать PDF
211.92 кб

Инвестиции в свободные экономические зоны на территории Российской Федерации

Игонькин А.А.
В статье рассматриваются перспективы инвестирования в свободные экономические зоны (СЭЗ) на территории Российской Федерации. Представлены преимущества и недостатки этой экономической модели.
Читать PDF
312.58 кб

Совместные свободные экономические зоны в российско- китайском сотрудничестве

Абраменков Андрей Валерьевич
В статье рассматривается практика функционирования совместных российско-китайских свободных экономических зон, созданных на территории России или Китая и трансграничных СЭЗ, функционирующих в приграничных регионах на общей границе
Читать PDF
612.08 кб

Механизм реализации налоговых льгот в рамках свободной экономической зоны Крыма

Смагина Анастасия Юрьевна
В статье рассмотрены условия участия резидентов в специальной экономической зоны Крыма и Севастополя, приведен перечень налоговых льгот, предоставляемых в рамках деятельности, регламентированной законодательно.