Свободная Экономическая Зона, Сэз

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Свободная экономическая зона (СЭЗ)
специально выделенная часть территории страны с льготным таможенным, валютным, налоговым, визовым и трудовым режимами.

Источник: Внешнеэкономическая деятельность в таблицах схемах рисунках графиках.

Свободная экономическая зона (СЭЗ)
взаимодействие отечественных производственных структур с иностранным капиталом и зарубежными фирмами, осуществляемое на ограниченной территории страны. СЭЗ обладает особым юридическим статусом по отношению к остальной территории. В рамках ее предусматривается широкий круг льгот как для иностранного, так и национального капитала. Это особый валютный и таможенный режим, налоговые скидки, снижение экспортных пошлин и т.д. СЭЗ изолируется от остальной территории страны: въезд через пропускные пункты, а провоз товаров через таможенные пункты. Условно СЭЗ могут быть разделены на следующие виды: а) свободные торговые зоны, свободные порты, транзитные зоны, беспошлинные склады и таможенные зоны на отдельных предприятиях; б) экспортные промышленные зоны. В них действуют льготный торговый и таможенный режим, налоговые льготы, (льготное финансирование, в том числе для иностранного капитала); в) банковские и страховые зоны с льготным режимом осуществления этих операций. Одним из видов подобных зон являются «налоговые гавани»; г) технологические зоны (технополисы, технопарки); д) комплексные зоны (свободные или «открытые» города, особые районы и др.).

Источник: Словарь-справочник экономика внешняя торговля выставки 2012

СЭЗ — Свободная экономическая зона
ограниченная территория (город или его часть, морской порт, аэропорт и т. п.), на которой действуют особые, льготные экономические условия для отечественных и иностранных предпринимателей, способствующих решению в регионе и стране в целом общеэкономических, социальноэкономических, научно-технических, научно-технологических, внешнеэкономических и других задач. В настоящее время в мире функционирует более 4 тыс. СЭЗ различного типа и через них проходит до 30 % мирового товарооборота. В Беларуси создано шесть свободных экономических зон — «Брест», «Минск», «Гомель- Ратон», «Витебск», «Могилев», «Гродноинвест». Большая часть из них является действующими, причем свыше 70 % — с иностранным капиталом. Основными зарубежными инвесторами в белорусские СЭЗ являются Германия, Великобритания, Чехия, Россия, Польша, Лихтенштейн, Латвия, а также Италия, Литва, Украина, Австрия, Франция, Норвегия, Испания, Кипр, Израиль. Для поощрения развития СЭЗ в Республике Беларусь предусмотрен ряд льгот и мер государственной поддержки их резидентов — как отечественных, так и зарубежных. Резиденты СЭЗ уплачивают налог на прибыль, налог на доходы (от операций с ценными бумагами) в размере 50 % ставки, установленной законодательством для других территорий. Освобождаются от налога на прибыль в течение пяти лет резиденты, прибыль которых формируется за счет реализации товаров и услуг собственного производства. Облагаемая налогом прибыль уменьшается на сумму прибыли, направленную резидентами зон на инвестиции в Республику Беларусь.

Источник: Продовольственная безопасность, термины и понятия. Энциклопедический справочник

СВОБОДНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА (СЭЗ)
форма взаимодействия отечественных производственных структур с иностранным капиталом и зарубежными фирмами, осуществляемого на ограниченной территории страны. СЭЗ обладает особым юридическим статусом по отношению к остальной территории. В рамках ее предусматривается широкий круг льгот как для иностранного, так и национального капитала. Это особый валютный и таможенный режим, налоговые скидки, снижение экспортных пошлин и т. д. СЭЗ изолируется от остальной территории страны: въезд через пропускные пункты, а провоз товаров через таможенные пункты. Историческим прообразом СЭЗ были «свободные торговые посты» в Римской империи, свободные города и порты бывшей Британской империи (в Гибралтаре, Гонконге, Сингапуре), российские порты Батуми, Одесса, где осуществлялась перевалка и реэкспорт грузов и действовали особые таможенные правила. Свободные зоны в настоящее время создаются для решения внешнеторговых, общеэкономических, социальных и научно-технических проблем. Условно СЭЗ могут быть разделены на следующие виды: а) свободные торговые зоны, свободные порты, транзитные зоны, беспошлинные склады и таможенные зоны на отдельных предприятиях. Такие зоны базируются на отмене (снижении) таможенных пошлин и экспортно-импортного контроля над товарами, поступающими в зону и реэкспортируемыми из нее; б) экспортные промышленные зоны. В них действуют льготный торговый и таможенный режим, торговые льготы, льготное финансирование, в том числе для иностранного капитала. Эти зоны ориентированы преимущественно на производство экспортной и частично импортозамещающей продукции; в) банковские и страховые зоны с льготным режимом осуществления этих операций. Одним из видов подобных зон являются «налоговые гавани»; г) технологические зоны (технополисы, технопарки), обеспечивающие разработку и внедрение современной технологии с помощью иностранных предприятий и организаций; д) комплексные зоны (свободные или «открытые» города, особые районы и др.), ставящие перед собой широкие задачи и использующие элементы разных видов зон. СЭЗ получили довольно широкое распространение. Например, в США практически во всех штатах функционировало в середине 80-х годов примерно 130 зон внешней торговли, в которых были снижены (или отменены) таможенные пошлины и практически отсутствовал экспортно-импортный контроль. В США есть свободная банковская зона, где с американской территории производятся международные банковские операции. Многочисленные экспортные промышленные зоны действуют в Мексике, Бразилии и др. развивающихся странах. В Китае известны 5 СЭЗ, 14 «приморских открытых городов», 3 «открытых приморских экономических района». На территории СЭЗ в Китае проживает около 100 млн человек, в них размещено 87% иностранных капиталовложений, производится пятая часть китайской промышленной продукции, половина которой идет на экспорт. По документам, свободных зон в Российской Федерации к настоящему времени насчитывается 12. Наиболее проработанными считаются проекты СЭЗ в Выборге, Новгороде, Находке, на Сахалине, в Калининградской области, Санкт-Петербурге, подмосковном Зеленограде. Вместе с тем принятие решения о создании СЭЗ требует большой подготовительной работы. Прежде всего должны быть соблюдены два основных критерия. СЭЗ должна быть привлекательной для иностранных инвесторов и находиться в выгодном экономико-географическом положении. Это предполагает близость к большому городу с емким рынком, значительным научно-техническим потенциалом, наличие высококвалифицированной рабочей силы, удобство сообщений с близлежащими странами и регионами. В зоне должна быть развитая производственная и деловая инфраструктура — начиная от благоустроенных дорог и кончая социальными условиями. Но создание инфраструктуры, отвечающей мировым стандартам, — дело дорогостоящее. Важным условием функционирования СЭЗ является гибкий валютный механизм, способный стимулировать приток иностранного капитала. Иностранные инвесторы должны получить ощутимые привилегии: освобождение от таможенных пошлин ввозимой из-за рубежа продукции, низкие налоги, льготы при аренде территории и пользовании инфраструктурой, различные страховые льготы и т. д. Указ Президента «О некоторых мерах по развитию свободных экономических зон (СЭЗ) на территории Российской Федерации», принятый в июне 1992 г., направлен на ускорение программы создания СЭЗ, а также укрепление правовых гарантий иностранным инвесторам. Средства, полученные в счет бюджетных кредитов, органы СЭЗ обязаны направить на финансирование ключевых объектов инфраструктуры, т. е. это будет адресный кредит. Предусмотрено проведение приватизации объектов госсобственности на территории СЭЗ. Часть средств, полученных от приватизации, подлежащих перечислению в федеральный бюджет, остается в зонах и пойдет на формирование фондов развития, залоговых и страховых фондов. На 50% снижаются экспортные пошлины на сырьевые товары, вывозимые в счет установленных квот. Это даст дополнительную возможность производителям финансировать ключевые объекты. Важный пункт указа — льготный таможенный режим на территории зоны с учетом ее специфики. Реализация этой меры позволит обеспечить поэтапное освоение СЭЗ, создать локальные таможенные зоны, зоны по производству экспортной продукции.

Источник: Рыночная экономика. Словарь.-М. Республика 1993.