Стюарт Джеймс Денхам

Найдено 1 определение
Стюарт Джеймс Денхам
Steuart James Denham (1712 — 1780)
img border="0" width="178" height="239" src="/upload/content/1579766831_5.files/image072.jpg"> alt="http://www.seinst.ru/images/styuart.jpg">
Сэр Джеймс Стюарт — последний представитель традиции британских меркантилистов, берущей начало еще в XVI столетии. Он опубликовал свой основной труд «Исследование принципов политической экономии» (An Inquiry into the Principles of Political Economy) в 1767 году — за девять лет до того, как под влиянием «Богатства народов» Адама Смита слово «меркантилизм» в ученых кругах стало едва ли не ругательством. Но главный удар Смит нанес ему своим молчанием: он полностью игнорировал труды Стюарта и, как нам известно из его частной переписки, сознательно избегал упоминания его имени даже в тех местах, где собственные идеи Смита являлись прямым отрицанием положений Стюарта. В результате книга Стюарта была предана полному забвению, и ни в одной статье английских классических экономистов нельзя найти ссылку на «Исследование принципов политической экономии». Однако в конце XIX в. на эту книгу обратил внимание Маркс, и постепенно имя Стюарта приобрело определенный вес в кругах немецкой исторической школы — в частности, благодаря его историческому видению экономики и идее о том, что экономическое развитие страны должно осознанно направляться государством. Позднее он был провозглашен предшественником «контролируемой экономики» и концепции планирования экономического развития.
Сэр Джеймс Стюарт родился в Эдинбурге в 1712 году. Его отец был генеральным стряпчим по делам Шотландии при королеве Анне и при Георге I. После обучения юриспруденции в Эдинбургском университете Джеймс Стюарт много путешествовал по Европе. Его участие в восстании якобитов, пытавшихся освободить Шотландию от власти Англии, вынудило его оставаться за границей вплоть до 1763 года. Вернувшись в Шотландию, Стюарт посвятил остаток жизни литературным трудам и умер в 1780 году.
Будучи шотландцем, Стюарт испытал влияние тех же учителей и наставников, что и Адам Смит, что подтверждается небезынтересным сходством этапов развития экономики в разработанных ими теориях. И Стюарт, и Смит отмечают такие этапы, как охотничий, затем пастушеский, на смену которому пришел этап торговли, когда натуральное хозяйство уступило место товарному; затем — появление и рост городов и формирование национального рынка. Единственным отличием является то, что, по Смиту, весь этот процесс является спонтанным, а по Стюарту — контролируется государством. Более того, степень государственного вмешательства, по мнению Стюарта, становится все более определяющей по мере развития торговли и промышленности. Особое беспокойство Стюарта вызывали вопросы перенаселения — при этом его взгляды необычайно схожи с мыслями, высказанными позднее Мальтусом, — рост внешней торговли по мере того как в результате коммерциализации заработная плата и доходы в Англии росли быстрее, чем за границей, и вытеснение человеческого труда с появлением новых промышленных машин. Соответственно, он рекомендовал для решения этих проблем весь арсенал меркантилистской стратегии: регулирование внешней торговли с целью обеспечения притока золота; развитие национальной промышленности путем стимулирования импорта дешевого сырья; введение протекционистских пошлин на импорт промышленных товаров; поощрение экспорта, особенно готовой продукции как воплощающей в себе наибольшее количество труда; контроль численности населения путем гибкой миграционной политики, целью которой является поддержание низкого уровня заработной платы — и в завершение этого Стюарт приводил свое опровержение идеи Юма о том, что приток золота в страну в конечном счете лишь приводит к повышению цен, за которым вновь следует его отток за границу.
Если Стюарт и заслуживает внимания в наши дни, то лишь как «младший брат» Адама Смита, разделявший с ним широту охвата социологических и исторических вопросов, но не давший человечеству идей, сравнимых с теорией Смита о ценности и распределении, и, что еще важнее, бывший не в состоянии принять идею о непреднамеренных социальных последствиях действий отдельного человека.

Источник: 100 великих экономистов до Кейнса. Пер. с англ. под ред. A.A. Фофонова.