СТРУКТУРНАЯ ПОЛИТИКА
СТРУКТУРНАЯ ПОЛИТИКА
экономическая политика в отношении структурных изменений. Представляет собой совокупность мер воздействия на изменение меж- и внутриотраслевых пропорций в экономике.
Источник: Термины рыночной экономики
СТРУКТУРНАЯ ПОЛИТИКА
(structural policy) проводимая правительством страны, регионов, администрацией предприятий политика в отношении отраслевой, региональной, производственной структуры экономики в целом и отдельных ее частей, а также структуры доходов и расходов, потребления, накопления, экспорта и импорта.
Источник: Экономический словарь от теории к практике. 2016 г.
Структурная политика
система мер государственного регулирования с целью создания условий для устойчивого долгосрочного экономического роста и перестройки структуры народного хозяйства с целью защиты и поощрения отраслей, конкурентоспособных на внутреннем и внешнем рынках или служащих национальным интересам
Источник: Словарь-справочник экономических и юридических терминов. 2015
Структурная политика
представляет собой совокупность мер, оказывающих воздействие на изменение межи внутриотраслевых пропорций в экономике. Цель ее - стимулирование НТП, повышение конкурентоспособности национальной экономики, решение социальных проблем. Формой реализации этой политики является поддержка государством определенных отраслей и видов производства.
Источник: 350 терминов и понятий рыночной экономики: Справочное учебное пособие
Структурная политика
Структурная политика - система мер направленных на формирование необходимых общегосударственных, внутриотраслевых и межотраслевых и региональных пропорций. Цель структурной политики состоит в том, чтобы обеспечить сбалансированное развитие экономики, техническое совершенствование производства на основе использования достижений науки и техники, социальную защиту населения и рост его благосостояния.
Источник: Финансовый словарь проекта «Финам», проект www.finam.ru/dictionary
СТРУКТУРНАЯ ПОЛИТИКА
одна из форм экономической политики государства, направленная на совершенствование отраслевой структуры производства, поощрение развития новых и новейших отраслей, реструктуризацию старых отраслей и т.д. В большинстве стран важнейшей целью С.п. является развитие экспортных отраслей экономики и повышение национальной конкурентоспособности. Основными формами осуществления структурных преобразований являются налоговая политика, в частности налоговые льготы новым и другим приоритетным отраслям, прямое финансирование некоторых новейших отраслей, в том числе их развитие в рамках государственного сектора (как, например, атомной промышленности в ряде стран), финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) и выделение на их основе перспективных направлений развития производства для поддержки государства. С.п. проводится и в рамках интеграционных группировок. Активную С.п. проводило и проводит Европейское экономическое сообщество (ЕЭС. ныне Европейский союз).
Источник: Внешне-экономический толковый словарь
СТРУКТУРНАЯ ПОЛИТИКА
(структуризация экономики) — система мер, направленных на формирование необходимых общегосударственных, внутри- и межотраслевых, а также региональных пропорций. Для каждого исторического отрезка времени С. п. имеет свои особенности. Вместе с тем конечная цель С.п. во всех случаях состоит в том, чтобы обеспечивать сбалансированное развитие экономики, техническое совершенствование производства на основе использования достижений науки и техники, социальную защиту населения и рост его благосостояния. С.п. всегда связана с инвестиционной политикой и в решающей мере определяется ею. Осуществляемый ныне переход к рыночным отношениям в условиях децентрализации управления, свертывания жесткого, директивного планирования не может игнорировать задачи структуризации экономики. Собственным опытом «мягкого» управления наша страна не обладает. Но необходимость выбора отраслевых приоритетов развития, способных положительно воздействовать на всю экономику, техническое совершенствование отраслей промышленности, сельского хозяйства, строительства, рационализацию внутри- и межотраслевых пропорций, ресурсосбережение, устранение расточительности и бесхозяйственности в использовании сырья, топлива, энергии и т.п. полностью сохраняется. В Программе углубления экономических реформ российское Правительство выделяет следующие приоритеты С. п.: топливно-энергетический комплекс, продовольствие, конверсия оборонной промышленности, жилье, коммуникации. Улучшение соотношения между отраслями добывающей и обрабатывающей промышленности за счет опережающего развития последней предполагает перемещение центра тяжести с наращивания добычи сырья и топлива на всемерное ресурсосбережение, на ускорение развития перерабатывающих отраслей, прежде всего машиностроительного комплекса, от которого в решающей степени зависит успех всех структурных преобразований. В условиях перехода к рынку особенно актуальной является задача преодоления отставания отраслей производственной инфраструктуры — транспорта, телефонной, телефаксной и других видов связи, складского хозяйства и др. Что касается территориальной производственной структуры, то здесь нужна взвешенная, подкрепленная научными расчетами и проектировками рационализация размещения производительных сил в интересах развития каждого региона и всего общегосударственного комплекса. Принципы территориального взаимодействия Российской Федерации с другими государствами СНГ остаются важным условием их эффективного функционирования. Структурная перестройка проходит через две фазы — пассивную (адаптация) и активную (реструктуризация). Особенность первой фазы в том, что она будет протекать в условиях острого недостатка инвестиций. Из-за незрелости финансового рынка, отсутствия эффективных инвесторов потенциальные возможности структурного маневра лимитированы. Основные задачи, решаемые в фазе адаптации, — поддержка производства на жизнеспособных предприятиях, регулирование процесса свертывания экономически бесперспективных производств при социальной поддержке высвобождаемых работников, всемерное развитие малого и среднего бизнеса, создание благоприятного климата для иностранных инвестиций. Решение этих задач и управляемость процессом адаптации обеспечиваются объемами предоставляемых кредитов, налоговой и таможенной политикой. Создание необходимых предпосылок, в том числе формирование достаточных инвестиций, позволит перейти к фазе реструктуризации. На этой фазе произойдут следующие структурные сдвиги: социальная переориентация экономики и модернизация ее производственного аппарата, перелив ресурсов из добывающих в обрабатывающие отрасли, рост экспорта наукоемкой продукции, опережающее развитие высокотехнологических отраслей и производств, снижение нагрузки на окружающую среду и др. Структурная перестройка позволит преодолеть деформации, доставшиеся в наследство от командно-административной системы, ускоренно развивать перспективные производства, формирующие новую структуру экономики.