СТРАХОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ АВТОТРАНСПОРТА

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

СТРАХОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ АВТОТРАНСПОРТА
автотранспортное страхование, которое обеспечивает выплату потерпевшему денежного возмещения в размере суммы, которая была бы взыскана с владельца средств транспорта по гражданскому иску в пользу третьего лица в случае увечья или смерти, а также повреждения или гибели принадлежащего им имущества, происшедших по вине страхователя в результате аварии или ДТП.

Источник: Большой бухгалтерский словарь

СТРАХОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ АВТОТРАНСПОРТА
Вид страхования ответственности. Обеспечивает выплату потерпевшему денежного возмещения в размере суммы, которая была бы взыскана с владельца средств транспорта по гражданскому иску в пользу третьих лиц (или их правопреемников) в случае увечья или смерти, а также повреждения или гибели принадлежащего им имущества, происшедших по вине страхователя в результате аварии или др. ДТП. Объект данного вида страхования - гражданская ответственность владельцев автотранспорта перед третьими лицами (физическими и юридическими), которую они несут в силу закона как владельцы источника повышенной опасности для окружающих. При этом для каждого владельца транспортных средств ответственность носит абстрактный характер до момента наступления страхового случая, когда она приобретает вполне конкретное материальное содержание, выражающееся как в характере причинения вреда, так и в сумме ущерба.При данном страховании заранее определены только страховщик (страховая орг-ция) и страхователь (владелец средства транспорта), которые, вступая во взаимоотношения (обычно в соответствии с существующим законодательством данной страны), создают за счет средств страхователей специальный страховой фонд для расчета с потерпевшими. При страховании гражданской ответственности наряду с единовременными выплатами (например, за повреждение или гибель средств транспорта, одежды, багажа, витрин магазинов, домашних животных, др. имущества, а также в случаях причинения вреда здоровью людей, вызвавшего временную утрату трудоспособности) производятся многочисленные долговременные выплаты, связанные с возмещением утраченного заработка или в связи со смертью кормильца.Размер возмещения ущерба определяется исходя из фактической величины причиненного вреда по согласованию сторон (страховщика и потерпевшего) или в соответствии с решением суда. Тарифные ставки рассчитываются с учетом размера вреда (в стоимостном выражении), причиненного гражданам и организациям, который зависит от размера заработка, утраченного потерпевшим вследствие потери трудоспособности, расходов, вызванных повреждением здоровья, сумм, выплачиваемых лицам, состоящим на иждивении потерпевшего (после его смерти), а также убытков, причиненных имуществу граждан и орг-ций. Дифференциация тарифных ставок обычно учитывает мощность мотора или рабочего объема цилиндров двигателя средства транспорта, сложившиеся в данной местности, показатели аварийности и убыточности страховых операций и некоторые др. факторы. Условия страхования нередко предусматривают соответствующие скидки с платежей для водителей, не допускающих аварий, наездов и др. страховых случаев, и надбавки для недисциплинированных водителей.Указанное страхование получило широкое распространение за рубежом. Оно может выступать как самостоятельный вид или входить в совокупность видов, оформляемых по одному страховому документу. Для индивидуальных владельцев транспортных средств является обязательным, т.к. только такая форма полностью обеспечивает возмещение вреда потерпевшим. Пр-тия и орг-ции в ряде случаев могут в добровольном порядке страховать свою гражданскую ответственность.

Источник: Краткий экономический словарь. 1958

СТРАХОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ АВТОТРАНСПОРТА
вид страхования ответственности, объектом которого является гражданская ответственность владельцев автотранспорта, которую они несут в силу закона как обладатели источника повышенной опасности перед третьими лицами (физическими и юридическими). Обеспечивает выплату потерпевшему ден. возмещения (обеспечения) в размере суммы, к-рая была бы взыскана с владельца средств транспорта по гражданскому иску в пользу третьих лиц (или их правопреемников) в случае увечья или смерти, а также повреждения или гибели принадлежащего им имущества, происшедших по вине страхователя в результате аварии или др. дорожно-трансп. происшествия (ДТП). При этом для каждого владельца трансп. средств ответственность носит абстрактный характер до момента наступления страхового случая, когда она приобретает вполне конкретное матер. содержание, выражающееся как в характере причиненного вреда, так и в конкретной сумме ущерба. При данном страховании заранее определены только страховщик (страховая орг-ция) и страхователь (владелец средств транспорта), к-рые, вступая во взаимоотношения (в соответствии с существ. законодательством данной страны), создают за счет средств страхователей спец. страховой фонд для расчета с потерпевшими. Поскольку в отличие от принятого в др. отраслях страхования при С.г.о.в.а. отсутствует застрахованное конкретное лицо или конкретное имущество, страховая сумма также не может быть заранее установлена. Ее роль выполняет лимит ответственности страховщика по данному виду страхования или фактич. сумма причиненного потерпевшему вреда (ущерба) при ДТП, если такой лимит отсутствует. Наряду с единоврем. выплатами (напр., за повреждение или гибель средств транспорта, одежды, багажа, витрин магазинов, домашних животных и др. имущества, а также в случаях причинения вреда здоровью людей, вызвавшего временную утрату трудоспособности) производятся долговременные выплаты, связ. с возмещением утрач. заработка или в связи со смертью кормильца. Размер выплат в пределах лимита ответственности страховщика определяется исходя из фактич. величины причин. вреда (ущерба) по согласованию сторон (страховщика и потерпевшего) или в соответствии с решением суда. Тарифные ставки рассчитываются с учетом размера вреда (в стоимостном выражении), причин. гражданам и орг-циям, к-рый зависит от размера заработка, утраченного потерпевшим вследствие потери трудоспособности, расходов, вызв. повреждением здоровья, сумм, выплачиваемых лицам, состоявшим на иждивении потерпевшего (в случае его смерти), а также убытков, причиненных имуществу граждан и орг-ций. Дифференциация страховых тарифов учитывает мощность мотора или рабочего объема цилиндров двигателя средства транспорта, сложившиеся в данной местности показатели аварийности и убыточности страховых операций и нек-рые др. факторы, определяющие степень риска в данном виде страхования. Условия страхования нередко предусматривают соотв. скидки с платежей для аккуратных водителей, не допускающих аварий, наездов и др. страховых случаев, и надбавки для недисциплинир. водителей. С.г.о.в.а. в большинстве стран мира проводится в обязат. форме, т.к. только такая форма обеспечивает возмещение вреда пострадавшим в ДТП. Это страхование может выступать как самост. вид или входить в совокупность видов автотрансп. страхования (см. Страхование автотранспортное), оформленных по одному страховому документу (полису). В европ. странах, где обязательное С.г.о.в.а. действовало уже в начале 50-х гг., была введена т.н. Зеленая карта – система междунар. договоров и страхового удостоверения обязат. страхования автогражданской ответственности. Документ (полис), выданный по системе «Зеленая карта» владельцу средств транспорта, служит подтверждением наличия этого страхования на тер. всех стран, участв. в соглашении. В России, до принятия федер. закона о введении обязат. страхования гражданской ответственности владельцев автотрансп. средств, оно проводится в добровольной форме.

Источник: Финансово-кредитный энциклопедический словарь