СТОКГОЛЬМСКАЯ ШКОЛА

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

СТОКГОЛЬМСКАЯ ШКОЛА
одна из самобытных школ, главная задача которой – поиск практических мер и путей для преодоления кризисов и безработицы. Сложилась в начале 1930-х гг. в условиях мирового экономического кризиса 1929–33. Наиболее видные представители: Г.К. Мюрдаль, Э. Линдаль, Б. Улин, Э. Лундберг и Д. Хаммаршельд. Развитие С. ш. шло параллельно становлению и развитию кейнсианства. Обе школы анализировали капиталистическую экономику с точки зрения ее общих закономерностей, основное внимание уделяли макроэкономическим категориям. Как и кейнсианцы, экономисты С. ш. отрицали возможность автоматического восстановления экономического равновесия после того, как нарушается равенство совокупного спроса и предложения, обнаруживается несоответствие между объемом инвестиций и сбережений. Они подчеркивали, что неравновесие имеет тенденцию к стихийному увеличению до тех пор, пока банки, распределяющие кредит, не примут необходимых мер. В экономической литературе эта трактовка получила название принципа кумулятивного развития. Применяя понятие антиципирования (предвосхищения, учета влияния ожидаемых результатов предпринимательской деятельности на реальные экономические процессы), представители С. ш. различали перспективные (ex ante) и ретроспективные (ex post) оценки предпринимателями цен, доходов, возможностей реализации, риска отдельных операций и т. д. Антиципации (ожидания) они трактовали как один из главных факторов, определяющих общий ход воспроизводства. Центральное место в разработке антикризисных мероприятий С. ш. занимают мероприятия кредитно-финансовой политики центрального банка. Они считали, что антикризисное регулирование через бюджетную и налоговую политику государства следует осуществлять главным образом в условиях нарастания угрозы кризиса. Современная С. ш. близка неоклассическому синтезу.

Источник: Экономика от А до Я: Тематический справочник

СТОКГОЛЬМСКАЯ ШКОЛА
одна из самобытных школ бурж. политэкономич. гл. задача к-рой — поиск практич. мер и путей для преодоления кризисов и безработицы. Сложилась в нач. 30-х гг. в условиях мирового экономич. кризиса 1929—33, общей перестройки бурж. политэкономии и зарождения кейнсианства. Взгляды С. ш. стали теоретич. обоснованием экономич. политики пр-ва правых социал-демократов в Швеции. Наиболее видные представители С. ш.— Г. К. Мюрдаль, Э. Линдаль, Б. Улин, Э. Лундберг и Д. Хаммаршельд.
Теоретич. основой концепции С. ш. послужили взгляды швед. бурж. экономистов кон. 19 — нач. 20 вв. К. Викселля, Г. Касселя, Д. Давидсона. Представители С. ш. во многом предвосхитили идеи Дж. М. Кейнса. Развитие С. ш. политич. экономии шло параллельно становлению и развитию кейнсианства. И кейнсианство, и С. ш. анализируют капиталистич. экономику с точки зрения её общих закономерностей, осн. внимание уделяют макроэкономич. категориям, приписывают решающую роль в экономич. развитии общим условиям воспроиз-ва.
Как и кейнсианцы, экономисты С. ш. отрицают возможность автоматич. восстановления экономич. равновесия после того, как нарушается равенство совокупного спроса и предложения, обнаруживается несоответствие между объёмом инвестиций и сбережений. Вслед за Викселлем они подчёркивают, что неравновесие имеет тенденцию к стихийному увеличению до тех пор, пока банки, распределяющие кредит, не примут необходимых мер. В бурж. экономич. лит-ре эта трактовка получила назв. принципа кумулятивного развития. В его основе лежит представление об экономич. действительности как о системе взаимосвязанных факторов, находящихся в состоянии неустойчивого равновесия. Изменение каждого из них, в соответствии с этим принципом, вызывает не противодействующую, а равнонаправленную реакцию других факторов, вследствие чего экономич. процессы приобретают кумулятивный, взаимоусиливающийся и самонарастающий характер, способность к самоускорению; развитие экономич. процессов может быть приостановлено и даже направлено в противоположную сторону лишь путём вмешательства извне.
Если макроэкономич. метод был призван расширить объект экономич. исследования до масштабов нац. экономики, а принцип кумулятивного развития предназначен для выявления факторов экономич. роста и анализа его механизма, обоснования целей экономич.
политики гос-ва и выбора её наиболее эффективных средств, то теория антиципаций (ожиданий), применимая, по мнению экономистов С. ш., к решению таких проблем, как определение рентабельности капиталовложений, прогнозирование развития отд. отраслей и нар. х-ва в целом, должна была придать экономич. теории динамизм. Применяя понятия антиципирования (предвосхищения, учёта влияния ожидаемых результатов предпринимательской деятельности на реальные экономич. процессы) и риска, представители С. ш. различали перспективные (ex ante) и ретроспективные (ex post) оценки капиталистами цен, доходов, возможностей реализации, риска отд. операций и т. д. Антиципации (ожидания) предпринимателей они трактовали как один из гл. факторов, определяющих общий ход воспроиз-ва обществ. капитала и изменения конъюнктуры, который оказывает якобы решающее воздействие на величину прибыли капиталиста, тем самым и на размер нац. дохода. Концепция антиципаций послужила теоретич. обоснованием перераспределения нац. дохода в пользу монополий путём широкого предоставления предпринимателям, и прежде всего крупнейшим компаниям, субсидий, налоговых льгот, дешёвого кредита, их финансирования за счёт гос. бюджета. Макроэкономич. метод, теория антиципаций, принцип кумулятивного развития и др. методология, приёмы, разработанные С. ш., получили широкое признание в совр. бурж. политэкономии.
Представители С. ш., как и кейнсианцы, подчёркивают особое значение мероприятий, направленных на смягчение циклич. колебаний, ослабление разрушит, силы экономич. кризисов. Центр. место в разработке антикризисных рекомендаций С. ш. занимают мероприятия кредитно-ден. политики. Основываясь на положениях теории Викселля, объяснявшего колебаниями нормы процента переход от одной фазы капиталистич. цикла к другой, сторонники С. ш. переносят акцепт антикризисной политики на регулирование Центр. банком нормы процента, при к-ром бы поддерживалось равенство между общим объёмом инвестиций и размерами сбережений. В соответствии с концепцией С. ш., экономич. подъём зависит от низкой процентной ставки, к-рая в свою очередь обусловливается размерами предложения ссудного капитала. В отличие от кейнсианцев, подчёркивающих, что увеличение склонности к сбережению сужает общее потребление, вызывает сокращение инвестиций и опасность возникновения кризиса, представители С. ш. полагают, что увеличение склонности к сбережению сопровождается также снижением процентной ставки, способствующей расширению вложений капитала. Экономисты С. ш. считают необходимым осуществлять антикризисное регулирование, гл. обр. в условиях нарастания угрозы кризиса. Бюджетная политика пр-ва (в частности, регулирование налогов — их снижение на фазе кризиса и повышение на фазе подъёма) и значительное увеличение гос. расходов в период кризиса (обществ. работы и др.) должны, по их мнению, лишь дополнять мероприятия кредитно-ден. политики в тех случаях, когда снижение нормы процента малоэффективно. Представители С. ш. отходят от одного из важнейших принципов традиц. бурж. теорий — необходимости строгого соблюд »ния бюджетного равновесия. Отмечая целесообразность сбалансированности бюджета в течение длительного периода, они допускают возможность временного бюджетного дефицита для финансирования антикризисных мероприятий.
Совр. концепция С. ш. (А. Линдбек, В. Бергстрём, П. Хольмберг, К. Каш), сложившаяся после 2-й мировой войны 1939—45, близкая неоклассич. синтезу, интегрирует неокейнсианские идеи гос.-монополистич. регулирования экономики и неоклассич. рекомендации её автоматич. саморегулирования на основе поддержания общих условий сбалансированного роста. С 60-х гг. С. Карлсон, И. Свеннильсон, Б. Хансон и др. представители С. ш. первостепенное внимание уделяют разработке практич. аспектов гос.-монополистич. регулирования цен, инфляции, ден. обращения, проблемам налогообложения, теоретически обосновывая т. н. «политику доходов» бурж. гос-ва.
В концепции С. ш. практич. функция бурж. политэкономии преобладает над идеология, функцией защиты капитализма. Признавая, что стихийный механизм капиталистич. рынка не в состоянии обеспечить повышательный кумулятивный экономич. процесс, С. ш. выступила с теоретич. обоснованием целей и средств денежно-кредитной и бюджетной политики, внесла значительный вклад в обновление методов идеология. защиты, сглаживания противоречий механизма функционирования гос.-монополистич. капитализма.

Источник: Экономическая энциклопедия. Политическая экономия в 4 т. Советская энциклопедия 1979-1980 гг.