СТАТИСТИКА БЮДЖЕТНАЯ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

СТАТИСТИКА БЮДЖЕТНАЯ
1) статистика государственного бюджета – важнейший раздел финансовой статистики; 2) статистика семейных бюджетов – составная часть социальной статистики.

Источник: Глобальная экономика. Энциклопедия

Бюджетная статистика
выборочное обследование доходов, расходов и потребления семей, относящихся к разным социальным группам. Такие обследования ведутся из года в год в нескольких десятках тысяч семей тремя основными способами: а) экспедиционный, при котором специальные агенты регулярно обходит «подопечные» хозяйства и заполняют бланки бюджетного обследования; б) анкетный (само население заполняет присланные анкеты о доходах, расходах, покупках); в) текущие записи (сведения о доходах и расходах записываются систематически, каждый день).
Данные бюджетной статистики используются наряду с данными торговой статистики при разработке экономико-математических моделей прогнозирования будущего спроса, в планировании производства товаров народного потребления, для изучения закономерностей роста жизненного уровня трудящихся.

Источник: Популярный экономико-математический словарь. 3-е изд. Знание. 1990

БЮДЖЕТНАЯ СТАТИСТИКА
обследование бюджетов, выборочное статистич. исследование жизненного уровня различных обществ. групп населения. Данные Б. с. характеризуют степень удовлетворения материальных и духовных потребностей человека.
Б. с. в СССР изучает конкретные уровни доходов, расходов и потребления, складывающиеся в семьях рабочих, служащих и колхозников, динамику изменения этих уровней, структурные сдвиги в потреблении, значение различных источников в формировании доходов семьи, раскрывает зависимость потребления от уровня доходов, состава семей и др. социально-экономич. факторов (см. также Бюджет потребительский). Наряду с этим Б. с. - источник статистич. информации, необходимой при исчислении нац. дохода страны и его распределении по обществ. группам населения, при исчислении реальных доходов рабочих, служащих и колхозников, составлении нек-рых балансов (ден. доходов и расходов населения, трудовых ресурсов, с.-х. продуктов), разработки рациональных норм потребления материальных благ и услуг, прогнозировании потребительского спроса и др. экономич. расчётах и обоснованиях.
В России Б. с. берёт своё начало от обследований крест. х-в в 70-х гг. 19 в., когда земские статистики путём опроса населения стали собирать сведения о состоянии крест. х-ва, его организации, доходности, а также произ-ве, обороте и потреблении различных продуктов. Земские статистики разработали программу обследования, методику формирования выборки семей и др. методологич. вопросы. Однако многие из них в вопросах экономич. развития России стояли на народнич. позициях, их разработка и анализ статистич. информации о бюджетах не были строго научны. Так, они объединяли в одну группу семейные бюджеты кулаков, середняков и бедняков, исчисляли средние показатели, к-рые не отражали происходившее расслоение крестьян, появление сел. буржуазии и сел. пролетариата.
Новый период в развитии Б. с. начался после Великой Окт. социалистич. революции. В 1918 - 22 в отд. р-нах страны один месяц в году проводились единовременные обследования бюджетов рабочих, служащих и крестьян. В последующие годы обследование было распространено на все экономич. р-ны страны, количество обследуемых семей было значительно увеличено. В 1929 было обследовано 15 тыс. бюджетов, а к 1940 - ок. 45 тыс.
Постановление Совета Министров СССР об улучшении бюджетных обследований населения (ноябрь 1951) определило повышенные требования к статистич. органам в организации обследования семейных бюджетов с различным уровнем их материального обеспечения. Количество обследуемых семей было увеличено примерно в 2,5 раза. В 1969 в СССР обследовалось ок. 62 тыс. семейных бюджетов, в т. ч. 36 тыс. бюджетов рабочих, инженерно-технич. работников и служащих пром-сти и рабочих совхозов и 26 тыс. бюджетов колхозников.
Источник бюджетной статистики - выборочные обследования семейных бюджетов (см. Выборочное наблюдение), формируемые для отражения ген. совокупности семей методом типической пропорциональной выборки. Семьи отбираются в два этапа: вначале механически, через определ. интервал выделяются предприятия, учреждения, орг-ции и колхозы, где работает население, к-рое подлежит обследованию, а затем отбираются рабочие, служащие и колхозники, в семьях к-рых проводится бюджетное обследование. Такой метод обеспечивает: а) представительство в выборочной совокупности всех осн. типов семей, отличающихся своим жизненным уровнем, т. е. типическую выборку; б) механич. отбор семей в пределах типических групп ген. совокупности, что исключает субъективность формирования выборки; в) достаточную представительность выборки семей по осн. признакам их бюджета.
Важнейшее условие успешного применения выборочного метода - обеспечение полноты и достоверности собираемой статистич. информации. Это достигается наиболее рациональными способами получения информации в семьях. спец. работники собирают данные путём опроса населения и одновременно используют ежедневные записи семей об их доходах, расходах и потреблении в течение обследуемого периода. При составлении бюджета семьи используются также данные о начисленной заработной плате рабочим и служащим, выплатах колхозникам за работу в колхозе, пенсионном обеспечении и др.
Программа обследования населения включает вопросы о занятости, образовании, мед. обслуживании, расходах (на питание, одежду, предметы культуры и быта, жилище, различные услуги культурно-бытового назначения и т. п.). В таблицах, используемых программой бюджетных обследований, содержатся данные о размере и составе семьи по полу, возрасту и занятости её членов, семейных доходах (по источникам), потреблении материальных благ и услуг. Единовременные опросы семей выясняют их платёжеспособный спрос на товары и потребительские услуги, бюджет времени, жилищно-бытовые условия, обеспеченность семей предметами быта и культуры и т. п.
Б. с. в СССР обеспечивает объективную статистич. информацию о жизненном уровне сов. народа. Она всесторонне обрабатывается и анализируется: бюджеты группируются по ряду социально-экономич. признаков (общественные группы населения, размер семьи, среднедушевой доход и т. п.), исчисляются средние показатели, характеризующие доходы и расходы семьи, потребление продуктов питания, приобретение непродовольств. товаров и услуг культурно-бытового назначения. Данные о потреблении продуктов питания и ряда непродовольств. товаров сопоставляются с рациональными нормами потребления.
Группировка бюджетов по обществ. группам характеризует дифференциацию населения по уровню благосостояния и раскрывает факторы, влияющие на эту дифференциацию. Выявленные Б. с. тенденции и закономерности используются при разработке различных мероприятий, направленных на дальнейший рост благосостояния трудящихся, сближения жизненного уровня гор. и сел. населения. Официальная Б. с. в капиталистич. странах резко преувеличивает доходы трудящихся (рабочих и служащих) и преуменьшает доходы предпринимателей и гос. чиновников, поскольку она применяет не строго науч. методы формирования выборки (для обследования отбирается более обеспеченная группа населения) и способы разработки данных (исчисляются огульные средние по семьям, относящимся к различным социальным группам). На основании скомпонованных т. о. данных делаются выводы о несуществующем «выравнивании доходов населения», хотя сами данные свидетельствуют о росте дифференциации доходов населения в капиталистич. обществе (см. Дифференциация доходов населения).

Источник: Экономическая энциклопедия. Политическая экономия в 4 т. Советская энциклопедия 1979-1980 гг.

СТАТИСТИКА БЮДЖЕТНАЯ
англ. budget statistics) – 1) отрасль финансовой статистики, отражающая количественную сторону функционирования бюджетов разных уровней, динамику внутренних и внешних связей бюджетной системы; 2) статистика бюджетов домашних хозяйств. Бюджетные процессы как объект статистики представлены комплексом осн. макроэкономич. взаимоувяз. показателей, отражающих выполнение органами гос. и муницип. управления своих функций. Гл. задача С.б. – количественное отражение (включая разл. взаимосвязи) состояния всех элементов бюджетной системы. Более конкретно задачи С.б. сводятся к получению след. количеств. характеристик: динамики осн. показателей бюджета; структуры доходов бюджета; структуры расходов бюджета; взаимосвязи доходов и расходов бюджета; структуры гос. долга; динамики сети, штатов и контингентов бюджетных учреждений; эффективности проведения фискальной политики; влияния фискальной политики на экономич. рост и уровень жизни населения. С.б. базируется на след. данных: показателях утвержд. бюджетов (включая бюджеты гос. внебюдж. фондов) и расчетах к ним; периодич. отчетности финанс. органов о кассовом исполнении бюджетов (годовых, квартальных и месячных бух. отчетах об исполнении бюджетов); отчетах получателей бюджетных средств об исполнении смет доходов и расходов. Используя эти материалы, С.б. применяет такие статистич. методы, как группировка, построение рядов динамики, исчисление средних и относительных величин и т.д. Информация о финанс. операциях органов власти упорядочивается с помощью бюджетной классификации. В результате применения классификации устанавливается сходство между операциями органов гос. и муницип. управления; группируются сотни и тысячи отд. операций, входящих в состав основных компонентов, в относительно однородные категории, к-рые помогают выявить характер, структуру и экономич. воздействие показателей бюджета. К последним относятся: общий объем доходов; объем собств. и привлеченных доходов; общий объем расходов; объем текущих и капит. расходов; размер дефицита (профицита); размер гос. долга. Для аналитич. целей наряду с осн. показателями применяются др. показатели, в совокупности призв. характеризовать роль бюджета в проведении экономич. и соц. политики. Бюджетным отношениям свойственно большое многообразие, поэтому их показатели отражают разные механизмы межтерриториального и межотраслевого перераспределения финанс. ресурсов. Масштабы перераспределяемых ресурсов посредством гос. вмешательства отражает показатель отношения доходной части бюджета к ВВП. Статистич. данные о бюджете выполняют контрольную функцию. Так, с их помощью можно определить, как поступают в распоряжение государственных и муниципальных органов финанс. ресурсы от хозяйствующих субъектов и соответствует ли размер этих ресурсов объему обществ. потребностей и их составляющим, ранжированным в порядке первоочередности. На основе статистич. данных, используя факторный анализ, можно выявить влияние факторов, обусловивших отклонение от плана или уровня базового (предыдущего) года. Аппарат С.б. может быть использован при планировании бюджетов. Напр., прогнозируемый размер любого налогового дохода может быть исчислен как: v:shapes="_x0000_i1130">Новым направлением в С.б., пока не получившим развития, является статистика многофакторных взаимосвязей показателей бюджета и осн. макроэкономич. показателей. Статистика бюджетов домашних хозяйств отражает составную часть статистики уровня жизни населения, изучающую источники доходов, расходы по их назначениям и др. показатели жизненного уровня разл. групп населения. Под домашним хозяйством понимается совокупность лиц, проживающих в одном жилом помещении или его части, связанных и не связанных отношениями родства, совместно обеспечивающих себя пищей и всем необходимым для жизни, т.е. полностью или частично объединяющих и расходующих свои средства. Домашнее хозяйство может состоять и из 1 человека, живущего самостоятельно. Осн. источником информации для С.б. являются систематически проводимые органами гос. статистики в соответствии с федер. программой статистич. работ выборочные обследования. Начало развития С.б. в России относится ко 2-й пол. XIX в. Изначально статистич. данные, собираемые земскими статистиками, касались изучения крестьянских хоз-в, кустарных промыслов, доходности земли. Регулярными бюдж. обследования стали после опубликования материалов обследования крестьянских хоз-в в Воронежской губернии (1887–96). В нач. ХХ в. в отд. районах России стали проводиться обследования бюджетов рабочих пром-сти. Первоначально данные собирались экспедиционным способом, и обследования были единовременными, несистематическими, что не могло дать полной характеристики всех изменений в структуре доходов и расходов домашних хоз-в и их потребления. Первая попытка организации круглогодичных обследований бюджетов была предпринята в 1924. Методология построения выборочной сети домашних хоз-в, процедуры проведения обследований стали складываться в нач. 50-х гг. С 1952 обследования проводились в 29 тыс. домашних хоз-в. Для повышения репрезентативности и достоверности масштабы обследования расширялись: в 1969 – 32,9 тыс. домашних хоз-в; в 1988 – 48,6 тыс.; в 1998 – 49,2 тыс. Расширение С.б. предполагает увеличение объема и включение в обследование новых социально-экономич. групп населения.Выборочное обследование бюджетов домашних хоз-в проводится с целью получения экономико-статистич. информации о жизненном уровне разл. групп и слоев населения. Обследование строится на принципах добровольного участия и основывается на непосредств. опросе (интервьюировании) членов домашних хоз-в и ведении ими записей о доходах и текущих расходах на потребление в течение учетного периода. При проведении опросов для уточнения получаемых от домашнего хоз-ва сведений используются ведущиеся по заданию статорганов домашним хоз-вом регулярные (дневниковые) записи о доходах и расходах. Анализ дневниковых записей – необходимый элемент обследования. Материалы обследования являются основой для характеристики изменения структуры доходов и потребительских расходов населения, позволяют выявить различия в уровне материального благосостояния в зависимости от состава домашнего хоз-ва, занятости его членов; показывают роль отд. источников в формировании доходов, зависимость потребления от уровня доходов; позволяют проследить за изменением потребительского спроса; характеризуют дифференциацию населения по уровню доходов и т.д.   

Источник: Финансово-кредитный энциклопедический словарь