Социальное партнерство
Источник: Краткий словарь экономиста
Источник: Экономика и социология труда: (социально-трудовые отношения): глоссарий
Источник: Словарь предпринимателя 2016
Источник: Словарь-справочник экономических и юридических терминов. 2015
Источник: Экономический глоссарий в 2 ч.Учебно-методическое пособие.
Источник: Глобальная экономика. Энциклопедия
Источник: Термины рыночной экономики
сотрудничество между органами государственной власти, владельцами компаний и фирм(работодателями) и представителями трудящихся(профсоюзов) с целью развития экономики, улучшения условий труда и повышения жизненного уровня трудящихся. Социальное партнерство осуществляется на общегосударственном, региональном (территориальном), отраслевом (межотраслевом) и локальном уровнях. Формами трехстороннего сотрудничества являются: проведение консультаций в ходе принятия государственных решений в социально-экономической сфере, в том числе при разработке законопроектов; создание постоянно действующих трехсторонних органов; установление условий труда в порядке коллективно-договорного регулирования; участие работников в управлении организацией; применение правовых норм в организации с участием представителей работников.
Источник: Бизнес-словарь
Источник: Аграрная экономика термины и понятия. Энциклопедический справочник
Система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в тех случаях, когда они выступают в качестве работодателей или их представителей, уполномоченных на представительство законодательством или работодателями, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей.
Система социального партнерства включает следующие уровни:
1. федеральный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в Российской Федерации;
2. региональный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте Российской Федерации;
3. отраслевой уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях);
4. территориальный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании;
5. уровень организации, устанавливающий конкретные взаимные обязательства в сфере труда между работниками и работодателем.
6. Социальное партнерство осуществляется в формах:
7. коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашении и их заключению;
8. взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства;
9. участия работников, их представителей в управлении организацией;
10. участия представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров.
ст. 23-27 Трудового кодекса РФ.
Источник: Экономика в терминах понятиях и представлениях. 2-е изд. 2016
Стороны и участники коллективного договора и соглашений могут предусматривать положения о конкретизации и дальнейшем развитии С.п. и трехстороннего сотрудничества по вопросам соц.-трудовых отношений. С.п. как действенный механизм регулирования отношений на всех уровнях получит дальнейшее развитие. С.п. должно базироваться на принципах добровольности и равноправия сторон, взаимного уважения их позиций, служить важнейшим инструментом совершенствования системы оплаты труда и соц. обслуживания, обеспечения занятости, усиления защиты прав работающих граждан.
Источник: Управление персоналом. Энциклопедический словарь. Инфра-М. 1998
Развитие системы социального партнерства создает возможность достижения относительного баланса интересов работников и работодателей на основе сотрудничества, компромисса, ведет к социальному консенсусу. Оно служит действенным инструментом сочетания экономической эффективности и социальной справедливости.
В индустриально развитых странах социальное партнерство принимает различные формы. Так называемая корпоративист - ская система предполагает использование специальных органов, процедур и механизмов. Она получила распространение в Австрии, Швеции, Японии, ФРГ, Швейцарии, Нидерландах. В Австрии, например, социальное партнерство реализуется посредством широкой сети консультативных советов и комитетов, паритетных комиссий как на общенациональном, так и на отраслевом уровнях. В странах, где специальные институты социального партнерства отсутствуют, действует так называемая плюралистическая система (Великобритания, США, Канада). Здесь согласование противоречивых интересов осуществляется на уровне всего общества с помощью обычного политического процесса (партий, парламентов, профсоюзов) и развития сотрудничества работников и работодателей на уровне отдельных компаний.
В России система социального партнерства в его трипартистском варианте еще только делает первые шаги. Главное - не задействованы механизмы, обеспечивающие реализацию достигнутых соглашений. Вместе с тем в отдельных отраслях (например в угольной) выполнение отраслевых тарифных соглашений уже привело к некоторому улучшению материального положения рабочих и росту производства.
Выделяются большие, средние и малые социальные группы.
В большие социальные группы (помимо классов) входят совокупности людей, существующие в масштабе всего общества в целом: это социальные слои, профессиональные группы, этнические сообщества (нации, народности), возрастные группы (молодежь, пенсионеры) и т. д. Осознание принадлежности к социальной группе и соответственно ее интересов как своих происходит постепенно, по мере формирования организаций, защищающих интересы группы (например борьба рабочих за свои права и интересы через организации рабочих).
К средним социальным группам относятся производственные объединения работников предприятий, территориальные общности (жители одной деревни, города, района и пр.).
К многообразным малым группам относятся такие группы, как семья, дружеские компании, соседские общности. Их отличают также некие родственные контакты друг с другом.
Особенностью социальных групп в странах с развитой экономикой в настоящее время является их мобильность, открытость перехода из одной социальной группы в другую. Сближение уровня культуры и образования различных социально - профессиональных групп приводит к формированию общих социокультурных потребностей и тем самым создает условия для постепенной интеграции социальных групп, систем их ценностей, их поведения и мотивации. В результате можно констатировать обновление и расширение самого характерного в современном мире - среднего слоя (среднего класса).
Источник: Экономический словарь
Идеи «классового сотрудничества» были выдвинуты в трудах основоположника бурж. реформизма Дж. С. Милля и вульгарных бурж. экономистов Ж. Сел, Ф. Бастиа и др. Проповедь «социальной гармонии» классовых интересов представителей вульгарной школы основывалась на несостоятельной теории факторов производства, согласно к-рой в создании стоимости, обществ. богатства якобы в равной мере участвуют труд и капитал. «У т в е р ж д е н и е, что интересы капитала и интересы труда Одни и те же, - писал К. Маркс, - на деле означает лишь следующее: капитал и наемный труд - это, две стороны одного и того же отношения. Одна сторона обусловливает другую как взаимно обусловливают друг друга ростовщик и мот. Пока наемный рабочий остается наемным рабочим, судьба его зависит от капитала. Это и есть пресловутая общность интересов рабочего и капиталиста» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 6, с. 445). Дальнейшее своё развитие идея «сотрудничества» труда и капитала получила в трудах Э. Бернштейна и др. идеологов реформизма. В кон. 19 - нач. 20 вв. были широко распространены бурж.-реформистские концепции «социальной гармонии», «ассоциации между трудом и капиталом», «участия в прибылях» и т. д. В ряде капиталистич. стран проводились эксперименты с раздачей акций персоналу предприятий. Характерной чертой всех этих ранних теорий «классового сотрудничества» была идея патернализма. Считалось, что материального стимулирования в духе «системы Тейлора» вполне достаточно для обеспечения лояльности рабочих по отношению к фирме. Патернализм использовался в основном на крупных предприятиях как средство борьбы против профсоюзов.
После 2-й мировой войны 1939 - 45 в условиях ослабления позиций империализма, растущего влияния мировой системы социализма и роста рабочего движения в капиталистич. странах перед буржуазией встала задача укрепления своего классового господства, в т. ч. и идеологич. методами. Теоретич. основа «социального диалога» между классами получила своё дальнейшее развитие в доктрине «индустриального общества», выдвинутой бурж. идеологами в 50-е гг. (Р. Арон, Дж. Голбрейт, Ф. Перру, Р. Дарендорф и др.), согласно к-рой в условиях научно-технич. революции капитализм исчезает и уступает место «индустриальному обществу», «смешанной экономике», а рабочий класс превращается в силу, заинтересованную не в свержении капитализма, а в укреплении существующего обществ. строя. Отныне цель борьбы пролетариата, по Арону, не захват политич. власти, не изменение статуса собственности, а перераспределение благ, создаваемых «индустриальным обществом». Отрицая классовую борьбу, бурж реформисты и правые социал-демократы выступают за радикальные перемены в рамках «смешанной экономики» и осуществление политики «социального партнёрства» при сохранении бурж. отношений собственности и существующего экономич. неравенства. Либерально-бурж. экономист Т. Балог (Великобритания), вскрывая пороки «Экономич. системы, основывающейся на индивидуальном принятии решений» (капитализма), ратует за заключение нового «общественного договора» в области экономич. и социальной политики - соглашения между будто бы «равными» партнёрами (корпорациями, пр-вом и профсоюзами), к-рое бы обеспечивало совмещение высокой занятости с контролем над заработной платой. Классовая сущность нового «общественного договора» состоит в том, что он направлен на отвлечение рабочего класса от политич. и экономич. борьбы, достижение его социального нейтралитета, умеренности требований профсоюзов, поддержки ими политики предпринимателей и бурж. гос-ва во имя якобы «общих целей» социальных партнёров.
«С. п.» т. стала важнейшей составной частью доктрины зап.-герм. неолиберализма - теории «социального рыночного хозяйства», одним из создателей к-рой был министр экономики, а впоследствии канцлер ФРГ Л. Эрхард. В кн. «Благосостояние для всех» (1957) Эрхард рассматривал политику «социального партнёрства» как важное условие успешного экономич. развития ФРГ. Он исходил из того, что частные, групповые интересы наёмных работников, с одной стороны, и работодателей, с другой, необходимо согласовывать ради достижения интереса высшего порядка - «блага общества». Эрхард призывал рабочих и предпринимателей к чувству «социальной ответственности», рекомендуя им не злоупотреблять силой в рамках «тарифной автономии» (так в ФРГ называется процедура заключения коллективных договоров) и разрешать свои конфликты мирным путём.
Практически эти рекомендации нашли своё выражение в политике т. н. «согласованных акций», когда при непосредственном участии и под руководством министра экономики ФРГ представители организаций предпринимателей и лидеры профсоюзов принимали решения по вопросам экономич. политики страны. По существу это означало связывание инициативы рядовых членов профсоюзов в требованиях увеличить заработную плату, поскольку профсоюзные лидеры брали на себя обязательство не допускать нарушения согласованных на высшем уровне пределов её роста. Соглашательская политика социал-демократич. и профсоюзного руководства привела к ослаблению единства зап.-герм. рабочего класса, распространению в нём реформистских иллюзий. Крайнюю сдержанность, умеренность требований зап.-герм. профсоюзов отмечали даже бурж. экономисты.
«С. п.» т. активно использовалась и в др. развитых капиталистич. странах для проведения т. н. «политики доходов». Причём на практике это всегда означало ограничение доходов трудящихся, а не прибылей монополий, но подавалось с большим пропагандистским шумом как наступление эры «социального программирования» (Бельгия), эпохи построения «нового общества» путём заключения «контрактов прогресса» (Франция), новой эры в отношениях между трудом и капиталом или эры «добровольного сотрудничества» («социальный контракт» в Великобритании) и т. д.
В кон. 60-х - 70-х гг. по развитым капиталистич. странам прокатилась мощная волна забастовочного движения. Нередко забастовки проводились рабочими без одобрения профсоюзного руководства, а требования бастующих выходили за рамки повышения заработной платы и улучшения условий труда, были направлены против произвола предпринимателей, всевластия монополий. Рост политич. активности масс выявил ограниченность влияния реформистских профсоюзов и правых социал-демократов на трудящихся, неспособность реформистской политики «социального партнёрства» нейтрализовать классовую борьбу масс.
Одно из направлений в «С. п.» т. связано с разработкой проблем участия трудящихся в управлении капиталистич. предприятием и экономикой в целом. В ФРГ - это теория и практика «соучастия», разработанная правым профсоюзным руководством и ставшая офиц. программой Объединения нем. профсоюзов; во Франции - концепция «участия», выдвинутая в 1968 президентом Франции Ш. де Голлем и развиваемая в 70-е гг. в публичных выступлениях лидера голлистской партии ЮДР Ж. Ширака; в Великобритании, Швеции, Бельгии и др. странах - теория «промышленной демократии» (направление бурж. науки, изучающей социологию «индустриальных отношений» - Б. Робертс, Г. Спитальс, К. Петмен и др.).
По мнению теоретиков лейборизма и правой социал-демократии (Дж. Стрейчи, Дж. Коул, У. Пальме и др.), постепенное внедрение совместного управления предприятиями со стороны наёмных работников и предпринимателей в конце концов якобы приведёт к созданию общества нового типа, к «демократическому социализму». Расширение прав рабочих на предприятиях объявляется одним из способов достижения «экономической демократии». Так, с 1946 на большинстве предприятии Швеции, в к-рой на протяжении 44 лет (с 1932 по 1976) практически бессменно находилась у власти Социал-демократическая рабочая партия, существуют производств. комитеты, функции к-рых носят консультативный характер. На практике же комитеты превратились в органы «социального партнёрства». В 1972 был принят закон о представительстве рабочих и служащих в правлениях предприятий. С 1977 вступил в силу закон о «совместном участии», т. е. о праве трудящихся участвовать в управлении предприятиями. Он расширяет право профсоюзов участвовать в соответствующих переговорах с администрацией и владельцами предприятий, получать информацию о состоянии дел. Но эти нововведения опять-таки не привели ни к каким принципиальным изменениям в соотношении сил между предпринимателями и рабог.::;п. Решения, определяющие деятельность корпораций, по-прежнему принимаются их руководителями, а от трудящихся «совместное участие» требует более строгого соблюдения «социального мира». Что касается представителей рабочих, заседающих с 1972 в правлениях компаний, то они там находятся в меньшинстве и реально не могут воздействовать на принятие решений, тем более определять их характер.
Ещё одной попыткой создать у рабочих иллюзию возможности достижения «экономической демократии» в бурж. обществе выступает проект образования т. н. рабочих фондов, выдвинутый швед. социал-демократами. Согласно этому проекту, определ. процент прибыли должен отчисляться в фонд работающих на предприятии. С помощью фонда рабочие, как утверждается, через 25 - 75 лет станут владельцами большей части вложенного в предприятие капитала, выкупив соответствующие акции. Несмотря на внешнюю радикальность, этот проект не затрагивает основ капиталистич. способа произ-ва, более того нацелен, по существу, на его укрепление. Швед. коммунисты оценили этот проект как очередную попытку интегрировать рабочий класс в капиталистич. систему.
В «С. п.» т. нашёл своё логич. завершение историч. процесс сближения социал-демократич. и бурж. реформизма. Стратегия, расчёт бурж. и реформистских теоретиков сводится к тому, чтобы с помощью мифов о «социальном партнёрстве» отвлечь рабочий класс от борьбы за политич. власть, за свержение капиталистич. строя. Однако действие объективных экономич. законов капитализма ведёт к обострению социальных антагонизмов и неизбежному крушению бурж.-реформистских идеология, мифов.
Источник: Экономическая энциклопедия. Политическая экономия в 4 т. Советская энциклопедия 1979-1980 гг.