Социальное партнерство

Найдено 16 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО
защита интересов в социально-трудовых отношениях.

Источник: Краткий словарь экономиста

Социальное партнерство
форма сотрудничества наемных работников (их союзов) с работодателями (их объединениями).

Источник: Экономика и социология труда: (социально-трудовые отношения): глоссарий

Социальное партнерство
заключение общественного договора в области экономической и социальной политики. В качестве равноправных партнеров выступают правительство, работодатели, профсоюзы.

Источник: Современный экономический словарь-справочник.

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО
способ регулирования социально-трудовых отношений и согласования интересов наемных работников и работодателей посредством заключения коллективных договоров и соглашений.

Источник: Словарь предпринимателя 2016

Социальное партнерство
система взаимоотношений между работниками, работодателями, органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений.

Источник: Словарь-справочник экономических и юридических терминов. 2015

Социальное партнёрство
система взаимоотношений между работниками (их представителями) и работодателями (предприятиями, предпринимателями). Позволяет учитывать взаимные интересы сторон при всей их противоположности и на этой основе достигать согласия по социально-трудовым и социально-экономическим вопросам, которое закрепляется в коллективных договорах и соглашениях.

Источник: Экономический глоссарий в 2 ч.Учебно-методическое пособие.

ПАРТНЕРСТВО СОЦИАЛЬНОЕ
совместное участие различных сторон в выработке и реализации социально-трудовых договоров (программ, соглашений) на определенный срок. П.с. может быть двухсторонним (между предпринимателями и профсоюзами) и трехсторонним (между представителями правительства, предпринимателями и профсоюзами). Развитие рыночных отношений, создание многоукладной экономики, появление и расширение слоя предпринимателей и собственников делают возможным на предприятиях трехстороннее партнерство между работодателем (предпринимателем), трудовым коллективом (в лице профсоюзов) и наемной администрацией.

Источник: Глобальная экономика. Энциклопедия

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО
принципиальная характеристика системы трудовых отношений, заключающаяся в неконфронтационном взаимодействии на основе уважения законных прав и экономических интересов сторон и включающая механизм разрешения противоречий между сторонами трудовых отношений (не означающий, однако, их исчезновения). В основе социального партнерства лежит право на свободное развитие личности, запрет на дискриминацию, право создания различных объединений, гарантии частной собственности. Предполагает наличие законодательной базы, формирование инфраструктуры переговорного процесса. Основной проблемой взаимодействия сторон является регулирование заработной платы и условий труда.

Источник: Термины рыночной экономики

Партнерство Социальное

сотрудничество между органами государственной власти, владельцами компаний и фирм(работодателями) и представителями трудящихся(профсоюзов) с целью развития экономики, улучшения условий труда и повышения жизненного уровня трудящихся. Социальное партнерство осуществляется на общегосударственном, региональном (территориальном), отраслевом (межотраслевом) и локальном уровнях. Формами трехстороннего сотрудничества являются: проведение консультаций в ходе принятия государственных решений в социально-экономической сфере, в том числе при разработке законопроектов; создание постоянно действующих трехсторонних органов; установление условий труда в порядке коллективно-договорного регулирования; участие работников в управлении организацией; применение правовых норм в организации с участием представителей работников.

Источник: Бизнес-словарь

Социальное партнерство
форма взаимодействия органов государственного управления, объединений нанимателей, профессиональных союзов и иных представительных органов работников, уполномоченных в соответствии с актами законодательства представлять их интересы (субъектов социального партнерства) при разработке и реализации социально-экономической политики государства, основанная на учете интересов различных слоев и групп общества в социально-трудовой сфере посредством переговоров, консультаций, отказа от конфронтации и социальных конфликтов. Основные принципы социального партнерства: равноправие сторон; соблюдение норм законодательства; полномочность принятия обязательств; добровольность принятия обязательств; учет реальных возможностей принятия реальных обязательств; обязательность выполнения договоренностей и ответственность за принятые обязательства; отказ от односторонних действий, нарушающих договоренность; взаимное информирование сторон переговоров об изменении ситуации.

Источник: Аграрная экономика термины и понятия. Энциклопедический справочник

Социальное партнерство

Система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в тех случаях, когда они выступают в качестве работодателей или их представителей, уполномоченных на представительство законодательством или работодателями, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей.
Система социального партнерства включает следующие уровни:
1. федеральный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в Российской Федерации;
2. региональный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте Российской Федерации;
3. отраслевой уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях);
4. территориальный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании;
5. уровень организации, устанавливающий конкретные взаимные обязательства в сфере труда между работниками и работодателем.
6. Социальное партнерство осуществляется в формах:
7. коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашении и их заключению;
8. взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства;
9. участия работников, их представителей в управлении организацией;
10. участия представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров.
ст. 23-27 Трудового кодекса РФ.

Источник: Экономика в терминах понятиях и представлениях. 2-е изд. 2016

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО
система мероприятий, обеспечивающих сотрудничество наемных работников, представляемых обычно профсоюзами, с работодателями, объединенных, как правило, в ассоциации предпринимателей. Такое сотрудничество осуществляется постоянно, на двусторонней основе, преимущественно в форме коллективных переговоров на уровне отдельных предприятий (организаций) и отраслей народного хозяйства, заключения коллективных договоров и соглашений, регулирующих соц.-трудовые отношения. Специфической формой С.п. выступает трипартизм (т.е. состоящий из трех частей), означающий, что к привычным партнерам, представляющим работников и работодателей, присоединяются еще и представители государства, органов исполнительной власти. Такое сотрудничество может осуществляться как на постоянной основе, так и нерегулярно, лишь в случаях обострения соц. ситуации в отрасли, регионе или в стране в целом. В РФ система С.п. имеет свои особенности. Она начала складываться в условиях осуществления соц.-экон. реформ, направленных на переход страны к рыночной экономике. И марта 1992 г. принят Закон «О коллективных договорах и соглашениях». 20 октября 1995 г. Гос. Дума внесла в него ряд существенных изменений и дополнений. Закон устанавливает правовые основы разработки, заключения и выполнения коллективных договоров в организациях и разного рода соглашений (генерального, регионального, отраслевого тарифного, профессионального тарифного и иных) в целях содействия договорному регулированию соц.-трудовых отношений и согласованию соц.-экон. интересов работников и работодателей.
Стороны и участники коллективного договора и соглашений могут предусматривать положения о конкретизации и дальнейшем развитии С.п. и трехстороннего сотрудничества по вопросам соц.-трудовых отношений. С.п. как действенный механизм регулирования отношений на всех уровнях получит дальнейшее развитие. С.п. должно базироваться на принципах добровольности и равноправия сторон, взаимного уважения их позиций, служить важнейшим инструментом совершенствования системы оплаты труда и соц. обслуживания, обеспечения занятости, усиления защиты прав работающих граждан.

Источник: Управление персоналом. Энциклопедический словарь. Инфра-М. 1998

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО
система взаимоотношений между работниками (их представителями) и работодателями (предприятиями, предпринимателями). Позволяет учитывать взаимные интересы сторон при всей их противоположности и на этой основе достигать согласия по социально-трудовым и социально-экономическим вопросам, которое закрепляется в договорах коллективных и соглашениях. В отечественной практике регулирования социально-трудовых отношений термин стал использоваться примерно с 1991 г. Такое партнерство не должно вести к соглашательству с работодателем или, напротив, к постоянной конфронтации. Оно должно способствовать выработке позиций и договоренностей, позволяющих удовлетворить интересы сторон в конкретных условиях, достичь компромисса, способного привести к установлению социального мира на предприятии, в регионе, отрасли и стране в целом Основным содержанием С. и являются: совместное рассмотрение согласование работниками и работодателями вопросов социально-трудовой политики на всех уровнях общественного производства, способствующей повышению эффективности труда выработка критериев социальной справедливости и установление гарантированных мер защиты эффективного труда субъектами С.п.; преимущественно переговорно-договорной характер взаимоотношений между представителями работников и работодателей при подготовке соответствующих соглашений, разрешении возникающих разногласий. Основу цивилизованных отношений, складывающихся между партнерами, должны составлять общие принципы, выработанные Международной организацией труда, МОТ: всеобщий и прочный мир может быть установлен только на основе социальной справедливости; свобода слова и объединения - необходимые условия постоянного прогресса; нищета - угроза для всеобщего благосостояния; все люди независимо от расы, веры и пола имеют право на материальное благосостояние и духовное развитие в условиях свободы и достоинства, устойчивости в экономике и равных возможностей; полная занятость и повышение жизненного уровня; в социально-нравственном понимании труд не является товаром; и др. Наряду с общими принципами МОТ выделяют и специфические принципы, выделяемые на всех уровнях формирования системы С.п.: соблюдение норм законодательства; полномочность представителей сторон; равноправие в свободе выбора и обсуждении вопросов, составляющих содержание договоров коллективных и соглашений; добровольность сторон в принятии на себя обязательств и реальность их обеспечения, систематичность контроля и ответственность за выполнение. В целом С. п. реализуется через систему переговоров и заключаемых соглашений (договоров) на государственном (федеральном), территориальном, отраслевом и профессиональном уровнях.

Источник: Экономика. Энциклопедический словарь. 2004 г.

ПАРТНЕРСТВО СОЦИАЛЬНОЕ
совместное участие различных сторон в выработке и реализации социально-трудовых договоров (программ, соглашений) на определенный срок. П. с. может быть двусторонним (между предпринимателями и профсоюзами) и трехсторонним (между представителями правительства, предпринимателями и профсоюзами). П. с. на уровне предприятия выступает в форме заключения коллективных договоров, когда местный комитет профсоюза от имени коллектива трудящихся заключает соглашение с администрацией предприятия. В коллективном договоре определяются взаимные обязательства администрации, с одной стороны, рабочих и служащих, с другой, по выполнению производственной программы, совершенствованию организации производства и труда, улучшению условий труда и быта, оплате труда и материальному стимулированию, охране труда и здоровья работников и т. д. За нарушение условий договора виновные должностные лица привлекаются к ответственности (дисциплинарной, административной, уголовной). Развитие рыночных отношений, создание многоукладной экономики, появление и расширение слоя предпринимателей и собственников делают возможным на предприятиях трехстороннее партнерство между работодателем (предпринимателем), трудовым коллективом (в лице профсоюзов) и наемной администрацией. Социальное партнерство осуществляется также на региональном и отраслевом уровнях. Предметом заключения договора являются тарифные соглашения, в которых определяются взаимные обязательства предпринимателей (работодателей) и трудовых коллективов отрасли (региона) в производственной, трудовой и социальной сферах. Указом Президента Российской Федерации от 24 января 1992 г. впервые создана Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений. В комиссии представлены Правительство, российские объединения профсоюзов и объединения предпринимателей (работодателей). Основная цель комиссии — заключать генеральные соглашения (на год), рассматривать отраслевые тарифные соглашения, регулировать трудовые споры (конфликты). Комиссия призвана содействовать проведению радикальных экономических реформ и обеспечению гражданского согласия, достигаемого посредством создания действенной системы социального партнерства с учетом экономических и социальных интересов работников наемного труда, предпринимателей, всего населения России. Помимо подготовки и заключения генерального соглашения, осуществления контроля за ходом его выполнения, урегулирования вопросов отраслевых тарифных соглашений, трехсторонняя комиссия выявляет также причины возникновения конфликтных ситуаций, проводит предварительные трехсторонние консультации по экономическим и социально-трудовым вопросам, организует взаимодействие между аналогичными структурами государств—членов СНГ. На современном этапе российское Правительство считает важнейшей задачей в сфере социального партнерства выработку согласованных решений в области увязки роста реальных доходов с ростом производства и производительности труда, корректировку оплаты труда и т. д.

Источник: Рыночная экономика. Словарь.-М. Республика 1993.

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО
система институтов и механизмов согласования интересов участников производственного процесса: работников и работодателей. Развитие социального партнерства в его различных формах - важная составная часть процесса усиления социальной направленности современной рыночной экономики, ее социализации. В системе социального партнерства интересы работников представлены, как правило, профсоюзами, интересы работодателей - союзами предпринимателей. В так называемом трипартистском ее варианте третьим непосредственным участником процесса согласования интересов выступает государство, которое одновременно является и гарантом выполнения принятых соглашений. Согласование интересов достигается путем переговорного процесса, в ходе которого стороны договариваются об условиях труда и его оплате, о социальных гарантиях работникам и их роли в деятельности предприятия.
Развитие системы социального партнерства создает возможность достижения относительного баланса интересов работников и работодателей на основе сотрудничества, компромисса, ведет к социальному консенсусу. Оно служит действенным инструментом сочетания экономической эффективности и социальной справедливости.
В индустриально развитых странах социальное партнерство принимает различные формы. Так называемая корпоративист - ская система предполагает использование специальных органов, процедур и механизмов. Она получила распространение в Австрии, Швеции, Японии, ФРГ, Швейцарии, Нидерландах. В Австрии, например, социальное партнерство реализуется посредством широкой сети консультативных советов и комитетов, паритетных комиссий как на общенациональном, так и на отраслевом уровнях. В странах, где специальные институты социального партнерства отсутствуют, действует так называемая плюралистическая система (Великобритания, США, Канада). Здесь согласование противоречивых интересов осуществляется на уровне всего общества с помощью обычного политического процесса (партий, парламентов, профсоюзов) и развития сотрудничества работников и работодателей на уровне отдельных компаний.
В России система социального партнерства в его трипартистском варианте еще только делает первые шаги. Главное - не задействованы механизмы, обеспечивающие реализацию достигнутых соглашений. Вместе с тем в отдельных отраслях (например в угольной) выполнение отраслевых тарифных соглашений уже привело к некоторому улучшению материального положения рабочих и росту производства.
Выделяются большие, средние и малые социальные группы.
В большие социальные группы (помимо классов) входят совокупности людей, существующие в масштабе всего общества в целом: это социальные слои, профессиональные группы, этнические сообщества (нации, народности), возрастные группы (молодежь, пенсионеры) и т. д. Осознание принадлежности к социальной группе и соответственно ее интересов как своих происходит постепенно, по мере формирования организаций, защищающих интересы группы (например борьба рабочих за свои права и интересы через организации рабочих).
К средним социальным группам относятся производственные объединения работников предприятий, территориальные общности (жители одной деревни, города, района и пр.).
К многообразным малым группам относятся такие группы, как семья, дружеские компании, соседские общности. Их отличают также некие родственные контакты друг с другом.
Особенностью социальных групп в странах с развитой экономикой в настоящее время является их мобильность, открытость перехода из одной социальной группы в другую. Сближение уровня культуры и образования различных социально - профессиональных групп приводит к формированию общих социокультурных потребностей и тем самым создает условия для постепенной интеграции социальных групп, систем их ценностей, их поведения и мотивации. В результате можно констатировать обновление и расширение самого характерного в современном мире - среднего слоя (среднего класса).

Источник: Экономический словарь

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО
одна из разновидностей бурж .-реформистской теории «классового сотрудничества»; получила широкое распространение после 2-й мировой войны 1939 - 45 в ФРГ, Австрии, Швеции, Бельгии, Франции, Великобритании и др.; в 60 - 70-е гг. официальная доктрина бурж. и социал-демократич. пр-в большинства капиталистич. стран. Выступает идеологич. обоснованием политики «классового сотрудничества», проводимой монополистич. буржуазией в союзе с правым руководством социал-демократич. партий и реакционной верхушкой реформистских профсоюзов, гл. идеологич. оружием буржуазии в борьбе за влияние на массы. Направлена против идеологии марксизма-ленинизма, призвана ослабить революц. борьбу трудящихся за демократич. и социалистам. преобразования капиталистич. об-ва.
Идеи «классового сотрудничества» были выдвинуты в трудах основоположника бурж. реформизма Дж. С. Милля и вульгарных бурж. экономистов Ж. Сел, Ф. Бастиа и др. Проповедь «социальной гармонии» классовых интересов представителей вульгарной школы основывалась на несостоятельной теории факторов производства, согласно к-рой в создании стоимости, обществ. богатства якобы в равной мере участвуют труд и капитал. «У т в е р ж д е н и е, что интересы капитала и интересы труда Одни и те же, - писал К. Маркс, - на деле означает лишь следующее: капитал и наемный труд - это, две стороны одного и того же отношения. Одна сторона обусловливает другую как взаимно обусловливают друг друга ростовщик и мот. Пока наемный рабочий остается наемным рабочим, судьба его зависит от капитала. Это и есть пресловутая общность интересов рабочего и капиталиста» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 6, с. 445). Дальнейшее своё развитие идея «сотрудничества» труда и капитала получила в трудах Э. Бернштейна и др. идеологов реформизма. В кон. 19 - нач. 20 вв. были широко распространены бурж.-реформистские концепции «социальной гармонии», «ассоциации между трудом и капиталом», «участия в прибылях» и т. д. В ряде капиталистич. стран проводились эксперименты с раздачей акций персоналу предприятий. Характерной чертой всех этих ранних теорий «классового сотрудничества» была идея патернализма. Считалось, что материального стимулирования в духе «системы Тейлора» вполне достаточно для обеспечения лояльности рабочих по отношению к фирме. Патернализм использовался в основном на крупных предприятиях как средство борьбы против профсоюзов.
После 2-й мировой войны 1939 - 45 в условиях ослабления позиций империализма, растущего влияния мировой системы социализма и роста рабочего движения в капиталистич. странах перед буржуазией встала задача укрепления своего классового господства, в т. ч. и идеологич. методами. Теоретич. основа «социального диалога» между классами получила своё дальнейшее развитие в доктрине «индустриального общества», выдвинутой бурж. идеологами в 50-е гг. (Р. Арон, Дж. Голбрейт, Ф. Перру, Р. Дарендорф и др.), согласно к-рой в условиях научно-технич. революции капитализм исчезает и уступает место «индустриальному обществу», «смешанной экономике», а рабочий класс превращается в силу, заинтересованную не в свержении капитализма, а в укреплении существующего обществ. строя. Отныне цель борьбы пролетариата, по Арону, не захват политич. власти, не изменение статуса собственности, а перераспределение благ, создаваемых «индустриальным обществом». Отрицая классовую борьбу, бурж реформисты и правые социал-демократы выступают за радикальные перемены в рамках «смешанной экономики» и осуществление политики «социального партнёрства» при сохранении бурж. отношений собственности и существующего экономич. неравенства. Либерально-бурж. экономист Т. Балог (Великобритания), вскрывая пороки «Экономич. системы, основывающейся на индивидуальном принятии решений» (капитализма), ратует за заключение нового «общественного договора» в области экономич. и социальной политики - соглашения между будто бы «равными» партнёрами (корпорациями, пр-вом и профсоюзами), к-рое бы обеспечивало совмещение высокой занятости с контролем над заработной платой. Классовая сущность нового «общественного договора» состоит в том, что он направлен на отвлечение рабочего класса от политич. и экономич. борьбы, достижение его социального нейтралитета, умеренности требований профсоюзов, поддержки ими политики предпринимателей и бурж. гос-ва во имя якобы «общих целей» социальных партнёров.
«С. п.» т. стала важнейшей составной частью доктрины зап.-герм. неолиберализма - теории «социального рыночного хозяйства», одним из создателей к-рой был министр экономики, а впоследствии канцлер ФРГ Л. Эрхард. В кн. «Благосостояние для всех» (1957) Эрхард рассматривал политику «социального партнёрства» как важное условие успешного экономич. развития ФРГ. Он исходил из того, что частные, групповые интересы наёмных работников, с одной стороны, и работодателей, с другой, необходимо согласовывать ради достижения интереса высшего порядка - «блага общества». Эрхард призывал рабочих и предпринимателей к чувству «социальной ответственности», рекомендуя им не злоупотреблять силой в рамках «тарифной автономии» (так в ФРГ называется процедура заключения коллективных договоров) и разрешать свои конфликты мирным путём.
Практически эти рекомендации нашли своё выражение в политике т. н. «согласованных акций», когда при непосредственном участии и под руководством министра экономики ФРГ представители организаций предпринимателей и лидеры профсоюзов принимали решения по вопросам экономич. политики страны. По существу это означало связывание инициативы рядовых членов профсоюзов в требованиях увеличить заработную плату, поскольку профсоюзные лидеры брали на себя обязательство не допускать нарушения согласованных на высшем уровне пределов её роста. Соглашательская политика социал-демократич. и профсоюзного руководства привела к ослаблению единства зап.-герм. рабочего класса, распространению в нём реформистских иллюзий. Крайнюю сдержанность, умеренность требований зап.-герм. профсоюзов отмечали даже бурж. экономисты.
«С. п.» т. активно использовалась и в др. развитых капиталистич. странах для проведения т. н. «политики доходов». Причём на практике это всегда означало ограничение доходов трудящихся, а не прибылей монополий, но подавалось с большим пропагандистским шумом как наступление эры «социального программирования» (Бельгия), эпохи построения «нового общества» путём заключения «контрактов прогресса» (Франция), новой эры в отношениях между трудом и капиталом или эры «добровольного сотрудничества» («социальный контракт» в Великобритании) и т. д.
В кон. 60-х - 70-х гг. по развитым капиталистич. странам прокатилась мощная волна забастовочного движения. Нередко забастовки проводились рабочими без одобрения профсоюзного руководства, а требования бастующих выходили за рамки повышения заработной платы и улучшения условий труда, были направлены против произвола предпринимателей, всевластия монополий. Рост политич. активности масс выявил ограниченность влияния реформистских профсоюзов и правых социал-демократов на трудящихся, неспособность реформистской политики «социального партнёрства» нейтрализовать классовую борьбу масс.
Одно из направлений в «С. п.» т. связано с разработкой проблем участия трудящихся в управлении капиталистич. предприятием и экономикой в целом. В ФРГ - это теория и практика «соучастия», разработанная правым профсоюзным руководством и ставшая офиц. программой Объединения нем. профсоюзов; во Франции - концепция «участия», выдвинутая в 1968 президентом Франции Ш. де Голлем и развиваемая в 70-е гг. в публичных выступлениях лидера голлистской партии ЮДР Ж. Ширака; в Великобритании, Швеции, Бельгии и др. странах - теория «промышленной демократии» (направление бурж. науки, изучающей социологию «индустриальных отношений» - Б. Робертс, Г. Спитальс, К. Петмен и др.).
По мнению теоретиков лейборизма и правой социал-демократии (Дж. Стрейчи, Дж. Коул, У. Пальме и др.), постепенное внедрение совместного управления предприятиями со стороны наёмных работников и предпринимателей в конце концов якобы приведёт к созданию общества нового типа, к «демократическому социализму». Расширение прав рабочих на предприятиях объявляется одним из способов достижения «экономической демократии». Так, с 1946 на большинстве предприятии Швеции, в к-рой на протяжении 44 лет (с 1932 по 1976) практически бессменно находилась у власти Социал-демократическая рабочая партия, существуют производств. комитеты, функции к-рых носят консультативный характер. На практике же комитеты превратились в органы «социального партнёрства». В 1972 был принят закон о представительстве рабочих и служащих в правлениях предприятий. С 1977 вступил в силу закон о «совместном участии», т. е. о праве трудящихся участвовать в управлении предприятиями. Он расширяет право профсоюзов участвовать в соответствующих переговорах с администрацией и владельцами предприятий, получать информацию о состоянии дел. Но эти нововведения опять-таки не привели ни к каким принципиальным изменениям в соотношении сил между предпринимателями и рабог.::;п. Решения, определяющие деятельность корпораций, по-прежнему принимаются их руководителями, а от трудящихся «совместное участие» требует более строгого соблюдения «социального мира». Что касается представителей рабочих, заседающих с 1972 в правлениях компаний, то они там находятся в меньшинстве и реально не могут воздействовать на принятие решений, тем более определять их характер.
Ещё одной попыткой создать у рабочих иллюзию возможности достижения «экономической демократии» в бурж. обществе выступает проект образования т. н. рабочих фондов, выдвинутый швед. социал-демократами. Согласно этому проекту, определ. процент прибыли должен отчисляться в фонд работающих на предприятии. С помощью фонда рабочие, как утверждается, через 25 - 75 лет станут владельцами большей части вложенного в предприятие капитала, выкупив соответствующие акции. Несмотря на внешнюю радикальность, этот проект не затрагивает основ капиталистич. способа произ-ва, более того нацелен, по существу, на его укрепление. Швед. коммунисты оценили этот проект как очередную попытку интегрировать рабочий класс в капиталистич. систему.
В «С. п.» т. нашёл своё логич. завершение историч. процесс сближения социал-демократич. и бурж. реформизма. Стратегия, расчёт бурж. и реформистских теоретиков сводится к тому, чтобы с помощью мифов о «социальном партнёрстве» отвлечь рабочий класс от борьбы за политич. власть, за свержение капиталистич. строя. Однако действие объективных экономич. законов капитализма ведёт к обострению социальных антагонизмов и неизбежному крушению бурж.-реформистских идеология, мифов.

Источник: Экономическая энциклопедия. Политическая экономия в 4 т. Советская энциклопедия 1979-1980 гг.

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
2.19 мб

О социальном партнерстве

Семенов Владимир Никитович
О необходимости решения масштабных экономических задач области и страны в целом как условии выполнения работодателями своих социальные функций, в том числе по обеспечению достойного труда для наемных работников.
Читать PDF
120.37 кб

Социальное партнерство в России

Хизриева С. А.
Читать PDF
714.45 кб

Гендерное социальное партнерство

Агинская Тамара Ивановна
В статье дается краткий анализ особенностей гендерных исследований, которые в корне изменили представления о природе взаимоотношений полов.
Читать PDF
352.64 кб

Картирование социального партнерства

Ерина Анна Евгеньевна
Статья посвящена возможностям и перспективам социального партнерства в туризме. Автор предлагает использование технологии картирования социального партнерства как эффективного метода территориальной диагностики.
Читать PDF
110.15 кб

Государство и социальное партнерство

Стаурский Станислав Станиславович, Стаурский Евгений Станиславович
В статье рассмотрены особенности взаимодействия государства и системы социального партнерства.
Читать PDF
212.41 кб

Об особенностях социального партнерства

Габибова Л. Т.
Читать PDF
20.14 мб

КРИЗИС КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

Симоянов Алексей
Статья посвящена критическому анализу популярной концепции социального партнерства.
Читать PDF
754.01 кб

Профсоюзы в системе социального партнерства

Тюменцева Ольга Васильевна
В статье анализируются нормативно-правовые положения в сфере развития системы социального партнерства. Определяется роль профсоюзов в современных условиях хозяйствования
Читать PDF
428.50 кб

Социальное партнерство в современной России

Колесникова Н.А., Нестеров Ю.А.
Цель исследования: анализ системы социального партнерства и коллективного договора как продукта социального партнерства на уровне предприятия (организации).
Читать PDF
52.27 кб

Социальное партнерство: теоретический аспект

Назарова Ю. В.
Читать PDF
203.35 кб

Трипартизм в системе социального партнерства

Малышев Максим Алексеевич
Читать PDF
267.23 кб

К вопросу о партнерстве в социальном секторе

Ткаченко Е.Ю.
Розглянуто необхідність взаємодії представників інститутів різних сфер діяльності з метою підвищення ефективності реалізованих соціальних програм.
Читать PDF
123.89 кб

Органы социального партнерства в сфере труда

Михайликов В. Л.
Читать PDF
68.06 кб

Правовое обеспечение социального партнёрства

Черногорцева Галина Владимировна
Статья посвящена анализу правовых оснований, необходимых для достижения сохранения социального партнерства. Рассматриваются вопросы правового обеспечения социальной сплоченности, доверия людей друг к другу и государству.
Читать PDF
149.12 кб

Социальное партнерство как постоянный диалог

Игнатова И. Б., Посохова Н. В.
В статье рассматривается проблема развития социального партнерства, как основного механизма формирования профессионального образования граждан, социальным аспектам управления системой профессиональной подготовки.

Похожие термины:

  • Социальное партнерство в сфере труда

    (далее — социальное партнерство) — система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, орга