СОЦИАЛЬНАЯ ШКОЛА

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

СОЦИАЛЬНАЯ ШКОЛА
направление, объединявшее в конце XIX – начале XX в. немецких экономистов: Р. Штаммлера, Р. Штольцмана, А. Аммона, К. Диля, Ф. Петри. Представители школы подчеркивали методологическое значение изучения социальных аспектов в экономических категориях, зависимость формы экономических явлений от существующего социально-правового строя. Категории капитализма – рыночный обмен и меновая стоимость, капитал, заработная плата, прибыль – рассматривались ими как отражение определенных социально-правовых отношений – частной собственности, неравенства в распределении богатства между членами общества и т. д. Вытекающий отсюда исторический подход к этим категориям позволил представителям С. ш. сделать вывод о возможности трансформации капитализма в новый общественный строй под влиянием эволюции частной собственности, механизмов государственного регулирования и т. п. С. ш. явилась предшественницей институционально-социологического направления, заложила основы теорий трансформации капитализма.

Источник: Экономика от А до Я: Тематический справочник

СОЦИАЛЬНАЯ ШКОЛА
в буржуазной политической экономич. направление вульгарной политической экономич. представители к-рого утверждали, что в основе экономич. структуры общества лежат социально-правовые формы. Возникла в кон. 19 - нач. 20 вв. и фактически распалась в 30-х гг. Преимуществ. распространение получила в Германии. Осн. представители С. ш.: Р. Штаммлер, Р. Штольцман, О. Шпанн, А. Амонн, К. Диль, Ф. Петри.
Большое влияние на формирование идейно-теоретич. взглядов С. ш. оказали представители новой (молодой) исторической школы в бурж. политич. экономии и катедер-социализма. Философской базой С. ш. послужило неокантианство. Многие положения С. ш. созвучны с идеями социально-правового направления институционализма.
Исходя из примата внеэкономич. факторов (у Штаммлера это - право, у Штольцмана - «социально-правовое регулирование», у Шпанна - «социальное целое»), представители С. ш. рассматривали произ-во как сугубо технич. процесс, лишённый социального содержания. Для С. ш. характерен отрыв экономич. отношений от материального произ-ва и противопоставление экономич. явлений социальным. «Политическую экономию, - отмечал Амонн, - ...интересует в фактах не „хозяйственное“ в обычном смысле, но совершенно определенная форма социальных явлений, которая по большей части выступает в фактах хозяйствования, но ...не вытекает из их сущности и, кроме того, существует вовсе не исключительно в области хозяйственных фактов...» (цит. по кн.: «Политическая экономич. Основные проблемы в избранных отрывках», под. ред. С. И. Солнцева, Л., 1924, с. 217). Теоретики С. ш. давали, т. о., идеалистич. трактовку производств. отношений, выхолащивая их материальное содержание. Ограничиваясь анализом внешних форм проявления экономич. отношений, С. ш. крайне преувеличивала роль социально-политич. и правовых факторов обществ. развития, отрицала определяющее воздействие развития производит. сил на социальные, политич. и духовные процессы жизни общества.
Методология С. ш. основывалась на телеология, подходе к анализу экономич. деятельности, цели к-рой якобы привносятся из области права, идеологии и политики. Х-во определялось представителями С. ш. (Шпанн) как система средств для достижения цели. Последняя для сторонников С. ш. не вытекала из природы исторически сложившихся производств. отношений, а выступала следствием «внешнего регулирования» (Штаммлер). экономич. жизнь общества С. ш. рассматривала как совместную деятельность людей, связанных нормами права. Отсюда проистекало отрицание объективного характера отношений людей в процессе произ-ва, распределения, обмена и потребления жизненных благ. Все действия людей в сфере экономики трактовались как сознательные, поскольку участники произ-ва одновременно выступают субъектами права. Представители С. ш. ошибочно отождествляли производств. и волевые отношения, не видели, что правовые нормы диктуются, в конечном счёте, материальными условиями жизни общества и служат их более или менее точным юридич. отражением.
С. ш. возражала против подхода к экономике как к сумме отд. х-в, считая ошибочным рассмотрение процессов произ-ва и распределения с позиций абстрактного «экономического человека». Теоретики С. ш. подвергли критике классическую буржуазную политическую экономию, упрекая её в увлечении «индивидуализмом» (Шпанн). Подход к экономике с позиций «социального целого» использовался школой для обоснования идеи надклассового гос-ва, проповеди социального мира в бурж. обществе, апологетич. утверждений об отсутствии эксплуатации наёмных рабочих со стороны капиталистов. Представители С. ш. доказывали, что капитал и заработная плата образуют «встречные потоки» и не могут существовать друг без друга. При этом труд рабочих рассматривался как услуга низшего порядка, а капитал - услуга высшего порядка. Соответств. прибыль и заработная плата трактовались в качестве частей обществ. продукта, источником получения к-рых выступают услуги капиталистов и рабочих.
Представители С. ш. (Штольцман) характеризовали капиталистов как «функционеров общества», а рабочих как «подзащитных капиталиста». Классово-антагонистич. противоречия бурж. общества С. ш. сводила к противоречиям между руководителями и подчинёнными. Согласно представлениям С. ш. цель капиталистич. произ-ва состоит не в получении прибыли, а в обеспечении существования отд. лиц как членов целостного х-ва. С. ш. оправдывала понижение заработной платы, если это необходимо в интересах «социального целого» (для повышения конкурентоспособности отечеств, продукции на мировых рынках, в целях борьбы с инфляцией и т. д.). Руководствуясь «учением об обществ. целесообразности», теоретики С. ш. выступали против антитрестовского законодательства и ограничения деятельности монополий, усматривая в последних эффективное средство борьбы против циклич. развития капиталистич. произ-ва, рыночной анархии и чрезмерной конкуренции.
С. ш. приняла Осн. положения субъективно-психологич. предельной полезности теории, отбросив лишь метод робинзонады,, который активно использовался представителями австрийской школы, в бурж. политич. экономии. По мнению Штольцмана, учение о предельной полезности оказывается правильным, если отношения между производителями и. потребителями, продавцами и покупателями рассматривать в рамках «социально-правового регулирования».
Сторонники С. ш. отстаивали тезис о возможности «улучшения» капитализма посредством «социальной политики», скрытый классовый смысл к-рой заключался в ослаблении единства рядов рабочего класса путём насаждения «корпораций работников». С. ш. признавала положение о трансформации капитализма в новый обществ. строй, лишённый классовых антагонизмов, считая, что капиталистич. собственность по своей природе уже перестала быть частной и превратилась в общественную. В гос.-правовом регулировании произ-ва и распределения С. ш. видела средство устранения социально-экономич. противоречий капиталистич. общества. Идеи С. ш. о приоритете «социального целого» оказали определённое влияние на правое крыло нем. социал-демократии, использовались реформистами в борьбе с марксистско-ленинским учением о диктатуре пролетариата.
Теоретики С. ш. выступали противниками марксизма. В идеологич. борьбе с марксизмом С. ш. прошла эволюцию от «заигрывания» и «дружественной критики» фундаментальных положений материалистич. понимания истории (Штаммлер, Амонн, Петри) до открытого антикоммунизма (Шпанн). В борьбе с марксизмом представители С. ш. использовали различные приёмы, начиная от приписывания К. Марксу положения о примате права над экономикой (Петри) и кончая обвинениями историч. материализма в отсутствии «этики» (Штаммлер).
Теоретич. взгляды С. ш. сыграли заметную роль в формировании экономич. доктрины герм. фашизма. Идеологи гитлеровского национал-социализма активно использовали положения о «корпоративном государстве» и «социальной политике» (Шпанн) при обоснований своих концепций организации рынка, «ликвидации процентного рабства», устранения классовой борьбы. Идеи С. ш. оказали определ. влияние на формирование теоретич. взглядов представителей западно-герм. неолиберализма.

Источник: Экономическая энциклопедия. Политическая экономия в 4 т. Советская энциклопедия 1979-1980 гг.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
255.96 кб

Московская школа социальной организации

Кравченко Альберт Иванович
В статье рассматривается Московская социологическая школа, которая существовала в 1960-1970-е гг. и объединяла вокруг главного проекта «Социальная организация» талантливых московских социологов и философов. Под руководством Н.И.
Читать PDF
1.38 мб

Научная школа как социальный институт в РФ

Шапка В.В., Бобров Ф.А.
В научной статье изучены различные подходы к определению понятия научной школы, признаки, классификации и формы научных школ. Также проанализировано современное состояние науки в РФ.
Читать PDF
131.20 кб

Российская школа в контексте социальных преобразований

Федорова Наталья Михайловна
Статья посвящена рассмотрению различных аспектов взаимодействия государства и общества в российском образовании.
Читать PDF
255.54 кб

Белгородская школа исследователей социальных технологий

Бабинцев Валентин Павлович
В статье рассматривается проблема разработки теории и практики социальных технологий на примере научной школы, сформировавшейся в Белгородском государственном национальном исследовательском университете.
Читать PDF
152.10 кб

Школа теоретического анализа актуальных социальных проблем

Клюев Анатолий Владимирович
Автор описывает основные направления и результаты исследований научной школы, деятельность которой направлена на изучение социологических аспектов государственного и муниципального управления.
Читать PDF
233.71 кб

Социальное партнерство в образовании: школа и местное сообщество

Зеленецкая Татьяна Ивановна
Школа в современной России применяет социальное партнерство в качестве стратегии по реализации институциональной деятельности как механизм взаимодействия с местным сообществом.
Читать PDF
604.93 кб

Практики ответственного отцовства: «Папа-школа» и социальный капитал

Безрукова Ольга Николаевна
На основе индивидуальных глубинных и групповых интервью с тремя модераторами и 16 участниками группы поддержки молодого отцовства «Папа-школа» в статье рассматриваются гендерные, репродуктивные, коммуникативные практики ответствен
Читать PDF
118.34 кб

Школа-семинар «Системное моделирование социально-экономических процессов»

Читать PDF
18.07 мб

Диагностическая школа в социальной работе: оценка гуманистического потенциала

Добрина Ольга Александровна, Басова Татьяна Викторовна
в данной статье рассматриваются этапы формирования и развития психосоциальной практики в социальной работе, представленные различными школами и подходами.
Читать PDF
201.01 кб

Сельская школа и ее значение в поддержании социально-определяющей роли образования

Соловченков С.А.
Рассмотрены вопросы сохранения среднего и средне-технического образования в обществе как социально-образующего фактора. Выявлена роль сельской школы в данном процессе на протяжении реформенного периода и в настоящее время.
Читать PDF
653.00 кб

Школа социального предпринимательства как путь к развитию «Четвертого сектора» в регион

Чернов Александр Валентинович
Статья посвящена обобщению и анализу пилотного инновационного проекта Школа социального предпринимательства в Череповце, разработанного и реализованного совместными усилиями Гуманитарного института ЧГУ и Благотворительного фонда «
Читать PDF
833.75 кб

Социологическая школа трудового права в проблематике реализации социально-трудовых прав

Демидов Николай Вольтович
Автором исследуются понятие, природа, содержание феномена юридических препятствий в реализации социально-трудовых прав и законных интересов.
Читать PDF
341.00 кб

Научная школа права социального обеспечения: становление, развитие и современное состояние

Благодир Алла Леонтьевна
В статье обосновывается мнение, что истоки становления научной школы права социального обеспечения связаны с творческим наследием В.С. Андреева.
Читать PDF
532.74 кб

ОТ ОБЩЕСТВА НЕДОВЕРИЯ - К СОЦИАЛЬНОМУ ПАРТНЕРСТВУ (ШКОЛА В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА)

Тульчинский Г.Л.
В статье представлен авторский взгляд на наиболее актуальные проблемы современного социокультурного развития России.
Читать PDF
396.23 кб

Региональный опыт реализации социально-педагогического проекта «Профессиональная школа родителей»

Басова Валентина Марковна, Захарова Жанна Анатольевна
В данной статье характеризуются особенности опыта реализации социально-педагогического проекта «Профессиональная школа родителей» в Костромском регионе, достаточно подробно раскрывается каждый его этап, представляются результаты и