СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ БЮДЖЕТА

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Сбалансированность Бюджета

паритетное соотношение между расходными и доходными статьями бюджета.

Источник: Бизнес-словарь

СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ БЮДЖЕТА
состояние бюджета, при котором объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов.

Источник: Актуальный словарь современной экономики

СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ БЮДЖЕТА
один из основополагающих принципов формирования и исполнения бюджета, состоящий в количественном соответствии (равновесии) бюджетных расходов источникам их финансирования. Этот принцип даже при наличии дефицита бюджета позволяет достичь равенства (баланса) между суммарной величиной бюдж. поступлений (доходов бюджета и источников покрытия дефицита) и объемом производимых расходов. Отсутствие бюдж. равновесия порождает несбалансированность. Если расходы превышают бюдж. поступления, бюджет в принципе не исполним – несбалансированный бюджет заведомо нереален, несбалансированность делает его фиктивным. Составление бюджета с профицитом также нежелательно, поскольку связано с завыш. нагрузкой на экономику и снижением общей эффективности использования бюдж. средств. Отсюда С.б. – обязательное требование, предъявляемое к составлению и утверждению бюджета. С.б. призвана обеспечить нормальное функционирование органов власти всех уровней. Несбалансированность даже небольшой части бюджетов ведет к задержке финансирования гос. и муницип. заказов, к сбоям в системе сметно-бюджетного финансирования, порождая неплатежи в нар. хоз-ве страны. Именно поэтому С.б. особенно важна для России, где финансовое положение в период проведения реформ характеризовалось острой нехваткой бюдж. ресурсов из-за кризисного состояния экономики. Наилучший вариант обеспечения С.б. – разработка бездефицитного бюджета, в к-ром объем расходов, включая затраты на обслуживание и погашение гос. (муницип.) долга, не превышает величины доходов. Если же избежать дефицита бюджета не удается, даже исчерпав полностью обычные источники финансирования, то для С.б. приходится прибегать к разным формам заимствований, что требует минимизации размеров дефицита бюджета на всех стадиях бюджетного процесса. С.б. достигается разными методами; одни из них применяются при формировании бюджета; другие – при его исполнении. К методам С.б., широко используемым в практике бюдж. планирования, относятся: лимитирование бюджетных расходов с учетом экономич. возможностей общества и объема централизуемых доходов; совершенствование механизма распределения доходов между бюджетами разных уровней, адекватного распределению расходных полномочий между ними; выявление и мобилизация резервов роста бюдж. доходов; построение эффективной системы бюдж. регулирования и оказания финанс. помощи в сфере межбюджетных отношений; планирование направлений бюдж. расходов, положительно воздействующих на рост доходов и одновременно обеспечивающих решение стоящих перед обществом социально-экономич. задач при миним. затратах и с максим. эффектом; сокращение масштабов гос. сектора экономики на основе разумной приватизации гос. собственности; жесткая экономия расходов путем исключения из их состава лишних затрат, не обусловл. крайней необходимостью; использование наиболее эффективных форм бюдж. заимствований, способных обеспечить реальные поступления ден. средств с финанс. рынков. В ходе исполнения бюджета сбалансированность достигается с помощью: введения процедуры санкционирования бюджетных расходов; строгого соблюдения установл. лимитов бюджетных обязательств, ориентированных на реально поступающие доходы; определения оптим. сроков осуществления расходов; использования механизма сокращения и блокировки расходов бюджета; совершенствования системы бюдж. финансирования на основе постепенного прекращения дотирования пр-тий и введения полной имуществ. ответственности экономических субъектов за выполнение взятых обязательств перед гос-вом и партнерами; мобилизации дополнит. резервов роста бюджетных доходов; последоват. проведения финанс. контроля за целевым, экономным и эффективным расходованием бюдж. средств; оказания финанс. помощи в разных ее формах др. бюджетами; использования бюдж. резервов и т.д. В быв. СССР, бюджетная система к-рого строилась на принципах единства и централизма, за сбалансированность бюджета отвечал непосредственно союзный центр. Такой порядок достижения С.б. был чреват субъективизмом, культивировал иждивенчество органов власти среднего и низового уровней. По мере совершенствования гос. устройства России на основе федерализма перестраивалась и бюджетная система страны; основополагающими принципами ее построения наряду с другими стали самостоятельность каждого бюджета и ответственность за С.б. того органа власти, в распоряжении к-рого находится соотв. бюджет. Законодательное закрепление принципа С.б. во 2-й пол. ХХ в. произошло во многих странах мира. В частн., в США конституции ряда штатов содержат прямое требование о недопустимости расходов, превышающих поступления в бюджет; законодательство Франции запрещает рассматривать проекты местных бюджетов, если они составлены с дефицитом. В России принцип С.б. определен в Бюджетном кодексе в качестве одного из основных принципов построения бюджетной системы. Его претворение в жизнь позволит прекратить распространенную в 90-е гг. практику составления и утверждения фактически несбалансир. бюджетов, особенно на субфедеральном и муницип. уровнях. На стадии составления проектов бюджетов реализация принципа С.б. обеспечивается благодаря полному и последоват. соблюдению др. принципа – общего (совокупного) покрытия расходов бюджета, причем данный принцип должен соблюдаться при планировании не только годовых назначений бюджета, но и при внутригодовом (поквартальном, помесячном) распределении бюджетных доходов и расходов. На стадии исполнения бюджета дополнит. факторами, влияющими на С.б., выступают, с одной стороны, методы оперативного регулирования бюджетных потоков, позволяющие с наибольшей эффективностью маневрировать бюджетными средствами, а с другой – механизм сокращения бюджетных расходов и бюджетные резервы, используя к-рые исполнит. орган власти осуществляет финансирование внезапно возникших, непредвид. расходов. В наст. время С.б. должна обеспечиваться на каждом уровне управления усилиями и профессиональным мастерством работников соответств. органа власти. Большое значение в этих условиях приобретают устойчивость бюджета и ответственность финансового органа за ее обеспечение.

Источник: Финансово-кредитный энциклопедический словарь

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
239.96 кб

Проблемы сбалансированности бюджета

Гусева Елена Викторовна
Изучение проблемы сбалансированности бюджета. Пути ее решения
Читать PDF
1.11 мб

Вопросы сбалансированности местных бюджетов

Лепешкин Михаил Викторович
Данная статья посвящена проблемам формирования местных бюджетов в Российской Федерации, их взаимодействию между собой и с бюджетами вышестоящих уровней.
Читать PDF
1.54 мб

Обеспечение сбалансированности бюджета РСО-А

Рубаева Ляна Махарбековна, Тохсырова Анастасия Владиславовна
Статья посвящена проблеме несбалансированности бюджета РСО-А. В статье анализируются бюджеты разных уровней. Также в статье освещаются основные причины несбалансированности республиканского бюджета.
Читать PDF
76.46 кб

Сбалансированность по доходам местных бюджетов

Лишанский М. Л.
Читать PDF
300.20 кб

Управление сбалансированностью региональных бюджетов

Ерошкина Лариса Александровна
Дана оценка роли межбюджетных трансфертов и динамики налоговых доходов. Определены рекомендации для региональных властей по управлению сбалансированностью региональных бюджетов
Читать PDF
145.49 кб

Анализ сбалансированности федерального бюджета России

Ключников М. В.
В соответствии с нововведенной Системой национальных счетов 2009 приведены расчеты основных показателей государственного сектора экономики.
Читать PDF
546.19 кб

Финансово-правовой принцип сбалансированности бюджета

Кузнецова Жанна Сергеевна
В статье рассматриваются вопросы законодательного регулирования финансово-правового принципа сбалансированности бюджета, особое внимание уделено рассмотрению вопросов соотношения экономической и финансово-правовой характеристики к
Читать PDF
1.35 мб

ПРОБЛЕМЫ СБАЛАНСИРОВАННОСТИ БЮДЖЕТА САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

Р. А. Газизова
Вопросы сбалансированности региональных бюджетов находятся в фокусе внимания научного и экспертного сообществ, поскольку от сбалансированности зависит бюджетная устойчивость региона и его социально-экономическое развитие.
Читать PDF
118.52 кб

Проблемы обеспечения сбалансированности местных бюджетов

Александров Александр Александрович
В статье рассмотрены основные проблемы обеспечения сбалансированности местных бюджетов в Российской Федерации на современном этапе. Проведен анализ законодательства в сфере функционирования местных бюджетов.
Читать PDF
293.38 кб

Проблемы сбалансированности бюджета Чувашской Республики

Куренков Дмитрий Валентинович, Рябинина Элина Николаевна
Целью исследования статьи является: обобщение и развитие теоретических вопросов бюджетного дефицита в условиях инфляции; обоснование необходимости его сокращения в бюджете Чувашской Республики для обеспечения увеличения объемов ин
Читать PDF
168.18 кб

Методы обеспечения сбалансированности бюджета субъекта РФ

Власенко Елена Олеговна
Представлена классификация методов сбалансированности бюджетов субъектов РФ. Выделены и проанализированы основные методы бюджетной сбалансированности.
Читать PDF
455.54 кб

СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ БЮДЖЕТОВ: ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ И ОЦЕНКЕ

Соломко Мария Николаевна
Исследованы проблемы сбалансированности местных бюджетов.
Читать PDF
755.87 кб

Достижение структурной сбалансированности бюджета. Опыт Чили

Мирошникова Елена Сергеевна
В статье автор ищет ответ на вопрос: может ли бюджет быть сбалансированным при сильной сырьевой зависимости? Эмпирические исследования показывают, что может. Доказательство тому – Чили.
Читать PDF
363.52 кб

Управление сбалансированностью бюджетов муниципальных районов

Воронина Л.П.
Цель. Обоснование основных направлений обеспечения сбалансированности бюджетов муниципальных районов. Методы.
Читать PDF
307.95 кб

Экономико-правовые вопросы сбалансированности местных бюджетов

Бухвальд Евгений Моисеевич
В статье представлены основные слагаемые региональной экономической политики, включая использование методов программно-целевого регулирования, модернизацию налогово-бюджетной политики, поддержку малого и среднего бизнеса.

Похожие термины:

  • ПРИНЦИП СБАЛАНСИРОВАННОСТИ БЮДЖЕТА

    означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, утвержд