СБАЛАНСИРОВАННАЯ СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

СБАЛАНСИРОВАННАЯ СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ (ССП)
Концепция сбалансированного управления (Balanced Scorecard - BSC) представляет собой метод, позволяющий перевести стратегический план развития в оперативные планы по направлениям деятельности ОУ. Эта концепция предусматривает: -       использование финансовых и нефинансовых показателей; -       краткосрочных и долгосрочных показателей; -       наличие причинно-следственных связей между показателями; Классическое использование концепции BSC предполагает рассмотрение стратегий развития организации по 4 основным перспективам (измерениям): финансы/экономика, рынок/клиенты, бизнес/процессы, инфраструктура/сотрудники.

Источник: Система менеджмента качества ТГУ

СБАЛАНСИРОВАННАЯ СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ
Используется в качестве инструмента стратегического управления. Это подход на уровне предприятия позволяет сформировать его стратегические цели, увидеть целостность через взаимосвязанные показатели, проводить постоянную адаптацию стратегий к изменяющимся условиям. Необходимое условие для целостного управления при помощи сбалансированной системы показателей: мысленное структурирование предприятия, сведение воедино и связывание отдельных показателей. Создатели сбалансированной системы показателей Роберт С. Каплан и Давид П. Нортон. К этой системе примыкает матричная модель техпромфинплана. На других уровнях подход по схеме сбалансированной системы развит в виде таких модификаций, как межотраслевой баланс, многопродуктовый баланс, модель баланс-транспорт-размещение (БТР) и др. При оценке эффективности работы на корпоративном уровне обычно включаются финансовые результаты, усовершенствование бизнес-процессов, обслуживание клиентов и инновации.

Источник: Экономический словарь. Толково-терминологический словарь 2007

Сбалансированная система показателей
(в англ, варианте Balanced Scorecard) - это концепция переноса и декомпозиции стратегических целей для планирования операционной деятельности и контроль их достижения. По сути, ССП — это механизм взаимосвязи стратегических замыслов и решений с ежедневными задачами, способ направить деятельность всей компании (или группы) на их достижение. На уровне бизнес-процессов контроль стратегической деятельности осуществляется через так называемые ключевые показатели эффективности (КПЭ), в англ. — Key Performance Indicator (KPI). KPI являются, по сути, измерителями достижимости целей, а также характеристиками эффективности бизнес-процессов и работы каждого отдельного сотрудника. В этом контексте CCП является инструментом не только стратегического, но и оперативного управления. Преимущество CCП состоит в том, что организация, внедрившая эту систему, получает в результате «систему координат» действий в соответствии со стратегией на любых уровнях управления, и связывает различные функциональные области, как, например, управление персоналом, финансы, ИТ и т. п. Неверно рассматривать ССП односторонне, с позиции какой-либо функциональной области. Такие попытки делают крайне затруднительным успех применения и дискредитируют концепцию. Система сбалансированных показателей — это новая система управления компанией; механизм реализации стратегии и ее корректировки: инструмент перевода стратегии в плоскость конкретных целей, показателей и задач; надежный инструмент контроля показателей будущего; система мотивации персонала; система обратной связи, обучения и постоянного развития.

Источник: Управление проектами. Управление рисками. Глоссарий. М. 2013

СБАЛАНСИРОВАННАЯ СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ
англ. Balanced Scorecard, BSC; русская аббревиатура — ССП] — методика оценки эффективности деятельности организации, включающая маркетинг в качестве одного из важнейших компонентов этой оценки. Система предложена в 1992 г. американским ученым, профессором Гарвардской школы бизнеса Робертом Капланом вместе с Дэвидом Нортоном — президентом компании Balanced Scorecard Collaborative, Inc., которая пропагандирует и внедряет ССП во многих странах мира. Участниками создания концепции «измерения эффективности организации будущего» стали также эксперты и менеджеры крупнейших американских компаний, представляющие различные области деятельности (высокие технологии, производство товаров индивидуального потребления, сферу услуг) и объединенные в группу, которая на протяжении года занималась разработкой модели оценки эффективности и ее совершенствованием. Система получила название сбалансированной, поскольку основывается на комплексном подходе к оценке как материальных, так и нематериальных активов. Необходимость использования нефинансовых индикаторов авторы метода обосновывают быстрыми изменениями на современном рынке. Если бухгалтерские показатели отражают результаты работы за прошедший период, то индикаторы, связанные с такими активами, как интеллектуальный капитал предприятия, лояльность потребителей, бренды, могут более точно оценить перспективу компании. Концепция ССП применима в условиях любой бизнес-культуры и в любой стране благодаря универсальности задач, которые могут быть решены с ее помощью. В числе этих задач оценка эффективности работы компании, осознание того, какие процессы нуждаются в улучшении, определение направлений развития компании. ССП базируется на четырех составляющих: финансы, маркетинг, внутренние бизнес-процессы, а также обучение и карьерный рост. Финансы выступают одним из ключевых показателей эффективности в методике ССП. Обычно в качестве типичных целей выступают увеличение рентабельности продукции, рентабельности собственного капитала, чистого денежного потока, чистой прибыли и др. Они являются опорными показателями эффективности в рамках данного направления. В число маркетинговых критериев входит сегментирование рынка. Руководители фирмы определяют ключевые сегменты рынка, на которых компания намеревается сосредоточить свои усилия для продвижения и реализации продуктов. Это является первым шагом в построении инфраструктуры маркетинговой составляющей системы. Затем определяются основные факторы эффективности и оценивающие их показатели. Как правило, основными факторами эффективности в данном случае являются удовлетворенность покупателей, удержание старых и приобретение новых клиентов, прибыльность клиентов, доля рынка в целевых сегментах и т.д. Сюда также обязательно включаются показатели, определяющие лояльность клиентов по отношению к поставщику продукции или услуг. Так, например, ценность для клиента могут представлять быстрая доставка и скорость реагирования на полученный заказ. Показателями, характеризующими данные факторы эффективности, могут быть время обработки заказа и средняя скорость доставки (в часах). Таким образом, менеджеры реализуют стратегию в области маркетинга и продаж, что должно привести к росту финансовых показателей в будущем. Так, суть внедрения ССП в стратегическое управление логистическим предприятием состоит в том, что руководство предприятия и эксперты, проанализировав логистические бизнес-процессы, выделяют значимые для предприятия области деятельности и уже в них определяют совокупность ключевых показателей результативности, подлежащих регулярному измерению на основе данных, полученных из учетной системы. В свою очередь внутренние бизнес-процессы стимулируют основные процессы, подлежащие усовершенствованию и развитию с целью укрепления конкурентных преимуществ. Эффективность бизнес-процессов определяет ценность предложения компании, от которого зависит количество привлеченных клиентов и конечный финансовый результат. Следует также отметить, что выбор ключевых процессов должен осуществляться не только с позиции текущей эффективности, но и с точки зрения будущих возможностей ее повышения. Именно поэтому на инновационные процессы (двигатели будущей эффективности) нужно обратить внимание прежде всего. Обучение и карьерный рост определяют инфраструктуру, которую организация должна построить для того, чтобы добиться роста и развития в долгосрочной перспективе. Вполне естественно, что обеспечить долговременный успех и процветание компании вряд ли возможно с помощью технологий, используемых в текущий момент. Чтобы обеспечить себе долгосрочное присутствие на рынке, бизнес должен инвестировать средства в повышение квалификации своих сотрудников, в информационные технологии управления предприятиями, системы и процедуры. Основными показателями эффективности могут быть удовлетворение сотрудников, их умение и квалификация, возможность мгновенно получать информацию, необходимую для принятия управленческих решений, генерация инициатив, эффективность работы информационной системы. На основе индивидуально разработанных показателей эффективности, последующего сопоставления плановых и фактических данных руководители получают информацию, позволяющую им оценить эффективность реализации стратегий в четырех основных областях. Таким образом, ССП делает стратегию ясной и понятной для всей компании; помогает ей сформировать структуру для достижения единой цели и поддержки инициатив; направляет процесс распределения ресурсов и капитала; интегрирует процесс стратегического управления во всей организации; сосредоточивает внимание команд и сотрудников на стратегических приоритетах развития. В качестве слабых мест ССП специалисты в области стратегического управления отмечают следующие: существует риск того, что математические модели оценки окажутся некорректными и использование ССП не приведет к успеху; субъективный характер нефинансовых показателей затрудняет использование сбалансированной системы показателей в качестве основы для мотивации персонала; у менеджеров существует возможность манипулировать показателями, не повышая при этом эффективности бизнеса. Несмотря на то что ССП заявила о себе в России лишь в 2003 г., отечественные компании, вставшие на путь ССП, перестают быть экзотикой. Даже в отсутствие статистики с уверенностью можно говорить о десятках (а по некоторым оценкам, и сотнях) внедрений. Одновременно с ССП растет спрос и на другие ставшие международными системы управления по целям, заставляющие эффективно работать стратегию компании. Т.М. Орлова Каплан Р. С., Нортон Д. П. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию. 2-е изд. М.: ОлимпБизнес, 2004. Кащеев Р. Balanced Scorecard: новое заклинание или стратегия управления? www.itbc.ru. Коробков А. The Balanced Scorecard — новые возможности для эффективного управления // http://big.spb.ru.

Источник: Маркетинг. Большой толковый словарь.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
96.93 кб

Система сбалансированных показателей

Зайцев Антон Николаевич
Рассмотрены принципы построения системы сбалансированных показателей и их применение на предприятии.
Читать PDF
65.28 кб

Эффективность сбалансированной системы показателей

Шумчук Р. Н.
В статье исследуется методология сбалансированной системы. Также выявлены основные принципы сбалансированной системы показателей с учетом специфики предприятия.
Читать PDF
1.27 мб

Каскадирование сбалансированной системы показателей

Крылов С.И.
Статья посвящена рассмотрению сущности процесса каскадирования сбалансированной системы показателей.
Читать PDF
206.54 кб

Опыт внедрения сбалансированной системы показателей

Балашова Надежда Валерьевна, Репина Полина Викторовна
Рассказывается об основных этапах разработки системы сбалансированных показателей (Balanced Scorecard). Раскрываются наиболее распространенные проблемы, возникающие в процессе ее внедрения в организации.
Читать PDF
2.26 мб

Обобщенная модель системы сбалансированных показателей

Левыкин Виктор Макарович, Хворостинина Ольга Сергеевна
Разрабатывается общая модель системы сбалансированных показателей (ССП), обеспечивающая поддержку стратегического управления предприятием.
Читать PDF
1.74 мб

Сбалансированность системы сбалансированных показателей

Чудаев Андрей Викторович
В настоящее время очень высока популярность использования системы сбалансированных показателей при построении системы стратегического управления промышленным предприятием.
Читать PDF
270.24 кб

Сбалансированная система показателей лизинговой компании

Иванова Юлия Ниловна, Жукова Лилия Александровна
Статья посвящена актуальным вопросам по разработке финансовых показателей эффективности деятельности лизинговых компаний
Читать PDF
244.48 кб

Формирование и учет системы сбалансированных показателей

Керимов В. Э.
Читать PDF
138.40 кб

Практика применения системы сбалансированных показателей

Лукьянова М.Н.
Понятие «стратегическое планирование», «миссия компании» уже прочно вошло в лексикон российских предпринимателей и топ-менеджеров.
Читать PDF
542.29 кб

Сбалансированная система показателей: тактический аспект

Крылов С.И.
Статья посвящена рассмотрению тактического аспекта сбалансированной системы показателей, который проявляется в ее взаимосвязи с бюджетированием.
Читать PDF
635.20 кб

Сбалансированная система показателей в управлении рисками

Крылов С.И.
В сложных условиях современной рыночной экономики каждое управленческое решение, особенно стратегическое, касающееся будущего развития организации, всегда связано с некоторой степенью неопределенности.
Читать PDF
61.96 кб

Система менеджмента качества и сбалансированные показатели

Азитова Гульсум Шариповна
В статье представлен методический подход к оценке эффективности системы менеджмента качества на промышленных предприятиях с использованием системы сбалансированных показателей.
Читать PDF
284.57 кб

Анализ показателей сбалансированной системы (общий подход)

Крылов С.И.
Статья посвящена разработке общего подхода к анализу показателей сбалансированной системы (АПСС), который предполагает всестороннее, комплексное исследование стратегических аспектов хозяйственной деятельности организации на основе
Читать PDF
2.19 мб

Сбалансированная система показателей: процесс формирования

Крылов С.И.
Статья посвящена рассмотрению процесса формирования сбалансированной системы показателей, который включает в себя определение стратегических целей деятельности организации, построение стратегической карты, выбор показателей, опред
Читать PDF
202.10 кб

Сбалансированное управление и система ключевых показателей

Сахнов Сергей Николаевич
В статье рассматриваются вопросы разработки сбалансированного управления и комплексных систем сбалансированных показателей, проводится анализ существующих наиболее известных концепций и моделей на основе инновационной составляющей

Похожие термины: