Рыночные цены
Рыночные цены
Денежная сумма, которую покупатель выплачивает, чтобы приобрести что-либо у продавца, когда покупатель и продавец независимы друг от друга, и подобный обмен мотивирован исключительно коммерческими соображениями.
Источник: Настольная книга международного инвестора. Информационный справочник 2005 г.
РЫНОЧНЫЕ ЦЕНЫ
денежное выражение стоимости товаров, реализуемых на рынке; фактич. цены, по к-рым осуществляется купля-продажа товаров.
Во внутр. оптовой торговле в качестве Р. ц. при капитализме выступают цены сделок при продаже продукции др. предприятиям, монополиям или фирмам-посредникам. Для потребит. товаров Р. ц. - цены реализации товаров и услуг населению. В капиталистич. х-ве действует стихийный механизм формирования Р. ц. под влиянием различных факторов, к-рые отражают социально-экономич. специфику произ-ва.
Существенные особенности имеют Р. ц., применяемые при реализации Продукции внутри монополий, в т. ч. международных, при поставках изделий в порядке кооперации. Это т. н. трансфертные (передаточные) цены, используемые для уклонения от налогообложения и являющиеся коммерч. тайной. Один из видов Р. ц. - цены сделок в междунар. капиталистич. торговле.
В 70-х гг. динамика всех видов Р. ц. (оптовых, экспортных, розничных) характеризуется небывало высокими темпами роста, обусловленного в значит. мере инфляцией. Так, индекс розничных Р. ц. (1970 = 100) к сер. 1977 в США составлял по всем товарам 157, в т. ч. по продовольственным - 168, в Японии соответственно - 204 и 208, в Великобритании - 234 и 258, в Италии - 236 и 239. Индекс оптовых цен на пром. товары составлял в 1976 (1970 = 100); в ФРГ - 143, во Франции - 160, в Японии - 165, в США - 176, в Италии - 236, Великобритании - 299. Высокими были также темпы роста цен мировых товарных рынков.
В социалистич. странах под Р. ц. обычно понимаются цены продукции, реализуемой с.-х. кооперативами (в СССР колхозами), личными подсобными х-вами, а также единоличным х-вом. Это особый вид Р. ц., стихийное движение к-рых ограничено воздействием системы гос. розничных цен и развитием гос. торговли.
Во внутр. оптовой торговле в качестве Р. ц. при капитализме выступают цены сделок при продаже продукции др. предприятиям, монополиям или фирмам-посредникам. Для потребит. товаров Р. ц. - цены реализации товаров и услуг населению. В капиталистич. х-ве действует стихийный механизм формирования Р. ц. под влиянием различных факторов, к-рые отражают социально-экономич. специфику произ-ва.
Существенные особенности имеют Р. ц., применяемые при реализации Продукции внутри монополий, в т. ч. международных, при поставках изделий в порядке кооперации. Это т. н. трансфертные (передаточные) цены, используемые для уклонения от налогообложения и являющиеся коммерч. тайной. Один из видов Р. ц. - цены сделок в междунар. капиталистич. торговле.
В 70-х гг. динамика всех видов Р. ц. (оптовых, экспортных, розничных) характеризуется небывало высокими темпами роста, обусловленного в значит. мере инфляцией. Так, индекс розничных Р. ц. (1970 = 100) к сер. 1977 в США составлял по всем товарам 157, в т. ч. по продовольственным - 168, в Японии соответственно - 204 и 208, в Великобритании - 234 и 258, в Италии - 236 и 239. Индекс оптовых цен на пром. товары составлял в 1976 (1970 = 100); в ФРГ - 143, во Франции - 160, в Японии - 165, в США - 176, в Италии - 236, Великобритании - 299. Высокими были также темпы роста цен мировых товарных рынков.
В социалистич. странах под Р. ц. обычно понимаются цены продукции, реализуемой с.-х. кооперативами (в СССР колхозами), личными подсобными х-вами, а также единоличным х-вом. Это особый вид Р. ц., стихийное движение к-рых ограничено воздействием системы гос. розничных цен и развитием гос. торговли.
Источник: Экономическая энциклопедия. Политическая экономия в 4 т. Советская энциклопедия 1979-1980 гг.