Римский клуб

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

Римский клуб
один из наиболее влиятельных в 1970-х – 1980-х годах неправительственный центр по разработке идей мирового порядка; основан в 1968 г. крупным итальянским экономистом и менеджером А. Печчеи: Римский клуб был самым тесным образом связан с ведущими центрами мирового управления.

Источник: Словарь метафор экономического лексикона 2010

Римский клуб

Римский клуб - международная неправительственная научная организация, объединяющая ученых, политических и общественных деятелей многих стран. Деятельность Римского клуба направлена на выработку тактики и стратегии разрешения глобальных проблем. Римский клуб создан в 1968г. итальянским экономистом А.Печчеи.

Источник: Финансовый словарь проекта «Финам», проект www.finam.ru/dictionary

"Римский клуб"
международная общественная организация, созданная в 1968 г. с целью изучения основных аспектов развития человечества в эпоху НТР. «Клуб» сыграл важную роль в привлечении внимания мирового сообщества к глобальным проблемам современной цивилизации, порожденным противоречиями общественного развития, резко возросшими масштабами воздействия человека на окружающую среду.

Источник: Словарь-справочник экономических и юридических терминов. 2015

РИМСКИЙ КЛУБ
Международная неправительственная организация, исследующая современные тенденции развития стран мира и перспективы глобального развития человечества. Основан в Риме в 1968 г. Объединяет экономистов, общественных и политических деятелей, руководителей крупных корпораций и фондов. Прогнозы основаны на системном анализе, моделировании и использовании кибернетических подходов.

Источник: Экономический словарь. Толково-терминологический словарь 2007

РИМСКИЙ КЛУБ
(англ. The Club of Rome) – международная неправительственная организация, занимающаяся исследованиями перспектив глобального развития человечества на базе современных тенденций развития стран мира. Теоретические доктрины "Р. к." оказали влияние на общественное мнение и развитие научных исследований во многих странах мира. Основан в Риме в 1968 г., объединяет экономистов, кибернетиков, математиков и др., а также общественных и политических деятелей, руководителей крупных международных корпораций и фондов, финансирующих исследования "Р. к.". Прогнозы развития человечества до 2100 г. основаны на системном анализе и кибернетических методах.

Источник: Энциклопедический словарь терминов по менеджменту маркетингу экономике предпринимательству.

РИМСКИЙ КЛУБ
(The Club of Rome), международная неправительственная орг-ция, занимающаяся исследованиями перспектив глобального развития человеческого общества на основе совр. тенденций развития капиталистич. мира. Теоретич. доктрины «Р. к.», не выходящие за рамки бурж. реформизма, оказали влияние на формирование обществ. мнения и развитие науч. исследований во мн. капиталистич. странах в 70-х гг. 20 в. Осн. в 1968 в Риме, объединяет ок. 70 учёных (экономистов, кибернетиков, математиков и др.), обществ. и политич. деятелей, руководителей крупных междунар. корпораций и фондов, финансирующих исследования «Р. к.». Формальной структуры, постоянного штата, фиксированного бюджета не имеет. Результаты исследований, к к-рым привлекаются специалисты, представляющие различные отрасли знания, публикуются в виде т. н. докладов «Р. к.». Глобальные компьютерные модели «Р. к.» - серия прогнозных моделей развития человечества на 50 - 100 лет, вплоть до 2100 года, в к-рых широко используются системный анализ и кибернетич. методы.
В нач. 70-х гг. «Р. к.» приобрёл ведущую роль в течении бурж. обществ. науки, выступившем с концепцией неизбежности «глобальной катастрофы» при сохранении существующих тенденций развития общества. Некоторые участники исследований «Р. к.» преимущественно развивают идеи социального пессимизма [напр., Дж. Форрестер, Д. Медоус (США)], другие пытаются обосновать возможность избежать «глобальной катастрофы» с помощью «оптимизации» гос.-монополистич. капитализма [М. Месарович, Э. Ласло (США), Э. Пестель (ФРГ), Я. Тинберген (Нидерланды), И. Кайя (Япония) и др.].
В работах «Р. к.» (4 крупных доклада и большое количество статей) выдвигаются проекты социально-экономич. реформ капиталистич. мира в связи с глобальными проблемами современности - энергетич., сырьевым и продовольств. кризисами, защитой окружающей среды, «демографич. взрывом», преодолением социально экономической отсталости развивающихся стран.
В работах «Р. к.» содержится ряд новых для совр. бурж. науки и идеологии положений. Развиваемая представителями «Р. к.» мысль, что экономич. рост и науч.-технич. прогресс могут лишь смягчить проблемы бурж. общества, но не устранить их глубинных причин, направлена по существу против распространённой в бурж. науке точки зрения, нашедшей отражение в доктринах «общества всеобщего благоденствия», «индустриального» и «постиндустриального общества» и др. Согласно этой точке зрения, беспрерывно развивающееся материальное произ-во, новые науч. и технич. достижения могут сами по себе создать достаточно благ для удовлетворения потребностей подавляющей части населения и открыть пути решения глобальных проблем даже при сохранении разительных контрастов в уровнях жизни различных социальных классов. Выдвигая правильный в своей основе тезис о глубоких противоречиях между неуправляемым развитием технологии и производит. сил в условиях капитализма и интересами широких нар. масс, представители «Р. к.» распространяют свои выводы, сделанные на основе изучения капиталистич. мира, на всё человеческое общество, игнорируют огромный опыт планового ведения х-ва, накопленный социалистич. странами, принципы обществ. устройства при социализме, позволяющие решать сложные проблемы современности в интересах трудящихся.
Учёные, группирующиеся вокруг «Р. к.», используют ряд установок бурж. и мелкобурж. идеологии (несостоятельную теорию «богатых» и «бедных» стран в сочетании с псевдотеорией «сверхдержав» и т. п.). Так, одним из центр. положений, лежащих в основе практически всех их работ, является пресловутая идея о конфликте «Севера» (включающего промышленно развитые страны, в т. ч. социалистич. страны Вост. Европы и СССР) и «Юга» (состоящего из менее развитых в пром. отношении стран и Китая) как главной причине многочисл. противоречий и кризисов глобального масштаба. Теоретики «Р. к.» призывают к политич. и идеологич. «конвергенции» гос-в, принадлежащих к различным социально-экономич. системам, к отказу от классовой борьбы в интересах выживания человечества. В целом, за внеш. политич. нейтральностью в нек-рых докладах «Р. к.» высказывается мысль, что решение проблем будущего - дело корпораций, проводящих свою политику через различные наднациональные органы.
Эволюция концепций, разрабатываемых «Р. к.», в какой-то мере отражает изменение обществ. мнения на Западе. Первый доклад «Р. к.» - «Пределы роста» (Meadows D. et al., The limits to growth. A report for the Club of Romes project on the predicament of mankind, N. Y., 1972) был подготовлен исследовательской группой Массачусетсского техно логич. ин-та (США) под руководством проф. Медоуса. Проводя с помощью метода системной динамики расчёты для мира в целом, Медоус пришёл к выводу о том, что противоречия между быстро растущим населением Земли, бурным развитием средств произ-ва и быстро истощающимися природными ресурсами планеты, а также разрушит, воздействием, к-рое расширяющееся произ-во оказывает на среду обитания человека, могут привести к сер. 21 в. к глобальному кризису. «Каждый день продолжающегося экспоненциального роста, - отмечалось в этом докладе, - все более приближает мировую систему к пределам этого роста... На основе нашего нынешнего знания физических границ планеты можно предполагать, что фаза роста должна кончиться в течение ближайших ста лет» (MeadowsD. et al., op. cit., p. 183). По мысли авторов доклада, достижение «пределов робта» при сохранении существующих тенденций неизбежно будет сопровождаться стихийным сокращением численности населения и пром. произ-ва в результате голода, разрушения окружающей среды, истощения ресурсов и т. д. Единств, выход из этой апокалипсич. ситуации, по мнению Медоуса, - поддержание «нулевого роста», стабилизация численности населения и прекращение индустриализации. Человечество, утверждал он, может выжить лишь в таких условиях, которые он назвал состоянием «глобального равновесия».
Первый доклад «Р. к.» вызвал широкую дискуссию, в ходе к-рой взгляды Медоуса и его коллег были подвергнуты серьёзной критике за технология, пессимизм, приверженность к неомальтузианству и т. д. Многие экономисты и социологи отмечали, что в глобальной модели Медоуса не учитываются потенциальные возможности науч.-технич. прогресса, переоценивается степень загрязнения окружающей среды вследствие развития индустрии, что доступные для эксплуатации запасы природных ресурсов гораздо больше, чем те оценки, на к-рых основывались расчёты Медоуса. В развивающихся странах была отвергнута сама идея «глобального равновесия», поскольку прекращение индустриализации означало бы консервацию их социально-экономич. отсталости. Учёные-марксисты, разделяя мн. критич. замечания, сделанные представителями бурж. науки, прежде всего обращали внимание на то, что авторы доклада совершенно абстрагируются от принципиальных различий двух социально-экономич. систем. Между тем кризисный характер всем проблемам, к-рые анализировались в первом докладе «Р. к.», придают именно противоречия совр. капиталистич. произ-ва, гл. обр. стихийное, неуправляемое развитие экономики, погоня монополий за получением макс. прибыли, приводящие к иррациональному потреблению природных ресурсов, загрязнению окружающей среды, созданию дополнит. серьёзных трудностей на пути ликвидации социально-экономич. отсталости развивающихся стран.
Во втором докладе «Р. к.» - «Человечество на перепутье» (Mesarovic М., Р е s t е 1 Е., Mankind at the turning point. The second report to the Club of Rome, N. Y., 1974), подготовленном под руководством проф. механики из Ганновера Пестеля и проф. математики из Кливленда Месаровича, анализируются примерно те же проблемы, что и в первом, - энергетич. и продовольств. кризисы, неконтролируемый рост населения, загрязнение окружающей среды и возрастающий разрыв в уровнях экономич. развития промышленно развитых и развивающихся стран. В отличие от Медоуса, авторы второго доклада попытались найти истоки «глобального кризиса» не только в столкновении растущих потребностей человечества и принципиально ограниченных возможностей их удовлетворения, но и в нарастающих противоречиях совр. системы междунар. экономич. отношений. Месарович и Пестель противопоставили концепции «глобального равновесия» концепцию «органичного роста» мира как единой системы взаимосвязанных частей, к-рые должны гармонически сочетаться. «Органичный рост» обеспечивается структурной дифференциацией элементов системы и функциональной взаимосвязью между этими элементами и противопоставляется чисто количественному недифференцированному экспоненциальному росту. Мир в модели Месаровича - Пестеля представлен в виде десяти регионов, взаимодействующих через импорт-экспорт и миграцию населения. Авторы доклада пришли к заключению, что миру угрожает не глобальная катастрофа, а целая серия региональных кризисов, которые начнутся значительно раньше, чем предсказывал Медоус. Указывая на взаимную обусловленность кризисных ситуаций, они пытались проследить, как взаимодействуют изменения одних параметров в определ. регионах с изменениями параметров др. регионов (напр., уровень питания в регионах Азии и Африки и ограничение роста материального потребления в странах Запада).
Месарович и Пестель признают неэффективность стихийного рыночного механизма регулирования экономики и, в известной степени, необходимость перехода к использованию плановых начал в управлении обществом на глобальном уровне. В их взглядах нашли отражение опасения реалистически мыслящих бурж. учёных перед роковыми последствиями капиталистич. хозяйствования.
Большое место во втором докладе «Р. к.» занимает проблема растущей экономич. и политич. «взаимозависимости» различных гос-в. Этим термином в бурж. экономич. науке обозначают объективный процесс усиления роли мирохозяйств. связей в экономич. развитии отд. стран и дальнейшего углубления междунар. разделения труда. Авторы доклада трактуют «взаимозависимость» как побудит, мотив для создания такой структуры мировой экономики, при к-рой должно возникнуть единство целей и интересов развивающихся и промышленно развитых стран. При этом усиливающуюся «взаимозависимость» между странами и регионами Месарович и Пестель трактуют в плане уменьшения экономич. и политич. независимости гос-в, что в полной мере отвечает интересам многонац. корпораций.
Третий доклад «Р. к.» - «Преобразование международного порядка» [Tinbergen J. (coordinator), Reshaping the international order. A report to the Club of Rome, N. Y., 1976] выполнен под руководством Тинбергена и посвящён гл. обр. проблеме перестройки системы междунар. экономич. отношений. В докладе приводятся примеры, свидетельствующие о том, что существующая система междунар. экономич. отношений, сложившаяся при совершенно иной, чем в 70-х гг., расстановке классовых и экономич. сил на мировой арене, способствует сохранению подчинённого, неравноправного положения развивающихся стран в мировом капиталистич. х-ве. Так, стоимость импорта развивающихся стран, как указывается в этом исследовании, растёт гораздо быстрее его физич. объёма. Отток финанс. средств из гос-в Азии, Африки и Лат. Америки в виде процентов на долги и прибылей от частных капиталовложений поглощает примерно половину оказываемой им помощи и одну треть их экспортной выручки. В целом же, по подсчётам Тинбергена и его коллег, развивающиеся страны теряют ежегодно от 50 до 100 млрд. долл. в силу действующих механизмов экономич. связей с развитыми капиталистич. гос-вами.
Разрабатывая программу «нового мирового порядка», авторы доклада выделяют след. осн. проблемы, требующие, по их мнению, немедленного разрешения: гонка вооружений, продовольственный кризис, «демография. взрыв», загрязнение и разрушение окружающей среды, междунар. валютные проблемы и перестройка системы мировой торговли, природные ресурсы и энергетика, междунар. монополии, ситуация, складывающаяся в сфере использования Мирового океана, и вопросы, связанные с ролью междунар. орг-ций в совр. условиях. Предлагаются проекты создания различных междунар. механизмов и институтов, в т. ч. наднациональных, призванных обеспечить перераспределение ресурсов в пользу развивающихся стран. Рекомендуется также усиление помощи развивающимся странам, стабилизация цен на их осп. экспортные товары, снижение уровня потребления в развитых странах, учреждение разнообразных фондов, к-рые в той или иной форме финансировали бы программы развития, и т. д.
Хотя идеи, разработанные в третьем исследовании «Р. к.», идут в русле бурж.-реформистских представлений о путях преодоления кризисных явлений в капиталистич. мире, они вызвали резко отрицат. отношение представителей крупного монополистич. капитала. Развивающиеся страны, к-рые весьма критически отнеслись к первым двум разработкам «Р. к.», в целом дали положит. оценку третьему докладу. Наряду с определ. общностью в целях и постановке задач, сформулированных в третьем докладе «Р. к.» и в выдвинутой развивающимися странами программе перестройки междунар. экономич. отношений, между ними существует принципиальная разница в целом ряде подходов и предлагаемых решений. Одной из центр. идей перестройки междунар. экономич. отношений, к-рые разрабатываются учёными, близкими к «Р. к.», является создание неких, преим. наднациональных механизмов, регулирующих отношения в мировом капиталистич. х-ве. Они призывают к новой интерпретации понятия нац. суверенитета, который, с их точки зрения, носит скорее функциональный, чем территориальный характер. Эта интерпретация, считают авторы доклада, сделает возможной постоянно развивающуюся интернационализацию и «социализацию» мировых ресурсов, позволит обеспечить использование их в интересах всего человечества. Принятие концепции функционального суверенитета, утверждают они, предполагает, что все гос-ва передадут часть своих функций, прежде всего в экономич. области, специализированным междунар. орг-циям, решения к-рых будут обязательны для всех. Идею о том, что нац. суверенитет не отвечает совр. условиям, пропагандируют не только идеологи либеральной буржуазии, но и исследователи, тесно связанные с многонац. корпорациями. Эти теоретики рассматривают нац. суверенитет в качестве препятствия на пути широкого проникновения иностр. капитала в экономику развивающихся гос-в. В противоположность этим концепциям развивающиеся страны считают утверждение своего полного и безусловного суверенитета как в политической, так и в экономической области в качестве одного из осн. условий преодоления отсталости, использования природных ресурсов в интересах нац. развития, создания новой демократич. системы междунар. экономич. отношений.
Практически во всех работах «Р. к.» в различной форме проводится идея о необходимости разработки единых для всего человечества целей, моральных и этич. норм и ценностей, отвечающих специфике совр. этапа мирового развития. Не случайно поэтому данным вопросам был посвящён спец. доклад «Р. к.» - «Цели для человечества» (L aszlo Е. et al., Goals for mankind. A report to the Club of Rome on the new horizons of global community, N. Y., 1977), подготовленный под руководством Ласло. В этом докладе в отличие от предыдущих подчёркивается, что социальные условия играют не менее, а может быть, и более важную роль, чем факторы, связанные с ограниченностью природных ресурсов и размеров земного шара. При этом под социальными факторами авторы доклада понимают совокупность чисто субъективных моментов - человеческих целей, намерений, побудит, мотивов. Ласло и его коллеги поставили перед собой две задачи. Первая - описать цели человечества на разл. уровнях - национальном, региональном, транснациональном и глобальном. Общими целями человечества должны быть, по мнению авторов доклада, укрепление междунар. безопасности, прежде всего разоружение, решение продовольств., энергетич. и сырьевой проблем, обеспечение развития как материальных, так и духовных возможностей человечества. Вторая - оценить степень приближения к глобальным целям в различных сферах нац. политики 19 развитых и развивающихся стран, выбранных произвольно. Если человеческие цели, утверждают авторы доклада, нереалистичны, узки, то мировые проблемы приобретут катастрофич. характер. Если же они реалистичны и ориентированы на длит. перспективу, перед мировым сообществом открываются новые горизонты мира и удовлетворения нужд людей. Осн. идея данного исследования носит, т. о., весьма абстрактный характер и сводится фактически к благим призывам «перестроить сознание человека», поскольку гл. ответственность за обострение кризисных проблем учёные «Р. к.» возлагают не на всю совокупность социальных условий при капитализме, а на недальновидность гос. и политич. деятелей, их неумение быстро реагировать на появление новых факторов в мировой экономике и политике. В докладе показано, что усилия правящих кругов капиталистич. стран сводятся гл. обр. к попыткам ослабить наиболее явные пороки обществ. строя, основанного на частной собственности на средства произ-ва: безработицу, инфляцию, периодич. кризисы перепроиз-ва и т. п. Авторы доклада, выделяя цели, к-рым, по их мнению, должно следовать человечество, чтобы избежать глобальной катастрофы, вместе с тем оказываются не в состоянии сформулировать пути их реализации.
Работы «Р. к.» отражают начавшийся в кон. 60-х гг. в бурж. науке и идеологии процесс «переоценки ценностей» - один из важных симптомов углубления общего кризиса капитализма. Характерный для бурж. исследователей апологетизм, прикрываемый «объективизмом» и эмпиризмом позитивистского толка, классовая ограниченность методологич. подхода не позволяют представителям «Р. к.» вскрыть реальные причины кризисных явлений, коренящихся в капиталистич. обществ. отношениях. Отсюда противоречивость, нечеткость, во многом утопичность содержащихся в докладах «Р. к.» выводов и рекомендаций, совпадение их в ряде случаев с позициями идеологов многонац. монополий.

Источник: Экономическая энциклопедия. Политическая экономия в 4 т. Советская энциклопедия 1979-1980 гг.

Найдено научных статей по теме — 5

Читать PDF
217.75 кб

Римский клуб: хроника докладов

Лейбин Валерий Моисеевич
Читать PDF
189.29 кб

Аурелио Печчеи и «Римский клуб»

Сабадаш Юлия Сергеевна
В статье раскрывается транскультурний характер неполитической, неформальной организации «Римский клуб», которая воплощает в жизнь идеи «нового гуманизма» Аурелио Печчеи. Реконструированы теоретико-практические шаги А.
Читать PDF
2.79 мб

Римский клуб: идея устойчивого развития

Читать PDF
249.51 кб

Римский клуб о роли ценностей в формировании качества жизни

Томских Мария Сергеевна
Проблема ценностей всегда находилась в центре внимания ученых, политических и общественных деятелей. В статье анализируется позиция представителей Римского клуба о роли и значимости ценностей в мире.
Читать PDF
135.46 кб

Новый доклад Римскому клубу к 50-летию его основания: плюсы и минусы

Яницкий Олег Николаевич
В статье анализируется новый доклад Римскому клубу, приуроченный к 50-летию его создания.