часть бюджетных ресурсов, предназначенных для обеспечения бесперебойного финансирования предусмотренных бюджетом расходов, а также покрытия непредвиденных затрат государства.
Резервы Бюджетные
РЕЗЕРВЫ БЮДЖЕТНЫЕ
обособленная часть средств бюджетов, предназначенных для обеспечения бесперебойного финансирования как запланированных, так и непредвиденных расходов, возникших внезапно и имеющих чрезвычайный или случайный характер.
Источник: Актуальный словарь современной экономики
БЮДЖЕТНЫЕ РЕЗЕРВЫ
денежные фонды, формируемые в государственном бюджете для бесперебойного финансирования предусмотренных программ вне зависимости от непредвиденных обстоятельств и материального обеспечения вновь возникающих неотложных расходов.
Источник: Современная экономическая наука в понятиях и терминах 1997 г.
БЮДЖЕТНЫЕ РЕЗЕРВЫ
фонды, образуемые в гос. бюджете для бесперебойного финансирования намеченных мероприятий и обеспечения вновь возникших неотложных расходов. Б. р. занимают ведущее место в системе централизованных финанс. резервов.
В капиталистич. странах Б. р. используются преимущественно в качестве источника дополнит, затрат на милитаризацию экономики и проведение мероприятий по вмешательству гос-в в экономику в интересах монополий. Размер намечаемых Б. р. при утверждении бюджета зависит от соотношения его доходов и расходов. В. И. Ленин в статье «По поводу государственной росписи» (1902) разоблачил «официальное финансовое фокусничество», к к-рому нередко прибегают бурж. пр-ва, чтобы использовать «свободную наличность» гос. казначейства для создания видимости финанс. благополучия и сокрытия дефицитности капиталистич. бюджета (см. Полн. собр. соч., 5 изд., т. 6, с. 257 - 58).
В СССР Б. р. предназначаются для: 1) возмещения ущерба, причинённого гос. имуществу стихийными бедствиями, и финансирования др. расходов, обусловленных непредвиденными обстоятельствами; 2) покрытия дополнит, неотложных расходов по нар. х-ву, социально-культурным мероприятиям и усилению обороноспособности страны, к-рые не могли быть предусмотрены при утверждении бюджета; 3) устранения временных кассовых разрывов, вызванных несовпадением сроков поступления доходов бюджета и совершения расходов; 4) покрытия расходов при частичном невыполнении доходов гос. бюджета.
Б. р. способствуют поддержанию пропорциональности обществ. воспроиз-ва, обеспечению его непрерывного и бесперебойного развития, преодолению частичных диспропорций, к-рые могут возникнуть в ходе исполнения нар.-хоз. плана и бюджета, и вместе с тем они служат важным условием обеспечения прочности и устойчивости ден. обращения в стране. К нач. девятой пятилетки (1971 - 75) при годовом объёме бюджета, достигающем ок. 157 млрд. руб. (т. е. более половины нац. дохода), усилилась роль бюджета в обеспечении планомерного развития всей экономики на основе высокой эффективности обществ. произ-ва, а вместе с тем возросло и значение Б. р.
Б. р. выступают в 3 осн. формах: резервные фонды Совета Министров СССР и Советов Министров союзных республик; превышение доходов над расходами бюджета; оборотная кассовая наличность по респ. и местным бюджетам. Законы о бюджетных правах союзных и автономных республик и местных Советов депутатов трудящихся в ряде республик (РСФСР, УССР, БССР, Груз. ССР и Азерб. ССР) предусматривают создание, кроме того, резервных фондов Советов Министров авт. республик и фондов непредвиденных расходов исполкомов краевых, обл., гор. (в городах респ. значения) Советов депутатов трудящихся. Объёмы резервных фондов определяются Советами Министров при утверждении бюджетов, а расходование средств производится на основе спец. правительств, постановлений. При отпуске ассигнований из резервного фонда на капитальные вложения решается вопрос и об обеспечении строек материалами и оборудованием.
Превышение доходов над расходами обусловлено прочной доходной базой бюджета (опирающейся на непрерывно растущие накопления социалистич. х-ва) и производительным характером его расходов. В 1966 - 70 сумма поступивших доходов превысила расходы бюджета на 8,5 млрд. руб.
Оборотная кассовая наличность - ден. средства, резервируемые в респ. и местных бюджетах для покрытия возможных временных кассовых разрывов. Размер оборотной кассовой наличности определяется при утверждении бюджета. Средний остаток оборотной кассовой наличности в конце 60-х гг. составлял 2,5% общего объёма бюджетов союзных республик. Позаимствованные в течение года средства из оборотной кассовой наличности и целевых бюджетных резервов должны быть полностью восстановлены до утверждённого размера.
При капитализме Б. р. используются гл. обр. в качестве источника дополнит, затрат, вызываемых расширением масштабов милитаризации экономики и мероприятий по вмешательству гос-в в экономику в интересах монополий.
В капиталистич. странах Б. р. используются преимущественно в качестве источника дополнит, затрат на милитаризацию экономики и проведение мероприятий по вмешательству гос-в в экономику в интересах монополий. Размер намечаемых Б. р. при утверждении бюджета зависит от соотношения его доходов и расходов. В. И. Ленин в статье «По поводу государственной росписи» (1902) разоблачил «официальное финансовое фокусничество», к к-рому нередко прибегают бурж. пр-ва, чтобы использовать «свободную наличность» гос. казначейства для создания видимости финанс. благополучия и сокрытия дефицитности капиталистич. бюджета (см. Полн. собр. соч., 5 изд., т. 6, с. 257 - 58).
В СССР Б. р. предназначаются для: 1) возмещения ущерба, причинённого гос. имуществу стихийными бедствиями, и финансирования др. расходов, обусловленных непредвиденными обстоятельствами; 2) покрытия дополнит, неотложных расходов по нар. х-ву, социально-культурным мероприятиям и усилению обороноспособности страны, к-рые не могли быть предусмотрены при утверждении бюджета; 3) устранения временных кассовых разрывов, вызванных несовпадением сроков поступления доходов бюджета и совершения расходов; 4) покрытия расходов при частичном невыполнении доходов гос. бюджета.
Б. р. способствуют поддержанию пропорциональности обществ. воспроиз-ва, обеспечению его непрерывного и бесперебойного развития, преодолению частичных диспропорций, к-рые могут возникнуть в ходе исполнения нар.-хоз. плана и бюджета, и вместе с тем они служат важным условием обеспечения прочности и устойчивости ден. обращения в стране. К нач. девятой пятилетки (1971 - 75) при годовом объёме бюджета, достигающем ок. 157 млрд. руб. (т. е. более половины нац. дохода), усилилась роль бюджета в обеспечении планомерного развития всей экономики на основе высокой эффективности обществ. произ-ва, а вместе с тем возросло и значение Б. р.
Б. р. выступают в 3 осн. формах: резервные фонды Совета Министров СССР и Советов Министров союзных республик; превышение доходов над расходами бюджета; оборотная кассовая наличность по респ. и местным бюджетам. Законы о бюджетных правах союзных и автономных республик и местных Советов депутатов трудящихся в ряде республик (РСФСР, УССР, БССР, Груз. ССР и Азерб. ССР) предусматривают создание, кроме того, резервных фондов Советов Министров авт. республик и фондов непредвиденных расходов исполкомов краевых, обл., гор. (в городах респ. значения) Советов депутатов трудящихся. Объёмы резервных фондов определяются Советами Министров при утверждении бюджетов, а расходование средств производится на основе спец. правительств, постановлений. При отпуске ассигнований из резервного фонда на капитальные вложения решается вопрос и об обеспечении строек материалами и оборудованием.
Превышение доходов над расходами обусловлено прочной доходной базой бюджета (опирающейся на непрерывно растущие накопления социалистич. х-ва) и производительным характером его расходов. В 1966 - 70 сумма поступивших доходов превысила расходы бюджета на 8,5 млрд. руб.
Оборотная кассовая наличность - ден. средства, резервируемые в респ. и местных бюджетах для покрытия возможных временных кассовых разрывов. Размер оборотной кассовой наличности определяется при утверждении бюджета. Средний остаток оборотной кассовой наличности в конце 60-х гг. составлял 2,5% общего объёма бюджетов союзных республик. Позаимствованные в течение года средства из оборотной кассовой наличности и целевых бюджетных резервов должны быть полностью восстановлены до утверждённого размера.
При капитализме Б. р. используются гл. обр. в качестве источника дополнит, затрат, вызываемых расширением масштабов милитаризации экономики и мероприятий по вмешательству гос-в в экономику в интересах монополий.
Источник: Экономическая энциклопедия. Политическая экономия в 4 т. Советская энциклопедия 1979-1980 гг.