Ревизионизм

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское]

Ревизионизм
непримиримо враждебное марксизму-ленинизму течение в рабочем движении, стремящееся извратить марксизм как революционное учение. Ревизионизм идеологически смыкается с оппортунизмом, реформизмом (см.), скатывается к национализму, является отражением буржуазного влияния в рабочем движении. Олицетворением современного ревизионизма является политический курс югославских руководителей, теоретические положения, изложенные в программе Союза коммунистов Югославии. Совещание представителей коммунистических и рабочих партий (1960 г.) отметило, что интересы дальнейшего развития коммунистического и рабочего движения требуют и впредь, как указывалось в Московской декларации 1957 года, продолжать решительную борьбу на два фронта - против ревизионизма, который остается главной опасностью, и против догматизма и сектантства.

Источник: Краткий словарь политических, экономических и технических терминов

РЕВИЗИОНИЗМ
антинауч. пересмотр положений марксизма-ленинизма: оппортунистич. направление внутри революц. рабочего движения, к-рое под предлогом творч. осмысления новых явлений действительности осуществляет ревизию коренных, подтверждаемых практикой положений марксистской теории (см. также Оппортунизм). Р. как идейно-политич. течение охватывает по своему содержанию различные области обществ. науки: философию, политич. экономию, теорию науч. коммунизма, социологию и др. Экономич. Р. не выступает единой, цельной доктриной, представляя собой исторически изменяющуюся эклектич. сумму различных экономич. концепций.
Различают Р. справа, который заменяет марксистские положения бурж.-реформистскими взглядами, и Р. «слева», подменяющий их анархистскими, бланкистскими, волюнтаристскими установками. По своему происхождению Р. - результат бурж. и мелкобурж. воздействия на революц. рабочее движение, а по классовой природе - одна из форм идеологии мелкой буржуазии, рабочей аристократии, средних слоёв. Он отражает обществ. положение этих двойственных но своей природе социальных групп, примыкающих то к рабочему классу, то к буржуазии. По своей социальной функции Р. выступает как проводник влияния буржуазии в революц. рабочем движении. Методологич. основу Р. составляют эклектич. смесь субъективизма, догматизма, механистич. материализма, а также схематизм и односторонность.
Р. возник в коц. 70-х гг. 19 в. в герм. с.-д. партии. Как направление Р. оформился после смерти К. Маркса и Ф. Энгельса, когда в 90-х гг. Э. Бернштейн выступил с развёрнутой программой ревизии марксизма. В нач. 20 в. Р. распространился в социал-демократическом движении Германии, Франции, Австро-Венгрии, России и др. стран (К. Каутский, О. Бауэр, Э. Вандервельде, Ф. Шейдеман, К. Легин, С. Прокопович, Л. Мартов, Л. Троцкий и др.).
Ревизионисты предприняли пересмотр всех составных частей учения Маркса. В области философии они не признавали научности диалектич. материализма, пытались соединить науч. социализм с кантианством, берклеанством и махизмом. В экономич. теории они выступали за «исправление» теории стоимости Маркса по Э. Бём-Баверку, пытались опровергнуть марксистскую теорию прибавочной стоимости. Ссылаясь на новые данные хоз. развития, ревизионисты утверждали, будто вытеснение мелкого произ-ва крупным замедлилось, а в с. х-ве не происходит вовсе, что тресты и картели позволяют капитализму устранить кризисы, и поэтому расчёты на крушение капитализма не реальны, т. к. намечается тенденция к смягчению его противоречий. В теории «ультраимпериализма», выдвинутой Каутским, концепции «организованного капитализма» Р. Гильфердинга конкретно-историч. анализ подменялся абстракциями, игнорирующими существенные черты и процессы монополистич. капитализма, сеялись иллюзии об эволюционном перерастании капитализма в социализм. В политич. области, абсолютизируя значение новых явлений социальной жизни, ревизионисты пересматривали марксистское учение о классовой борьбе и её цели - свержении господства буржуазии, установлении власти рабочего класса, диктатуры пролетариата, построении социализма и коммунизма. Они заявляли, что политич. свобода, демократич. всеобщее избират. право уничтожают почву для классовой борьбы, к-рая должна якобы вылиться лишь в реформы, в достижение определ. экономич. требований при сохранении основ капиталистич. отношений. «„Конечная цель - ничто, движение - все“, это крылатое словечко Бернштейна, - писал В. И. Ленин, - выражает сущность ревизионизма лучше многих длинных рассуждений» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 17, с. 24). В нач. 20 в. наряду с правым Р. в революц. рабочем движении проявил себя и Р. «слева», который в то время распространился в романских странах как «революционный синдикализм» и который, как отмечал Ленин, «...тоже приспособляется к марксизму, „исправляя“ его...» (там же, с. 25).
Научно обоснованную, глубокую критику Р. дал В. И. Ленин. Обстоятельная критика Р. содержится также в ряде работ Г. В. Плеханова, Р. Люксембург, К. Либкнехтау Ф. Меринга, К. Цеткин и др.
Р. привёл к краху 2-й Интернационал в начале 1-й мировой войны 1914 - 18. Рабочее движение раскололось на правую, оппортунистическую часть и левую, революционную часть, развившуюся в дальнейшем в междунар. коммунистич. движение. Р. перерос в социал-реформизм. После Великой Окт. социалистич. революции 1917 Р. проявил себя как правый и «левый» уклоны в междунар. коммунистич. движении в 20 - 40-е п\ Весьма массированная попытка ревизовать марксизм-ленинизм была предпринята внутри коммунистич. движения в 50-х гг. Спекулируя на новых послевоен. явлениях и процессах и нек-рых трудностях развития коммунистич. движения, в кон. 50-х гг. широко распространился Р. справа, пытавшийся столкнуть революц. рабочее движение на социал-реформистский путь [А. Лефевр, П. Эрве (Франция), Дж. Гейтс, А. Биттелмен (США), А. Джолитти (Италия), М. Джи лас (Югославия), Р. Зиманд, Л. Колаковский (Польша), Э. Блох (ГДР) и др.]. Особую опасность представляла ревизионистская группа И. Надя - Г. Лошонци, проложившая путь контрреволюц. мятежу 1956 в Венгрии.
В области философии правые ревизионисты выступали против марксистского материализма, утверждали, что само противопоставление материализма идеализму изжило себя, что необходимо «обогатить» диалектич. материализм экзистенциалистским учением о человеке, интуитивистской теорией познания, позитивистским пониманием законов диалектики как гипотетических, не поддающихся «верификации», В социально-экономич. области ревизионисты стремились сочетать марксизм-ленинизм с каутскианством и кейнсианством, с различными концепциями «этического», «демократического», «антропологического» социализма, распространяли теорию «трансформации капитализма в социализм», отстаивали лозунги «интегральной демократии», «национального коммунизма», «идеологического умиротворения». Особенно широкому пересмотру подверглись политич. аспекты марксистско-ленинской теории.
«Современный ревизионизм, - говорилось в Декларации Совещания представителей коммунистических и рабочих партий социалистических стран (1957), - пытается опорочить великое учение марксизма-ленинизма, объявляет его „устаревшим“ и якобы утратившим ныне значение для общественного развития. Ревизионисты стремятся вытравить революционную душу марксизма, подорвать веру рабочего класса и трудового народа в социализм. Они выступают против исторической необходимости пролетарской революции и диктатуры пролетариата при переходе от капитализма к социализму, отрицают руководящую роль марксистско-ленинской партии, отрицают принципы пролетарского интернационализма, требую? отказа от основных ленинских принципов партийного строительства и прежде всего от демократического централизма, требуют превращения коммунистической партии из боевой революционной организации в некое подобие дискуссионного клуба» («Программные документы борьбы за мир, демократию и социализм», М., 1961, с. 15). Междунар. коммунистич. движение осудило правый Р., подвергло его всесторонней критике, постепенно очистило свои ряды от активных поборников Р.
На протяжении 60 - 70-х гг. в коммунистическом движении проявил себя Р. «слева». Беря на вооружение мелкобурж. анархистские концепции прошлого, «левый» Р. толкает массы на авантюристич. действия, а коммунистич. партии - на сектантский путь под прикрытием ультрареволюц. фразы. Он находит своё выражение также в волюнтаристском подходе, к проблемам экономич. развития социалистич. стран (доктрина «казарменного коммунизма» и др.). Особенно широко леворевизионистскую идеологию использует маоизм.
С праворевизионистскими концепциями в кон. 60-х гг. и 70-х гг. выступили О. Шик, Э. Лебл и др. (Чехословакия), Р. Гароди (Франция), Э. Фишер, Ф. Марек (Австрия) и др. Совр. правый Р., означающий сползание на ликвидаторские позиции, соглашательство с правым социал-демократизмом в политике и идеологии, в методологии, плане выступает против марксистско-ленинского учения по всей линии, по существу отвергая необходимость социалистич. революции, выдвигая проекты реформ совр. бурж. общества.
Для «обоснования» пересмотра исходных принципов экономич. учения марксизма идеологи правого Р. нередко ссылаются на совр. науч.-технич. революцию, к-рая, по их утверждениям, выступает альтернативой социальной революции, средством автоматич. преобразования структуры бурж. общества, «размывания» классовых антагонизмов. Она приводит будто бы к гуманистич. перерождению капитализма, интеграции рабочего класса в капиталистич. систему. Обострение противоречий товарно-капиталистич. х-ва, вызываемое науч.-технич. революцией, к-рое способствует созреванию предпосылок социалистич. революции, правые ревизионисты, вслед за бурж. идеологами, истолковывают в духе технологии, детерминизма, относя эти противоречия на счёт «издержек промышленной цивилизации». В праворевизионистской трактовке, в условиях науч.технич. революции эксплуатация рабочей силы якобы становится экономически нецелесообразной, «нерентабельной», ибо, по мнению ревизионистов, развитие науки й техники создаёт несравненно больше богатства, чем эксплуатация людей. Пытаясь обосновать особую социально-экономич. роль умств. труда в создании веществ. богатства и в произ-ве прибавочной стоимости, Р. затушёвывает и мистифицирует всё усиливающуюся общность методов капиталистич. эксплуатации умств. и физич. труда. Свою конечную цель ревизионисты обнаруживают в оппортунистич. отрицании всемирно-историч. миссии пролетариата, якобы утрачивающего свои революц. традиции и ведущую роль, к-рая переходит к интеллигенции.
Рассматривая проблемы экономич. развития социалистич. стран, идеологи правого Р. утверждают, что произошла «стагнация завоеваний социализма», выдвигают требования его «гуманизации», установления «социализма с человеческим лицом». Реальное выражение подобные лозунги получили в призывах к ослаблению гос. руководства экономикой, допуску «свободной игры политических сил». Правый Р. ратует за многообразие принципиально различных «моделей социализма», за плюрализм марксизма. Теоретики «демократического социализма», «рыночного социализма» и др. понятием «социализм» нередко обозначают формы чисто бурж. хозяйствования при наличии различных форм национализации пром-сти, передачи земли крестьянам, кооперирования и т. д. Они трактуют социализм как некую «смешанную экономику», в к-рой существуют капиталистич. монополии и гос., кооп. предприятия, пытаются «втиснуть» в социалистич. общество капиталистич формы произ-ва и обмена. Под предлогом борьбы с «догматизмом» и «чрезмерным централизмом» правые ревизионисты стремятся дискредитировать преимущества планового управления нар. х-вом. Их нападкам подвергаются обществ. собственность на средства произ-ва, централизованное планирование, руководящая роль коммунистич. партии в обществе и др. общие закономерности строительства социализма и коммунизма.
Проповедуемые ревизионистами изменения в формах хозяйствования в конечном счёте означают отход от науч. социализма по всему фронту социалистич. производств. отношений: во-первых, фактич. раздел общенародной собственности, превращение сё в групповую собственность, трансформацию гос. социалистич. предприятий в подобие дюринговских «коммун»; во-вторых, допущение неконтролируемой рыночной стихии как следствие ликвидации «опеки государства» и многократного увеличения числа хоз. субъектов - собственников средств произ-ва; в-третьих, развёртывание конкурентной борьбы, демагогически именуемой «школой социалистической инициативы». Так, деятельность правооппортунистич. элементов в Чехословакии в кризисный период, подменявших систему централизованного планового управления экономикой т. н. саморегулирующейся экономической системой, в к-рой план сводился лишь к информационному документу, необязательному прогнозу, привела в 1968 и нач. 1969 к существенному подрыву социалистич. системы централизованного планового руководства народным хозяйством.
Современный Р. стремится подстраиваться под марксизм-ленинизм, по-реформистски интерпретируя и «подправляя» его. Однако в силу логики классовой борьбы ревизионисты на определ. этане своей эволюции открыто рвут с марксизмом-ленинизмом, переходят в лагерь антикоммунизма. Совр. Р., в т. ч. в области экономической теории, паразитирует на сложности решения проблем, порождаемых специфич. условиями строительства социализма и коммунизма в разных странах. Особая опасность Р. в том, что, будучи идеологией мелкобуржуазной, он выступает орудием антикоммунистич. стратегии империализма, направленной на дискредитацию как идей марксизма-ленинизма, так и реально существующего социалистич. общества, на раскол изнутри мировой системы социализма и междунар. коммунистич. движения.
Ревизионисты прошлого (Гильфердинг и др.) отрицали самую возможность и необходимость политич. экономии социализма, включая в предмет политэкономии лишь производств. отношения товарно-капиталистич. х-ва, где экономич. законы действуют стихийно и господствует товарный фетишизм. Совр. Р., подменяя марксистско-ленинский анализ экономич. структуры социалистич. общества мелкобурж. представлениями, отрицает определяющее значение теоретич. наследия К. Маркса, Ф. Энгельса и В. И. Ленина в развитии политэкономии социализма; игнорирует практич. опыт построения социалистич. общества; отрицает общие черты и закономерности развития коммунистич. способа производства в разных странах. Трактовка социалистических производств. отношений в реформистских теориях по сути не выходит за рамки бурж. мировоззрения.
Правый и «левый» Р. имеют общую гносеология, основу - метафизико-идеалистич. метод мышления и познания. Правои леворевизионистские теоретики приходят к атомизации общества (групповая собственность товаропроизводителей - «рыночный социализм» или полунатуральное х-во самообеспечивающихся коммун - «казарменный коммунизм»). Правые ревизионисты ориентируются на хоз. механизм, который фактически соответствует капиталистич. экономике, гл. обр. её домонополистич. стадии. «Левые» идеализируют полунатуральное крест. х-во, его способность удовлетворять минимум потребностей за счёт собств. ресурсов. С праворевизионистской точки зрения, отправным пунктом и конечной целью политэкономии социализма якобы выступает анализ распределения составных элементов товарной стоимости (с + V + т), а не отношений произ-ва, определяющих характер распределения, обмена и потребления. Отрицая необходимость планомерной организации обществ. произ-ва при социализме, правые ревизионисты считают регулятором социалистич. экономики закон стоимости, на основе к-рого якобы должно происходить присвоение «дохода по труду» коллективами товаропроизводителей, а всё, что не укладывается в рамки рыночного х-ва, объявляется ими бюрократия., а дм. насилием над объективными экономич. законами, к-рое будто бы осуществляется путём директивного планирования. С точки зрения «левых» ревизионистов, игнорирующих товарно-ден. отношения при социализме, все категории и законы товарного хозяйства являются или капиталистическими, или неизбежно ведущими (при любых экономич. условиях) к капитализму.
Ревизионистские концепции представляют собой не результат творч. развития пролетарской политической экономич. на что они претендуют, а продукт мелкобуржуазной её вульгаризации. Марксистско-ленинская экономич. теория развивается в непримиримой борьбе с Р. Коммунистич. и рабочие партии решительно выступают против доктрин правого и «левого» Р., пытающихся столкнуть междунар. коммунистич. движение на позиции оппортунизма, привить рабочему классу идеологию реформизма или анархистские, авантюристич. взгляды.

Источник: Экономическая энциклопедия. Политическая экономия в 4 т. Советская энциклопедия 1979-1980 гг.

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
127.90 кб

Оппортунизм и ревизионизм под знаменем марксизма

Горин Василий Сергеевич
Пересмотр основных положений теории Маркса в программе Коммунистической партии Российской Федерации является предметом рассмотрения данной статьи.

Похожие термины:

  • РЕВИЗИОНИЗМ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИИ

    формальное признание марксистско-ленинского экономического учения и в то же время извращение его основных положений, ревизия основных его принципов. Сопротивляясь революционной борьбе рабочего