Религия

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

РЕЛИГИЯ
тип мировоззрения, а также соответствующее поведение и специфические (культовые) действия, основанные на вере в существование сверхъестественных сил (бога или богов), либо на становлении определенной системы культов; то или иное конкретное вероисповедание, исторические формы развития религии (буддизм, христианство, ислам и др.). Международные правовые нормы исходят из признания права на свободу мысли, совести и Р. Каждый человек свободен использовать свою Р., выполнять соответствующие религиозные и ритуальные обряды. Конституцией РФ (ст. 28) гарантируется каждому свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с др. любую Р. или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Источник: Управление персоналом. Энциклопедический словарь. Инфра-М. 1998

Религия
мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), основанные на вере в существование бога или богов, священного.
Наиболее ранние проявления религии - магия, тотемизм, фетишизм, анимизм и т.п. Исторические формы проявления религии: племенные, национально-государственные (этнические), мировые (буддизм, христианство, ислам). Выделяют также монотеистические религии (характерна вера в одного бога - иудаизм, христианство, ислам, конфуцианство) и политеистические (имеют обширный пантеон богов индуизм, джайнизм, сикхизм, буддизм, синтоизм, даосизм).
Мировые религии: христианство (возникло в начале I в. н.э. в восточной провинции Римской империи в Палестине), ислам (возник в Аравии в VII в. н.э.), буддизм (возник в Древней Индии в VI-V в. до н. э.).

Источник: Экономическая география. Словарь терминов

Религия
(лат. Religare-связывать, соединять) – определенная система взглядов, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, умма, сангха, религиозная община).
Другие определения религии: одна из форм общественного сознания; совокупность духовных представлений, основывающихся на вере в сверхъестественные силы и существа (божеств, духов), которые являются предметом поклонения; организованное поклонение высшим силам. Религия не только представляет собой веру в существование высших сил, но устанавливает особые отношения к этим силам: она есть, следовательно, известная деятельность воли, направленная к этим силам; духовная формация, особый тип отношения человека к миру и самому себе, обусловленный представлениями об инобытии как доминирующей по отношению к обыденному существованию реальности.

Источник: Экономическая история. Словарь терминов и понятий 2018 г.

Религия
вера в сверхъестественное, факт социальной жизни, система символов, действующих с целью установления глубоких, убедительных и длительных настроений и мотиваций людей через формулирование представлений об общем порядке существования и облекающих эти представления аурой подлинности, чтобы эти настроения и мотивации выглядели как единственно реальные. В целом же Р. продолжает рассматриваться как система взглядов и практик, при которых институт Р. сам по себе состоит из культурно обусловленных форм взаимосвязей со сверхъестественным. Функция Р. в обществе рассматривается как соединяющая сила для членов группы (домохозяйство, клан, племенной союз или современное государство). Р. продолжает играть роль в объяснении сложных и трудно контролируемых явлений или в разрешении проблем, которые недоступны для местного знания и обычных технологий (В.А. Тишков). Историческое развитие Р. как системы взглядов относят к начальному этапу формирования человека: племенные Р. начинают появляться у людей неандертальского типа; в течение времени усложняются. Начинают распространяться «магические» (вера людей в возможность влиять сверхъестественным путем на других людей, животных, явления природы) и «тотемические» верования (вера в сверхъестественное родство групп людей с каким-либо видом животных, растений или явлением природы). Позднее появляются анимизм (вера в духов, душу и всеобщую одухотворенность природы; особое почитание духов предков, культ природы), шаманизм (вера в способность человека входить в общение с духами и использовать их силу для врачевания и других практических целей), фетишизм (почитание неодушевленных предметов, которым приписываются сверхъестественные свойства). На основе этих взглядов развивались теперь уже почти полностью ушедшие в прошлое политеистические Р. многих народов в разных регионах мира (Древнего Египта, Индии, Древней Греции, Древнего Рима, ацтеков, майя, древних германцев, древней Руси и др.). Одной из древнейших Р. мира является индуизм (санатана-дхарма; возник примерно в 3 тыс. лет до н.э.). Не являясь единой Р., индуизм, представляет собой семейство разнообразных религиозных традиций, философских систем и верований, основными из которых являются вайшнавизм, шиваизм, шактизм и смартизм. Наиболее известным религиозным положением индуизма в современном мире является йога. Индуизм – третья по числу последователей Р. в мире после христианства и ислама: его исповедуют около 1 млрд. человек, из которых около 900 млн. живут в Индии и Непале. Другие страны, в которых приверженцы индуизма составляют значительную часть населения, это те, где проживают выходцы с полуострова Индостан. Определенные воззрения индуизма легли в основу возникшего в Индии около 6 века до н. э. религиозно-философского учения (дхармы) о духовном пробуждении (бодхи), получившего название буддизм. Впоследствии буддизм широко распространился по территории Азии, поэтому считается одной из трех мировых Р. Основателем учения считается Сиддхартха Гаутама (странствующий аскет-отшельник), впоследствии получивший имя Будда Шакьямуни. Будда Шакьямуни пришел к выводу, что причиной страдания людей являются их собственные действия, и прекратить страдания, достичь нирваны, можно практикой самоограничения и медитацией. Будда утверждал, что его учение не является божественным откровением, а получено им через медитативное созерцание собственного духа и всех вещей. Учение не является догматом, и результаты зависят от самого человека. Наиболее известные ответвления буддизма: хинаяна [малая колесница; предполагает стремление к личному освобождению и достижению нирваны (свобода от желаний, страданий и привязанностей)] и махаяна (большая колесница; стремление к собственному пробуждению «на благо всех живых существ», спасение всех без исключения живых существ подразумевает безграничную любовь и со страдание к ним). Большинство буддистов проживает в странах Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии. Северная ветвь буддизма – ламаизм – получила распространение в Тибете, Монголии, а в России – в Бурятии и Калмыкии. Общая численность буддистов по разным подсчетам от 500 до 700 млн. человек. Следующая мировая Р. по времени возникновения – христианство, возникло в I веке н. э. в Палестине, находившейся на тот момент под властью Римской империи, первоначально в среде иудеев. Определенные условия в Средиземноморье в этот период способствовали тому, что в первые десятилетия своего существования христианство получило распространение и в других провинциях и среди других этнических групп, т.к. в отличие от иудаизма, пропагандировало возможность спасения от грехов вне зависимости от национальности. Христианство возникло вокруг личности Иисуса Христа в результате его деятельности, а также деятельности его ближайших последователей, предполагает традицию почитания единого Бога (монотеизм). Значительное распространение христианства по планете связано с его очень высокими гуманистическим принципами и обращенностью к разным группам населения. А в определенный период времени считалось, что только христианские страны добиваются существенных успехов в экономическом, социальном и культурном развитии. Длительный период становления и значительная распространенность по Земле привели к тому, что от христианства отделялись определенные направления и ветви. Так к V в. от основной ветви отделились древневосточные (ориентальные) церкви: Армянская апостольская церковь, Коптская церковь, Эфиопская церковь, Эритрейская церковь, Сирийская церковь, Индийская Малабарская церковь, Ассирийская церковь Востока. В 1054 г. произошло окончательное разделение Церкви на Римско-католическую церковь на Западе с центром в Риме и Православную – на Востоке с центром в Константинополе. Если Римско-католическая церковь осталась единой под руководством Папы, то Православная церковь разделилась к настоящему времени на 15 автокефальных (самостоятельных) церквей, имеющих между собой евхаристическое общение (совместное проведение служб). Также по идейным соображениям в середине XVI в. в ходе движения Реформации, от католичества отделись направления, идеалом которых было возвращение к апостольскому христианству. Данное направление стали называть протестантизм. Характерной чертой классического протестантского богословия является весьма строгое отношение к тому, что считается существенным – вере, таинствам, спасению, учению о церкви, и менее строгое отношение к внешней, обрядовой стороне церковной жизни. Сейчас значительное число протестантских конфессий и деноминаций определяется их разобщенностью по странам и континентам. Некоторые направления объединены в крупные союзы, например, Всемирная лютеранская федерация (участие в ней принимают 140 церквей из 78 странах мира). Существуют направления, принадлежность которых к христианству оспаривается религиоведами и (или) традиционными христианскими конфессиями (например, свидетели Иеговы, мормоны). В настоящее время в мире насчитывается более 2 млрд. христиан, в т.ч. в Европе – 400550 млн.; в Латинской Америке – ок. 550 млн.; в Африке – ок. 500 млн.; в Северной Америке – более 230 млн.; в Азии – ок. 350 млн.; в Австралии и Океании – более 25 млн. Максимальный процент христианского населения характерен для стран Европы, Америки, а также Западной Африки к югу от экватора. Среди стран мира наибольшее число христиан проживает в США, Бразилии, России. Приблизительное число приверженцев различных христианских конфессий: католиков – ок. 1,2 млрд. (наибольшее число верующих – в Бразилии); протестантов – ок. 800 млн. (наибольшее число верующих – в США); приверженцев православных церквей – до 300 млн. (наибольшее число верующих – в России); приверженцев древневосточных церквей – ок. 70-80 млн. Третьей по возрасту мировой Р. является ислам. Ислам возник в Западной Аравии, в Хиджазе, в начале VII века. Основателем ислама считается житель Мекки Муххамед (570-632 гг.). В возрасте 40 лет он объявил себя посланником единого Бога – Аллаха, продиктовавшего ему свою волю. Муххамед призывал свих соотечественников отказаться от поклонения многочисленным племенным богам, верить только в Аллаха, вести праведную жизнь и готовить себя к грядущему Божьему суду. Основным догматом вероучения Муххамеда стало признание единым Богом Аллаха и Муххамеда – посланником Аллаха. Учение Муххамеда распространилось среди арабов не сразу и ему пришлось переселиться со своими сторонниками из Мекки в Медину. Со времени этого переселения – Хиджры, которое произошло в 622 г., начинается летоисчисление ислама. Основные пять позиций ислама: соблюдение строжайшего единобожия; совершение ежедневной пятикратной молитвы; материальные пожертвования; соблюдение поста в месяц Рамадан; совершение паломничества в Мекку. Ислам, по заявлениям его приверженцев, преследует цель сформировать добродетельную личность, здоровую семью и гармоничное общество. Мусульманские общины имеются более чем в 120 странах и объединяют около 1,5 млрд. человек. В 35 странах мусульманами является бóльшая часть населения, а в 29 странах последователи ислама представляют собой влиятельные меньшинства. В 28 странах ислам признан государственной или официальной Р. В середине VII в. в результате борьбы за власть в Халифате ислам разделился на два основных направления: суннизм и шиизм. На сегодня сунниты представляют подавляющее большинство мусульман (ок. 85%) и представлены в большинстве исламских стран (страны Ближнего Востока, Северной Африки, Цент ральной и Юго-Восточной Азии и т. д.). Наибольшее число суннитов (до 200 млн.) проживает в Индонезии, шиитов (св. 55 млн.) – в Иране. Выделяется мистико-аскетическое течение в исламе – суфизм, представляющее собой, одно из основных направлений классической мусульманской философии. Целью суфизма является воспитание «совершенного человека», который свободен от мирской суеты и сумел возвыситься над негативными качествами своей природы. Так, одно из направлений суфизма – мюрюдизм было идеологическим фактором военных действий горцев Северного Кавказа в 1820-60-х гг. против российских войск. Помимо мировых, существуют национальные (региональные) Р., распространение которых отграничивается 1-2 странами. Наиболее древней национальной Р. (за исключением индуизма) следует считать иудаизм. Это не только религиозное течение, которое преобладает у еврейского народа, но и, по сути, национальное и этическое мировоззрение. Общая численность последователей – около 13,6 млн. человек [в т.ч. в Израиле – 6 млн., США и Канаде – 5,6 млн.; остальные иудаисты дисперсно проживают во многих странах мира (преимущественно развитых)]. В разных регионах мира сложились определенные течения иудаизма [например, на западе Смоленской области (XVIII в.) возникло направление любавичского хасидизма (Хабад Любавич)]. Одной из крупнейших Р. мира, имеющей локальное распространение является сикхизм (ок. 25 млн. чел.; ее приверженцы проживают в индийских штатах Пенджаб и Харьяна). Сикхизм возник в начале XVI в.; сикхи верят в Единого Бога, всемогущего и всепронизывающего Творца, настоящее имя которого никому не известно [Бог рассматривается в двух аспектах – как Ниргун (Абсолют) и как Саргун (персональный Бог внутри каждого из людей)]. Синтоизм – национальная традиционная Р. в Японии; основана на вере в одушевленность всей природы, на поклонении многочисленным божествам и духам умерших. Возникла в VII-VIII вв. н.э. Главным духовным принципом синто является жизнь в согласии с природой и людьми. Несмотря на то, что буддизм оставался государственной Р. Японии вплоть до 1868 г., синтоизм не только не исчез, но и всё это время продолжал играть роль идеологической основы, объединяющей японское общество. В современной Японии данная Р. остается символом национального объединения. В Китае примерно 2,5 тыс. лет назад возникли два этико-философских учения, считающиеся некоторыми учеными как религиозно-философские – даосизм и конфуцианство. Даосизм – учение о Дао или «пути вещей»; каждый человек, чтобы стать счастливым, должен встать на этот путь, попытаться познать Дао и слиться с ним. Конфуцианство – учение, разработанное его основателем Конфуцием (551-479 гг. до н. э.), развитое его последователями. Конфуций заимствовал первобытные верования: культ умерших предков, культ Земли и почитание древними ки тайцами своего верховного божества и легендарного «первопредка» Шан-ди. Впоследствии он стал ассоциироваться с Небом как высшей божественной силой, определяющей судьбу всего живого на Земле. Философ выдвинул идею социальной гармонии, опирался на авторитет мудрецов и правителей глубокой древности, пиетет перед которыми стал постоянно действующим импульсом духовной и общественной жизни Китая. Общая численность представителей этих двух философских течений (в основном в Китае) достигает 500 млн. человек. Процесс религиозного развития человечества не стоит на месте. Многие Р. становятся почти забытыми (например, зороастризм), некоторые в современных условиях пытаются возродить (арийские или славянские), но есть определенная группа религиозных воззрений, которые формируются практически в наши дни. Ряд исследователей называет это сектами или новыми религиозными движениями. Для них характерен определенный, отличный от других, взгляд на Р., который, как правило, отражает основатель данного религиозного направления. Сектам присущи авторитаризм, замкнутость, оппозиционность традиционным религиям. А.И. Даньшин

Источник: Социально-экономическая география: понятия и термины. Словарь-справочник.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
450.29 кб

\ ученый совет \ религия потребления

Орлова Инна
Данная статья посвящена вопросу изменения подходов к бизнес-этике и необходимости введения предмета бизнес-этики нового формата в российских вузах.
Читать PDF
418.37 кб

Религия и власть: поиск компромисса в налогообложении мусульманских стран

Гурнак Александр Владимирович, Вишневская Елена Николаевна, Гурнак Алина Юрьевна
Рассматриваются особенности эволюции налогообложения в исламских государствах.
Читать PDF
168.58 кб

2016. 01. 002. Шнaйдер Ф. , линсбауэр К. , хейнеманн Ф. Религия и теневая экономика. Schneider F. ,

Пряжникова О.Н.
Читать PDF
168.60 кб

2015. 03. 066. Перрет Дж. К. Религия, рост и инновации в современной России. Perret J. K. religion,

Пряжникова О.Н.
Читать PDF
163.90 кб

2014. 04. 005. Кааса А. Религия и социальный капитал в странах Европы. Kaasa A. religion and social

Пряжникова О.Н.
Читать PDF
280.74 кб

Наука и религия от конфронтации к диалогу: философско-правовой аспект

Корж Е. Г.
Читать PDF
111.04 кб

Религия и политика в современном российском обществе

Кудряшова Маргарита Стефановна, Мчедлова Елена Мирановна
Читать PDF
88.50 кб

2002. 03. 011. Цацанашвили М. Г. Государство и религия. ТБ. : Тухинформ, 2001. 92 с. На груз. Яз

Курашвили К. Т.
Читать PDF
205.60 кб

Религия как важнейший фактор формирования правовой культуры народов Дагестана

Джамалова Э. К., Мациевич И. В.
Читать PDF
133.65 кб

Право и религия как основа формирования Европейского средневекового правосознания

Калинина Елена Юрьевна
В данной статье понятие «правосознание» раскрывается в связи с такими понятиями, как «ментальность», «идентичность», «культура».
Читать PDF
99.51 кб

Закон и религия: поиск компромиссов

Дворникова О.А.
В статье рассматривается соотношение закон и религии с точки зрения поиск компромисса между этими явлениями.
Читать PDF
171.47 кб

2015. 04. 029. Штусь М. Трудовые отношения и религия. Stus M. Stosunki pracy i religia // panstwo i

Рёрихт А.А.
Читать PDF
264.95 кб

КОРПОРАЦИИ, РЫНОК, РЕЛИГИЯ И ЛИЧНЫЕ ПРАВА

Афанасьева Е.Г.
Читать PDF
223.76 кб

Религия в политической культуре современной России (обзор)

Девина Ирина Викторовна
Читать PDF
675.42 кб

Религия и институт государственной и военной службы: взаимодействие в социальной структуре общества

Виноградова О. П.
Проводится анализ значения религии для институтов государственной и военной службы.

Похожие термины:

  • Православная религия

    одно из основных направлений в христианской религии наряду с католичеством и протестантизмом. Православная церковь с ее иерархическим принципом построения и строгой дисциплиной тщательно проду
  • Китайские религии

    конфуцианство, этически направленное, и даосизм, тяготеющий к мистике. Многие особенности религиозной жизни Китая были заложены в глубокой древности.
  • Мировые религии

    распространившиеся среди народов разных стран и континентов религии. К мировым религиям относятся буддизм, ислам и христианство (см. Религия ).
  • География религий

    направление в социальной географии, изучающее распространение религиозных воззрений по территории Земли, как элемента исторической и культурной географии, пространственного поведения человека
  • Местная религиозная организация

    Местная религиозная организация - по законодательству РФ - религиозная организация, состоящая не менее чем из десяти участников, достигших возраста восемнадцати лет и постоянно проживающих в одн
  • ОРГАНИЗАЦИЯ, РЕЛИГИОЗНАЯ

    организация, созданная в целях осуществления религиозной деятельности и зарегистрированная в установленном законодательством порядке. К религиозным организациям относятся, в частности, центра
  • ОРГАНИЗАЦИИ, ОБЩЕСТВЕННЫЕ И РЕЛИГИОЗНЫЕ

    добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей
  • Секты религиозные

    так называются отделившиеся от православной церкви в России религиозные объединения верующих. Отказавшись от некоторых обрядов христианской церкви (поклонения иконам, кресту, крещения младенце
  • Формы религиозных верований

    наиболее ранние проявления веры людей в кого-либо, или во что-либо. Анимизм - вера в душу, ее бессмертие и существование духов; Культ предков - жившие ранее люди продолжают свое существование после с
  • Собственность общественных религиозных организаций и партий

    возникает за счет собственных средств, взносов, пожертвований.