Регуляторы Экономические

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Регуляторы Экономические

стоимостные формы (цены, налоги,банковские проценты, экономические нормативы), влияющие через механизм интересов на участников рынка.

Источник: Бизнес-словарь

РЕГУЛЯТОРЫ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ
рычаги, косвенно воздействующие через механизм интересов на участников экономических процессов, хозяйствующих субъектов (например, через цены, налоги, нормы, банковские проценты, санкции).

Источник: Термины рыночной экономики

РЕГУЛЯТОРЫ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ
рычаги воздействия на побудительные мотивы хозяйственной деятельности ее участников - юридических и физических лиц с целью достижения ими определенных экономических результатов. Наиболее действенными экономическими регуляторами являются сложившиеся на рынке или установленные государством цены, банковские проценты, налоги, пошлины, другие виды платежей (пени, штрафы, неустойки и др.), а также субсидии, санкции и пр.

Источник: Современная экономическая наука в понятиях и терминах 1997 г.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕГУЛЯТОРЫ
инструменты, обеспечивающие поддержание общего и частичного равновесия на макро- и микроэкономических уровнях, в различных сферах общественного производства, а также регулирование циклического характера производства в условиях рыночных отношений. К рыночным регуляторам относятся спрос, предложение, конкуренция, цена и другие, к государственным регуляторам рынка – налоговая система, государственный бюджет, регулирование денежной массы (цен, заработной платы, прибыли, обязательных резервов коммерческих банков), квотирование, торговые и валютные ограничители. Все регуляторы взаимно связаны и образуют целостную систему; различия касаются избираемых приоритетов (неоклассики отдают предпочтение использованию денег и кредита, а неокейнсианцы – бюджетных и налоговых регуляторов).

Источник: Глобальная экономика. Энциклопедия

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕГУЛЯТОРЫ
механизмы и институты, посредством которых в национальной экономике осуществляется распределение ресурсов и формирование пропорций. В рыночной экономике к ним относятся системы рыночных форм и рынков, инструментов государственного регулирования и государственных институтов.
Система рыночных форм регулирования включает цены, прибыли и убытки, процентные ставки, валютные курсы, курсы ценных бумаг и др. В результате колебаний их величин в зависимости от спроса и предложения ресурсы переливаются туда, где они наиболее нужны, приносят наибольшую прибыль, а значит, как правило, и наиболее эффективно используются. Давление рыночной конкуренции заставляет производителя снижать издержки и тем самым регулирует затраты ресурсов. Система рынков образуется рынками товаров и услуг, труда, капиталов, земли, ценных бумаг, на которых определяются уровни цен на товары и услуги, цен на ресурсы и фиксируются их колебания.
Так как с помощью одних только рыночных регуляторов нельзя обеспечить оптимальное удовлетворение ряда общественных потребностей, их действие дополняется и корректируется инструментами и институтами государственного регулирования экономики. В систему инструментов государственного регулирования входят административное, правовое, прямое и косвенное экономическое регулирование. Примером административного регулирования могут служить применяемые в нашей стране правила экспорта и импорта: устанавливаемая государством квота (доля) отдельных экспортеров в вывозе нефти, доступе к нефтяному трубопроводу, часть валютной выручки, подлежащая обязательной продаже государству. Правовое регулирование - это устанавливаемые государством и закрепленные в гражданском и хозяйственном законодательстве правила и нормы поведения субъектов регулирования: налоговых органов, бирж, банков и др.
Прямое экономическое регулирование осуществляется путем финансирования и субсидирования государством отдельных сфер и секторов экономики, отдельных предприятий. К косвенному экономическому регулированию относятся формы воздействия государства на рыночные регуляторы через управление валютным курсом, процентными ставками, таможенными пошлинами и др. В регулировании экономической жизни задействованы все ветви государственной власти: законодательная, исполнительная, судебная и все уровни (федеральный, региональный, местный). В нем участвует вся система государственных институтов и прежде всего органы экономического управления как на уровне национальной экономики в целом, так и отдельных сфер, секторов и отраслей.

Источник: Экономический словарь

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕГУЛЯТОРЫ
факторы, определяющие направление и темпы роста произ-ва, степень удовлетворения обществ. потребностей, характер и способ формирования хоз. пропорций. Объективными Э. р. выступают экономические законы, управляющие произ-вом, обменом, распределением и потреблением материальных благ. Неразрывная взаимосвязь экономич. законов обусловливает объективную систему регулирования всех фаз воспроизводств. цикла. Особую роль в этой системе играет осн. экономич. закон, который определяет главный побудит, мотив развития произ-ва, ведущий экономич. интерес собственников средств произ-ва. Интересы господствующего класса кристаллизуются в экономич. политике гос-ва. В. И. Ленин отмечал, что в условиях, когда господствовал капитал, «государство... контролировало, регулировало производство — в пользу магнатов, богачей» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 34, с. 168). При переходе к строительству социалистич. общества гос-во превращается в орган, регулирующий произ-во в интересах всего общества.
Исторически сложились два механизма регулирования произ-ва: стихийный и планомерный. Во всех досоциалистич. классовых обществах функционирует стихийный механизм регулирования хоз. связей. При товарном произ-ве, основанном на частной собственности, законы рынка регулируют стихийно складывающиеся производственные отношения, на основе к-рых формируются пропорции обществ. воспроиз-ва, удовлетворение обществ. потребностей. Распределение труда и средств произ-ва осуществляется стихийно в результате колебаний цен товаров вокруг стоимости. Заложенные в законе стоимости противоречия между индивидуальным и общественно необходимым трудом приводят к дифференциации товаропроизводителей. Х-ва, не сумевшие приспособиться к существующим рыночным условиям, разоряются. Стремление к получению добавочного дохода, подстёгиваемое конкуренцией, заставляет товаропроизводителей повышать производительность труда путём улучшения техники, технологии и организации произ-ва, тем самым способствует развитию производительных сил товарного х-ва, основанного на частной собственности на средства произ-ва. Обусловленная законом стоимости дифференциация товаропроизводителей и расширение сферы товарных отношений при определ. историч. условиях приводит к зарождению и развитию капиталистич. отношений. С превращением рабочей силы в товар товарное произ-во приобретает всеобщий характер. Новые закономерности, связанные с господством капитала и произ-вом прибавочной стоимости, оказывают своё регулирующее воздействие на развитие экономич. процессов. Как подчеркнул К. Маркс, «...производство прибавочной стоимости есть определяющая цель капиталистического производства...» (Маркс К. и Э нг е л ь с Ф., Соч., 2 изд., т. 23, с. 240). Получение прибавочной стоимости происходит путём эксплуатации труда капиталом. На её основе складывается определ. система отношений внутри класса капиталистов: между промышленниками, банкирами и торговцами, а также между капиталистами и землевладельцами. Погоня за прибылью побуждает вводить новую технику, улучшать условия произ-ва, что даёт толчок для развития производит. сил при капитализме. Но в то же время коммерч. тайна, вызванная частной собственностью, сдерживает распространение технич. прогресса.
В развитом капиталистич. х-ве действие законов стоимости и прибавочной стоимости усложняется усиливающейся межотраслевой конкуренцией, к-рая приводит к образованию средней нормы прибыли, цены произ-ва. При империализме дальнейшая модификация этих законов вызывает появление монопольных цен и монопольной прибыли.
Внутриотраслевая и межотраслевая конкуренции становятся формами реализации стихийно действующих законов капиталистич. произ-ва. Развитие обществ. произ-ва происходит анархично, что связано с постоянными нарушениями объективно требуемых пропорций. Стихийный способ регулирования простого и капиталистич. товарного произ-ва обеспечивает необходимую пропорциональность лишь через массу отклонений от «нормы». Маркс писал: «...при капиталистическом производстве общие законы осуществляются весьма запутанным и приблизительным образом, лишь как господствующая тенденция, как некоторая никогда не устанавливающаяся средняя постоянных колебаний» (там же, т. 25, ч. 1, с. 176). Чрезмерное отклонение от объективно необходимых пропорций обществ. произ-ва в условиях развитого капитализма ликвидируется через разрушит, механизм кризисов перепроиз-ва.
Стихийно действующие законы капитализма (особенно периода свободной конкуренции) обеспечивают условия расширенного воспроиз-ва путём «саморегулирования» независимо от сознат. обществ. контроля. С ростом обществ. характера произ-ва и обострением капиталистич. противоречий возрастает экономич. роль гос-ва в поддержании стабильности капиталистич. х-ва. Это особенно характерно для гос.-монополистич. капитализма. Гос. регулирование капиталистич. экономики носит огранич. характер, т. к. оно не подрывает основ частного предпринимательства, не в состоянии обуздать силы капиталистич. рынка. Стихийно действующие законы товарного произ-ва остаются объективными Э. р. хоз. связей, обществ. пропорций.
При социализме общенар. собственность порождает новый тип хоз. регулирования. Планомерное развитие нар. х-ва предполагает функционирование единого экономич. центра, роль к-рого выполняет гос-во. Оно осуществляет сознат. экономич. регулирование через экономическую политику, через систему планирования и хоз. руководства. В условиях сознат. управления нар. х-вом экономич. законы не перестают выполнять функцию объективных регуляторов произ-ва. Это проявляется в необходимости разрешения реальных противоречий хоз. жизни. Специфика законов социализма как Э. р. заключена в действии особого планомерного механизма их реализации. Экономич. регулирование делает необходимым изучение системы экономич. законов социализма, её комплексного воздействия на развитие нар. х-ва. Возрастает роль экономич. науки, доведения науч. разработок до стадии их практич. применения.
Планомерный механизм централизов. управления позволяет постоянно поддерживать необходимые условия расширенного воспроиз-ва. Тем самым обеспечивается возможность бескризисного непрерывного развития нар. х-ва. Однако в социалистич. экономике возможны элементы диспропорциональности, возникновение к-рых связано с неполным учётом требовании экономич. законов, а также с имеющимся ещё влиянием стихийных сил природы на ход обществ. произ-ва. Потребность ликвидации наметившейся диспропорциональности заставляет общество совершенствовать хоз. механизм управления для дальнейшего повышения эффективности обществ. произ-ва. Экономич. законы социализма образуют систему, в к-рой каждый из них имеет свою область регулирования хоз. связей. Напр., закон распределения по труду устанавливает необходимость соответствия меры труда мере потребления, закон стоимости регулирует обмен продуктами труда на основе общественно необходимых затрат и т. д. Основной экономический закон социализма выполняет функцию «верховного» регулятора системы экономич. законов, определяя согласованное действие. При этом отд. хоз. пропорции сводятся к общей пропорциональности, определяемой объективной целью произ-ва — обеспечением полного благосостояния и свободного и всестороннего развития всех членов общества.
В условиях социализма сохраняются товарно-ден. отношения, объективный регулятор к-рых — закон стоимости. Однако его действие уже по сравнению с капиталистич. строем, поскольку товарное произ-во не носит теперь всеобщего характера и подчинено планомерному развитию социалистич. произ-ва. Закон стоимости, как и остальные экономич. законы, планомерно используется социалистич. обществом: регулируется ден. обращение, на основе общественно необходимых затрат труда строится ценообразование. Товарный механизм используется в организации хозяйственного расчёта, в системе материального стимулирования, а также в осуществлении внешне-экономич. связей.
Вопрос об Э. р. социалистич. общества неоднократно обсуждался в сов. экономич. лит-ре. Дискуссии на эту тему отражали проблемы социалистич. хозяйствования, основанного на использовании требований экономич. законов. Постепенно развивались взгляды, всесторонне характеризующие действие экономич. законов социализма. В нач. 20-х гг. были распространены концепции, отрицающие наличие специфич. экономич. законов социализма. Наблюдалось отождествление стихийности с объективным характером действия экономич. законов, в планомерности не замечали объективного начала. Н. Бухарин в качестве регулятора социалистич. экономики называл внеисторич. закон «трудовых затрат», который в условиях социализма выступает как дефетишизированный закон стоимости. Неправильная оценка нэпа сказалась во взглядах, признающих закон стоимости осн. регулятором социалистич. х-ва. В сер. 20-х гг. Е. А. Преображенским была выдвинута теория двух регуляторов. Ведущим регулятором переходной экономики назывался «закон социалистического первоначального накопления», при к-ром развитие социалистич. сектора должно осуществляться не только за счёт внутр. источников, но и за счёт ресурсов крест. х-ва. Закон стоимости определялся как регулятор развития частных х-в. В теории двух регуляторов проявилась троцкистская оценка роли крестьянства в процессе социалистич. строительства.
Социалистические преобразования в переходный период от капитализма к социализму обусловили теоретич. разработку специфич. регуляторов социалистич. экономики. Однако на рубеже 20-х и 30-х гг. ещё не был преодолён субъективизм в политич. экономии. Это проявилось в форме признания в качестве конечного регулятора экономич. развития социализма человеческой воли и сознания, надстроечных отношений. В качестве регуляторов назывался нар.-хоз. план, а также диктатура пролетариата.
Последующее развитие экономич. мысли было связано с преодолением субъективной трактовки регулирующей роли экономич. законов социалистич. общества. Тезис о том, что планомерность не отменяет объективного характера экономич. законов, а меняет механизм их действия, прочно вошёл в научную и учебную экономич. лит-ру с нач. 50-х гг. Было достигнуто значит. продвижение вперёд в разработке проблем механизма действия и использования общих и специфич. экономич. законов как объективных Э. р. социалистич. произ-ва .
Развитие экономики социалистич. общества сделало весьма актуальным системный подход к изучаемым процессам хоз. жизни, анализ взаимодействия экономич. законов в системе производств. отношений социализма. Особое значение изучение механизма функционирования Э. р. социалистич. произ-ва приобретает в условиях развитого социализма в связи с усилением динамизма в экономич. процессах и преимуществ, использованием интенсивных факторов роста.

Источник: Экономическая энциклопедия. Политическая экономия в 4 т. Советская энциклопедия 1979-1980 гг.

Найдено научных статей по теме — 14

Читать PDF
2.05 мб

Цена как экономический регулятор

Гафуров А.М.
В статье рассматривается экономическая сущность цены и ее роль в хозяйственной жизни.
Читать PDF
260.68 кб

Экономическая культура как регулятор экономического поведения

Авакян Анна Абрамовна
Экономическая культура рассматривается как регулятор экономического поведения людей.
Читать PDF
787.81 кб

Роль монетарных регуляторов в современном экономическом развитии

Игонина Л.Л.
В статье раскрыты основные подходы к исследованию монетарных воздействий на экономику.
Читать PDF
2.79 мб

Финансово-регуляторные режимы стимулирования экономического развития

Павлов К.В.
В рецензии на монографию заведующего отделом проблем регуляторной политики и развития предпринимательства Института экономики промышленности НАН Украины д.э.н., профессора В.И.
Читать PDF
659.59 кб

Система трансформации экономической роли и регуляторной политики государства

Никитина Марина Геннадьевна, Ванюшкин Александр Сергеевич
В статье проанализированы современные тенденции трансформации экономической роли и регуляторной политики государства. Выявлены шесть ключевых направлений такой трансформации.
Читать PDF
117.04 кб

Межбюджетные отношения как финансовый регулятор экономического положения региона

Глотова Наталья Ивановна
Проведено исследование финансового механизма межбюджетных отношений в Российской Федерации.
Читать PDF
489.76 кб

Экономическое время как регулятор механизма самоорганизации экономической системы

Желаева Светлана Эдуардовна
В представленной статье в качестве объекта исследования рассматривается экономическая система и механизм ее самоорганизации. Предмет исследования экономическое время в механизме самоорганизации экономической системы.
Читать PDF
1.33 мб

О соотношении рыночных и государственных регуляторов экономической жизни общества

Косьмин А.Д., Кузнецова О.П., Косьмина Е.А.
Целью представленной работы является теоретическое и практическое обоснование необходимости использования классических теорий абсолютного и относительного преимущества ряда составляющих сложившегося экономического бытия для эмпири
Читать PDF
158.27 кб

Трансформация экономических регуляторов функционирования аграрного сектора региона

Бондаренко Людмила Вячеславовна
Процесс трансформации аграрного комплекса в России, в частности, механизм его экономического становления, привел к тому, что он фактически перестал существовать, а новый создан не был.
Читать PDF
4.20 мб

Рынки труда и образовательных услуг как регуляторы социально-экономического развития

Карионов Александр Валерьевич
В статье предлагается рассмотреть и проанализировать взаимосвязь факторов экономического роста с показателями благосостояния населения на основе развития финансово-экономических аспектов и социальной безопасности страны и впоследс
Читать PDF
2.81 мб

Норма права как основной регулятор экономических отношений: понятие, структура, значение

Илалутдинов А. И.
Статья посвящена рассмотрению понятия, структуры и значения нормы права. Обосновывается центральное место нормы права в системе регуляторов экономических отношений.
Читать PDF
224.49 кб

Наднациональные и национальные регуляторы в условиях глобальной экономической нестабильности

Рязанов Виктор Тимофеевич
В статье рассматривается современный мировой кризис как системный и в то же время кризис неолиберальной модели глобализации. Выход из этого кризиса предполагает изменения в характере взаимодействия экономических регуляторов.
Читать PDF
773.64 кб

Экономические регуляторы внешнеторговой активности: сравнительная характеристика. Налоговое регулиро

Олейник С.П.
В статье отмечается, что экономические регуляторы, целенаправленно воздействуя на величину и/или структуру стоимости объекта регулирования, изменяют доходность внешнеторговых операций, оказывая тем самым влияние на предприниматель
Читать PDF
665.58 кб

Экономические регуляторы внешнеторговой активности: сравнительная характеристика. Тарифное регулиров

Олейник С.П.
В статье отмечается, что экономические регуляторы, целенаправленно воздействуя на величину и/или структуру стоимости объекта регулирования, изменяют доходность внешнеторговых операций, оказывая тем самым влияние на предприниматель