Регулирование рынка
Регулирование рынка
(Market regulation) использование органами государственной власти административных мер и инструментов финансовой политики по повышению конкуренции в национальной экономике, в том числе и регулированием цен на отдельные виды общественно значимых товаров.
Источник: Толковый словарь аудиторских налоговых и бюджетных терминов.
Регулирование рынка
способ воздействия на рынок с целью достижения определенной направленности рынка и результатов деятельности его субъектов в интересах общества. Субъектами регулируемого рынка являются государственные органы управления. Однако принимать участие в этом процессе мо гут общественные организации (например, профсоюзы, союзы предпринимателей и др. структуры). Основная задача регулируемого рынка – поддержание стабильности рынка и обеспечение его социальной ориентации. Регулируемый рынок осуществляется прямыми и косвенными способами. Прямые регуляторы – это преимущественно административные методы воздействия на субъектов рынка, косвенные – финансовые, кредитно-денежные методы, опосредованно воздействующие на поведенческие мотивации предпринимателей в качестве стимулов и антистимулов.
Источник: Словарь-справочник экономика внешняя торговля выставки 2012
РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА
(market regulation) - система экономических, юридических, административных мероприятий по упорядочению рыночных отношений и предупреждению, сглаживанию отрицательных социальных последствий. P.p. имеет целью направить развитие рыночных отношений в русло здоровой конкуренции товаропроизводителей, обеспечить социальную защищенность нуждающихся в этом слоев населения. P.p. направлено также на обеспечение заинтересованности товаропроизводителей в развитии приоритетных направлений НТП, охраны окружающей среды. С помощью льгот, дотаций, инвестиций, кредитов, т.е. экономических и финансово-кредитных рычагов, государство заинтересовывает предприятия в развитии отраслей, отвечающих интересам общества. Под контролем государства находятся фиксированные и регулируемые цены на ряд товаров. Рынок регулируется во всех развитых странах, их опыт имеет для РФ практическое значение.
Источник: Экономический словарь от теории к практике. 2016 г.
РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА
способ воздействия на рынок с целью достижения определенной направленности рынка и результатов деятельности его субъектов в интересах общества. Субъектами Р. р. являются государственные органы управления. Однако принимать участие в этом процессе могут общественные организации (например, профсоюзы, союзы предпринимателей и др. структуры). Основная задача Р. р. — поддержание стабильности рынка и обеспечение его социальной ориентации. Р. р. осуществляется прямыми и косвенными способами. Прямые регуляторы — это преимущественно административные методы воздействия на субъектов рынка, косвенные — финансовые, кредитно-денежные методы, опосредованно воздействующие на поведенческие мотивации предпринимателей в качестве стимулов и антистимулов. Принципиальное отличие государственного Р. р. от управления предприятиями и организациями в условиях командно-административной системы заключается в том, что оно опирается в основном на косвенные экономические методы воздействия на интересы товаропроизводителей, в то время как в централизованной экономике действует административное вмешательство в деятельность производителей посредством директивных распоряжений и заданий без учета их интересов. В странах с развитым рыночным хозяйством накоплен богатый опыт государственного Р. р., которое включает программные, налоговые, кредитные, антимонопольные и др. методы воздействия на экономику. Суть программного регулирования заключается в непосредственном участии государства в решении важных для общества программ: научно-технических, производственных, социальных, экологических, оборонных, внешнеэкономических, антиинфляционных, антикризисных и др., полностью либо частично финансируемых из государственного (местного) бюджета. Реализуются такие программы через госзаказы, размещаемые на конкурсной основе. В условиях экономического кризиса, а также дефицитности бюджета количество программ ограничивается, проводится их ранжирование по значимости и жесткий отбор. Налоговое регулирование осуществляется через налоговые ставки и налоговые льготы. Размеры налоговых ставок должны учитывать потребности государства в бюджетных поступлениях и заинтересованность предпринимателей в производстве и инвестировании. Налоговые ставки определяются на компромиссной основе; существенное их повышение способно подорвать стимулы к расширению производства. Западными экономистами разработаны различные методы определения оптимальных размеров налоговых ставок. Так, например, согласно «кривой Лаффэра», оптимальный размер налогов в сумме составляет 30%, в случае его превышения снижается деловая активность и сокращаются поступления в бюджет. Налоговые льготы имеют целевой характер и являются формой стимулирования производства особо значимой для общества продукции. Благодаря им средства инвестируются в новую технику и технологию, успешнее решаются социальные и природоохранные задачи. Объекты льготного налогообложения меняются в зависимости от степени приоритетности тех или иных программ, выдвигаемых правительством. Кредитное регулирование осуществляется посредством манипулирования учетными ставками центральным банком и льготного кредитования. Размеры учетных ставок для коммерческих банков определяют цену коммерческого кредита и его объем, оказывающие непосредственное влияние на платежеспособность предприятий, масштабы инвестирования, воспроизводственные процессы. Льготное кредитование направлено на стимулирование деловой активности в наиболее важных для государства сферах деятельности, например, производства продовольствия, малого бизнеса и др. Государство может использовать как отдельные методы, так и комплекс методов в зависимости от решаемых им проблем. В процессе становления российского рынка формируется система его регуляторов, базирующаяся на правовой основе. В законодательных актах по налогообложению предусмотрены льготы, стимулирующие техническое перевооружение, ввод новых мощностей предприятий нефтяной, легкой, пищевой и медицинской промышленности. Для развития малого бизнеса применяются льготы по налогу и инвестиционный налоговый кредит (отсрочка налогового платежа). Прогрессивный подоходный налог с граждан, льготы малоимущим, семьям с детьми выполняют функцию социального регулирования. В соответствии с законами РСФСР «0 банках и банковской деятельности в РСФСР» и «0 Центральном банке РСФСР (Банке России)» действуют экономические нормативы, определяющие кредитную политику и регулирующие деятельность коммерческих банков в интересах вкладчиков капитала и в целях обеспечения стабильности банковской системы. В Законе РСФСР «06 основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» определены меры бюджетного регулирования на основе нормативного распределения источников доходов между бюджетами разного уровня, целевых и резервных бюджетных фондов для осуществления социальных, экологических, научно-технических и др. программ. Процесс формирования системы государственного Р. р. в Российской Федерации еще не завершен. Отдельные методы пока слабо увязаны между собой, не разработаны механизмы регулирования рыночных отношений в кризисных условиях, недостаточно проработаны правовые формы ответственности за нарушение принимаемых государством норм и правил. Первоочередные меры, принятые Правительством России, диктовались состоянием экономики к концу 1991 г., необходимостью восстановить элементарную управляемость экономическими процессами на основе рыночных инструментов. В ходе углубления экономических реформ Р. р. будет все больше сосредоточиваться на стимулировании накоплений и долгосрочных инвестиций, создании современной рыночной инфраструктуры.